Закон о профстандартах — основные положения

Статья на тему: "Закон о профстандартах — основные положения" от профессионалов для людей. Обязательно дочитайте до конца.

Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 122-ФЗ
«О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 24 апреля 2015 года

Одобрен Советом Федерации 29 апреля 2015 года

Президент Российской Федерации

Поправки касаются применения профессиональных стандартов.

Уточняется понятие профстандарта. Это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

С 1 июля 2016 г. вводится обязанность применения работодателями профстандартов в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если эти требования установлены законодательством или нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

В остальной части профстандарты будут применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Уточняется порядок учета профстандартов при формировании требований ФГОС профессионального образования и определении продолжительности профобучения.

Правительство РФ наделяется правом вводить обязательность применения требований профстандартов для государственных внебюджетных фондов, государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий, госкорпораций, госкомпаний, а также хозобществ, где доля государства (муниципалитета) составляет более 50%.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу 1 июля 2016 г.

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 2 мая 2015 г., в «Российской газете» от 6 мая 2015 г. N 95, в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 мая 2015 г. N 18 ст. 2625

История рассмотрения и принятия Федерального закона

Профстандарты. Новые правила применения с 1 июля 2016 года

Исключительные права на представленный материал принадлежат АО «КонсультантПлюс».

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 04.07.2016.

Стало больше условий, при которых применять профстандарты обязательно >>>

Если работодатель не применяет обязательные профстандарты, ему грозит штраф >>>

Независимая оценка определит, соответствует ли квалификация работника профстандарту >>>

Даже если профстандарт обязателен, увольнять работника за несоответствие не придется >>>

Профстандарт для бухгалтера: с июля кардинальных перемен не произошло >>>

Стало больше условий, при которых применять профстандарты обязательно

С 1 июля работодатели обязаны применять профстандарты в части тех требований к квалификации работников, которые установлены в ТК РФ, иных нормативных правовых актах.

Особенности использования профстандартов предусмотрены, например, для ГУП и МУП, госкорпораций, а также хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более 50% акций или долей принадлежит государству.

[2]

Принимая на работу по отдельным должностям (профессиям, специальностям), работодатели, как и раньше, обязаны применять профстандарты. Это необходимо, когда выполнение работы предполагает компенсации, льготы либо ограничения, установленные ТК РФ или иным федеральным законом. В такой ситуации наименование должности и требования к квалификации определяются в соответствии с профстандартом или квалификационным справочником (ЕКС, ЕТКС). Если должность есть и в справочнике, и в профстандарте, работодатель вправе выбрать, какой акт использовать.

В случае когда применять профстандарты необязательно, можно использовать их в качестве ориентира. Они помогают понять, какие знания, умения, профессиональные навыки и опыт необходимы для выполнения определенного вида работы.

Если работодатель не применяет обязательные профстандарты, ему грозит штраф

Работодателя ждет административная ответственность за нарушение трудового законодательства. Штраф, в частности, для юрлиц по общему правилу составляет от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Специальная ответственность грозит, если трудовой договор оформлен ненадлежащим образом. Работодателя могут привлечь к ней, например, когда должность, предполагающая льготы, указана в трудовом договоре без учета профстандарта либо квалификационного справочника. В частности, юрлица заплатят за такое нарушение от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Независимая оценка определит, соответствует ли квалификация работника профстандарту

Планируется создать особую процедуру независимой оценки.

Независимую оценку квалификации будут проводить специальные центры. Работодатель с письменного согласия сотрудника сможет направить его на такую оценку. Пока сотрудник проходит ее с отрывом от работы, нужно будет сохранять за ним, в частности, должность и среднюю зарплату.

Чтобы получить свидетельство о квалификации, работник должен успешно сдать профессиональный экзамен. Если результат окажется неудовлетворительным, вместо свидетельства будет выдаваться заключение о прохождении экзамена с рекомендацией соискателю. С изменениями можно ознакомиться на сайте Госдумы (http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=1029618-6, http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=1029893-6).

Даже если профстандарт обязателен, увольнять работника за несоответствие не придется

Применять обязательные профстандарты нужно, в частности, при приеме на работу новых сотрудников. Как Минтруда России от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253 (вместе с «Информацией Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам применения профессиональных стандартов»)» >указал Минтруд, вступление в силу профстандартов не основание уволить тех, кто уже работает.

При необходимости компания может направить сотрудников, например, на профессиональное обучение, чтобы привести их квалификацию в соответствие с профстандартами.

Если работодатель все же решит уволить сотрудников с недостаточной квалификацией, ему придется провести аттестацию.

Профстандарт для бухгалтера: с июля кардинальных перемен не произошло

Профстандарт для бухгалтера принят еще в 2014 году. Как отмечалось выше, с 1 июля профстандарты обязательны в той части требований к квалификации, которые предусмотрены, например, законами.

Согласно Закону о бухучете главный бухгалтер и иное лицо, которое ведет бухучет, должны иметь (за отдельными исключениями) высшее образование и определенный стаж. Эти требования применимы, в частности, к главным бухгалтерам публичных акционерных обществ, кроме кредитных организаций.

Читайте так же:  Оплата за капитальный ремонт в новостройках - законно ли

В профстандарте перечислены требования не только к уровню образования и опыту, но и к умениям и знаниям главного бухгалтера. Однако в Законе о бухучете требований к умениям и знаниям таких работников нет. Соответственно, профстандарт в части правил об определенных умениях и знаниях главных бухгалтеров применять необязательно.

Для бухгалтеров (в том числе и главных), на которых не распространяются требования этого Закона к образованию и стажу и положения других законов, профстандарт остается рекомендательным и после 1 июля.

Какие организации обязаны применять профстандарты?

Какие организации обязаны применять профстандарты, регламентировано положениями федерального законодательства. В каких нормативных актах соответствующие нормы содержатся и на какие типы организаций распространяется их действие?

Обязательно ли применение профессиональных стандартов в современных организациях?

Профессиональные стандарты — это закрепленные на уровне правовых актов квалификационные требования к сотрудникам тех или иных профессий, соответствие которым необходимо с точки зрения выполнения данными сотрудниками своей трудовой функции (ст. 195.1 ТК РФ). Профстандарты обязательны к применению фирмами-работодателями в 2 случаях (письмо Минтруда РФ от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253):

  • фирма-работодатель имеет в штате должности, по которым должны предоставляться льготы и компенсации — например, за вредные условия труда;
  • применение профстандартов предписано конкретным нормативно-правовым актом.

Первой нормой следует руководствоваться всем предприятиям вне зависимости от того, являются ли они частными или государственными (муниципальными). Вторая норма на практике характеризует законодательное регулирование главным образом тех хозяйствующих субъектов, которые имеют прямую связь с государственной или местной властью.

Так, недавно Правительство РФ издало отдельный нормативный акт — постановление от 27.06.2016 № 584, в котором содержатся формулировки, предписывающие:

  • всем государственным и муниципальным учреждениям, фондам, а также предприятиям, компаниям и корпорациям, что принадлежат государственным либо муниципальным органам власти (на праве владения более чем 50% от уставного капитала), применять профессиональные стандарты в части требований к квалификации;
  • указанным хозяйствующим субъектам до 01.01.2020 разработать и реализовать планы по внедрению профессиональных стандартов;
  • указанным хозяйствующим субъектам применять профстандарты по новым должностям в соответствии с планом и положениями постановления № 584.

Таким образом, профстандарты сейчас обязательны:

  • для государственных и муниципальных учреждений, фондов;
  • для компаний, предприятий и корпораций, уставный капитал которых более чем на 50% принадлежит государственным или муниципальным органам;
  • для всех фирм-работодателей — включая частные, в которых есть должности, предполагающие предоставление работнику установленных законодательством льгот.

В остальных случаях правомерно рассматривать профстандарты как рекомендованные к применению (данной позиции придерживается Минтруд РФ в письме № 14-0/10/В-2253).

Рассмотрим далее, для каких должностей могут устанавливаться профстандарты.

Для каких должностей и отраслей обязательны профстандарты

Перечень профстандартов, утвержденных на текущий момент, огромен. В частности, соответствующие стандарты приняты для должностей в таких сферах:

  • образование;
  • здравоохранение;
  • культура, искусство;
  • социальные услуги;
  • спорт;
  • связь;
  • ИТ, коммуникации;
  • менеджмент;
  • финансы;
  • юриспруденция;
  • деятельность СМИ;
  • охранная деятельность;
  • сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбоводство, охота, рыболовство;
  • строительство;
  • сфера ЖКХ;
  • транспорт;
  • добыча и переработка нефти, газа;
  • электроэнергетика;
  • легкая, текстильная промышленность;
  • пищевая промышленность;
  • деревообрабатывающая промышленность, мебельная индустрия;
  • атомная, ракетная промышленность;
  • химическая промышленность;
  • металлургия;
  • машиностроение;
  • судостроение;
  • автомобилестроение;
  • оказание услуг населению и др.

Таким образом, профстандарты приняты для должностей, на которых работают специалисты фактически во всех основных сферах экономики России. В общем случае профессиональные стандарты принимает Минтруд РФ и утверждает отдельными приказами. Например, профстандарт «Бухгалтер» утвержден приказом Минтруда РФ от 22.12.2014 № 1061н.

Обязательные к применению профессиональные стандарты: внедрение

Предприятие, которое в силу требований законодательства обязано применять профстандарты, должно внедрить их в свою модель кадрового менеджмента. Если оно является государственным или муниципальным, то алгоритм таких действий утвержден постановлением № 584. Данному работодателю предстоит:

  • разработать план внедрения профстандартов;
  • реализовать его до 01.01.2020;
  • обеспечить применение профстандартов на новых должностях в соответствии с планом.

В целях обеспечения соответствия кадрового менеджмента требованиям постановления № 584 фирма-работодатель может издать отдельный приказ о внедрении профстандартов, согласно которому ответственные сотрудники должны будут разработать и реализовать соответствующий план. Приказ может быть дополнен специальным положением, определяющим, как действовать ответственным сотрудникам при исполнении корпоративных норм, установленных приказом.

Для решения задач, предусмотренных приказом, может быть организована комиссия или рабочая группа специалистов — это может быть зафиксировано отдельным приказом и дополняющим его положением.

Обязательность применения профессиональных стандартов коммерсантами

При наличии оснований, обязывающих коммерческую компанию следовать профстандартам, она вправе внедрить профстандарты, руководствуясь тем алгоритмом, который реализуется на госпредприятиях в соответствии с постановлением № 584. Отдельного нормативного регламента для коммерсантов не предусмотрено.

Профстандарты обязательны для всех госструктур и муниципальных хозяйствующих субъектов, а также для частных фирм, в которых есть должности, предполагающие предоставление льгот сотрудникам. Профстандарты устанавливаются приказами Минтруда РФ. Их внедрение как в частных фирмах, так и в госструктурах осуществляется на основе постановления Правительства РФ № 584.

Узнать больше о внедрении профстандартов вы можете в статьях:

Закон о профстандартах с 2016 года — последние изменения

Закон о профстандартах с 2016 года меняет часть положений ТК РФ и закона об образовании, относящихся к этим стандартам. Рассмотрим, что нового в применение профстандартов несут эти изменения.

Роль профстандарта в определении квалификации работника

Профессиональный стандарт — документ, содержащий перечень требований к уровню необходимой подготовки соответствующего специалиста. Он содержит не только описание трудовых функций, выполняемых на определенной должности, но и перечисляет те знания и умения, которыми занимающий эту должность специалист должен владеть.

Знание профстандартов необходимо:

  • работодателям, которые в соответствии с ними разрабатывают должностные инструкции, организуют необходимую подготовку и аттестацию работников, устанавливают систему оплаты труда;
  • учебным заведениям, готовящим специалистов, отвечающих требованиям, заявляемым работодателями;
  • работникам, желающим овладеть какой-либо специальностью или повысить свою квалификацию.

О том, какую роль профстандарт сыграет при разработке должностной инструкции, читайте в материале «Должностная инструкция главного бухгалтера — образец 2015».

Профстандарты призваны заменить требования к квалификации, содержащиеся в применяемых в РФ со времен СССР (постановление Минтруда РФ от 12.05.1992 № 15а) документах:

  • единых тарифно-квалификационных справочниках работ и профессий рабочих;
  • едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих.

Переход этот должен быть постепенным, осуществляемым по мере подготовки профстандартов и прохождения ими экспертизы. В настоящее время такая работа идет в соответствии с планом мероприятий, утвержденным на период 2014–2016 годов распоряжением Правительства РФ от 31.03.2014 № 487-р.

Читайте так же:  Сколько зарабатывает ветеринар — зарплата в россии в других странах мира

В российском трудовом законодательстве на сегодняшний день поэтапно сделаны следующие шаги в этом направлении:

  • введено понятие профстандарта (ст. 195.1 ТК РФ);
  • названы органы, ответственные за определение порядка разработки и утверждения стандартов (ст. 195.2 ТК РФ);
  • установлены главные принципы применения профстандартов (ст. 195.3 ТК РФ);
  • закреплена зависимость федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования (ФГОС) от профстандартов (п. 7 ст. 11 закона РФ «Об образовании…» от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Федеральный закон о профстандартах № 236-ФЗ

В ТК РФ отсылки к профстандарту впервые появились с введением в него ст. 195.1 (п. 4 ст. 1 закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс…» от 03.12.2012 № 236-ФЗ), текст которой содержал:

  • определение профстандарта как характеристики квалификации (сочетания знаний, умений, профессиональных навыков и опыта), обязательных для работника, осуществляющего определенную трудовую деятельность;
  • указание на необходимость увязки наименований должностей, в отношении которых будут созданы профстандарты, с наименованиями аналогичных должностей, содержащимися в квалификационных справочниках;
  • перечень органов, ответственных за определение порядка разработки, утверждения и применения профстандартов: Правительство РФ, обязанное учесть мнение трехсторонней комиссии (состоит из представителей Правительства РФ, профсоюзов, работодателей) по регулированию социально-трудовых отношений.

В соответствии с возложенным на него поручением Правительство РФ в начале 2013 года утвердило правила разработки, утверждения и применения профстандартов (постановление Правительства РФ от 22.01.2013 № 23), получившие новую редакцию (от 13.05.2016) в связи с внесением изменений в ТК РФ, вступающих в силу с 01.07.2016.

Введение в применение современных профстандартов подразумевает как актуализацию в соответствии с новыми требованиями существовавших ранее документов такого содержания, так и разработку новых стандартов для новых профессий.

О профстандарте, разработанном для бухгалтеров, читайте в статье «Профстандарт для бухгалтера с 2016 года (нюансы)».

Значение законов № 44-ФЗ и 223-ФЗ для разработки профстандартов

Законы РФ «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ и от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг…» определяют правила организации закупок для госнужд. В отношении работников контрактных служб и контрактных управляющих, выступающих от имени заказчика, законодательство содержит требование о наличии высшего или дополнительного профессионального образования в сфере закупок (п. 6 ст. 38 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Вместе с тем до 2015 года обучение в вузах по такой специальности не проводилось и, соответственно, код ее в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию, утвержденном постановлением Госстандарта РФ от 30.09.2003 № 276-ст, отсутствовал.

В ответ на запрос о присвоении такого кода Минэкономразвития России (письмо от 26.03.2015 № Д28и-877) разъяснило, что:

  • согласно п. 3 существующего порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, утвержденному приказом Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. № 1059, добавление в перечень новой специальности будет возможным только после того, как Минобрнауки России утвердит соответствующий ФГОС;
  • принятие ФГОС, в свою очередь, требует учета в нем положений соответствующих профессиональных стандартов (п. 21 правил разработки и утверждения ФГОС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 № 661).

Таким образом, Минэкономразвития России не только дополнительно подтвердило необходимость учета положений существующих профстандартов при разработке стандартов образования, но и указало на невозможность добавления без их участия новой специальности в перечень тех специальностей, по которым возможно обучение.

На сегодняшний день профстандарты для специалистов сферы закупок утверждены приказами Минтруда:

  • от 10.09.2015 № 626н — стандарт «Эксперт в сфере закупок»;
  • от 10.09.2015 № 625н — стандарт «Специалист в сфере закупок».

А Минобрнауки России письмом от 18.04.2016 № 03-348 напомнило о том, что:

  • применение профстандартов с 01.07.2016 обязательно для работодателей в отношении работников, требования к квалификации которых утверждены законодательно;
  • во исполнение требований п. 6 ст. 38 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ действующим специалистам сферы закупок для госнужд, не имеющим необходимой квалификации, необходимо пройти профессиональную переподготовку.

О том, есть ли соответствие между профстандартом «Бухгалтер» и ФГОС для бухгалтера, читайте в материале «Соответствие требований ФГОС по бухгалтерскому учету».

Изменения, внесенные законом о профессиональных стандартах № 122-ФЗ

С 01.07.2016 положения ТК РФ и закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ, относящиеся к профстандартам, действуют в новой редакции, что обусловлено вступлением с этой даты в силу закона РФ «О внесении изменений…» от 02.05.2015 № 122-ФЗ.

В ТК РФ закон 122-ФЗ о профстандартах внес такие изменения:

  • редакционные правки в ст. 195.1, приведшие:
    • к уточнению определения «профстандарт»: он теперь имеет значение не только для ведения определенной деятельности, но и для выполнения определенной функции;
    • к выносу части ее текста в отдельную ст. 195.2, определяющую орган, ответственный за установление порядка разработки и утверждения профстандартов (Правительство РФ с учетом мнения трехсторонней комиссии), с исключением из круга утверждаемых им порядков порядка применения стандартов:
    • появление ст. 195.3, содержащей основные принципы применения профстандартов: использовать их нужно обязательно, если содержащиеся в них требования к квалификации установлены нормативными актами РФ, и можно всего лишь взять за основу квалификационных характеристик, если в законодательстве РФ таких требований к квалификации нет.

В законе РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ изменено следующее:

  • углублен текст п. 7 ст. 11 в части использования профстандартов при разработке ФГОС: их применение увязано с будущей профессиональной компетенцией получающих образование лиц и сделано обязательным в зависимости от наличия соответствующих профстандартов;
  • в тексте п. 8 ст. 73 к факту наличия профстандарта стала привязываться разработка конкретной программы обучения.

Кроме того, закон РФ от 02.05.2015 № 122-ФЗ о профстандартах (ст. 4) установил:

  • возможность особого применения этих стандартов для:
    • государственных внебюджетных фондов;
    • государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий;
    • госкорпораций и госкомпаний;
    • организаций с долей госучастия в них, составляющей более 50%;
    • обязанность приведения к соответствию требованиям п. 7 ст. 11 закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (т. е. увязки с существующими профстандартами) всех ФГОС, утвержденных до 01.07.2016, в течение года с наступления этой даты.

В отношении особого применения профстандартов Правительством РФ принято постановление от 27.06.2016 № 584, сделавшее для вышеперечисленных организаций профстандарты обязательными с 01.07.2016 с оговорками в части поэтапного их введения в срок до 01.01.2020, обусловленного необходимостью:

  • создания отсутствующих стандартов и доработки существующих;
  • проведения дополнительного обучения работников;
  • приведения в соответствие с положениями профстандартов внутренних нормативных актов, связанных с оценкой квалификации работников.
Читайте так же:  Невыход на работу из-за задержки зарплаты

О том, как с учетом применения профстандарта составить должностную инструкцию бухгалтера, читайте в статье «Должностная инструкция бухгалтера бюджетного учреждения — образец 2015».

Особенности применения профстандартов с 01.07.2016

Видео (кликните для воспроизведения).

Изменения в законодательстве в части профстандартов, вступившие в силу с 01.07.2016, сделали обязательным их применение в отношении:

  • тех положений, которые соответствуют установленным в нормативных актах РФ. В частности, это приобретает значение для профессий и специальностей, при которых законодательно устанавливаются какие-либо льготы или ограничения (письмо Минтруда от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253);
  • государственных организаций и юрлиц с доминирующей долей участия государства в них (постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584).

Обязательность использования профстандарта проявится:

  • при приеме на работу новых сотрудников;
  • при контроле соответствия его требованиям уже имеющихся работников, которые могут быть либо дополнительно обучены, либо по результатам аттестации признаны несоответствующими занимаемой должности.

Если обязанность применения профстандарта отсутствует, то им можно руководствоваться как базой для создания собственных квалификационных требований (должностной инструкции) для работника соответствующей должности (информация Минтруда от 10.02.2016). Это, например, относится к профстандарту «Бухгалтер».

Вступивший в силу с 2016 года закон о профессиональных стандартах внес изменения в положения ТК РФ, сделав обязательным использование этих стандартов только в части тех их положений, которые подкреплены нормативными актами. Особый порядок применения профстандартов установлен Правительством РФ для государственных организаций.

Закон о профстандартах — основные положения

Профстандарты — важная составляющая трудового законодательства. Порядок их разработки и применения регулируется ст. 195.3 ТК и ФЗ № 122 от 02.05.2015 г. Профстандарты представляют собой комплексные документально оформленные требования, которые выдвигает государство к навыкам, опыту и умениям граждан, претендующих на определенные должности.

Закон о профстандартах — к каким должностям они применяется

Принятый 2 мая 2015 г. Закон о профстандартах определил механизм их разработки, порядок внедрения и случаи применения, обусловив добавление в ТК ст. 195.2 и 195.3, а также корректировку ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. в разрезе длительности программ профобучения согласно стандартам.

Из него следует, что профстандарты применяются не всеми хозяйствующими субъектами и не ко всем профессиям. В обязательном порядке они используются:

  • ГУП (государственными унитарными субъектами);
  • МУП (соответственно, муниципальными субъектами);
  • Корпорациями государственного значения;
  • Обществами, половиной акций которых владеет государство.

Их нужно применять только по отношению к профессиям, определенным на законодательном уровне, например:

  • педагогам и специалистам в воспитательной области;
  • врачам различной направленности (педиатрам, офтальмологам, стоматологам, провизорам, сурдоакустикам и так далее);
  • соцработникам и сотрудникам органов опеки;
  • медиаторам и управленцам;
  • бухгалтерам, брокерам, финансовым консультантам, внутренним аудиторам, статистикам, логистикам;
  • специалистам, работающим с транспортом и обслуживающим его;
  • и так далее.

Таким образом, к профессиям, регулируемым профстандартами, относятся те, для которых ТК, нормативными актами и приказами соответствующих министерств устанавливается требуемый квалификационный уровень. Также к профессиям относятся те, которые:

  • дают право сотруднику, занимающему должность, пользоваться льготами и претендовать на компенсации;
  • предполагают определенные ст. 57 ТК ограничения.

Вторые могут либо регламентироваться профстандартами, либо содержаться в специальных справочниках, которые называются квалификационными (например, ЕКС).

Столкнувшись с этим, работодатель вправе самостоятельно выбирать нормативный регулятор.

Ответы на иные вопросы, касающиеся применения профстандартов, изложены в Письме Минтруда № 14-0/10/В-2253, датированном 04.04.2016 г.

Где можно найти профстандарты

Согласно правительственному Постановлению № 23 от 22.01.2013 г., полномочия по разработке профстандартов возложены на Министерство Труда Российской Федерации. Для того чтобы профстандарт получил реальную силу, сначала его нужно зарегистрировать. И делается это в Министерстве юстиции Российской Федерации. Там же представлен и реестр, в котором приведены все действующие профессиональные стандарты.

В интернете тоже можно найти список зарегистрированных профессиональных стандартов. Но никто не дает гарантии, что этот перечень будет действующим. Даже в случае, когда найденные сведения вроде бы достоверны, все равно лучше обратиться в Министерство юстиции за подтверждением.

Нюансы применения профессиональных стандартов

Как уже было упомянуто, профстандарты применяются не ко всем профессиям. В таком случае они могут использоваться управленцем ориентировочно, для понимания, какими навыками и умениями должен обладать потенциальный работник.

Читайте также: Выписка из ЕГРЮЛ и другие сведения о контрагентах через сервис egrul.ru

Нельзя уволить сотрудника, если он не соответствует выдвинутым профессиональным стандартам. Для такого действия нужно иметь на руках более веские основания, например, доказательства проваленной аттестации или наличия серьёзных дисциплинарных проступков. Зачастую, подобный подчиненный отправляется на обучающие курсы, которые помогут ему достичь необходимого уровня квалификации.

Также стоит отметить, что использование профессиональных стандартов является достаточным основанием для того, чтобы внести изменения в соответствующие должностные инструкции.

Зачастую, после таких правок круг обязанностей, которые возлагаются на работника, становится шире. Сам работник ничего с этим сделать не сможет — все должностные инструкции устанавливаются и утверждаются руководителями хозяйствующего субъекта.

При этом управленец не имеет права расширять обязанности работника, не предупредив его об этом обстоятельстве (даже если соответствующие изменения вносятся с учетом введенных в действие профессиональных стандартов). У работника должен быть выбор. Так, он может уволиться по собственному желанию до того момента, как на его плечи возложат новые обязанности и делегируют дополнительную ответственность.

Переход на профессиональные стандарты — очень сложный и трудоемкий процесс. Нужно менять многое в кадровой политике и соответствующей документации. Самый простой способ совершить такой переход — определить группу сотрудников и передать им права по разработке подробного плана. Состав этой «комиссии» определяется внутренними приказами, которые исходят лично от начальства.

Никаких установленных законодательством бланков для таких документов не существует, а значит, их можно составлять в свободной форме. Главное — отразить такие факты, как количество членов комиссии, их имена и должности, а также те права, которые им передает руководитель.

Для тех работодателей, которые не хотят вводить профессиональные стандарты в случаях, оговоренных в законодательных актах и приказах правительства, предусмотрена ответственность. Так, их действия подпадают под статью 5.27 Кодекса об Административных Правонарушениях и наказываются следующим образом:

  • Если нарушение обнаружено впервые, то работодателю будет вынесено предупреждение;
  • Организации будут обязаны выплатить штраф, который может достигать размеров 30 или даже 50 тысяч рублей;
  • Должностные лица будут наказаны штрафными санкциями в размере от 1 тысячи рублей до 5 тысяч рублей;
  • Индивидуальные предприниматели будут наказаны штрафами в таких же, как и для должностных лиц, размерах — от 1 тысячи рублей до 5 тысяч рублей.
Читайте так же:  Особенности и преимущества оформления загранпаспорта через госуслуги

Стоит помнить, что наименование профессионального стандарта и название должности – это не одно и то же. Стандарт охватывает не просто одну единственную должность, он содержит требования ко всему виду подобной деятельности. Так что, некоторые работодатели, начиная использовать профстандарты, предпочитают изменить название должности для того, чтобы избежать возможной путаницы.

Материалы по теме

Чем различаются трудовой и страховой стаж
Еще до недавнего времени при исчислении пенсии соответствующие службы опирались на фактический трудовой стаж субъекта. Однако после проведения неоднок…

Отпуск в праздничные дни
Не редко случается так, что отпуск попадает на праздничные дни. Тогда у сотрудника и работодателя появляется закономерный вопрос – как их считать? Вхо…

Материальная ответственность работника – что это, как оформляется…
Вопрос того, какую материальную ответственность работник несет перед работодателем, является ключевым во многих случаях трудоустройства, особенно на о…

Проводки по материальной помощи работнику
В вопросах того, как выполняется начисление материальной помощи сотруднику, следует особое внимание уделять бухгалтерским проводкам означенных операци…

Постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. N 23 «О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов» (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2016 г. N 406 в наименование внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2016 г.

Постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. N 23
«О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов»

С изменениями и дополнениями от:

23 сентября 2014 г., 13 мая 2016 г., 9 февраля, 29 ноября 2018 г.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2016 г. N 406 в преамбулу внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2016 г.

Правительство Российской Федерации постановляет:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2016 г. N 406 пункт 1 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2016 г.

1. Утвердить прилагаемые Правила разработки и утверждения профессиональных стандартов.

2. Установить, что Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливает тождественность наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2016 г. N 406 в пункт 3 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2016 г.

3. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по вопросам применения Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных настоящим постановлением.

4. Реализация федеральными органами исполнительной власти полномочий, установленных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности их работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2016 г. N 406 в наименование внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2016 г.

Правила
разработки и утверждения профессиональных стандартов
(утв. постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. N 23)

С изменениями и дополнениями от:

23 сентября 2014 г., 13 мая 2016 г., 9 февраля, 29 ноября 2018 г.

I. Общие положения

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2016 г. N 406 пункт 1 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2016 г.

1. Настоящие Правила устанавливают порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов.

2. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации координирует разработку профессиональных стандартов.

3. Проекты профессиональных стандартов могут разрабатываться объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций (далее — разработчики).

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

II. Разработка и утверждение профессиональных стандартов

6. Разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, макетом профессионального стандарта и уровнями квалификаций.

7. Разработка проектов профессиональных стандартов за счет собственных средств осуществляется разработчиками в инициативном порядке.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2014 г. N 970 в пункт 8 внесены изменения

8. Разработка проектов профессиональных стандартов за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с утверждаемым Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации перечнем профессиональных стандартов, сформированным с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (далее — Национальный совет), на основе государственных контрактов на выполнение работ по разработке проектов профессиональных стандартов в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Информация об изменениях:

Правила дополнены пунктом 8.1 с 21 февраля 2018 г. — Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2018 г. N 136

8.1. Разработка проектов профессиональных стандартов по высшим уровням квалификации работников и актуализация профессиональных стандартов по высшим уровням квалификации работников осуществляются с участием союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» (далее — союз).

Информация об изменениях:

Правила дополнены пунктом 8.2 с 21 февраля 2018 г. — Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2018 г. N 136

8.2. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации по предложениям союза и советов по профессиональным квалификациям по соответствующему виду профессиональной деятельности (при наличии) (далее — советы) утверждает перечень профессий, по которым союз участвует в разработке и актуализации профессиональных стандартов (далее — перечень профессий).

Информация об изменениях:

Пункт 9 изменен с 21 февраля 2018 г. — Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2018 г. N 136

Читайте так же:  Муж и жена работают в одной организации

9. Проект профессионального стандарта подлежит обсуждению с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений), советов, союза в отношении профессий, включенных в перечень профессий, и других заинтересованных организаций.

10. Для рассмотрения проекта профессионального стандарта разработчиком представляются в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации проект профессионального стандарта и следующие документы:

а) пояснительная записка к проекту профессионального стандарта;

б) сведения об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта;

Информация об изменениях:

Подпункт «в» изменен с 21 февраля 2018 г. — Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2018 г. N 136

в) информация о результатах предусмотренного пунктом 9 настоящих Правил обсуждения проекта профессионального стандарта.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2014 г. N 970 в пункт 11 внесены изменения

11. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации отклоняет проект профессионального стандарта, если разработчиком представлен неполный комплект документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, а также если этот проект не соответствует методическим рекомендациям по разработке профессионального стандарта.

12. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 10 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта информирует разработчика об отклонении проекта профессионального стандарта или о принятии его к рассмотрению.

Информация об изменениях:

Пункт 13 изменен с 21 февраля 2018 г. — Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2018 г. N 136

13. Проект профессионального стандарта размещается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации на официальном сайте (www.regulation.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 10 календарных дней со дня его поступления для проведения общественного обсуждения. Информация о размещении проекта профессионального стандарта для проведения общественного обсуждения направляется координаторам сторон, представляющих общероссийские объединения профессиональных союзов и общероссийские объединения работодателей, в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а также в государственные компании и государственные корпорации, образованные в соответствии с федеральными законами. Срок общественного обсуждения составляет 15 календарных дней со дня размещения проекта профессионального стандарта.

[1]

Одновременно проект профессионального стандарта направляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, и в союз в отношении профессий, включенных в перечень профессий. По итогам рассмотрения указанный федеральный орган исполнительной власти и союз направляют в течение 15 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации замечания и предложения.

При наличии замечаний и предложений союза Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации проводится согласительное совещание с участием представителей разработчика, союза, совета и профессиональных союзов (их объединений).

[3]

Информация о результатах общественного обсуждения проекта профессионального стандарта и его рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, и союзом (при наличии) направляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработчику в течение 7 календарных дней со дня поступления в Министерство такой информации.

Информация об изменениях:

Пункт 14 изменен с 21 февраля 2018 г. — Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2018 г. N 136

14. Проект профессионального стандарта, информация и документы, предусмотренные пунктом 10 настоящих Правил, информация о результатах общественного обсуждения проекта профессионального стандарта, информация о результатах рассмотрения проекта профессионального стандарта федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, союзом (при наличии) и результаты согласительного совещания, предусмотренного абзацем третьим пункта 13 настоящих Правил, направляются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в Национальный совет для проведения экспертизы.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2014 г. N 970 пункт 15 изложен в новой редакции

15. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации на основании экспертного заключения Национального совета в течение 7 календарных дней со дня его получения принимает решение об утверждении проекта профессионального стандарта либо отклонении проекта профессионального стандарта и информирует разработчика о принятом решении.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2014 г. N 970 пункт 16 изложен в новой редакции

16. Утверждение профессионального стандарта осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации на основании экспертного заключения Национального совета с рекомендациями о его одобрении.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2014 г. N 970 пункт 17 изложен в новой редакции

17. Сведения о профессиональном стандарте вносятся в реестр профессиональных стандартов, создание и ведение которого осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в установленном им порядке.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2014 г. N 970 пункт 18 изложен в новой редакции

18. Внесение изменений в профессиональные стандарты осуществляется в порядке, предусмотренном для их разработки и утверждения.

Информация об изменениях:

Пункт 19 изменен с 11 декабря 2018 г. — Постановление Правительства России от 29 ноября 2018 г. N 1439

Видео (кликните для воспроизведения).

19. Информация об утвержденных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации профессиональных стандартах и внесенных в них изменениях в течение 10 дней со дня их вступления в силу направляется в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации или Министерство просвещения Российской Федерации для учета при формировании соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Источники


  1. Габов, А. В. Ликвидация юридических лиц. История развития института в российском праве, современные проблемы и перспективы: моногр. / А.В. Габов. — М.: Статут, 2011. — 304 c.

  2. Беляева, О. М. Теория государства и права в схемах и определениях / О.М. Беляева. — М.: Феникс, 2012. — 320 c.

  3. Герасимова, Л.П.; Зубко, Ю.А. Шпаргалка по коммерческому праву; Аллель-2000, 2011. — 167 c.
Закон о профстандартах — основные положения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here