Виды уголовной ответственности за земельные правонарушения

Статья на тему: "Виды уголовной ответственности за земельные правонарушения" от профессионалов для людей. Обязательно дочитайте до конца.

Уголовная ответственность за земельные правонарушения

Это вид юридической ответственности за нарушение требований земельного законодательства наступает при совершении таких земельных правонарушений, которые посягают на установленный земельный правопорядок и представляют опасность для общества, государства или отдельных лиц.

Уголовная ответственность применяется за два вида преступлений, совершённых в сфере земельно-правовых отношений: регистрация незаконных сделок с землей (ст.170 УК) и порча земли (ст.254 УК).

Регистрация незаконных сделок с землей.

Данный состав подразумевает искажение учётных данных Государственного земельного кадастра России, а также умышленное занижение размеров платежей за землю.

Объективная сторона преступления подразумевает под собой три действия, совершение любого из которых будет достаточно для привлечения виновного лица к уголовной ответственности, — регистрацию незаконных сделок с землей, искажение сведений государственного кадастра недвижимости или умышленное занижение размеров платежей за землю.

Родовым объектом преступления является экономическая деятельность, а видовым объектом – установленный порядок регистрации.

Субъектом данного преступления является должностное лицо, использующее при совершении преступления своё служебное положение.

Субъективная сторона выражается в форме прямого умысла и предполагает корыстную или иную личную заинтересованность должностного лица.

Порча земли (ст.254 УК). В соответствии с этой статьей объективная сторона преступления может выражаться в форме как действия, так и бездействия и проявляется в виде отравления, загрязнения или иной порчи земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке. Обязательными признаками объективной стороны преступления являются причинение вреда здоровью человека или окружающей среде и причинно-следственная связь между нанесённым вредом и совершённым противоправным деянием.

Вред, причинённый здоровью человека, может быть различной степени тяжести.

Объектом преступления являются окружающая природная среда, безопасность экологической обстановки.

Субъектом является вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста и осуществляющее хозяйственную или иную деятельность, связанную с обращением с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме косвенного умысла.

Уголовная ответственность за земельные преступления и правонарушения

Земельное правонарушение являет собой общественно опасное действие или бездействие, которое заключается в нарушении земельного законодательства и приводит к негативным последствиям или создает угрозу их возникновения. Предметом посягательства в подобных преступлениях выступает земля. Уголовная ответственность за земельные правонарушения предусмотрена в нескольких статьях УК, а непосредственно в ст. 170, 254, 247-249 и 262.

Земельные преступления могут квалифицировать не только по уголовному законодательству, за них показана ответственность и в Административном, и в Гражданском кодексе.

Земельные отношения

Под земельными правоотношениями принято подразумевать социально-правовое взаимодействие государства с частными собственниками земельных наделов, обычными гражданами. Земельные отношения являются разновидностью общественных взаимоотношений не только по тому, что земля − составная часть окружающей среды, но и потому что ее использование людьми, а также присвоение продуктов ее функционирования и полезных свойств определяют экономическое, социальное и экологическое развитие страны.

Земельные взаимоотношения являются также одним из видов имущественных взаимоотношений, они возникают, прекращаются и изменяются в процессе использования и передачи земли.

Земельные взаимоотношения могут разделяться по следующим показателям:

  • по виду владения;
  • по направленности эксплуатации;
  • по виду управления хозяйством;
  • по способу регулирования земельных вопросов.

Каждый из видов взаимоотношений имеет свои особенности. К примеру, по виду владения можно определить, на каких основаниях, и как именно владелец распоряжается участком. Направленность эксплуатации отображает цели владения, ведь существуют участки для ведения сельского хозяйства, земли, которые используют под дачный коттедж и застройку.

Земельные правонарушения определяют несколько элементов:

  1. Субъект − участник правоотношений, им может выступать физическое и юридическое лицо, муниципальные образования, субъекты РФ и сама РФ. Субъекты могут исполнять роль собственника надела, землепользователя, землевладельца, а также арендатора и обладателя сервитута.
  2. Объект – земля, как природный ресурс, земельные наделы и части участков.
  3. Содержание правоотношения − права и обязанности всех участников, связанные с кадастровой оценкой, с учетом потребностей развивающегося земельного рынка, а также собственности.

Регулирование земельных отношений основывается на признания равенства всех участников. И государственные органы, и частные предприниматели, и обычные граждане несут одинаковую ответственность за нарушение установленного земельного закона.

Для привлечения к ответственности обязательно должен быть четко сформирован состав преступления. Исходя из обстоятельств совершения злодеяния, законодатель будет определять, к какой из форм ответственности привлечь виновного.

Виды ответственности за земельные правонарушения

Законодатель выделяет за земельные преступления несколько видов ответственности. Они отличаются материальным признаком и разделяются на:

  • гражданско-правовую;
  • административную;
  • уголовную и дисциплинарную ответственность.

Привлекают к этим формам ответственности на основании конкретного нормативно-правового акта.

Административная форма ответственности наступает за нарушение законодательства по ст.7.1. КоАП РФ, за экологические преступления, не влекущие серьезных последствий, а также за нарушения, которые возникли вследствие мелиорации земель. Административные взыскания могут назначаться исключительно должностными лицами и государственными органами, оговоренными в законе.

Дисциплинарная ответственность может применяться только к человеку, в чьи рабочие обязанности входит соблюдение утвержденных земельно-правовых норм. Взыскания дисциплинарного характера назначают только нарушителю, который в период своего рабочего времени совершил правонарушение. К дисциплинарной ответственности привлекают по статье 75, ч.3 УК РФ.

Гражданско-правовая форма ответственности наступает, когда имело место нарушение чьих-то прав, и лицо понесло определенный материальный ущерб. Наказание по Гражданскому кодексу может назначаться, если был причинен вред землям, находящимся в частной собственности или используемым на договоре аренды.

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства наступает за посягательство на землю, как на элемент собственности и общественное благо. Также в УК показана ответственность за нарушение правил борьбы с болезнями растений, использования недр, незаконную рубка деревьев, а также за нарушения режима охраняемых территорий и объектов.

Уголовная ответственность за злодеяние

Основанием для назначения уголовного наказания является совершение активного действия, которое имеет признаки преступления, описанного в УК РФ. Лица, совершившие земельные правонарушения, равны перед законом вне зависимости от половой и расовой принадлежности, национальности, имущественного и должностного положения. Уголовная ответственность за земельные преступления наступает только за те запрещенные действия, в отношении которых была доказана вина.

Читайте так же:  Положение об экспертной комиссии

Чаще всего злоумышленников привлекают по таким статьям:

  • ст. 167 − умышленное повреждение чужого имущества;
  • ст. 168 − порча имущества по неосторожности;
  • ст. 170 − незаконное проведение сделок с землей;
  • ст. 254 − порча, загрязнение и отравление земли вредными продуктами хозяйственной деятельности;
  • ст.247 − нарушение методики обращения с опасными для экологии отходами и веществами;
  • ст. 248 – не соблюдение правил использования биологически активных токсинов;
  • ст. 249 – нарушение норм борьбы с болезнями растений;
  • ст. 262 − предусматривает ответственность за несоблюдение режима охраны специализированных территорий.

Санкция за каждое из нарушений будет отличаться, ведь напрямую зависит от тяжести последствий и обстоятельств совершения злодеяния. Если сказать в общих чертах, то земельные нарушения предполагают штраф в размере до 200 тысяч рублей, исправительные работы и ограничение свободы сроком до двух лет, а также лишение свободы до пяти лет. Иногда может быть назначено дополнительное наказание в виде лишения права занимать высокопоставленные должности и компенсации ущерба потерпевшему.

В особых случаях производится изъятие земельного участка, в отношении которого собственник нарушил земельное законодательство. При этом государство не возмещает ущерб и стоимость убытков, связанных с изъятием. Важно, что прекращение права собственности на участок не освобождает виновных в нарушении законодательства от возмещения ущерба потерпевшим.

Порядок привлечения к уголовной ответственности

За преступления, связанные с землей, к уголовной ответственности привлекают редко, чаще злодеяние квалифицируют, как административное правонарушение. Конечно, встречаются ситуации, когда виновный отвечает за земельное преступление по всей строгости закона.

Порядок привлечения к ответственности за злодеяние, связанное с землей, несколько отличается от привычного ведения досудебного расследования. После обращения в полицию с заявлением или жалобой, необходимо не только провести опрос соседей и непосредственно заявителей, но и осуществить оценку почвы и грунтовых вод на участке.

В этом деле полицейским не обойтись без участия экологов и других экспертов в данной области. На основании проведенных анализов будут составлены протоколы и заключения. Вместе с собранными материалами заключения передаются для следственной оценки, на основании которой будет вынесено решение о возбуждении уголовного дела или отказ.

Результат должен быть не позже 15 дней, если дело возбуждено, его передают в прокуратуру и в суд. На заседании будут допрошены стороны конфликта, а также примутся во внимание доказательства вины и заключения экспертов. Судьей учитываются смягчающие и отягощающие обстоятельства, и выносится вердикт. Вступает решение суда в силу через 10 дней. Привлечение к административной ответственности происходит в той же последовательности, но имеет немого упрощенную схему вынесения приговора.

Уголовная ответственность за земельные правонарушения

Уголовная ответственность за земельные правонарушения наступает в том числе,, когда это нарушение имеет признаки общественно опасного деяния, посягающего на установленный земельный правопорядок, т.е. является преступлением.

Действующий Уголовный кодекс значительно усилил ответственность за земельные и иные экологические общественно опасные правонарушения — преступления; введена специальная гл. 26 «Экологические преступления», норм стало больше, увеличился и максимальный размер наказаний, что свидетельствует об изменении взглядов на степень общественной опасности этих деяний, о критической оценке.современного состояния земельного и экологического правопорядка, когда необходима реализация всего комплекса мер, направленных на его обеспечение, иначе может оказаться слишком поздно.

В Уголовном кодексе РФ предусматриваются преступления (считаются общественно опасными деяниями), связанные с земельными отношениями:

— регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение
учетных данных государственного земельного кадастра;

— нарушение режима особо охраняемых природных территорий и

Современная Гуманитарная Академия

природных объектов, (ст. 262 УК РФ) умышленное занижение размеров платежей за землю (ст. 170 УК РФ);

— нарушение правил охраны окружающей среды при производстве
работ (ст. 246), нарушение правил обращения экологически опасных
веществ и отходов (ст. 247), нарушение правил безопасности при
обращении с микробиологическими либо другими биологическими
агентами или токсинами (ст. 248);

— нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для
борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249), загрязнение вод
(ст. 250), загрязнение атмосферы (ст. 251), загрязнение морской среды
(ст. 252), нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе
и об исключительной экономической зоне РФ (ст. 253). . • ; :.;’)

Особое значение имеют нормы ст. 254 УК РФ: ,

1. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными
продуктами хозяйственной и иной’деятельности вследствие нарушения
правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений,
ядохимикатами/и иными опасными химическими и биологическими
веществами при их хранении, использовании и транспортировке,
повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей
среде.

2. Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или
в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Как видно, под порчей земли понимается отравление, загрязнение или иная порча земли. Здесь можно сразу выделить три самостоятельных состава преступления, так как объективная сторона преступлений -разная, самостоятельная.

Отравление и загрязнение, земли — деяния понятные. Разлив нефти из цистерн или разрыв нефтепровода загрязняют землю на больших территориях. Земля может быть отравлена ядохимикатами, отравляющими веществами. А что означают слова «иная порча земли»,-; не совсем ясно. Судам необходимо исходить из конкретных обстоятельств уголовного дела.

В ст. 254 УК РФ говорится, что порча’земли может произойти в
результате воздействия вредных продуктов хозяйственной или иной
деятельности, что тоже является характеристикой объективной стороны
и составов рассматриваемого преступления. Вредные продукты
хозяйственной и иной деятельности возникают вследствие нарушения
правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений,
ядохимикатами и иными опасными химическими и биологическими
веществами. Правила обращения с этими веществами могут нарушаться
при их хранении, использовании и транспортировке. Как следствие
(последствие) указанных нарушений называется причинение вреда
здоровью человека или окружающей среде. г ‘

В качестве меры уголовной ответственности возможна •:и конфискация земельного участка (как имущества, недвижимости) по

Современная Гуманитарная Академия

приговору суда (ст. 62 — 66 УИК РФ). Но при этом в соответствии с Приложением к УИК РФ не может быть конфискован участок установленной нормы как единственный источник существования семьи. Излишек участка сверх нормы может быть конфискован.

Читайте так же:  Компенсация за вредные условия труда и другие гарантии работникам

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8881 —

| 7202 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Юридическая ответственность за земельные правонарушения

Дата публикации: 13.05.2018 2018-05-13

Статья просмотрена: 411 раз

Библиографическое описание:

Уварова Ю. А. Юридическая ответственность за земельные правонарушения // Молодой ученый. — 2018. — №19. — С. 330-331. — URL https://moluch.ru/archive/205/50328/ (дата обращения: 07.10.2019).

Земля — важнейшим компонентом природной среды, так как является питательной средой для всего живого и нуждается в правовой охране.


Согласно статье 9 Конституции РФ «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» [1].

«Правовая охрана — это система мер, которые направлены на обеспечение рационального использования земель, сохранение и повышение их плодородия, защиту от истощения и разрушения, путем установления прав и обязанностей по отношению к земле» [6, с. 17].

В действующем законодательстве РФ нет определения понятия «земельные правонарушения».

Однако под ними принято понимать «виновное противоправное деяние (действие или бездействие), направленное против установленного Конституцией РФ и земельным законодательством земельного строя, порядка управления и пользования землей, ее охраны, а также против земельных прав и интересов юридических лиц и граждан» [7, с. 156].

Выделяют следующие виды земельных правонарушений:

– в области охраны собственности (уничтожение межевых знаков, самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых и другие);

– в области охраны окружающей среды и природопользования (несоблюдение экологических требований, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и другие).

Земельный кодекс РФ предусматривает применение к нарушителям земельного законодательства всех видов юридической ответственности:

Рассмотрим некоторые административные земельные правонарушения и ответственности за них:

– проведение мелиоративных работ с нарушением проекта проведения мелиоративных работ, наказывается штрафом на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей: на должностных лиц — от трех до четырех;

– самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение штрафа на граждан от одной тысячи до трех тысяч рублей, на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей [4].

Дисциплинарная ответственность предусмотрена статьей 75 Земельного кодекса РФ.

Субъектами данной ответственности выступают только должностные лица и работники организации. Они несут дисциплинарную ответственность, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность (размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на земли) [3].

Согласно статье 192 Трудового кодекса РФ за ненадлежащее исполнение работников своих трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора или увольнения [5].

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства предполагает:

– незаконная рубка лесных насаждений, наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового;

[3]

– порча земли, наказывается в зависимости от степени тяжести данного деяния. Так если порча земли повлекла причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, то наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет. Если же такое деяние повлекло смерть человека, наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок [2].

Земельно-правовая ответственность представляет собой принудительное изъятие земельных участков у граждан в связи с совершением неправомерных действий (нерациональное использование земель) [3].

Таким образом за земельные правонарушения закреплены все основные виды ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная. Но при этом в последние годы отмечается ухудшение состояния земель России. И для того, чтобы добиться сокращения количества земельных правонарушений, возможно, нужно ожесточить меры юридической ответственности, так как земля — это общенациональное достояние России.

  1. Конституция Российской̆ Федерации [текст]: принята всенародным голосованием 12.12. 1993г. // Российская газета. — 25 декабря 1993. — № 237.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996г. № 63-ФЗ(ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
  3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // «Российская газета», N 211–212, 30.10.2001.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ(ред. от 23.04.2018) // Российская газета, № 256, 31.12.2001.
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // «Российская газета», № 256, 31.12.2001.
  6. Ионова З. З. Правовая охрана земель. Статья/ З. З. Ионова // — Краснодар: Вып: 110, 2016. — 124 с.
  7. Гусев Р. К. Земельное право. Учеб. Пособие/ Р. К. Гусев// Москва: Изд-во Инфра М, 2000. — 205 с.

Будь умным!

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-30

Заказать написание уникльной работы

62. Уголовная ответственность за земельные правонарушения

Уголовная ответственность за земельное правонарушение регламентирована ст. 74 ЗК РФ: лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством. Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Читайте так же:  Сроки проведения аттестации рабочих мест

В УК РФ предусмотрены два состава преступлений в сфере земельных правоотношений:

  1. порча земель (ст. 254 УК);
  2. государственная регистрация незаконных сделок.

Порча земель (ст.254 УК).

За порчу земель предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность (в зависимости от последствий).

Видео (кликните для воспроизведения).

Порча земель – это ухудшение физических и биологических свойств почвы, снижение ценности земли.

Объект – это общественные отношения в области использования и охраны земель.

Объективная сторона – это действие или бездействие в форме отравления, загрязнения или иной порчи земель вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке.

Статья перечисляет вещества, в результате нарушения правил обращения с которыми может быть совершено преступление – пестициды, ядохимикаты и иные вещества химического и биологического происхождения. Нефтепродуктами к данным веществам не относятся (ст. 246 УК).

Необходимым условием является наступление последствий.

Этот состав материальный. Необходимым условием является вред, который выражается в причинении вреда здоровью человека или окружающей среде.

Причинение вреда окружающей среде может выражаться в гибели леса; гибели животных; загрязнении водных объектов, атмосферы воздуха; гибели водных биоресурсов.

Вред здоровью человека может выражаться:

  1. причинение вреда тяжелой, средней, легкой степени;
  2. временная или постоянная утрата трудоспособности;
  3. расстройство здоровья.

Субъект – специальный, это лицо, достигшее 16-летнего возраста, осуществляющее хранение, использование или транспортировку соответствующих веществ.

Субъективная сторона – умысел (как косвенный, так и прямой), при смерти человека – неосторожность к данному последствию.

  • ч. 2 предусматривает совершение деяния в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации;
  • ч. 3 – причинение по неосторожности смерти человека.

Государственная регистрация незаконных сделок с земельными участками (ст.170 УК).

3 состава объективной стороны:

  • регистрация незаконной сделки с земельным участком, т.е. предание юридической силы сделке без достаточных правовых оснований;
  • искажение учётных записей кадастра недвижимости, т.е. их несоответствие фактическим, качественным, количественным, правовым характеристикам земельного участка;
  • умышленное занижение размеров платежей за землю (т.е. уменьшение земельного налога или арендной платы).

Объект – общественные отношения в области учета и оборота земельных участков.

Субъект – это должностные лица, использующие своё должностное положение (должностные лица Росреестра, должностные лица налоговых органов).

Субъективная сторона – прямой умысел, обязательным элементом субъективной стороны является корысть или иная личная заинтересованность.

63. Прекращение права на земельный участок

Прекращение права на земельный участок является одним из видов ответственности за совершение земельного правонарушения. Правонарушения, совершение которых может повлечь прекращение права на земельный участок, перечислены в ст.ст. 45, 46, 47 ЗК. В частности:

  • Использование земельного участка не в соответствии с целевым назначением;
  • Использование способами, существенно снижающими плодородие сельскохозяйственных земель или значительно ухудшение экологической обстановки;
  • Систематическая неуплата земельного налога;
  • Неиспользование земельного участка в течение 3 или более лет.

Права на земельные участки прекращаются в порядке, установленном в ст.54 ЗК РФ. Принудительное прекращение прав на земельные участки, используемые на правах пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования осуществляется в случае неустранения фактов ненадлежащего использования земель после наложения административного взыскания. В соответствии со ст. 29 ЗК материалы о прекращении права на земельный участок направляются в надлежащий орган, который в последующем направляет заявление о прекращении права на земельный участок в суд. После принятия решения в 10-дневный срок компетентный орган управления направляет заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Принудительное прекращение права собственности на земельные участки осуществляется в соответствии со ст. 284 ГК РФ: Земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Также в соответствии со ст. 285 ГК земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель, либо значительному ухудшению экологической обстановки.

Порядок изъятия земельного участка регламентирован ст. 286 ГК.

67. Ответственность за использование земельных участков не в соответствии с их целевым назначением земель, невыполнение обязательных мероприятий по охране земель.

Использование земельных участков не в соответствии с их целевым назначением земель: Одним из часто встречающихся нарушений в сфере земельного законодательства является использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв.

В соответствии со ст. 8.8 КоАП предусмотрена ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель.

Категории земель (ст.7) и их целевое назначение (ст.ст. 77 – 103) определены в ЗК.

Использование участка не в соответствии с той категорией, в которую он включен, квалифицируется как использование его не в соответствии с целевым назначением.

К административной ответственности могут быть привлечены лица, которые не используют земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства либо жилого или иного строительства, в указанных целях в течение установленного законом срока.

Читайте так же:  Чем отличается оклад от зарплаты и в чём разница

Так, в ЗК установлено, что при неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилого или иного строительства, в указанных целях в течение 3-х лет, право постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на него прекращается принудительно.

Также в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»: в случае неиспользования земельного участка по назначении в течение 3-х лет, может быть изъят у его собственника в судебном порядке.

В КоАП за совершение данного правонарушения предусмотрено административное наказание в форме наложения штрафа.

Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа (п. 2 ст. 8.7 КоАП).

Мероприятия по улучшению земель определяются землеустроительными документами: проектами внутрихозяйственного землеустройства, проектами улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель и т.д. Эти мероприятия являются обязательными для конкретного правообладателя земельного участка, и их невыполнение квалифицируется как административное правонарушение, ответственность за которое предусматривается ст. 8.7 КоАП.

76. Градостроительное зонирование.

Градостроительное зонирование — зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Градостроительное зонирование регулирует вопросы территориальной организации жизнедеятельности, экономики, строительства, реконструкции, использования объектов недвижимости и поэтому является частью градостроительной деятельности.

Правила землепользования и застройки — документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений;

Правила землепользования и застройки включают в себя:

порядок их применения и внесения в них изменений;

карту градостроительного зонирования;

[1]

перечень градостроительных регламентов в отношении земельных участков и объектов капитального строительства.

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

На карте градостроительного зонирования отображаются:

границы зон с особыми условиями использования территорий;

границы территорий объектов культурного наследия

Основные территориальные зоны — зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

13.Полномочия субъектов Федерации в сфере регулирования земельных отношений.

Согласно ст. 72 Конституции РФ – ЗЗ относится к совместному ведению РФ и её субъектов , следовательно , субъекты РФ вправе принимать свои законы и иные НПА, регулирующие земельные отношения.

Для того, чтобы определить полномочия субъектов РФ в сфере регулирования земельных отношений необходимо использовать нормы ЗК РФ и других ФЗ.

Анализируя нормы ЗК РФ, можно установить, что в некоторых случаях действия актов, принятых субъектов РФ, распространяются только на земельные участки, находящиеся в их собственности:

  • В частности субъекты РФ устанавливают максимальные размеры земельных участков, которые могут предаваться в частную собственность гражданам бесплатно — п.2 ст.33 ЗК РФ
  • Они определяют порядок предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством — п.1 ст. 34 ЗК РФ
  • Определяют порядок расчета и условия взимания арендной платы — п.3 ст. 65 ЗК РФ

Субъекты РФ вправе принимать и НПА, регулирующие отношения в отношении земель, не являющихся их собственностью:

  • Они устанавливают максимальные и минимальные нормы предоставления земельных участков в частную собственность гражданам для садоводства, огородничества, дачного строительства и крестьянского фермерского хозяйства – п.1 ст. 33 ЗК РФ.
  • П.2 ст. 28 ЗК РФ
  • Ст. 4 ФЗ «Об обороте земель сх назначения».
  • Ст. 4 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».

14. Полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования земельных отношений.

В соответствии со ст. 2 ЗК земельные отношения регулируются и муниципальными правовыми актами , а для того, чтобы определить их полномочия, необходимо использовать нормы ЗК РФ и других ФЗ.

ОМСУ в некоторых случаях регулируют земельные отношения только в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности, примерами могут быть следующие статьи ЗК РФ:

  • П.2 ст. 33, п.1 ст. 34, п.3 ст. 65 ЗК РФ

ОМСУ вправе регулировать земельные отношения и независимо от формы собственности на земельный участок:

  • они устанавливают максимальные и минимальные размеры земельных участков, которые могут предоставляться в частную собственность гражданам для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства — п.1 ст. 33
  • ОМСУ устанавливают порядок осуществления муниципального контроля – ст. 72 ЗК РФ ст. 387 НК РФ – отношения по расчету земельного налога регулируются и актами ОМСУ
  • ст. 32 ГсК РФ – ОМСУ должны быть утверждены правила землепользования и застройки, устанавливающие режим использования земельных участков в населенных пунктах.

Уголовная ответственность за земельные правонарушения

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8731 —

| 7467 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения

Земельное правонарушение — общественно опасное, противоправное действие или бездействие, нарушающее земельное законодательство, приводящее к негативным последствиям или создающее угрозу возникновения таких последствий и наказуемое по закону; такие действия или бездействие, предметом посягательства которых является земля.

Статья 74 ЗК — 2. Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Согласно КоАП РФ Существует 20 составов правонарушений, диспозиции которых отражены в гл. 7 и 8 КоАП РФ.

1-я группа — деяния, нарушающие право собственности и право пользования земельным участком. К таковым относятся: самовольное занятие земельного участка (ст.7.1 КоАП); уничтожение спец знаков (ст. 7.2 КоАП); пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) (ст. 7.3 КоАП); самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения (лицензии) (ст. 7.6 КоАП); самовольное занятие лесных участков, самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом (ст.ст. 7.9, 7.10 КоАП).

Читайте так же:  Приказ о проведении служебной проверки

2-я группа — нарушение порядка государственного управления в области землепользования. В эту группу входят нарушения в строительстве, промышленности, мелиорации, где необходим обязательный государственный контроль.

3-я группа — нарушения требований в области охраны земель. К этой же группе можно отнести и ряд «экологических» составов. Например: Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов(ст. 8.9 КоАП); нарушение правил водо- или лесопользования (ст.ст. 8.13—8.15, 8.25—8.28, 8.30 КоАП); порча земель (ст. 8.6 КоАП).

Субъектами могут являться не только физические (должностные) лица, но и юридические лица.

Лица, виновные в совершении преступлений, т.е. общественно-опасных деяний, попадающих под диспозицию действия статей УК РФ, несут уголовную ответственность.

Земельное преступление — виновно совершаемое, общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания. Уголовная ответственность за земельные преступления наступает в соответствии с УК РФ.

Субъектами являются только физические лица(гражд, долж лица).

УК РФ предусмотрены следующие составы, связанные с земельными или иными экологическими правоотношениями: •нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст.246 УК РФ); •нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ); •загрязнение вод (ст. 249 УК РФ); •порчу земли (ст. 254 УК РФ); •нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК РФ).

•Регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных государственного земельного кадастра, умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения (ст. 170 УК РФ).

Непосредственно к земельным правоотношениям относится диспозиция ст. 254 УК РФ.

Согласно этой статье отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами или иными опасными веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, является основанием для привлечения к уголовной ответственности. Диспозиция рассматриваемой статьи состоит из 3 частей и в качестве «максимальной» санкции предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет за деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека.

39. Гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения

Возможно две формы гражданско-правовой ответственность: 1. возмещение в натуре (восстановление прежнего состояния земельного участка); 2. возмещение убытков (ст. 15 ГК).

В соответствии с ЗК причиненный земельными правонарушениями вред подлежит возмещению в полном объеме во всех случаях (ст.76 и 62 ЗК).

Существует два вида гражданско-правовой ответственности:

1. договорная – наличие договорной связи между правонарушителем и потерпевшим;

2. внедоговорная (чаще используется этот вид ответственности).

Гражданско-правовая ответственность наступает по факту нарушения земельного законодательства, связанного с причинением вреда землям, охраняемым законом; правам и интересам собственников земли, землепользователей, арендаторов независимо от привлечения виновных к другим видам правовой ответственности.

Одним из видов нарушения земельного законодательства, влекущим гражданско-правовую ответственность, следует признать совершение недействительных сделок с землей, не соответствующих требованиям закона.

К неправомерным действиям, не являющимся сделками с землей, относятся такие земельные правонарушения как уничтожение плодородного слоя почвы, захламление, и т.д., отрицательно влияющих на качественное состояние земель.

Для гражданско-правовой ответственности личность причинителя ущерба, форма и степень его вины не имеют значения. Причинитель в равной степени отвечает и при умышленном причинении вреда, и тогда, когда он действовал неосторожно.

Еще одно необходимое условие наступления ответственности за причиненный вред — противоправность вредоносных действий.

Статья 75 ЗК. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения

1. Должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.

2. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций, ФЗ и иными нпа РФ, законами и иными нпа субъектов РФ

Нарушение земельного законодательства может быть совершено работником предприятия во время трудовых отношений. Имеются в виду случаи, когда нормы трудовой дисциплины работника одновременно являются и нормами земельного законодательства, а нарушение их одновременно является и нарушением трудовой дисциплины. В таких случаях принимаются меры дисциплинарной ответственности. Дисциплинарная ответственность регулируется нормами Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) от 30 декабря 2001 г.

Перечня дисциплинарных правонарушений в законодательстве не содержится. В каждом конкретном случае администрация предприятия принимает решение, привлекать к ответственности работника за совершенное деяние или нет. Наиболее типичные правонарушения могут содержаться в уставе предприятия, правилах внутреннего распорядка и других корпоративных нормах.

Виды дисциплинарных взысканий содержатся в ст. 192 ТК РФ. За совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственные инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

[2]

Видео (кликните для воспроизведения).

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

Источники


  1. Ганапольский, М.Ю. Правосудие для дураков, или Самые невероятные судебные иски и решения / М.Ю. Ганапольский. — М.: Астрель, АСТ, 2014. — 972 c.

  2. Баршев, Я. Историческая записка о содействии Второго Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии развитию юридических наук в России / Я. Баршев. — Москва: СИНТЕГ, 2011. — 245 c.

  3. Треушников, М.К. Судебные доказательства / М.К. Треушников. — Москва: СИНТЕГ, 2014. — 272 c.
Виды уголовной ответственности за земельные правонарушения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here