Типовые модели карьеры — змея, лестница, трамплин и другие

Статья на тему: "Типовые модели карьеры — змея, лестница, трамплин и другие" от профессионалов для людей. Обязательно дочитайте до конца.

Сущность и типовые модели карьеры

Карьера сотрудника на предприятии заключается в росте его официального статуса и реализуется за счет роста служебного положения (должности).

Специалисты по менеджменту существующее многообразие вариантов карьеры объединяют в четыре модели: » трамплин «, » лестница «, » змея » и » перепутье «.

«Трамплин». Данный вид карьеры наиболее широко распространен среди руководителей и специалистов. Он заключается в том, что трудовой путь работника состоит из одних подъемов по служебной лестнице с параллельным ростом его потенциала, знаний и квалификации. Постепенно меняются занимаемые им должности на более высокие и лучше оплачиваемые. Этап, на котором человек занимает высшую для него должность, он старается продлить как можно дольше, так как за ним последует «прыжок с трамплина» — уход на пенсию. Такой вид карьеры негативно сказывается на человеке, так как после отстранения от активной деятельности он ощущает свою ненужность, что нередко приводит к суицидам.

«Лестница». Данный вид служебной карьеры состоит в том, что каждая ее ступень являет собой определенную должность, которую работник занимает заранее определенное время (чаще пять лет).

Данный срок является достаточным для того, чтобы человек вошел в данную должность, реализовал все свои способности, повысил свою квалификацию и творческий потенциал и пополнил свой опыт. После этого работник переходит на новую должность.

Верхней ступени карьеры сотрудник достигает в период расцвета своего потенциала. Поработав в данной должности какое-то время, он постепенно спускается по служебной лестнице, работая на более легкой и безопасной работе. При этом вклад этого человека в развитие предприятия очень значителен, и в соответствии с ним он может получать определенное вознаграждение (моральное и (или) материальное). Данная модель редко реализуется в отношении руководителей высоких рангов, так как они не желают расставаться со своими привилегиями и ведущей ролью, но она является более легкой психологически по сравнению с «трамплином».

«Змея». Данная модель предусматривает перемещение работника с одной должности на другую путем назначения. Срок пребывания в каждой должности — один-два года. Для того чтобы занять высший пост, сотрудник проходит все должности и всесторонне изучает организацию, набирается опыта и повышает свою квалификацию, в результате чего он становится способным объемно смотреть на ситуацию и рассчитывать возможные риски.

«Перепутье». Данная модель карьеры основывается на аттестации работника (руководящего) по истечении определенного срока. В соответствии с данными аттестации могут быть приняты следующие решения:

  1. о повышении сотрудника, если его профессиональные знания и умения, потенциал и квалификация, здоровье и работоспособность соответствуют вышестоящей должности. Важно, чтобы руководитель умел поддерживать бесконфликтные отношения в коллективе;
  2. о линейном перемещении, если потенциал руководителя средний;
  3. о понижении, если руководитель не обладает авторитетом у подчиненных, имеет низкую квалификацию и в коллективе часто возникают конфликты.

Сущность и типовые модели карьеры

Карьера сотрудника на предприятии заключается в росте его официального статуса и реализуется за счет роста служебного положения (должности).

Специалисты по менеджменту существующее многообразие вариантов карьеры объединяют в четыре модели: » трамплин «, » лестница «, » змея » и » перепутье «.

«Трамплин». Данный вид карьеры наиболее широко распространен среди руководителей и специалистов. Он заключается в том, что трудовой путь работника состоит из одних подъемов по служебной лестнице с параллельным ростом его потенциала, знаний и квалификации. Постепенно меняются занимаемые им должности на более высокие и лучше оплачиваемые. Этап, на котором человек занимает высшую для него должность, он старается продлить как можно дольше, так как за ним последует «прыжок с трамплина» — уход на пенсию. Такой вид карьеры негативно сказывается на человеке, так как после отстранения от активной деятельности он ощущает свою ненужность, что нередко приводит к суицидам.

«Лестница». Данный вид служебной карьеры состоит в том, что каждая ее ступень являет собой определенную должность, которую работник занимает заранее определенное время (чаще пять лет).

Данный срок является достаточным для того, чтобы человек вошел в данную должность, реализовал все свои способности, повысил свою квалификацию и творческий потенциал и пополнил свой опыт. После этого работник переходит на новую должность.

Верхней ступени карьеры сотрудник достигает в период расцвета своего потенциала. Поработав в данной должности какое-то время, он постепенно спускается по служебной лестнице, работая на более легкой и безопасной работе. При этом вклад этого человека в развитие предприятия очень значителен, и в соответствии с ним он может получать определенное вознаграждение (моральное и (или) материальное). Данная модель редко реализуется в отношении руководителей высоких рангов, так как они не желают расставаться со своими привилегиями и ведущей ролью, но она является более легкой психологически по сравнению с «трамплином».

«Змея». Данная модель предусматривает перемещение работника с одной должности на другую путем назначения. Срок пребывания в каждой должности — один-два года. Для того чтобы занять высший пост, сотрудник проходит все должности и всесторонне изучает организацию, набирается опыта и повышает свою квалификацию, в результате чего он становится способным объемно смотреть на ситуацию и рассчитывать возможные риски.

«Перепутье». Данная модель карьеры основывается на аттестации работника (руководящего) по истечении определенного срока. В соответствии с данными аттестации могут быть приняты следующие решения:

  1. о повышении сотрудника, если его профессиональные знания и умения, потенциал и квалификация, здоровье и работоспособность соответствуют вышестоящей должности. Важно, чтобы руководитель умел поддерживать бесконфликтные отношения в коллективе;
  2. о линейном перемещении, если потенциал руководителя средний;
  3. о понижении, если руководитель не обладает авторитетом у подчиненных, имеет низкую квалификацию и в коллективе часто возникают конфликты.

Модели карьеры

Все многообразие вариантов карьеры получается за счет сочетания четырех основных моделей:

1. Карьера «трамплин» распространена среди руководителей и специалистов. Жизненный путь работника состоит из длительного подъема по служебной лестнице с постепенным ростом его потенциала, знаний, опыта и квалификации. Соответственно меняются занимаемые должности на более сложные и лучше оплачиваемые. На определенном этапе работник занимает высшую для него должность и старается удержаться в ней в течение длительного времени. А потом «прыжок с трамплина» ввиду ухода на пенсию.

2. Модель карьеры «лестница»предусматривает, что каждая ступенька служебной карьеры представляет собой определенную должность, которую работник занимает фиксированное время, например, не более 5 лет. Такого срока достаточно для того, чтобы войти в новую должность и проработать с полной отдачей. С ростом квалификации, творческого потенциала и производственного опыта руководитель или специалист поднимается по служебной лестнице. Каждую новую должность сотрудник занимает после повышения квалификации. Верхней ступеньки служебной карьеры работник достигнет в период максимального потенциала, когда накоплен большой опыт и приобретены высокая квалификация, рота кругозора, профессиональные знания и умения.

После занятия верхней должности начинается планомерный спуск по служебной лестнице с выполнением менее интенсивной работы, не требующей принятия сложных решений в экстремальных ситуациях, руководства большим коллективом.

Руководитель и специалист может быть ценен для предприятия в качестве консультанта.

3.Модель карьеры «перепутье» предполагает по истечении определенного фиксированного или переменного срока работы прохождение руководителем или специалистом комплексной оценки (аттестации), по результатам которой принимается решение о повышении, перемещении или понижении в должности. Эта карьера может быть рекомендована для фирм, применяющих трудовой договор в форме контракта. По своей философии это американская модель карьеры, ориентированная на индивидуализм человека.

4.Модель карьеры «змея» пригодна для руководителя и специалиста. Она предусматривает горизонтальное перемещение работника с одной должности на другую путем назначения с занятием каждой непродолжительное время (1-2г.). Например, мастер после обучения в школе менеджеров работает последовательно мастером, технологом и экономистом, а затем назначается на должность начальника цеха. Это дает возможность линейному руководителю более глубоко изучить конкретные функции управления, которые ему пригодятся на вышестоящей должности.

Главное преимущество данной модели заключается в возможности удовлетворения потребности человека в познании интересующих его функций управления. Это предполагает постоянное перемещение кадров в аппарате управления, наличие четкой системы назначения и перемещения и детальное изучение социально-психологического климата в коллективе.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 5 ; Нарушение авторских прав

Вы тоже ищите «Сущность и типовые модели карьеры»?

Куда я попал?
На этой странице приведена полная статистика поисковых запросов, по которым наши посетители смогли найти материал «Сущность и модели карьеры». При этом сами мы ничего не придумываем, а только фиксируем статистику переходов. В скобках указано количество переходов по запросу.

Как искали:
→ модели карьеры (532)
→ типовые модели карьеры (394)
→ сущность карьеры (133)
→ Модель карьеры (92)
→ виды карьеры (82)
→ Сущность и виды карьеры (50)
→ модели развития карьеры (50)
→ карьера модели (49)
→ типовые модели карьеры (43)
→ модели карьерного роста (35)
→ сущность карьеры (35)
→ модели служебной карьеры (32)
→ модель служебной карьеры (31)
→ сущность и типовые модели карьеры (31)
→ сущность Рё типовые модели карьеры (24)
→ сущность современной карьеры (23)
→ модель карьерного роста (18)
→ Понятие и сущность карьеры (15)
→ модель трамплин (14)
→ типовые модели служебной карьеры (14)
→ Типовые модели карьеры (12)
→ карьера реферат (11)
→ модель развития карьеры (11)
→ Виды и типовые модели карьеры (11)
→ vjltkb rfhmths (11)
→ сущность управления карьерой (11)
→ модель карьеры перепутье (10)
→ модели карьеры (8)
→ деловая карьера (8)
→ Типовые модели развития карьеры (8)
→ Типовые модели карьеры. (8)
→ Сущность и типовые модели карьеры. (8)
→ «модели карьеры» (7)
→ карьера (6)
→ Виды и модели карьеры (6)
→ типовая модель карьеры»перепутье» (6)
→ модели деловой карьеры (5)
→ служебная карьера (5)
→ понятие карьеры (5)
→ Модель карьеры «Трамплин» (5)

Типовые модели карьеры — змея, лестница, трамплин и другие


Оглавление книги открыть закрыть

Роль и значение управления карьерой
Понятие карьеры. Роль карьеры в организации
Функции карьеры и их виды
Модели карьеры
Основные характеристики карьеры
Карьерное пространство
Ресурсная база карьеры
Норма карьеры и отклонения от них
Направления и скорость карьеры
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ КАРЬЕРЫ
Условия карьеры
Причины карьеры
Факторы карьеры
Классификации карьеры
Профессиональная карьера — понятие и сущность
Этапы профессиональной карьеры
Личное карьерное пространство работника
Конкурентоспособность работника

« назад Оглавление вперед »
Функции карьеры и их виды « | » Основные характеристики карьеры

Объединение действующих и конкурирующие между собой в отрасли организаций в группы на основе используемых конкурентных подходов, схожих рыночных позиций и используемых стратегий. Стратегические группы конкурентов. Анализ конкурентных позиций в отрасли.

Сущность теории управления качеством Джозефа Джурана, обоснование и этапы перехода от контроля качества к управлению им. Концепция AQI, ее основополагающие принципы, условия реализации. Особенности применения теории Всеобщего управления качеством.

Рассмотрение теорий и подходов к организационному поведению работников. Изучение иерархических законов поляризации. Определение механизмов достижительной мотивации. Характеристика видов служебной карьеры. Анализ ролевых моделей поведения в организации.

Зарубежные модели менеджмента. Современный российский менеджмент. Особенности национального менеджмента. Американская модель менеджмента. Японская модель менеджмента. Формирование российского менеджмента. Менеджмент на российских предприятиях.

Понятие и основные объекты изучения стратегического менеджмента, его назначение этапы реализации на предприятии. Особенности и принципы классической модели стратегического анализа и планирования ADL/LC. Стадии зрелости отрасли и возможности работы в ней.

Модели, виды и роль стратегического позиционирования. Разработка стратегических позиций. Определение потенциальных конкурентных преимуществ, использование особенностей при позиционирование товаров и услуг. Информирование потребителей о выбранной позиции.

Планирование и распределение персонала. Оплата труда на предприятии. Создание информационной системы управления персоналом. Модели и методы оптимального планирования и распределения персонала. Внедрение информационной технологии управления персоналом.

Субъекты малого предпринимательства. Принятие управленческого решения как основа всех систем управления. Основные ступени этого процесса. Методы и модели принятия решений в формировании концептуальных направлений учета и анализа на арендных предприятиях.

Организационная культура в современном менеджменте как фактор управления организацией. Особенности управления корпоративной культурой в национальных моделях менеджмента. Проектирование системы управления организационной культурой в российской организации.

Характеристика ведущих государственных моделей обеспечения безопасности промышленных предприятий Германии, США, Китая, Франции и Украины. Рассмотрение нормативно-правовых документов экономической защиты: Конституция, Концепция национальной безопасности.

Основные этапы и типовые модели карьеры.

Читайте также:
  1. II. Модели рынков
  2. Автокорреляция остатков модели регрессии. Последствия автокорреляции. Автокорреляционная функция
  3. Аддитивные и мультипликативные модели, используемые в экономическом анализе
  4. Адекватность трендовой модели
  5. Актуальные коммуникационные модели СМИ.
  6. Анализ рентабельности собственного капитала: цели, источники информации, моделирование и оценка результатов. Используя данные бухгалтерской отчетности проведите анализ.
  7. Анализ чувствительности и модели эффективности затрат на разработку ПО информационно-управляющих систем.
  8. Аналитическое, имитационное, комбинированное моделирование в САПР систем электроснабжения.
  9. Архитектура и искусство Древнего Египта. Пирамида и храм как модели космоса.
  10. Архитектура и искусство Древней Месопотамии. Храмы шумеров и вавилонян как модели космоса.

Карьера — быстрое и успешное продвижение в области общественной, научной, служебной или другой деятельности; достижение известности, славы или материальной выгоды. Карьера требует активного управления, иначе велики шансы, что вы не особенно в ней преуспеете. Цели Каждому индивиду, чтобы преуспеть в сверхконкурентной среде, нужно выработать свою персональную стратегию развития карьеры

[3]

Можно выделить несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры.

Модель карьеры «Трамплин».

Читайте также:
  1. I. Основные термины курса
  2. II. Модели рынков
  3. S: Перечислите основные направления в исламе.
  4. S: Перечислите основные направления в исламе.
  5. S: Перечислите основные направления протестантизма.
  6. S: Перечислите основные причины возникновения религии.
  7. V2:2 Основные мировые религии.
  8. Автокорреляция остатков модели регрессии. Последствия автокорреляции. Автокорреляционная функция
  9. Аграрная реформа П.А. Столыпина: основные задачи и последствия;
  10. Аддитивные и мультипликативные модели, используемые в экономическом анализе
Читайте так же:  Документы для вступления в наследство


Широко распространена среди руководителей и специалистов. Жизненный путь работника состоит из длительного подъема по служебной лестнице, постепенным ростом его потенциала знаний, опыта и квалификации, соответственно меняются занимаемые должности на более сложные и лучше оплачиваемые. На определенном этапе работник занимает высшую для него должность и старается удержаться на ней в течении длительного периода, потом происходит своеобразный прыжок с трамплина в виде ухода на пенсию. Модель карьеры «трамплин» для линейного руководителя можно изобразить следующим образом.

Модель карьеры «Лестница».


Предусматривает, что каждая ступенька представляет собой определенную должность, которую работник занимает фиксированное время (не более 5 лет), с ростом квалификации, творческого потенциала и производственного опыта специалист поднимается по служебной лестнице. Верхней ступени служебной карьеры работник достигает в период максимального потенциала (накоплен большой опыт, приобретена высокая квалификация, широта кругозора, профессиональные умения и знания). После занятия верхней должности начинается планомерный спуск по служебной лестнице с выполнением менее интенсивной работы, не требующей принятия сложных решений в экстремальных ситуациях и руководство большим коллективом.

Модель карьеры «Перепутье»

.
Предполагает по истечению определенного фиксированного срока работы прохождения руководителем или специалистом аттестации, по результатам которой принимаются решения о повышении, перемещении, понижении в должности.

Модель карьеры «Змея»»Ротация».


Предусматривает горизонтальное перемещение работника с одной должности на другую, путем назначения на непродолжительное время (1-2года). Это дает возможность линейному руководителю более глубоко изучить конкретные функции управления. Это предполагает постоянное перемещение кадров в аппарате управления, наличие четкой системы назначения, детальное изучение социально – психологического климата в коллективе (широко применяется в Японии).

Предварительный этап включает учёбу и длится до 25 лет. За этот период человек может сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его потребности и отвечающего его возможностям. Это период, когда закладывается база как общетеоретических, так и практических знаний.

Читайте так же:  Особенности получения паспорта гражданина рф в 14 лет

Этап становления длится примерно пять лет от 25 до 30. В этот период работник осваивает профессию, приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация. Работника беспокоят вопросы, безопасности, здоровья. Появление у большинства работников семьи, рождение детей, приводит к увеличению потребности в более высокой заработной плате.

Этап продвижения длится от 30 до 45 лет. В этот период идет процесс роста квалификации, продвижения по службе. Растет потребность достижении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается самовыражение как личности. В этот период гораздо меньше внимания уделяется на увеличении размеров оплаты труда и заботе о здоровье.

[2]

Этап сохранения характеризуется действиями по закреплению достигнутых результатов и длится от 45 до 60 лет. Наступает пик совершенствования квалификации. Появляется потребность передачи знаний другим. Для этого этапа характерно творчество в работе, пик самовыражения и независимости, усиливается потребность в уважении. Растет потребность в увеличении оплаты труда и интерес к дополнительным источникам доходов.

Этап завершения длится от 60 до 65 лет. Работник готовиться к уходу на пенсию, идет поиск замены и обучение претендентов. Это период кризиса, физиологического и психологического дискомфорта. Работник заинтересован в сохранении уровня оплаты труда, но стремятся увеличить другие источники дохода, которые заменили бы им заработную плату данной организации.

Пенсионный этап карьера в данной организации (виде деятельности) завершена. Появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности, которые были невозможны в период работы в организации или выступали в виде хобби. Внимание уделяется здоровью и поддержанию финансового положения. Такие специалисты часто с удовольствием соглашаются на временные и сезонные работы в своей организации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 16 ; Нарушение авторских прав

Карьера: понятие, виды, типовые модели

КАРЬЕРА— это индивидуально осознанная позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека.

Различают два ВИДА карьеры: профессиональную и внутриорганизационную.

Профессиональная карьерахарактеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональ­ной деятельности проходит различные стадии развития:обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способнос­тей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник может пройти последовательно в разных организациях.

На разных ЭТАПАХ карьеры человек удовлетворяет раз­личные потребности.

Предварительный этапвключает учебу в школе, сред­нее и высшее образование и длится до 25 лет. За этот пе­риод человек может сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его пот­ребности и отвечающего его возможностям. Если такой вид находится сразу, начинается процесс самоутверждения как личности, человек заботится о безопасности существования.

Далее наступает этап становления, который длится при­мерно пять лет от 25 до 30. Работник осваи­вает выбранную профессию, приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация, происходит само­утверждение и появляется потребность установления независимости. Обычно в этом возрасте создаются и фор­мируются семьи, поэтому появляется желание получать заработную плату, уровень которой выше прожиточного минимума.

Этап продвиженияобычно длится от 30 до 45 лет. В этот период идет процесс роста квалификации, продвижения по службе. Происходит накопление практического опыта, навыков, растет потребность в самоутверждении, дости­жении более высокого статуса и еще большей независи­мости, начинается самовыражение как личности. В этот период гораздо меньше уделяется внимания удовлетворе­нию потребности в безопасности, усилия работника со­средоточены на увеличении размеров оплаты труда и забо­те о здоровье.

Этап сохраненияхарактеризуется действиями по закреп­лению достигнутых результатов и длится от 45 до 55 лет. Наступает пик совершенствования квалификации и про­исходит ее повышение в результате активной деятельнос­ти и специального обучения, работник заинтересован пе­редать свои знания молодежи. Этот период характеризует­ся творчеством, здесь может быть подъем на новые слу­жебные ступени. Человек достигает вершин независимос­ти и самовыражения. Появляется заслуженное уважение к себе и окружающим, достигшим своего положения чест­ным трудом. Хотя многие потребности работника в этот период удовлетворены, его продолжает интересовать уро­вень оплаты труда, но появляется все больший интерес к другим источникам дохода (например, участие в прибы­лях, капитале других организаций, акции, облигации).

[1]

Этап завершениядлится от 55 до 65 лет. Здесь человек начинает всерьез задумываться о пенсии, готовиться к ухо­ду. В это время идут активные поиски достойной смены и обучение кандидата на освобождающуюся должность. Хотя этот период характеризуется кризисом карьеры, и такие люди все меньше получают удовлетворения от работы и испытывают состояние психологического и физиологичес­кого дискомфорта, самовыражение и уважение к себе и другим подобным людям у них достигает наивысшей точ­ки за весь период карьеры. Они заинтересованы в сохра­нении уровня оплаты труда, но стремятся увеличить дру­гие источники дохода, которые бы заменили им заработ­ную плату данной организации при уходе на пенсию и были бы хорошей добавкой к пенсионному пособию.

На последнем, пенсионном этапекарьера в данной ор­ганизации (виде деятельности) завершена. Появляется воз­можность для самовыражения в других видах деятельнос­ти, которые были недоступны в период работы в организа­ции или являлись хобби (живопись, садоводство, работа в общественных организациях, и др.). Стабилизируется ува­жение к себе и собратьям-пенсионерам. Но финансовое положение и состояние здоровья в эти годы могут сделать постоянной заботу о других источниках дохода и о здо­ровье.

Наряду с профессиональной следует выделять внутриорганизационную карьеру. Она охватывает последователь­ную смену стадий развития работника в рамках одной ор­ганизации. Внутриорганизационная карьера реализуется в трех основных направлениях:

1) вертикальное— именно с этим направлением часто свя­зывают само понятие карьеры, так как в этом случае про­движение наиболее зримо. Под вертикальным направле­нием карьеры понимается подъем на более высокую сту­пень структурной иерархии.

2) Горизонтальное— имеется в виду либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо вы­полнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организа­ционной структуре (например, выполнение роли руково­дителя временной целевой группы, программы и т.п.); к горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения).

3) Центростремительное— данное направление наименее очевидно, хотя во многих случаях является весьма привле­кательным для сотрудников. Под центростремительной карьерой понимается движение к ядру, руководству орга­низации. Например, приглашение работника на недоступ­ные ему ранее встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником до­ступа к неформальным источникам информации, дове­рительные обращения, отдельные важные поручения ру­ководства.

Главной задачей планирования и реализации карьеры является обеспечение взаимодействия профессиональной и внутриорганизационной карьер. Это взаимодействие предполагает выполнение ряда задач, а именно: достиже­ние взаимосвязи целей организации и отдельного сотруд­ника; обеспечения направленности планирования карьеры на конкретного сотрудника с целью учета его специфи­ческих потребностей и ситуаций; обеспечение открытости процесса управления карьерой; устранение «карьерных тупиков», в которых практически нет возможностей для развития сотрудника; формирование наглядных и воспри­нимаемых критериев служебного роста, используемых в конкретных карьерных решениях; изучение карьерного потенциала сотрудников; обеспечение обоснованной оцен­ки карьерного потенциала работников с целью сокраще­ния нереалистичных ожиданий; определение путей слу­жебного роста, использование которых удовлетворит ко­личественную и качественную потребность в персонале в нужный момент времени и в нужном месте.

Работник должен знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный период, но и то, ка­ких показателей он должен добиться, чтобы рассчиты­вать на продвижение по службе.

Типовые модели карьеры (см. Рис. – приложение 3).

Карьера «трамплин» широко распространена среди руководителей и специали­стов. Жизненный путь работника состоит из длительного подъема по служебной ле­стнице с постепенным ростом его потенциала, знаний, опыта и квалификации. Соот­ветственно меняются занимаемые должности на более сложные и лучше оплачиваемые. На определенном этапе работник занимает высшую для него должность и ста­рается удержаться в ней в течение длительного времени. А потом «прыжок с трамплина» ввиду ухода на пенсию.

Читайте также:
  1. Акмеологические модели
  2. Важным моментом здесь является тот факт, что установление любой стоящей в полный рост модели начинается с фиксирования ее ступней, как показано на фото.
  3. Валютный контроль: понятие, правовая основа агенты и органы валютного контроля, их задачи и функции. Валютное регулирование.
  4. Виды, формы и системы оплаты труда, порядок ее начисления.
  5. Выполнение 3d модели по заданным двум проекциям.
  6. Выстраивание модели поведения
  7. ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
  8. ГЛАВА 2 ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО: МОДЕЛИ И ДИАГНОСТИКА
  9. Глава 5. СОБСТВЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ, ТИПЫ, ФОРМЫ
  10. Детали и узлы конструктивного назначения. Система обогрева и охлаждения формующего инструмента, типовые конструкции
Видео (кликните для воспроизведения).

Модель карьеры «лестница» предусматривает, что каждая ступенька служебной карьеры представляет собой определенную должность, которую работник занимает фиксированное время, например, не более 5 лет. С ростом квалификации, творческого потенциала и производственного опыта руководитель или специалист поднимается по служебной лестнице. Верхней ступеньки служебной карьеры работник достигнет в период максимального потенциала, когда накоплен большой опыт и приобретены высокая квалификация, широта кругозора, профессиональные знания и умения. После занятия верхней должности начинается планомерный спуск по служебной лестнице с выполнением менее интенсивной работы, не требующей принятия сложных решений в экстремальных ситуациях и руководства большим коллективом.

Модель карьеры «змея» пригодна для руководителей и специалиста. Она преду­сматривает горизонтальное перемещение работника с одной должности на дру­гую путем назначения с занятием каждой непродолжительное время (1-2 года). Например, мастер после обучения в школе менеджеров работает последовательно диспетчером, технологом и экономистом, а затем назначается на должность на­чальника цеха. Это дает возможность линейному руководителю более глубоко изучить конкретные функции управления, которые ему пригодятся на вышестоя­щей должности. Прежде чем стать директором предприятия, руководитель в те­чение 6-9 лет работает заместителем директора по кадрам, коммерции и экономи­ке и всесторонне изучает важные участки деятельности.

Модель карьеры «перепутье» предполагает по истечении определенного фиксиро­ванного или переменного срока работы прохождение руководителем или специали­стом комплексной оценки (аттестации), по результатам которой принимается решение о повышении, перемещении или понижении в должности.

Планирование карьеры

Планирование карьеры состоит в определении целей профессионального развития сотрудника и путей, ведущих к их достижению. Реализация плана карьеры предполагает, с одной стороны, профессиональное развитие сотрудника, т.е. приобретение требуемой для занятия желаемой должности квалификации, а с другой – последовательное занятие должностей, опыт работы на которых необходим для успеха в целевой должности.

Развитие карьеры – те действия, которые предпринимает сотрудник для реализации своего плана и профессионального продвижения.

Модель партнерства по планированию и развитию карьеры

Партнерство предполагает сотрудничество трех сторон – работника, его руководителя и отдела персонала.

Работник несет ответственность за планирование и развитие собственной карьеры. Руководитель выступает в качестве наставника или спонсора сотрудника (т.к. он распоряжается ресурсами, управляет распределением рабочего времени, аттестует сотрудника). Отдел персонала играет роль профессионального консультанта и одновременно осуществляет общее управление процессом развития карьеры в организации.

После приема на работу специалисты по персоналу проводят обучение нового сотрудника основам планирования и развития карьеры, разъясняют принципы партнерства, ответственность и возможности участвующих в нем сторон.

Разработка плана развития карьеры

1) Работник определяет собственные профессиональные интересы и методы их реализации (должности, которые он хочет занять в будущем).

2) Работник сопоставляет собственные возможности с требованиями к интересующим его должностям.

3) Работник определяет, является ли данный план развития карьеры реалистичным; продумывает, что ему необходимо для реализации этого плана.

Руководитель и отдел персонала оказывают работнику квалифицированную помощь для определения своих возможностей и недостатков, а также методов развития.

Условия, оказывающие влияние на реализацию плана развития карьеры:

1) результаты работы в занимаемой должности (успешное выполнение должностных обязанностей);

2) профессиональное и индивидуальное развития (сотрудник должен не только пользоваться всеми доступными средствами профессионального развития, но и демонстрировать вновь приобретенные навыки, знания и опыт);

3) эффективное партнерство с руководителем;

4) заметное положение в организации (работник заявляет о себе: профессиональные достижения, удачные выступления, доклады, отчеты, участие в работе творческих коллективов и т.д.).

Важнейшим компонентом процесса управления развитием карьеры является оценка достигнутого прогресса, в которой участвуют все три стороны. Оценка проводится периодически (один раз в год) в ходе встречи сотрудника с руководителем, а затем подтверждается отделом персонала. Результатом обсуждения является скорректированный план развития карьеры.

Дата добавления: 2015-09-13 ; просмотров: 12 ; Нарушение авторских прав

Модели и стратегии карьеры.

Карьера «трамплин» распространена среди руководителей и специалистов. Жизненный путь работника состоит из длительного подъема по служебной лестнице с постепенным ростом его потенциала, знаний, опыта и квалификации. После работы в высшей для должности – уход на пенсию («прыжок с трамплина») (рис. 54.).

Рисунок 54- Модель служебной карьеры «трамплин»

Модель карьеры «трамплин» была характерна для руководителей периода застоя в экономике, когда многие должности в центральных органах и на предприятиях занимались одними людьми по 20-25 лет.

Модель карьеры «лестница» предусматривает постепенный подъем работника по ступенькам служебной лестницы.

После занятия верхней должности начинается планомерный спуск по служебной лестнице с выполнением все менее интенсивной работы, не требующей принятия сложных решений в экстремальных ситуациях, руководства большим коллективом (рис. 55).

Рисунок 55- Модель служебной карьеры «лестница»

Реализация на практике модели карьеры «лестница» психологически затруднена из-за нежелания руководителей уходить с «первых ролей», поэтому она должна поддерживаться вышестоящим органом управления, например, советом директоров, правлением.

Модель карьеры «змея» предусматривает горизонтальное перемещение работника с пребыванием в одной должности 1-2 года на другую. После изучения конкретных функций управления на данном уровне управления работник переводится на вышестоящую должность (рис. 56).

Рисунок 56- Модель карьеры «змея»

Реализация модели «змея» предполагает постоянное перемещение кадров в аппарате управления, а, следовательно, планирование карьеры каждого работника. Наибольшее распространение эта модель получила на крупных предприятиях Японии.

Модель карьеры «перепутье» предполагает после определенного фиксированного или переменного срока работы прохождение работником комплексной оценки (аттестации), по результатам которой принимается решение о его повышении, перемещении или понижении в должности (рис.57). Модель карьеры «перепутье» широко распространена на предприятиях, применяющих трудовой договор в форме контракта.

Рисунок 57- Модель служебной карьеры «перепутье»

Стратегии карьеры

Под стратегией в менеджменте понимается главный путь (направление, курс) движения к долговременной цели. Карьерные стратегии – это ответ на вопрос: «Каким образом предприятие, организация выстраивает карьеру своих работников, чтобы быть лучшей в своей области?»

Базируясь на анализе практики управления человеческими ресурсами в системе западноевропейского менеджмента, выделяются четыре ведущие стратегии развития карьеры (И.Минервин, 1996):

Название стратегии Характеристика стратегии
«Клуб» Организация опирается на собственные кадровые ресурсы и коллективные формы вознаграждения за успешную работу. Ключевая задача – формирование лояльного и стабильного в долгосрочном плане коллектива сотрудников.
«Спортивная команда» Основана на внешнем наборе персонала на все уровни внутриорганизационной иерархии. Вознаграждение осуществляется индивидуально по результатам труда каждого сотрудника.
«Крепость» Опирается на господство групповых факторов продвижения, вознаграждения и высвобождения персонала и характеризуется стремлением к максимальной экономии расходов.
«Академия» Базируется на внутренних кадровых источниках. Внешний набор применяется для первичной занятости.

Первая карьерная стратегия носит условное название «клуб». В этом случае организация опирается на собственные кадровые ресурсы и коллективные формы вознаграждения за успешную работу. Подобная стратегия характеризуется следующими признаками:

· преимущественно внутриорганизационное продвижение работников

· низкая текучесть кадров, их высокая преданность целям и интересам организации;

· сосредоточение внимания на статусе работника, его мотивации, социальной защищенности, а не на инновациях и производительности;

· реализация принципа равноправного партнерства в отношениях с работником.

Данная стратегия в целом связана с ориентацией на стабильность, надежность, защиту и сохранение достигнутых позицийна рынке или в своей сфере деятельности. Соответственно, ключевая задача в этих условиях — формирование лояльного стабильного в долгосрочном плане коллектива сотрудников.Рассмотренная стратегия развития карьеры сотрудников встречается в страховом деле, правительственных ведомствах.

Вторая стратегия условно именуется как «спортивная команда». Она основана навнешнем наборе персонала на все уровни внутриорганизационной иерархии. Вознаграждение осуществляется исключительно по индивидуальным результатам труда каждого сотрудника организации. Такая стратегия имеет ряд отличительных признаков:

· набор и расстановка кадров являются главной функцией кадрового менеджмента;

· работники в большей степени привержены своей профессии (подобно профессиональным спортсменам), а не какой-либо конкретной организации;

· специалисты стремятся продать свой труд, знания и умения тому, кто больше заплатит.

Рассматриваемая стратегия связана с достаточно агрессивной, наступательной формой рыночного проникновения.Встречается в инвестиционных компаниях, рекламных и консалтинговых фирмах.

Третья стратегия — «крепость» — опирается на господство групповых факторов продвижения, вознаграждения и высвобождения персонала и характеризуется стремлением к максимальной экономии расходов. В рамках данной стратегии на первый план выходят следующие аспекты:

· подчинение всей деятельности задаче выживания организации, предприятия, фирмы;

· оперативное реагирование на динамику внешних условий;

· сочетание как притока, так и оттока кадров.

Карьерная стратегия «крепость» встречается в текстильной промышленности, мелкооптовой и розничной торговле.

Четвертая стратегия — «академия» — базируется на использовании, главным образом, внутренних кадровых источников. Внешний набор применяется лишь для первичной занятости (заполнение вакансий нижних ступеней организационной структуры). Данной стратегии свойственны следующие черты:

· система поощрений и вознаграждений, основанная на индивидуальных результатах деятельности;

· низкая текучесть кадров;

· достаточно интенсивные внутриорганизационные программы подготовки и профессионального развития персонала.

Стратегия «академия» встречается в электронной, фармацевтической промышленности, отраслях производства потребительских товаров, то есть там, где задачи эффективности в условиях конкурентной борьбы требуют притока талантливых молодых специалистов, но лишь на низовые уровни в качестве вливания «свежей крови».

В рамках отечественной государственной службы из четырех описанных стратегий наиболее типичной является первая («клуб»).

Государственная служба в отличие, например, от сферы предпринимательства и бизнеса в большей степени требует ориентации на приоритет общегосударственных интересов, стабильность, неукоснительное следование жестко закрепленным нормам и правилам, преемственность традиций, определенный консерватизм. При надлежащем выполнении государственным служащим данных требований ему обеспечивается защита со стороны организации (гарантии занятости и предсказуемого продвижения по службе, которое связано, как правило, со стажем работы и накопленным профессиональным опытом).

При разработке карьерной стратегии важно также учитывать тип корпоративной культуры. В последнее время в центре внимания специалистов по управлению персоналом и планированию карьеры находится не личность работника как таковая и даже не организация, а тип корпоративной культуры. Чтобы «сделать карьеру», помимо обладания личностными качествами необходимо еще и, учитывая организационный контекст, «вписаться» в соответствующий тип организационной субкультуры.

Американские социологи выделяют несколько типов корпоративных культур по национальному признаку;

· европейская (подразделяется еще на несколько подтипов, один из которых — восточно-европейская корпоративная субкультура).

Зная основные характеристики каждой, можно с большой долей вероятности спрогнозировать, где работник способен успешнее реализовать карьерный рост — в американской, японской или французской фирме.

В восточных компаниях о семье сотрудника, как правило, никто беспокоиться не будет. Подразумевается, что основные интересы персонала фирмы лежат вне его работы, потому ссылки на личную жизнь воспринимаются, по меньшей мере, как бестактность. Ни о каких карьерных скачках не может быть и речи: согласно традиционной восточной иерархичности смена кадров (особенно высокопоставленных) происходит чаще всего по роковым причинам — из-за болезни, смерти или совершения должностного преступления. Дисциплина в восточных компаниях как в армии.

Европейские компании в целом проповедуют менее жесткие отношения на работе, хотя и здесь фирма фирме рознь. Людям, которые «часов не наблюдают», тяжело придется в английских компаниях. А в итальянской компании, где вечный временной хаос — норма, на это могут и не обратить внимания. Во французских фирмах неохотно увеличивают зарплату, но к Рождеству делают изысканные подарки сотрудникам. Наиболее разумный рабочий климат предлагают скандинавские компании: по статистике именно оттуда люди реже всего увольняются из-за несоответствия культурных ценностей работника и руководства.

Таким образом, реализация карьерных решений предполагает поиск баланса между собственными карьерными ориентациями, задачами этапов карьерного цикла и теми возможностями для профессионального/должностного роста, которые предоставляет конкретная организация.

| следующая лекция ==>
Салжұқтар мемлекеті | Ылмыстық жазаны атқару барысындағы мемлекеттік саясат.

Дата добавления: 2016-04-22 ; просмотров: 2116 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источники


  1. Национал-экстремизм и судебная власть в современной России. — М.: ОФ Антифашист, 2014. — 121 c.

  2. Кучерена А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России; Юркомпани — М., 2015. — 432 c.

  3. Панов, А.Б. Административная ответственность юридических лиц. Монография / А.Б. Панов. — М.: Норма, 2016. — 651 c.
  4. Теория государства и права. — М.: Форум, Инфра-М, 2008. — 624 c.
Типовые модели карьеры — змея, лестница, трамплин и другие
Оценка 5 проголосовавших: 1