Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе

Статья на тему: "Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе" от профессионалов для людей. Обязательно дочитайте до конца.

Судебно-психологическая экспертиза. Основания назначения

Понятие судебно-психологической экспертизы

Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) — один из видов судебных экспертиз и, следовательно, — одно из средств установления истины в судопроизводстве, источник доказательств. Предметом психологической экспертизы является выяснение возможности допрашиваемого липа в силу индивидуальных особенностей протекания психических процессов адекватно воспринять, сохранить в памяти и воспроизвести сведения о фактах, подлежащих доказыванию.

СПЭ исследует существенные для уголовного дела особенности психики обвиняемых, потерпевших и свидетелей.

К компетенции эксперта-психолога относятся:

    1. определение аффек­тивных состояний, которые, если они вызваны неправомерными дей­ствиями потерпевшего, либо являются смягчающим ответственность обстоятельством, либо обусловливают привилегированную квалифи­кацию отдельных составов преступлений;
    2. ис­следование других состояний, которые обусловили особый характер поведения человека в момент совершения преступления (к их числу, кроме аффекта, может быть отнесено состояние переутомления, силь­ного страха, большого горя, депрессии и т. п.).

Отличие от судебно-психиатрической экспертизы:

    • СПЭ исследует психические проявления, не выходящие за пределы нормы, т.е. не являющиеся патологическими .

Возможности СПЭ ограничены современным уровнем развития психологии, ее диагностических методов и процессуальными требованиями.

Пределы возможностей СПЭ определяются основным принципом — принципом научной объективности, она может разрешать только те вопросы, которые связаны с психическими явлениями, подлежащими объективному анализу.

СПЭ не компетентна решать вопросы юридического содержания: определять достоверность показаний, мотивы и цели преступного деяния, устанавливать форму вины и т.п.

СПЭ должна осуществляться современными научно-психологическими методами. Результаты экспертного исследования должны быть достоверны, верифицируемы, доступны для оценки следователем и судом.

Основной задачей СПЭ является научно обоснованная диагностика (от греч. «diagnos» — распознавать) непатологических правозначимых психологических аномалий.

Используемые в целях судебно-экспертной диагностики тесты должны быть валидными и высоконадежными. Валидность (от лат. «valid» — пригодный, имеющий силу) — это пригодность теста для измерения выявляемой психической характеристики, его адекватность. Среди психодиагностических тестов особенно широко используются тесты интеллекта, личностные тесты и др.

Эксперт-психолог не дает юридической оценки исследуемых обстоятельств.

Невозможность получения необходимой информации или точного ответа должна быть обоснована. Если однозначный ответ не возможен, то он может быть и вероятностным.

Заключение СПЭ может оцениваться и другими участниками уголовного процесса, которые могут ходатайствовать о проведении повторной экспертизы.

Экспертом-психологом может быть назначен только специалист, имеющий высшее психологическое, педагогическое или медицинское образование. Отказ от проведения экспертизы должен быть принят, если поставленные перед СПЭ вопросы не соответствуют профессиональной специализации данного лица.

Права и обязанности эксперта-психолога те же, что и права и обязанности всех судебных экспертов — они определены законом (например, ст. 57 УПК РФ). В своей познавательной деятельности эксперт самостоятелен и независим.

Основания назначения СПЭ

К поводам обязательного назначения судебно-психологической экспертизы относятся (ст. 196 УПК РФ):

    1. если необходимо установить психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве;
    2. если необходимо установить психическое состояние подозреваемого, обвиняемого в совершении в возрасте старше восемнадцати лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего возраста четырнадцати лет, для решения вопроса о наличии или об отсутствии у него расстройства сексуального предпочтения (педофилии);
    3. если необходимо установить психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда имеются основания полагать, что он является больным наркоманией;
    4. если необходимо установить психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания;
    5. если необходимо установить возраст подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение.

СПЭ, связанная с выявлением способности лица правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания

СПЭ может установить индивидуальные особенности психики, уровень абсолютной и разностной чувствительности, особенности цветоощущений, объем восприятия, особенности восприятия времени, движения и пространственных качеств предметов и явлений (пропорции частей предметов, их пространственную ориентацию, размеры, форму, удаленность, особенности рельефа и т.д.), особенности звуковысотного различия и т.д.

Способность давать правильные показания связана не только с индивидуальными особенностями ощущений и восприятия. Широкий диапазон индивидуальных различий имеют и память, и мышление, и воображение человека, такие особенности личности как внушаемость, склонность к фантазированию.

Резко индивидуализирован и процесс узнавания. Люди с повышенной внушаемостью склонны к ложному узнаванию, к различным внушаемым дополнениям к своим представлениям.

В компетенцию СПЭ не входит установление влияния конкретных условий на возможности восприятия.

Перед СПЭ должны быть поставлены вопросы, связанные с выявлением у лиц конкретных психических аномалий, существенных для уголовного дела. Такими вопросами могут быть, например:

    • имеются ли у данного лица резко выраженные отклонения в восприятии и понимании определенных явлений,
    • обладает ли лицо повышенной внушаемостью,
    • может ли слабое умственное развитие данного лица быть причиной искажений передаваемой им информации и т.п.

Перед СПЭ нельзя ставить вопросы, связанные с диагностикой ложности показаний (например, опознал человека в действительности предъявляемый объект или не опознал, соответствуют ли его показания действительным событиям). СПЭ не является экспертизой достоверности показаний. Установление истинности или ложности показаний — профессиональная задача следователя (но при этом, конечно, он должен обладать соответствующими психологическими знаниями).

СПЭ при расследовании половых преступлений

При расследовании половых преступлений эксперту-психологу могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением или отрицанием беспомощного состояния потерпевшей. Это является квалифицирующим признаком данного состава преступления. Состояние беспомощности имеет разные проявления и может быть вызвано разными причинами: общая физическая слабость, болезнь, алкогольное опьянение, отсутствие возможности свободного волеизъявления, малолетний возраст, неспособность правильно оценивать ситуацию и др.

Перед судебно-психологической экспертизой в этих случаях могут быть поставлены два вопроса:

    1. находилась ли потерпевшая в соответствующей ситуации в состоянии беспомощности;
    2. могла ли потерпевшая, находясь в таком состоянии, сознавать характер и значение совершаемых с ней действий.

Не следует ставить вопрос: могла ли потерпевшая оказать сопротивление виновному? Несопротивляемость обстоятельствам не означает согласия с этим обстоятельствами, их принятия.

[3]

Беспомощность — это и есть состояние, исключающее возможость сопротивления.

Читайте так же:  Тарифная ставка и оклад в чем разница

Непонимание характера совершаемых действий является одним из проявлений беспомощности. Оно может быть обусловлено рядом обстоятельств:

    1. хроническим психическим заболеванием;
    2. временным аномальным состоянием психики в момент совершения с потерпевшей полового акта (в связи с соматическим заболеванием, состояние фрустрации, аффекта, стресса);
    3. отставанием психического развития;
    4. возрастными и личностными особенностями потерпевшей.

Обстоятельства первого вида устанавливаются судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертизой. Обстоятельства второго вида — комплексной судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертизой или медико-психологической экспертизой. Обстоятельства третьего и четвертого видов — судебно-психологической экспертизой.

Половая зрелость потерпевшей должна устанавливаться комплексной медико-психологической экспертизой.

СПЭ может быть ограничена в отношении личностных необходимостей обвиняемого. В этих случаях ставятся вопросы о наличии задержания в психическом развитии обвиняемого, о возможных акцентуациях его характера.

СПЭ в связи с аффектом

Поводом для проведения СПЭ в связи с аффектом является наличие признаков крайне повышенного и внезапно возникшего эмоционального перевозбуждения, проявившихся в преступном действии непосредственно за противоправными действиями потерпевшего.

Взрывная импульсивность, конфликтность, неподчиненность действий сознательному контролю — основные критерии аффекта.

[1]

Состояние аффекта — это внезапно возникающее кратковременное состояние крайнего психического перевозбуждения, характеризующегося сужением сознания. Аффект возникает в результате воздействия сверхсильных раздражителей или в результате длительного накопления травмирующих воздействий при отсутствии в поведенческом фонде личности адекватных способов реагирования на эти воздействия. Аффект возникает в остроконфликтных ситуациях, и при этом происходит дезинтеграция, распад сознания.

Сужение сознания при аффекте связано с резким понижением способности человека сознательно руководить своими действиями. Закон, учитывая это, признает сильное душевное волнение обстоятельством, смягчающим ответственность, или обстоятельством, влияющим на квалификацию состава преступления.

Для определения состояния аффекта перед СПЭ ставится один вопрос:

    • находилось ли лицо в момент совершения определенных действий (описание этих действий) в состоянии физиологического аффекта?

Поскольку физиологический аффект (как, впрочем, и другие психические состояния) нельзя воспроизвести повторно, его экспертное исследование осуществляется ретроспективным анализом и анализом остаточных, следовых явлений.

Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе (стр. 2 из 3)

Такая широкая компетенция объясняется тем, что законодатель достаточно смело использует данные психологии для регламентации многих новых дефиниций, норм и институтов уголовного права, применяя непривычные для практики психологические термины, воспринятые из психологической науки. Так, в Уголовном кодексе РФ использованы базовые для уголовной ответственности наказания понятия, требующие психологического анализа их содержания с учетом положений общей и юридической психологии.

3 Основные направления судебно-психологической экспертизы

Исходя из структуры предмета общей психологии, изучающей психические процессы, состояния, свойства личности, а также из практики использования судебно-психологической экспертизы правоохранительными органами, выделяют следующие направления судебно-психологической экспертизы:[5]

1. Исследование личности обвиняемого – в соответствии с общими началами назначения наказания понятие индивидуализации охватывает в комплексе оценку деяния, личности виновного, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. Значимы здесь личностные особенности, которые влияли на выбор и реализацию противоправного варианта поведения, затрудняли (облегчали его), а равно сказывались на отношении к содеянному.

2. Исследование психологических мотивов конкретного преступного поведения. Мотив — побуждение к деятельности направленной на удовлетворение потребностей субъекта, предмет, ради которого деятельность осуществляется. Уголовное право для обозначения мотивов поведения оперирует такими понятиями — месть, корысть, ревность, хулиганские побуждения и др. Некоторые эти понятия могут включать в себя различные психологические мотивы. Исследование психологических мотивов деяния углубляет познание юридически значимых побуждений, лежащих в основе правонарушения.

3. Диагностика аффекта у обвиняемого в момент совершения им преступления. Психологическая диагностика аффекта у субъекта на момент совершения инкриминируемых действий включает в себя: а) ретроспективный анализ психического состояния субъекта, его влияния на сознание и деятельность; б) изучение индивидуально-психологических особенностей подэкспертного, степени его устойчивости к эмоциогенным ситуациям, склонности к аккумуляции аффективных переживаний; влияния возрастных особенностей; временно ослабляющих организм факторов; в) изучение и психологическую оценку ситуации, в которой совершено преступление.

4. Диагностика эмоционального состояния обвиняемого на момент совершения преступления (помимо аффекта), существенно влияющего на способность правильно осознавать явления действительности, содержание конкретной ситуации и на способность произвольно регулировать свое поведение. К компетенции психолога в таких случаях относится изучение психологических обстоятельств, имеющих значение для установления истины.

5. Установление способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, полностью сознавать значение своих действий и определение меры их способности руководить своим поведением. Экспертное психологическое исследование всегда касается сугубо конкретных действий, совершенных в конкретных условиях. Поэтому судебно-психологической экспертизой поведение испытуемого рассматривается в единстве с ситуацией, в которой были совершены противоправные поступки.

6. Применительно к потерпевшему также может возникать необходимость в постановке перед экспертом вопроса о его личности, мотивации действий. Однако на практике чаще требуется: установление способности понимать значение собственных действий и действий, связанных с посягательствами на него и способности оказывать сопротивление таким действиям.

7. В отношении свидетелей и потерпевших перед судебно- психологической экспертизой может быть поставлен вопрос об их принципиальной способности, с учетом индивидуально-психологических и возрастных особенностей, уровня психического развития, правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.

8. Эксперт-психолог может провести посмертную экспертизу для выяснения вопроса, находился ли умерший в период, предшествующий смерти, в психическом состоянии, предрасполагающем к самоубийству и, если находился в этом состоянии, чем оно могло быть вызвано. В практике встречаются случаи инсценировок убийств под самоубийства, что приводит к необходимости проведения посмертной судебно-психологической экспертизы.

4 Проведение судебно-психологической экспертизы

и ее значение в уголовном процессе

Качество и результативность судебно-психологической экспертизы во многом определяются подготовительной работой, которая включает в себя:[6]

1. Сбор материалов, необходимых для проведения экспертизы — следователь (суд), предвидя возможность проведения психологической экспертизы, направляет свои усилия на получение объективной информации о личности обвиняемого (потерпевшего, свидетеля) и ситуации, имеющей значение для всестороннего изучения обстоятельств совершенного преступления.

2. Сбор информации о личности испытуемого — в ходе изучения личности собираются сведения о том, как он рос, развивался, какие имеются неблагоприятные наследственные факторы, каким образом и в чем конкретно проявлялись особенности его нервной системы, психики, какие наблюдались у него заболевания, психические отклонения на разных этапах развития.

Читайте так же:  Свободный график работы

3. В процессе расследования собираются сведения об индивидуально-психологических особенностях личности, проявляемых в разнообразных видах деятельности. Эти свойства личности определяются отношением субъекта к различным явлениям окружающей действительности.

4. Сбор информации о ситуации, имеющей значение для всестороннего изучения особенностей личности испытуемого. Так, при изучении конфликтной ситуации выясняются внешние факторы, воздействовавшие на субъекта (условия среды обитания; раздражители, связанные с социоусловиями).

В ходе судебно-психологической экспертизы выявляются ситуационно обусловленные признаки; субъективно воспринимаемая в качестве реальной угрозы жизни здоровью, благополучию человека; необычность, неопределенность обстановки; неблагоприятное социальное воздействие, вызывающее чувство внутреннего дискомфорта; общественное порицание, противоречащее оценке субъектом своего места и значения в группе, создающее отрицательный эмоционально окрашенный фон восприятия действительности.

К выполнению обязанностей эксперта-психолога, как правило, допускаются специалисты с высшим психологическим образованием, работающие в области психологии (имеющие ученую степень в области психологии). Чтобы убедиться в компетентности специалиста, необходимо выяснить: в какой отрасли психологии он работает и соответствует ли круг его профессиональных, научных знаний содержанию вопросов, выносимых на разрешение экспертизы; каков стаж его работы в области психологии и экспертной деятельности, его профессиональные, научные возможности.

Экспертиза должна назначаться и проводиться как только возникли вопросы, для разрешения которых требуются специальные познания и собраны материалы, необходимые для экспертизы. В постановлении следователя, определении суда о назначении психологической экспертизы излагаются обстоятельства дела, указываются те признаки в поведении лица, его характерологические особенности, которые являются элементами предмета юридической психологии, рассматриваются в качестве повода для назначения экспертизы. Аналогичный подход должен быть и к составлению ходатайства защиты о проведении судебно-психологической экспертизы по делу.[7]

Взаимодействие и процессуальные отношения между следователем и экспертом-психологом обычно устанавливаются сразу же после ознакомления последнего с постановлением о назначении экспертизы и разъяснения ему его процессуальных прав и обязанностей. Следователь вместе с экспертом уточняет вопросы, определяет место и сроки производства экспертизы. В распоряжение эксперта направляются: обвиняемый (потерпевший, свидетель) и материалы дела с постановлением о назначении экспертизы.

Экспертное заключение должно содержать психологическую оценку явлений, интересующих органы правосудия. Оценка может выражаться либо в психологической диагностике, квалификации исследованных фактических данных, либо в аргументированных суждениях об отношении выявленных фактов к интересующим правоохранительные органы событиям. В своем заключении эксперты-психологи должны не только указать, какие исследования провели и получили результаты, но и научно обосновать свои выводы.

Использованию заключения экспертизы предшествует его оценка следователем, судом, которые знакомятся с ним, оценивают научный уровень заключения, аргументированность содержащихся в нем выводов, в каком объеме экспертами использованы предоставленные материалы, даны ли исчерпывающие ответы на поставленные вопросы; насколько полно описана в заключении проделанная работа, какие методы исследования применялись.

В уголовном процессе заключение судебно-психологической экспертизы используется следователем (судом) в следующих случаях: при изучении механизма совершенного преступления; при доказывании и квалификации содеянного; для более качественного проведения других исследований; при необходимости проверить факт невиновного причинения вреда, лицом, которое предвидело наступление вредных последствий, но не могло предотвратить их в результате несоответствия своих психофизиологических качеств нервно-психическим перегрузкам, экстремальным условиям; для установления обстоятельств, смягчающих наказание; в целях применения справедливых мер в отношении виновных в совершении преступлений; в тактических целях: для установления психологического контакта во время допроса, проведения других действий; для изобличения допрашиваемого во лжи, а также для выяснения причин неумышленного искажения фактов свидетелем.

Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе

Читайте также:

  1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Её значение для противодействия коррупции.
  2. Ассортимент и экспертиза качества рыбных консервов
  3. Ассортимент и экспертиза качества рыбных презервов
  4. Аффективные расстройства, судебно-психиатрическая экспертиза.
  5. Билет 29. Экспертиза товара.
  6. БИЛЕТЫ ПО УГОЛОВНОМУ ПРАВУ ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ В КРАТКОМ ИЗЛОЖЕНИИ
  7. В уголовном процессе рассматриваются гражданские иски
  8. Взаимодействие коммуникатора и аудитории в политическом процессе. Шарлотский проект.
  9. Виды наказаний в уголовном праве
  10. Виды соучастников по российскому уголовному праву.
  11. Внимание как психический процесс. Виды и свойства внимания. Управление вниманием в учебном процессе.
  12. Возрастные и индивидуальные способности учащихся. Их учет в педагогическом процессе.

Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе.

Последние годы в гражданском судопроизводстве установилась практика проведения судебно-психологических экспертиз для решения вопросов, относящихся к компетенции эксперта-психолога.

Судебно-психологическая экспертиза проводится по делам о признании недействительными сделок, заключение которых связано с пороками воли; о причинении вреда гражданами, не способными понимать значение своих действий или руководить ими; о возмещении вреда, причиненного по грубой или простой неосторожности как потерпевшего, так и самого причинителя, а также по делам о регрессных исках возмещения вреда. В случае, если участниками данных дел являются несовершеннолетние и лица с сенсорными нарушениями, суды в обязательном порядке назначают судебно-психологическую экспертизу. Судебно-психологическая экспертиза назначается также по спорам о праве на воспитание детей, а также по другим делам, связанным с личными и семейными отношениями.

Судебно-психологическая экспертиза способна оказывать значительную помощь в решении фундаментальных для уголовного процесса вопросов о виновности лиц, совершивших общественно опасные деяния, квалификации преступлений, индивидуализации ответственности и т.д. Поэтому использование специальных психологических познаний по конкретным уголовным делам представляется важной гарантией от объективного вменения, как и от не менее значимой угрозы несправедливости наказания вследствие игнорирования или неполного учета определенных личностных свойств, влиявших на содержание деяния, предшествующее и последующее поведение субъекта.

В целом компетенция судебно-психологической экспертизы определяется содержанием психологической науки, ее прикладных отраслей (юридической, медицинской, инженерной психологии и т.п.). Поэтому в компетенцию судебно-психологической экспертизы входят любые вопросы психологического содержания, значимые для доказывания или имеющие непосредственное уголовно релевантное значение, для решения которых необходимы специальные профессиональные познания в области научной психологии. Это, прежде всего, исследование различных проявлений психики, психических процессов, эмоциональных состояний, индивидуально-психологических особенностей психически здоровых лиц (свидетелей, потерпевших, обвиняемых, подсудимых и т.д.), участвующих в уголовном судопроизводстве, факторов психологического воздействия на их поведение, на принятие ими решений в различных конфликтных, экстремальных ситуациях, ставших предметом рассмотрения суда. Также в компетенцию экспертизы также входит изучение «психологического содержания некоторых юридических понятий, описывающих поведение людей и его внутренние механизмы, фиксирующих временные психические состояния, изменения сознания под влиянием различных факторов».

Читайте так же:  Дополнительные оплачиваемые выходные дни что это

В частности, при расследовании, рассмотрении уголовных дел в суде к компетенции судебно-психологической экспертизы следует отнести:

1 установление индивидуально-психологических особенностей личности участников уголовного процесса, уровня их психического, интеллектуального развития, наличия у них определенных психофизиологических качеств (повышенная тревожность, внушаемость, импульсивность и т.д.), существенно повлиявших на их поведение в экстремальных условиях (в том числе при выполнении каких-либо профессиональных обязанностей), в психотравмирующих (криминальных) ситуациях повышенной сложности;

2 диагностику состояний психической напряженности непатологического характера (тревожности, страха, стресса, аффекта), послуживших причиной совершения противоправных действий, неадекватного поведения, например потерпевшей в опасной для ее жизни и здоровья ситуации, оператора, не справившегося со своими профессиональными обязанностями, и т.д.;

3 исследование мотивационной сферы личности, составляющих ее психологических мотивов, побудивших субъекта к данной деятельности;

4 выявление у несовершеннолетних правонарушителей с признаками отставания в психическом развитии непатологического характера способности осознавать значение своих действий и руководить ими;

5 установление способности психически здоровых свидетелей, потерпевших (с учетом их индивидуально-психологических, возрастных особенностей, уровня психического развития) правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания, что имеет немаловажное значение для уголовного, процесса.

Безусловно, очерченные выше границы компетенции судебно-психологической экспертизы имеют весьма подвижный характер, поскольку с развитием психологической науки расширяются и возможности судебно-психологической экспертизы. Кроме того, постоянно совершенствуется российское законодательство, а, следовательно, растут и потребности судебной практики в решении новых проблем психолого-правового характера.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 280 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе

Глава 8. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве

В отдельных случаях при расследовании преступлений и су­дебном разбирательстве по уголовным делам возникают вопросы, для решения которых недостаточно профессиональных знаний сле­дователя, судьи, требуются специальные познания в области пси­хологии. Это относится главным образом к исследованию особенно­стей психической деятельности свидетелей, потерпевших, подозре­ваемых, их эмоциональных реакций, психических свойств, состоя­ний. Для исследования указанных особенностей назначается судебно-психологическая экспертиза.

Объектом исследования судебно-психологической экспертизы выступают психические проявления человека, не выходящие за пределы нормы, т. е. не вызывающие сомнения в его психической полноценности. С помощью судебно-психологической экспертизы можно получить данные, позволяющие понять и правильно оценить особенности психической деятельности и проявлений людей, кото­рые имеют значение для выводов правового характера. В частно­сти, заключения экспертов-психологов способствуют правильной оценке показаний потерпевших, свидетелей, обвиняемых в случа­ях, когда они вызывают сомнение в своей достоверности; несовер шеннолетних — когда их показания приобретают фантастическую окраску; обвиняемых — когда их действия носят необычный ха­рактер, и т. д.

Судебно-психологическая экспертиза назначается постановле­нием следователя либо определением суда, в которых должны быть отражены обстоятельства дела, определен эксперт или комиссия экспертов, сформулированы вопросы, поставленные на разрешение эксперта. При выборе эксперта следует ориентироваться на специ­алистов-психологов, которые работают на соответствующих кафед­рах университетов или педагогических институтов, а также в су­дебных отделениях психоневрологических институтов.

К компетенции судебно-психологической экспертизы относит­ся широкий круг вопросов, среди которых наиболее часто встреча­ются следующие:

1) способность свидетелей, потерпевших, подозреваемых с уче­том их индивидуально-психологических и возрастных особенностей, состояния умственного развития правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные по­казания;

2) способность потерпевших по половым преступлениям пра­вильно воспринимать характер и значение совершенных с ними действий;

3) способность несовершеннолетних обвиняемых, страдающих умственной отсталостью, не связанной с психическими заболевания­ми, полностью сознавать значение своих действий и руководить ими;

4) наличие или отсутствие у субъекта в момент совершения противоправных действий состояния физиологического аффекта (состояния внезапно возникшего сильного душевного волнения);

5) возможность возникновения различных психических волне­ний, препятствующих нормальному осуществлению профессиональ­ных функций (в авиации, автомобильном и железнодорожном транс­порте, в работе оператора автоматизированных систем на произ­водстве);

6) наличие или отсутствие у лица в период, предшествовав­ший смерти, психического состояния, предрасполагающего к само-убийству 1 .

Если в отношении психически здоровых свидетелей, потерпев­ших, обвиняемых у следователя или судьи возникает сомнение в их способности в силу индивидуально-психологических особеннос­тей давать правильные показания, может быть назначена судебно-психологическая экспертиза. Обычно такая экспертиза назначает­ся в отношении несовершеннолетних. Как отмечает В. Е. Коновало­ва, «поводами к ее назначению могут быть неадекватность поведе­ния несовершеннолетних своим возрастным характеристикам, при­чудливость мотивации совершенных ими поступков, неправильная, необычная интерпретация обычных обстоятельств и фактов, склон­ность к фантазированию при отсутствии для этого каких-либо ре­альных предпосылок, «детскость» поведения при достаточно высо­ком интеллектуальном развитии и др.» 2 . Особого внимания заслу­живают подростки, которым только исполнилось 14 лет, т. е. в воз­расте, достаточном для несения уголовной ответственности за со­вершенное преступление.

Судебно-психологическая экспертиза в отношении взрослых участников уголовного судопроизводства чаще всего назначается в двух случаях: 1) в связи с предположением, что преступление — убийство, нанесение тяжких телесных повреждений — совершено в состоянии аффекта; 2) по делам о происшествиях и авариях, свя­занных с управлением техническими устройствами в авиации, а также на водном и наземном транспорте, с работой операторов ав­томатизированных систем на производстве и т. п., для проверки предположения о возникновении у обвиняемого в момент аварии психического состояния, делающего невозможным, затрудняющего выполнение профессиональных функций, или о несоответствии индивидуально-психологических и профессиональных возможностей обвиняемого требованиям ситуации.

Поводами для предположения о совершении преступления в состоянии аффекта и решения вопроса о целесообразности назна­чения судебно-психологической экспертизы могут служить сведе­ния о накоплении у обвиняемого отрицательных эмоциональных переживаний, возникновении у него стойких стрессовых состояний, хронической неудовлетворенности жизненно важной потребности (фрустрации) и т. д., данные о склонности обвиняемого к образова­нию «застойных» эмоциональных комплексов, о высокой конфлик­тности ситуации, в которой было совершено преступление.

Решение вопроса о целесообразности назначения судебно-пси-хологической экспертизы по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой, может быть основано на данных о том, что обвиняемый находился в ситуации повышенной сложности, способ­ной вызвать сильное эмоциональное напряжение, растерянность, панику, переутомление. Кроме того, следователю необходимо рас­полагать сведениями о степени профессиональной подготовленнос­ти обвиняемого, его эмоциональной устойчивости, самообладании, смелости, решительности, помехоустойчивости и др.

Читайте так же:  Рабочая виза в польшу

Судебной практике известен случай, когда с помощью судеб-но-психологической экспертизы нужно было исследовать вопрос о возможном состоянии интеллектуального переутомления человека в момент совершения инкриминируемого ему деяния. Такое состоя­ние — возможное отсутствие должной психической реакции на со­бытия — может быть вызвано обстоятельством, исключающим уго­ловную ответственность, либо обстоятельством, смягчающим винов­ность.

В Ленинграде был привлечен к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 85 УК РСФСР (ч. 1 ст. 263 УК РФ) капитан сухогрузного теплохода С. по обвинению в том, что он допустил нарушение пра­вил техники безопасности и эксплуатации транспорта, повлекшее за собой вредные последствия. Теплоход, приписанный к Ленин­градскому порту, следовал из Кронштадта в югославский порт Дуб­ровник. Подойдя к Гибралтару, теплоход должен был пройти через этот пролив и выйти в Адриатическое море. Капитан С. не пользо­вался лоцманской службой, поскольку плавал в этом месте более 20 лет. Поддерживая связь с Гибралтаром, он от услуг лоцмана от­казался. При подходе к проливу капитан находился на мостике. Ког­да штурман своевременно подал сигнал: «Капитан, пролив!», ко­манды «Лево руля» почему-то не последовало. Штурман подал сиг­нал вторично, однако капитан не прореагировал на него. Время шло, а теплоход продолжал движение тем же курсом, все более прибли­жаясь к высоким и острым рифам у входа в пролив. Наконец, спу­стя 1 мин. 14 сек. после первого сигнала штурмана капитан дал ко­манду о вхождении в пролив, но было уже поздно. Теплоход сел на мель, образовалась пробоина, и ценный груз погиб.

Своей вины капитан не отрицал, утверждая, что был в обыч­ном нормальном психическом и физическом состоянии. Единствен­ное, о чем он упомянул, — это чувство переутомления (он давно не отдыхал от длительных морских рейсов). Запросом в Научно-ис­следовательский институт Морского Флота было установлено, что для капитанов морских и океанских судов предельным непрерыв­ным временем нахождения в плавании является срок в 4 мес., пос­ле чего необходим отдых на суше. В противном случае возможна замедленная реакция психики человека на явления и события ок­ружающей среды. Капитан С. находился непрерывно в рейсах в течение 11 месяцев.

Суд назначил судебно-психологическую экспертизу, которая пришла к выводу, что в результате сильного переутомления воз­можна значительная заторможенность реакций капитана С. в об­стоятельствах, указанных в деле. Ленинградский городской суд оп­равдал С. в связи с отсутствием в его действиях состава преступ-ления 3 .

На разрешение судебно-психологической экспертизы может ставиться вопрос о наличии или отсутствии у лица в период, пред­шествовавший смерти, психического состояния, предрасполагающего к самоубийству. При расследовании таких преступлений, как дове­дение до самоубийства либо инсценировка убийства под самоубий­ство, вопрос о психическом состоянии лица нередко очень важен для следствия и суда.

Посмертная судебно-психологическая экспертиза назначается по поводу поведения лиц, состояние психики которых не вызывает сомнения в полноценности, т. е. психически здоровых людей. В тех случаях, когда психическое состояние вызывает сомнение, назна­чается посмертная судебно-психиатрическая экспертиза.

М. М. Коченов приводит случай, когда самоубийство явилось результатом состояния, не связанного с травмированием психики. Мать 12-летнего мальчика, вернувшись вечером с работы, обнару­жила труп сына, висящий на брючном ремне на ручке кухонной двери. Отношения в семье были неконфликтными, психических от­клонений у мальчика не наблюдалось. При расследовании была назначена судебно-психологическая экспертиза, на разрешение которой поставлен вопрос: «Можно ли предположить наличие ка­кой-либо конфликтной ситуации, которая могла бы послужить при­чиной самоубийства?» Изучение материалов дела позволило экс­перту установить, что мальчик был охвачен желанием развить в себе сильную волю, но, по-детски воспринимая возможности само­воспитания, совершал опасные для жизни действия. На этом осно­вании эксперт и пришел к выводу, что самоубийство произошло случайно, во время одного из «опытов» по воспитанию сильной воли 4 .

Судебно-психологическая экспертиза может также назначаться для решения вопросов об эмоциональном и интеллектуальном воз­действии на аудиторию, особенно несовершеннолетних, порнофиль­мов либо фильмов ужасов в тех случаях, когда к уголовной ответ­ственности привлекаются лица, которые демонстрируют подобные фильмы или занимаются их распространением.

1 См.: Коченов М. М. Судебно-психологическая экспертиза. М., 1977. С. 4.

2 Коновалова М. М. Правовая психология. С. 132.

3 См.: Коновалова М. М. Указ. соч. С. 136-137.

4 См.: Коченов М. М. Указ. соч. С. 24.

Некоторые особенности судебно — психологической экспертизы в уголовном процессе

В данном разделе предстоит рассмотреть вопрос, касающий­ся производства экспертизы в уголовном процессе. Будут осве­щены особенности назначения, объекты исследования, круг во­просов, которые ставятся перед экспертом, производящим судебно-психологическую экспертизу.

Как подчеркивалось выше, судебно-психологическая экспер­тиза есть профессиональное психологическое исследование по­дозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего и иных участников процесса, направленное на получение достоверных данных, имеющих правовое значение для правильного разреше­ния дела.

Следователь должен распознавать поводы и правильно фор­мулировать вопросы для экспертного разрешения, для чего ему необходимо знать предмет, возможности и компетенцию дан­ного вида экспертизы. СПЭ исследует существенные для уго­ловного дела особенности психики обвиняемых, потерпевших и свидетелей.

В следственной практике и в юридической литературе имеет место необоснованное расширение возможностейСПЭ. Между тем возможности СПЭ ограничены современным уровнем раз­вития психологии, ее диагностических методов и процессуаль­ными требованиями.

М.И. Еникеев [12] полагает, что многие на первый взгляд психологические понятия по существу не являются понятиями научной психологии (озорство, мальчишество, хулиганство и т.п.). Некоторые психологические явления настолько широки и всеобъемлющи, что не могут быть охвачены экспертным иссле­дованием.

Права и обязанности эксперта-психолога те же, что и права и обязанности всех судебных экспертов, — они определены законом (ст. ст. 81, 82, 184 УПК РСФСР). В своей познавательной деятель­ности эксперт самостоятелен и независим (ст. 80 УПК РСФСР).

В уголовном процессе роль психолога очень велика, и не только при необходимости проведения экспертизы. Лицо, обла­дающее знаниями и навыками по указанному предмету, может быть привлечено к участию в процессе и в качестве специалиста для содействия следователю и суду в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также для оказания иной помощи.

Читайте так же:  В россии подорожало вторичное жильё

По сравнению с гражданским судопроизводством психологи­ческая сторона в уголовном процессе проявляется очень ярко. Это дела, связанные с привлечением к уголовной ответственно­сти, решением вопросов о виновности обвиняемого. Однако без установления определенных обстоятельств психологической природы суду бывает крайне сложно, а порой и невозможно вы­полнить задачу по отправлению правосудия.

Психологи нередко используются участниками процесса для оказания справочно-консультативной помощи. Такая деятель­ность обычно оформляется справкой, которая в последующем может быть приобщена к делу. Разновидностью оказания помо­щи следствию может стать и такой вид деятельности, как со­ставление «психологического портрета разыскиваемого преступ­ника» по данным психологического анализа собранных материа­лов уголовного дела.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сде­лать вывод. Предметом судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе являются закономерности и особенности протекания и структуры психических процессов (психической деятельности), имеющие юридическое значение и влекущие оп­ределенные правовые последствия.

В зависимости от характера вопросов и юридического значе­ния экспертных заключений в уголовном процессе можно выде­лить следующие виды судебно-психологических экспертиз.

1. Экспертиза индивидуально-психологических особенностей (личности) обвиняемого (подсудимого) и их влияния на его поведе­ние во время совершения инкриминируемых ему деяний.

Данный вид экспертизы проводится в целях выяснения обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности лиц, которые впоследствии могут быть использованы судом для индивидуали­зации уголовной ответственности и наказания.

2. Экспертиза аффекта у обвиняемого (подсудимого) в момент совершения вменяемых ему действий.

Данный вид экспертизы предусматривает определение состояния аффекта, т. е. Сильного душевного волнения в моменг совершения преступления, что имеет значение для квалификации ст. 107 УК РФ (убийство, со­вершенное в состоянии аффекта), ст. 113УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью).

3. Экспертиза способности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) с отставанием в психическом развитии, не связан­ным с психическим расстройством, в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими.

Неполная мера осознания и регулирование своих противоправных действий несовершеннолетним с отста­ванием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, служат основанием для его освобождения от уго­ловной ответственности.

4. Экспертиза способности свидетеля или потерпевшего пра­вильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания.

5. Экспертиза способности потерпевшей (потерпевшего) по де­лу об изнасиловании понимать характер и значение совершаемых с ней (с ним) действий или оказывать сопротивление виновному.

Имеет значение для судебной квалификации изнасилования или насильственных действий сексуального характера с использова­нием беспомощного состояния потерпевшей (потерпевшего) (ч.1 ст. 131, ч.1 ст. 132 УК РФ). Беспомощным признается со­стояние, при котором потерпевшая (потерпевший) в силу физи­ческого или психического состояния не могла (не мог) понимать характер и значение совершаемых с ней (с ним) действий или оказывать сопротивление.

6. Экспертиза психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством.

Юридическим основанием данного вида экспер­тизы могут выступать две статьи УК РФ. Во-первых, это квали­фикация ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства), во-вторых, определение тяжких последствий, в число которых входит и са­моубийство потерпевшей (потерпевшего), последовавшее в ре­зультате изнасилования, как обстоятельство, отягчающее ответ­ственность.

Данная классификация имеет важный практический смысл и направлена в первую очередь на определение групп вопросов, которые необходимо ставить перед экспертом при производстве экспертизы. В связи с этим приводим основные вопросы, предлагаемые для постановки на разрешение экс­перта при производстве судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе.

В теории судебной экспертизы выделяются три группы во­просов, которые могут быть поставлены эксперту при производ­стве экспертизы:

1) вопросы, связанные с психическими свойствами и особенно­стями личности;

2) вопросы, относящиеся к воздействию на психику различных условий и к связанным с ним состояниям человека в момент рас­следуемого события;

3) вопросы, связанные с особенностями протекания психиче­ских процессов у данной личности.

На разрешение эксперту может быть предложено множество вопросов, разнообразие которых зависит от особенностей рас­сматриваемого преступления. Однако следует выделить вопросы общего характера для приведенных выше видов судебно-психологических экспертиз.

1. Какова общая психологическая характеристика испытуемого (темперамент, характер, склонности и т. д.)?

2. Какие психические свойства личности имеют ярко выра­женный характер и могут оказывать существенное влияние на его поведение (вспыльчивость, замкнутость и т. д.)?

3. Каковы доминирующие мотивы в поведении данного лица?

4. Какой вид памяти у испытуемого является преобладаю­щим?

5. Могло ли данное лицо, исходя из его индивидуально-психологи­ческих особенностей, воспринять определенный звук, свет, запах, скорость движения объекта?

6. Имеются ли у испытуемого особенности, способные повли­ять на объективность его показаний?

7. Как могло повлиять психическое состояние субъекта в мо­мент восприятия события на правильность восприятия, запоми­нания, воспроизведения фактов, имеющих значение для дела?

8. Могло ли лицо предвидеть последствие своих действий?

9. Мог ли обвиняемый, исходя из состояния его психики, созна­вать значимость своих действий или руководить ими?

Вышеперечисленные вопросы являются основополагающими при производстве экспертизы. Далее при постановке вопросов эксперту следователь исходит из особенностей испытуемой лич­ности и криминалистической ситуации.

В учебнике по юридической психологии М.И. Еникеев [12, с. 532—537] выделяет следующие поводы обязательного и необя­зательного назначения судебно-психологических экспертиз.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2016-03-22 ; просмотров: 377 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источники


  1. Берус, Виталий А.С. Лаппо-Данилевский. История. Философия. Методология / Виталий Берус. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. — 160 c.

  2. Маранц, Ю. В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О судебной системе Российской Федерации» / Ю.В. Маранц. — М.: Юстицинформ, 2014. — 120 c.

  3. Ведерников, А. Н. Конституционное право личности на судебную защиту в законодательстве и судебной практике России / А.Н. Ведерников. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2017. — 152 c.
  4. ред. Никифоров, Б.С. Научно-практический комментарий уголовного кодекса РСФСР; М.: Юридическая литература; Издание 2-е, 2011. — 574 c.
Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here