Субъекты малого и среднего предпринимательства

Статья на тему: "Субъекты малого и среднего предпринимательства" от профессионалов для людей. Обязательно дочитайте до конца.

Субъекты малого и среднего предпринимательства

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на [email protected] Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Какова процедура получения предприятием статуса малого или среднего предпринимательства?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

[2]

Подтверждением статуса субъекта малого предпринимательства является поименование организации в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенном на официальном сайте ФНС России (https://ofd.nalog.ru/). Данный реестр формируется автоматически на основании налоговой отчетности, данных из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), других сведений, предоставляемых в адрес ФНС России.

Обоснование вывода:

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон N 209-ФЗ) к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее — СМП) относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели (ИП).

В соответствии с нормами части 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ для признания хозяйственного общества СМП необходимо, чтобы оно отвечало одновременно трем критериям:

1) должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований, указанных в п. 1 части 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ.

Так, для обществ с ограниченной ответственностью суммарная доля участия в уставном капитале следующих лиц не должна превышать (пп. «а» п. 1 ст. 1.1 Закона N 209-ФЗ):

— субъектов Российской Федерации,

— общественных и религиозных организаций (объединений),

— благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов),

— иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся СМП.

Причем ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся СМП, не распространяется на общества с ограниченной ответственностью, соответствующие требованиям, указанным в пп.пп. «в»-«д» п. 1 части 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ;

2) среднесписочная численность работников хозяйственного общества за предшествующий календарный год не должна превышать пределов, установленных пп.пп. «а»-«б» п. 2 части 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ;

3) доход хозяйственного общества за предшествующий календарный год не должен превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории СМП (п. 3 части 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).

С 1 июля 2016 года сведения о юридических лицах и ИП, отвечающих условиям отнесения к малым и средним, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — Единый реестр), за ведение которого отвечает ФНС России (часть 2 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).

Единый реестр формируется автоматически, путем присвоения статуса СМП хозяйствующим субъектам, сведения о которых уже содержатся в информационных системах, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, без введения административных процедур, связанных с предоставлением такими хозяйствующими субъектами дополнительных документов.

Как определено частью 6 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ, первое размещение сведений, содержащихся в Едином реестре, в сети Интернет на официальном сайте ФНС России осуществлено 01.08.2016. Дальнейшее размещение сведений, содержащихся в Едином реестре, в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа осуществляется ежемесячно начиная с 10.09.2016.

В соответствии с частью 4 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ внесение сведений о юридических лицах и ИП в Единый реестр и исключение таких сведений из Единого реестра осуществляются на основании:

— сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП;

— представленных в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;

— сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год;

— сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году;

— сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 и 6 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ.

Одновременно отметим, что согласно абзацу шестому п. 3 ст. 80 НК РФ сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются организацией (ИП, привлекавшим в указанный период наемных работников) в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована). Указанные сведения представляются по форме, утвержденной приказом ФНС России от 29.03.2007 N ММ-3-25/174 (код формы по КНД 1180011), в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства ИП).

А сведения о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, организации указывают в налоговых декларациях (расчетах) за налоговый период (ст. 19, пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Таким образом, внесение сведений о юридических лицах и ИП в Единый реестр и исключение таких сведений из Единого реестра осуществляется ФНС России.

Дополнительно с помощью специального электронного сервиса субъектов малого и среднего предпринимательства в добровольном порядке могут быть сообщены сведения о видах производимой продукции, имеющемся опыте, а также об участии в программах партнёрства. При этом необходимость подачи специальных заявлений для присвоения статуса СМП в настоящий момент действующим законодательством не предусмотрена.

Соответственно, поименование ООО в Едином реестре является подтверждением его статуса СМП.

Проверить, включено ли ООО в Единый реестр в текущем периоде, можно благодаря тому, что сведения из реестра являются общедоступными, поскольку размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://ofd.nalog.ru/). Сведения обновляются 10-го числа каждого месяца и сохраняются в течение пяти лет с момента каждого обновления.

Сроки внесения в Единый реестр (исключения из Единого реестра) сведений зависят от вида сведений (п. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ):

— общие сведения, имеющиеся у налогового органа, вносятся ежегодно 10 августа текущего календарного года по состоянию на 1 июля текущего календарного года;

— сведения о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных ИП отвечающих условиям отнесения к СМП, а также о прекращении ими деятельности вносятся 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения сведений в ЕГРЮЛ и ЕГРИП;

— изменения содержащихся сведений — 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ или ЕГРИП;

— исключение сведений в случае, если такие юридические лица, ИП не представили сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, либо такие юридические лица, ИП перестали отвечать установленным критериям, производится 10 августа текущего календарного года.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

— Энциклопедия решений. «Субъекты малого и среднего предпринимательства».

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства

Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства

См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона

До 1 августа 2016 г. для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства и для отнесения их к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства применяются условия, установленные настоящей статьей, в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 1 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 313-ФЗ

1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

Информация об изменениях:

Часть 1.1 изменена с 1 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 313-ФЗ

1.1. В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 313-ФЗ

1) для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

Информация об изменениях:

Подпункт «а» изменен с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 185-ФЗ

Подпункт «а» изменен с 1 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 313-ФЗ

а) участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем двадцатью пятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем сорока девятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества. Предусмотренное настоящим подпунктом ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется:

на участников хозяйственных обществ — иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством Российской Федерации для средних предприятий в соответствии с пунктом 3 настоящей части, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в подпункте «б» пункта 2 настоящей части (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);

на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным в подпунктах «б» — «д» настоящего пункта;

б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;

г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;

д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:

юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);

юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий»;

е) утратил силу с 1 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 313-ФЗ

Субъекты малого и среднего предпринимательства

Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» действует в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 05.06.2015 № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства», иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Уставом.

Субъекты малого и среднего предпринимательства

В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:

1) для хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

а) суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превышает двадцать пять процентов, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает сорок девять процентов. Ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется на общества с ограниченной ответственностью, соответствующие требованиям, указанным в подпунктах «в» — «д» настоящего пункта;

б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;

г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;

д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:

— юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);

— юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

— юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий»;

2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1, производственных кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий;

б) до ста человек для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;

3) доход хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1, производственных кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Создание сайта
© 2016, Студия Медиавеб

Кто является субъектами малого и среднего предпринимательства?

Субъекты малого и среднего предпринимательства – это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Наличие статуса субъекта малого или среднего предпринимательства позволяет воспользоваться государственной и (или) муниципальной поддержкой.

Внимание! Субъектами малого и среднего предпринимательства могут быть признаны коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий), потребительские кооперативы, индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства:

1. Для юридических лиц – суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не превышает 25%, доля участия одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 25%.

2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает следующих предельных значений:

— 101-250 человек для средних предприятий,

— до 100 человек для малых предприятий, в составе малых выделяются микропредприятия – до 15 человек.

3. Выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не превышает следующих предельных значений:

— 1000 млн. рублей для средних предприятий,

— 400 млн. рублей для малых предприятий,

— 60 млн. рублей для микропредприятий.

Выводы

1. Предпринимательская деятельность может осуществляться гражданами, зарегистрированными в установленном порядке, и организациями.

2. Организация может быть коммерческой или некоммерческой.

3. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность только в той мере, в которой это необходимо для достижения целей ее основной деятельности. Коммерческая организация осуществляет предпринимательскую деятельность без ограничений.

4. ИП и ООО – полноправные участники гражданского оборота, однако каждая из этих форм имеет свои особенности.

Видео (кликните для воспроизведения).

5. Существует понятие субъектов малого и среднего предпринимательства. Для отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства предприятию необходимо соответствовать установленным признакам.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

| 7467 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Малое и среднее предпринимательство — это что такое? Субъекты малого и среднего предпринимательства

Федеральным законом 2015 года и внесёнными в него изменениями установлено, что малое и среднее предпринимательство — это любое зарегистрированное в реестре хозяйственное общество, партнёрство, производственный или потребительский кооператив, индивидуальное или фермерское крестьянское хозяйство. Для того чтобы отнести любой из этих видов к субъекту предпринимательства, должны быть выявлены соответствия некоторым условиям.

Согласно Конституции

Конституционный принцип, лежащий в основе сферы экономики — свобода экономической деятельности, где малое и среднее предпринимательство — это право каждого гражданина, если данная экономическая деятельность не запрещена.

Она должна быть самостоятельной и обычно направлена на получение прибыли от продажи товаров, пользования имуществом, оказания услуг или выполнения работ. Малое и среднее предпринимательство — это активный фактор конкуренции рынка, где основным принципом является поиск потребности и удовлетворение её.

Количество работников

Критерием отнесения определённого предприятия к малому или среднему является численность персонала как штатного, так и работающего по договору. Так, к малому относятся коммерческие предприятия, у которых в уставном капитале доля участия благотворительных или иных фондов, религиозных и общественных организаций, субъектов РФ и РФ в целом не превышает четверти, то есть двадцати пяти процентов, а также в котором точно определена численность работников.

Так, на транспорте, в строительстве и в промышленности малое и среднее предпринимательство — это количество работников, не превышающее ста человек, в научно-технической области и в сельском хозяйстве — не более шестидесяти, в оптовой торговле — пятидесяти, в розничной же — до тридцати человек, так же и в бытовом обслуживании. В остальных отраслях количество работников не должно превышать пятидесяти человек. Субъекты малого и среднего предпринимательства — физические лица, которые чаще всего занимаются предпринимательской деятельностью, не образуя юридическое лицо.

Если на предприятии трудятся менее пятнадцати человек, на него распространяются многие льготы. Субъекты малого и среднего предпринимательства облагаются налогами по упрощённой системе налогообложения, отчётности и учёта. Для этого не существует критериев по виду осуществляемой деятельности, в любом случае, это предприятие будет считаться малым.

Но сумма дохода очень сильно влияет на возможность причисления данного вида предпринимательства к малому или среднему. Отнесение к данному виду может быть при условии, что выручка от выполненных работ, реализации товаров или услуг в прошедшем отчётном году (четыре квартала) не превышала размера суммы тысячекратного МРОТ.

Развитие малого и среднего предпринимательства стимулируется разнообразными налоговыми льготами, предоставлением оборудования по лизингу, льготным кредитованием. В РФ существуют несколько направлений такой поддержки.

1. Формируется инфраструктура, а также реестр малого и среднего предпринимательства, единый для всех.

2. Создаются льготные условия для использования такими субъектами государственных материально-технических, финансовых, информационных ресурсов, технологий и научных разработок.

3. Устанавливается упрощённый порядок регистрации в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства для начинающих бизнесменов.

4. Организуется поддержка внешней экономической деятельности, в том числе развитие их научно-технических, торговых, информационных, производственных отношений с зарубежными государствами.

5. Организуется повышение квалификации, подготовка, переподготовка кадров для предприятий среднего и малого бизнеса.

6. Разрабатываются и применяются государственные и муниципальные программы поддержки для предпринимателей, и эти программы осуществляются ежегодно на бюджетные средства — как местного бюджета, так и бюджетов РФ и её субъектов.

Из истории

Существование в стране малого предпринимательства началось в 1988 году, причём к нему относили и небольшие государственные предприятия, где численность постоянно занятых работников не превышала ста человек.

В 1990-м Совет министров СССР постановил, что малыми предприятиями следует считать те, которые имеют коллектив числом не более: розничная торговля — пятнадцати человек, непроизводственная сфера — двадцати пяти человек, производственная непромышленная сфера — пятидесяти человек, научно-техническое обслуживание — ста человек, промышленность — двухсот человек.

Объём хозяйственного оборота тоже учитывался, хотя его величина так и не успела утвердиться. И сегодня отнесение предприятий к типу бизнеса по численности работников сохранился (ФЗ «О малом и среднем предпринимательстве»).

В 2007 году вышел Федеральный закон №209, где было определено, какие субъекты относятся к данным видам бизнеса. Был создан государственный единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Сюда были отнесены все коммерческие организации и потребительские кооперативы, кроме муниципальных и государственных предприятий, юридические и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, а также фермерские крестьянские хозяйства.

Условия были следующими: юридические лица должны были иметь суммарную долю участия РФ и её субъектов, иностранных граждан и юридических лиц иных государств, общественных организаций, муниципальных образований, фондов благотворительных или иных в складочном уставном капитале или паевом фонде не выше двадцати пяти процентов, то есть четверти общего капитала. Это не касалось активов инвестиционных акционерных фондов, а также паевых закрытых инвестиционных фондов. В этом случае предприятие имело право быть внесённым в единый реестр малого и среднего предпринимательства.

Другие условия

В численности работников предприятий тоже появились изменения. За отчётный период (календарный год) количество сотрудников в среднем не должно было уходить за предельные значения в каждой из категорий: для средних предприятий — от ста до двухсот пятидесяти человек включительно; а для малых — до ста человек, в микропредприятиях — до пятнадцати человек.

По выручке от реализации услуг, работ или товаров, не учитывая налог на добавочную стоимость, то есть — балансовая (остаточная) стоимость материальных активов и основных средств за тот же период не должна превышать пределы, которые установлены Правительством РФ соответственно категориям. Предельные значения устанавливаются единожды в пять лет, учитывая данные постоянных наблюдений за деятельностью предприятий со стороны статистики (ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства»). В этот закон в 2016 году были внесены значительные поправки и изменения (222-ФЗ).

Все субъекты распределяются по категориям соответственно значениям условий, которые изложены выше. Новые предприятия или организации, только что зарегистрированные индивидуальные предприниматели или фермерские крестьянские хозяйства относятся к малому или среднему бизнесу, если показатели в период с момента регистрации предприятия не превышают предельных значений.

На малом или микропредприятии вычисляется численность работников в среднем за календарный год, учитывая и тех, которые работают по договору или по совместительству, а также трудящихся в филиалах, представительствах или других обособленных подразделениях данного предприятия. Выручка после реализации услуг, работ или товаров определяется за календарный год в том порядке, который соответствует Налоговому кодексу РФ. Балансовую стоимость активов (остаточную — основных средств и нематериальные активы) определяют соответственно законодательству РФ о бухгалтерском учёте. ФНС (Федеральная налоговая служба) ведёт учёт Единого реестра субъектов малого и среднего бизнеса.

Сведения об индивидуальных предпринимателях и юридических лицах вносятся в Единый реестр, если они отвечают вышеперечисленным условиям, а также и исключаются из этого реестра, если за контрольный период обстоятельства изменились и по условиям предприятие не соответствует данной категории. Документы для внесения или исключения предприятия из реестра нужны следующие.

1. Сведения, уже находящиеся в Едином государственном реестре.

2. Сведения, представленные соответственно законодательству РФ о налогах и сборах, о численности по среднему списку за предыдущий календарный год, сведения о доходах, полученных после осуществления деятельности за этот же период, сведений о применении отдельных налоговых режимах.

3. Сведения о поставщиках (пункт 2, статья 6 №408-ФЗ от 2015 года).

4. Сведения о внесении в Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса.

Заполнение Единого реестра проводится с целью предоставления соответствующих сведений поставщиками для Федеральной налоговой службы. Эти сведения предоставляются в определённый срок строго до пятого июля ежегодно и отражают состояние за отчётный период до первого июля текущего года. Эти документы должны быть представлены в электронном виде, подписанные квалифицированной усиленной электронной подписью, с обязательным использованием сайта ФНС РФ, официально работающего в сети Интернет. Для передачи сведений поставщиками существует специальный электронный сервис.

Весь список акционерных обществ, сформированный в определённом порядке, который установлен правительством РФ, предоставляется биржами в том случае, если акции имеют обращение на рынке ценных бумаг, а также если они относятся к акциям инновационного высокотехнологичного сектора экономики.

Программы поддержки

Минэкономразвития РФ с 2005 года реализует специальную программу для предоставления субсидий по оказанию государственной поддержки среднему и малому предпринимательству в регионах. Финансы поступают из федерального бюджета. В 2014 году было принято соответствующее постановление правительства РФ относительно этой программы и ежегодно в этой связи издаются приказы Министерства экономразвития РФ. Фермерские хозяйства тоже охвачены этой программой.

Далее в регионах поступившие целевые средства распределяются посредством конкурса для реализации тех мероприятий, которые предусмотрены региональными программами. Условием является то, что регионы обязательно дофинансируют эти проекты. Это подход привлекает финансовые средства и стимулирует к более активной политике поддержки деятельности малых и средних предпринимателей.

В этой программе участвуют абсолютно все регионы страны. Предусмотрены всевозможные меры, поддерживающие развитие малого и среднего бизнеса. Это особо касается начинающих бизнесменов, молодёжного предпринимательства.

Развивается инфраструктура консультативной и информационной поддержки предприятий, занимающихся производством услуг, работ, товаров, особое внимание уделяется также промышленному производству, разработке и внедрению инноваций. Не остаётся в стороне и область народно-художественного промысла, ремесленничество, экологический и сельский туризм.

Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ( МСП)

Ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется Федеральной налоговой службой.

На портале ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС, Вы можете бесплатно получить в карточке контрагента сведения, о включении юридического лица или индивидуального предпринимателя в реестр субъектов МСП, получить данные о категории организации, численности сотрудников.

В карточке компании, полученной при поиске, содержится вся открытая официальная информация о компаниях РФ, в том числе данные из реестра субъектов МСП.

Для получения данных из реестра МСП (категория организации, количество сотрудников), и поиска контрагента (ЮЛ или ИП) по ИНН/ОГРН(ИП)/ОКПО или другим реквизитам, воспользуйтесь поисковой строкой:

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие определенным условиям.

Предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства

[1]

Категории субъектов малого и среднего предпринимательства Предельные значения средней численности работников
Микропредприятия от 1 до 15 человек включительно Малые предприятия от 16 до 100 человек включительно Средние предприятия от 101 до 250 включительно

Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета налога на добавленную стоимость для каждой категории

Категории субъектов малого и среднего предпринимательства Предельные значения «выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость»
Микропредприятия 120 млн. рублей Малые предприятия 800 млн. рублей Средние предприятия 2000 млн. рублей

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению из этих условий.

Желаем Вам плодотворной, комфортной работы на портале, используя поиск организаций и получения сведений из реестра МСП! Ваш ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС.РФ.

Субъекты малого и среднего предпринимательства — это исполнение конкретных требований или признаки

Какую роль играет субъект предпринимательства и что значит его статус — разберем в статье. Однако в первую очередь стоит учесть, что субъект малого и среднего предпринимательства — это в первую очередь ответственность и конкретные обязательства перед государством. В случае их несоблюдения можно лишиться данного правового статуса и ряда преимуществ.

Субъекты малого и среднего предпринимательства — что это

Субъектом МСП может стать любая организация, чья основная деятельность нацелена на коммерцию. Помимо этого, такую возможность имеют ИП, статус которых официально подтвержден.

Все остальные предприятия, что являются государственными или не занимаются коммерцией, не могут иметь данный правовой статус.

Организации, что могут получить правовой статус «субъект МСП»

Рассмотрим подробнее вопрос того, кто относится к таковым субъектам, и какие фирмы могут его получить.

Если выделить наиболее основные требования: размер штата сотрудников и годовая прибыль — этого достаточно, чтобы присвоить предпринимателю правовой статус субъекта МСП. Учитывать нужно и то, что критерии соотнесения определяет государство: ФЗ № 209, в который были внесены правки, начиная с 2019 года.

Отдельно затронуть нужно ИП: критерии для них точно такие же — выручка и сотрудники. Однако если рабочего персонала нет, то выручки для соотнесения с правовым статусом вполне достаточно.

Кто способен определить статус организации

Статус каждого предприятия на территории РФ определяет Гражданский кодекс, а также частные федеральные законы — ФЗ № 209. Учитывая то, что субъектом МСП может быть только коммерческая фирма, нужно определить какие именно организации ее представляют — эти установки формирует ГК РФ.

Итак, к ним относятся:

  • кооперативы
  • товарищество: коммандитное и хозяйственное
  • общества: с ограниченной и дополнительной ответственностью
  • акционерные общества: закрытые и открытые

Остальные критерии — форма собственности, тип содержания и т.д. — не играют существенной роли при определении статуса.

Категория бизнеса — посредством чего может быть определена

Определение категории бизнеса производится в соответствии со следующим рядом критериев:

  • вид коммерческой организации
  • годовой доход
  • численность сотрудников

Однако это лишь базовые требования. Существуют также особые правила:
  • при рассмотрении ИП, что не использует наемных сотрудников, — учитывается только доход
  • ИП, деятельность которого организована на патентной системе, — микропредприятие
  • если организация относится к проекту «Сколково», то ее категория определяется в соответствии со штатом

Таким образом, стоит не только учитывать специальные правила, но и постоянно следить за их изменениями.

Признаки малой организации

Непосредственными признаками, что определяют небольшую организацию, являются:

[3]

  • годовой доход: 800 млн.
  • долевое участие в организации в рамках 49%

Что касается сотрудников, то их численность также важна: до 100 человек.

Требования к статусу

Стать субъектом МСП можно только при строгом соответствии ряду критериев. Так, на сегодня получить этот правовой статус могут только: кооперативы, партнерства, хозяйства и ИП. Отметить стоит лишь то, что это начальные требования, которые зачастую имеют вторичный характер.

Каждый из них может быть лишен статуса, если будет произведено превышение лимитов, которые установлены на штат сотрудников и доход.

Видео о субъектах МСП:

Ограничения по персоналу

Определение штата сотрудников для малого и среднего бизнеса также различаются. Небольшая фирма может содержать не более 100 сотрудников; в то время как для среднего бизнеса допустимый предел составляет от 100 до 250 сотрудников. В РФ также существуют микропредприятия, лимит для которых составляет 15 человек.

Ключевой нюанс заключается в том, что учитывать нужно не только тех людей, что работают непосредственно в компании, но и всех тех, кто трудится на фирму по совместительству.

Помимо этого, важно учитывать следующее: различие между ИП и юридическим лицом при соотношении штата сотрудников заключается лишь в том, что у первого персонала может и не быть вовсе.

Особенности по доходу

Выручка рассчитывается в соответствии с годовым доходом до налогообложения. Ее максимальный размер составляет 800 млн. и 2 млрд. руб. для малой и средней организации соответственно. Все лимиты устанавливаются в рамках годовой прибыли.

Учитывается также составной фонд: для средних организаций доля всех участников, что не имеют отношения к организации, должны превышать 49%.

Видео о помощи субъектам МСП:

Преимущества МСП

У МСП есть ряд существенных преимуществ, что стимулируют получение этого правового статуса. Так, выделим основные из них:

  1. Введение статистического наблюдения субъектами МСП — раз в пять лет.
  2. Упрощенный порядок кассовых операций.
  3. Возможность использования преференций при аренде помещений.

Это лишь основной перечень. Иные же плюсы статуса гораздо специализированнее и охватывают конкретные нюансы деятельности.

Существующие льготы

Государство обеспечивает МСП соответствующими льготами. Причин для их реализации много, однако, к основным относится:
  • выход из тени самозанятого населения
  • снижение расходов по безработице
  • создание новых рабочих мест

В совокупности это позволяет получить значительную прибавку к государственному бюджету, однако не стоит считать, что это игра в одни ворота. Предприниматель при статусе МСП получает льготы, описанные в таблице 1.

Льготы

Налоговые

Финансовые

Административные

Первое — особый режим налогообложения: возможность использования упрощенной системы и прочих.

Второе — возможность получить более низкий налог от государства по выделенным системам.

Третье — зарегистрированные в реестре предприятия могут не уплачивать налоги, если были внесены в него до 2020 года.

Она выражена в непосредственной поддержке: гранты и субсидии (безвозмездные). Полученные деньги можно реализовать по-разному: оплатить лизинг, процент по займам и т.д.

Подразумевается послабление, что может быть выражено в использовании надзорных каникул, упрощенном процессе бухгалтерских отчетов, кассовая дисциплина и т.д.

Как итог: выигрывают две стороны — государство получает официальный список предпринимателей, а те, в свою очередь, льготы.

Уплата налогов

Первое, что необходимо уяснить, — особых режимов налогообложения для МСП не предусмотрено. Существуют лишь те режимы, для которых необходимо соблюдение ряда условий. Эти требования полностью регулируются государством и также могут быть им изменены. Они просты и более привлекательны для небольшого бизнеса, тем не менее, для тех, кто не соответствует им — налогообложение производится в общем порядке.

Однако стоит отметить, что, несмотря на подобное разделение между теми, кто соответствует, и кто нет — существует локальная лазейка: законы субъектов РФ могут устанавливать соответствующие льготы для предпринимателей, но в рамках конкретного региона. Учет при этом идет в соответствии с теми стандартами, что установлен НК РФ в общем порядке.

Бухгалтерия — учет и отчетность

Бухгалтерский учет у МСП может производиться в упрощенной форме. Это значит, что предприятие может не использовать ряд счетов, что в настоящий момент являются действительными.

Говоря проще: если все расходы фиксируются на счете 20, то указание остальных, что являются частью группы — 23, 28, 29 — не требуется. Они фактически становятся лишними в случае с МСП.

Отчетность же заполняется в меньшем объеме: сведения о балансе (активном и пассивном) используют всего 2 раздела — в них содержится порядка 5 групповых статей. Если затронуть форму 2, то для нее предусмотрено использование только 7 строк (18 ранее) — справочный раздел также исключен.

Что такое реестр субъектов МСП

В России существует реестр, который официально регулируется государством с 2016 года. Он призван вести учет всех субъектов МСП, и находится на официальном сайте Налоговой службы. Обновление информации в реестре производится автоматически — в соответствии с данными, что содержатся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП и отчетах для налоговой.

Помимо основной информации: наименование организации, категории, кодах ОКВЭД и лицензии — руководство фирмы также может внести дополнительную информацию о себе. В роли дополнительных сведений может выступать:

  • информация о производимой продукции и критериях, которым она соответствует
  • данные о сотрудничестве с государственными заказчиками
  • перечень контрактов, что подтверждают участие фирмы в государственных заказах

Видео о работе в реестре МСП:

Передача информации производится просто — необходимо лишь авторизоваться в сервисе посредством подтвержденной электронной почты.

Главным преимуществом реестра является то, что при подтверждении статуса в нем — подтверждать его где бы то ни было более не нужно. Это позволяет свободнее участвовать в программах государственной поддержки.

Таким образом, будучи субъектом малого и среднего предпринимательства, можно значительно упростить деятельность собственной компании, а также получить значительные преимущества. Тем не менее, стоит понимать, что это также несет в себе конкретные обязанности, что должны соблюдаться всегда — без исключений.

Видео (кликните для воспроизведения).

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источники


  1. ред. Кононенко, І.П. Законодавство про адміністративну відповідальність; Київ: Видавництво політичної літератури України, 2012. — 340 c.

  2. Краткий курс по теории государства и права. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2015. — 140 c.

  3. Теория государства и права. — М.: Форум, Инфра-М, 2008. — 624 c.
  4. Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2004. — 448 c.
Субъекты малого и среднего предпринимательства
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Возврат технически сложного товара надлежащего и ненадлежащего качества

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here