Специальная оценка условий труда

Статья на тему: "Специальная оценка условий труда" от профессионалов для людей. Обязательно дочитайте до конца.

Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда: общие положения

С 1 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест по условиям труда проводится специальная оценка условий труда (результаты аттестации рабочих мест могли использоваться до окончания срока их действия, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года).

Часть справочного материала доступна только пользователям системы «ТЭ: Охрана труда»

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Специальная оценка условий труда — единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (статья 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Минтруд России не уполномочен комментировать порядок проведения спецоценки условий труда у конкретного работодателя и не вправе вмешиваться и оказывать влияние на процедуры проведения спецоценки условий труда и ее результаты (письмо Минтруда России от 15.03.2018 N 15-1/ООГ-624).

О вредных и опасных производственных факторах см. справку «Классификация условий труда»

Для чего нужно проводить специальную оценку условий труда

По результатам проведения спецоценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Класс (подкласс) определяет эксперт организации, проводящей спецоценку условий труда, по итогам ее проведения.

Для чего могут быть использованы результаты СОУТ?

Разработка и реализация мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников

Об условиях труда на рабочих местах

О существующем риске повреждения их здоровья

О мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов

О гарантиях и компенсациях, полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда

Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты

Оснащение рабочих мест средствами коллективной защиты

Осуществление контроля за состоянием условий труда на рабочих местах

Организация обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медосмотров работников — в случаях, установленных законодательством РФ

Установление работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ

Установление дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.

Расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Обоснование финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Подготовки статистической отчетности об условиях труда

Решение вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов

[2]

Расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Рассмотрение и урегулирование разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями

Определение видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления — в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда

Принятие решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников

Оценка уровней профессиональных рисков

Иные цели, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ

Гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда

Наименование гарантий и компенсаций

Вредные условия труда
(класс 3)

Опасные условия труда
(класс 4)

Специальная оценка условий труда (СОУТ) в 13 шагов: к проведению готовы!

racorn / Depositphotos.com

С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, «несписочных» рабочих местах, то есть не указанных в ч. 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ. По сути к этой категории относится большинство рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 «О специальной оценке условий труда»).

Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП. Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены (письмо Роструда от 28 ноября 2016 г. № ПГ/31983-03-3).

Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России пообещал реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, например, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

Читайте так же:  Инспекция по трудовым спорам

Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор (ч. 4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией (ч. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

БЛАНКИ

  • Приказ о проведении специальной оценки условий труда и образовании комиссии по ее проведению
  • Перечень рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда
  • Приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
  • Договор на проведение специальной оценки условий труда
  • Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
  • Дополнительное соглашение к трудовому договору об условиях труда на рабочем месте

При составлении данного графика следует учесть следующее.

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона 426-ФЗ). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда (ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор (ч. 2 ст. 8, ст. 19-21 Закона № 426-ФЗ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация первым делом осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Читайте так же:  Депортация иностранных граждан из россии

Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ).

Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

[1]

  • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
  • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

Это, в частности, разделы V и VI отчета о специальной оценке условий труда.

Шаг 12. Уведомить о результатах спецоценки ФСС России

При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить ФСС результаты специальной оценки условий труда (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Для этого нужно отразить соответствующие данные в форме 4-ФСС (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 147 Трудового кодекса).

Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение (ст. 72 ТК РФ).

Специальная оценка условий труда

Проведение специальной оценки условий труда — это требование статьи 212 ТК РФ. СОУТ необходима для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Исключение составляют только государственные служащие.

О том как проводить СОУТ описано в законе 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О специальной оценке условий труда» .

Прежде всех, выше указанный закон — Порядок специальной оценки условий труда, обязаны знать эксперты проводящие СОУТ. Но в тоже время, заказчику требуется ознакомиться с законом для руководства его положениями при решении вопросов связанных с реализацией итогов. Актуальными вопросами могут стать:

  • решение трудовых споров о условиях труда;
  • решения о назначении компенсаций за наличие вредных условий труда;
  • периодичность проведения медосмотров;
  • сведения для оценки профессиональных рисков;
  • возможность применения труда женщин или подростков на конкретных рабочих местах.

Специальную оценку условий труда сама себе организация не проводит, а приглашает для этого специализированную организацию, имеющую разрешение на право проведения измерений и входящую в реестр Роструда. Такое положение вытекает как из требования закона 426-ФЗ, так и из понимания что при специальной оценке проводятся измерения, которые должны быть выполнены измерительными приборами высокого класса точности, по утверждённым методическим указаниям, обученными специалистами (экспертами).

при проведении специальной оценки условий труда действует принцип независимости результатов от административных или финансовых связей, что также не позволяет организации проводить СОУТ самой себе

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ СОУТ

  1. Подготовка перечня рабочих мест подлежащих проведению на них СОУТ. Данный вопрос при всей кажущейся простоте таит в себе особенности которые не уйдут от взгляда инспекции по труду. Поэтому осуществлять подготовку перечня РМ подлежащих специальной оценки условий труда необходимо зная всё о организации труда на предприятии. Для подготовки перечня создаётся комиссия по проведению СОУТ. Комиссия назначается приказом руководителя предприятия, это то, с чего начинается специальная оценка условий труда — первый организационный приказ.
  2. Заключение договора на проведение СОУТ. Перечень рабочих мест и количество рабочих мест служат предметом гражданско-правового договора который заключается с экспертной организацией.
    Для решения вопроса о стоимости проведения СОУТ,
    достаточно обмена информацией в электронном виде.

Срок действия материалов спецоценки условий труда — 5 лет.

На проведение СОУТ для вновь организованных рабочих мест отводится 12 месяцев.

На вакантных рабочих местах специальная оценка условий труда не проводится.

Что такое специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда (СОУТ) – это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативных требований (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Правовые и организационные основы специальной оценки условий труда, порядок проведения, а также права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» .

Читайте так же:  Подпись работника в трудовой книжке при увольнении образец

Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с Методикой проведения, утверждаемой федеральным органом ис­полнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсто­ронней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В настоящее время действует Методика проведения специальной оценки условий труда, утвержденная Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.

В соответствии с требованиями ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда за счет собственных средств. При этом, необходимо обратить внимание на то, что затраты на проведение специальной оценки условий труда рабочих мест относятся к расходам, которые частично может компенсировать Фонд социального страхования.

Специальная оценка условий труда включает:

  1. Оценку факторов производственной среды и трудового процесса.
  2. Оценку обеспе­ченности работников средствами индивидуальной защиты.

Специальной оценке условий труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места, кроме рабочих мест надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпри­нимателями.

Периодичность проведения специальной оценки условий труда

Специальная оценка условий труда проводится не реже чем один раз в 5 (пять) лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении оценки.

Внеплановая специальная оценка условий труда проводится в следующих случаях:

  • Ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.
  • Получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения, нарушениями.
  • Изменение технологического процесса, замена производствен­ного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и а работников.
  • Изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников.
  • Изменение применяемых средств индивидуальной и коллектив­ной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников.
  • Произошедший на рабочем месте несчастный случай на произ­водстве (за исключением несчастного случая на производстве, про­изошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональ­ное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов.
  • Наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение 6 месяцев со дня наступления вышеуказанных случаев.

Закон о СОУТ (специальной оценке условий труда)

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

  • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 — 7)
    • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Регулирование специальной оценки условий труда
    • Статья 3. Специальная оценка условий труда
    • Статья 4. Права и обязанности работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда
    • Статья 5. Права и обязанности работника в связи с проведением специальной оценки условий труда
    • Статья 6. Права и обязанности организации, проводящей специальную оценку условий труда
    • Статья 7. Применение результатов проведения специальной оценки условий труда
  • Глава 2. Порядок проведения специальной оценки условий труда (ст.ст. 8 — 18)
    • Статья 8. Организация проведения специальной оценки условий труда
    • Статья 9. Подготовка к проведению специальной оценки условий труда
    • Статья 10. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
    • Статья 11. Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
    • Статья 12. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов
    • Статья 13. Вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, подлежащие исследованию (испытанию) и измерению при проведении специальной оценки условий труда
    • Статья 14. Классификация условий труда
    • Статья 15. Результаты проведения специальной оценки условий труда
    • Статья 16. Особенности проведения специальной оценки условий труда на отдельных рабочих местах
    • Статья 17. Проведение внеплановой специальной оценки условий труда
    • Статья 18. Федеральная государственная информационная система учета результатов проведения специальной оценки условий труда
  • Глава 3. Организации, проводящие специальную оценку условий труда, и эксперты организаций, проводящих специальную оценку условий труда (ст.ст. 19 — 24)
    • Статья 19. Организация, проводящая специальную оценку условий труда
    • Статья 20. Эксперты организаций, проводящих специальную оценку условий труда
    • Статья 21. Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, и реестр экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда
    • Статья 22. Независимость организаций, проводящих специальную оценку условий труда, и экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда
    • Статья 23. Обеспечение исполнения обязательств организации, проводящей специальную оценку условий труда
    • Статья 24. Экспертиза качества специальной оценки условий труда
  • Глава 4. Заключительные положения (ст.ст. 25 — 28)
    • Статья 25. Государственный контроль (надзор) и профсоюзный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона
    • Статья 26. Рассмотрение разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда
    • Статья 27. Переходные положения
    • Статья 28. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ
«О специальной оценке условий труда»

С изменениями и дополнениями от:

Видео (кликните для воспроизведения).

23 июня 2014 г., 13 июля 2015 г., 1 мая 2016 г., 19 июля, 27 декабря 2018 г.

Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

28 декабря 2013 года

Специальная оценка условий труда призвана заменить прежние процедуры — аттестацию рабочих мест и государственную экспертизу условий труда.

Она предполагает переход от «списочного» подхода к предоставлению гарантий и компенсаций работникам вредных и опасных производств к учету фактического воздействия на организм сотрудника вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Специальная оценка условий труда предусматривает однократное исследование работодателем рабочего места. Ее результаты учитываются при уплате страховых взносов в ПФР, в целях предоставления гарантий и компенсаций работникам, а также в иных процедурах в сфере охраны труда (обеспечение работников СИЗ, организация медосмотров, оценка уровня профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.).

Условия труда по степени вредности и опасности подразделены на 4 класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Вредные к тому же подразделены на 4 подкласса. Предусмотрена возможность снизить класс (подкласс) условий труда в случае применения работниками эффективных СИЗ, а также в отношении рабочих мест в соответствии с отраслевыми особенностями.

Читайте так же:  Взносы в компенсационный фонд

Закон определяет этапы проведения специальной оценки условий труда, права и обязанности работодателя, работника и осуществляющей оценку организации, требования к последней.

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены потенциально вредные и (или) опасные факторы, предусмотрено декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми. Декларация действительна в течение 5 лет и автоматически продлевается еще на столько же при отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В случае декларирования работодатель освобожден от необходимости проводить дорогостоящие процедуры по исследованию и измерению потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Для оптимизации расходов на специальную оценку условий труда закон предусматривает возможность учитывать результаты исследований и измерений, полученных испытательной лабораторией (центром) работодателя в ходе проведения производственного контроля.

В законе приведен перечень подлежащих измерению факторов производственной среды и трудового процесса. Он сформирован с учетом правоприменительной практики и согласуется с российскими и международными стандартами.

Расширена степень участия профсоюзов в проведении оценки условий труда.

Предусмотрено формирование федеральной государственной информационной системы учета результатов специальной оценки условий труда. Кроме того, работодателей обязали размещать результаты оценки на своих официальных интернет-сайтах.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением статьи 18 настоящего Федерального закона, которая вступает в силу с 1 января 2016 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 декабря 2013 г. N 295, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2013 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 6991

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 553-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 208-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 136-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие положений части 1 статьи 11 и части 7 статьи 27 настоящего Федерального закона (в редакции названного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.

Положения части 7 статьи 27 настоящего Федерального закона (в редакции настоящего Федерального закона) применяются до 1 января 2021 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Специальная оценка условий труда.

Специальная оценка условий труда — это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных гигиенических нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

В настоящее время обязанность проведения работодателем специальной оценки условий труда определена ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Специальная оценка условий труда (СОУТ) была введена с 1 января 2014 года взамен аттестации рабочих мест (АРМ).

Специальная оценка условий труда осуществляется в целях:

— выявления и идентификации опасностей на рабочих местах;

— оценки соответствия условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;

[3]

— мониторинга условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда;

— установление работникам, занятым на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантий и компенсаций, предусмотренным трудовым законодательством;

— освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам.

Результаты проведения специальной оценки условий труда применяются для:

— разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;

— информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

— обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;

— осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

— организации обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников;

— установления работникам гарантий и компенсаций;

— установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;

— расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— подготовки статистической отчетности об условиях труда;

— решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;

— определения видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;

— принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;

— оценки уровней профессиональных рисков и иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Идентификация потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса подразумевает в себе сопоставление и установление совпадения имеющихся факторов на рабочих местах с факторами, предусмотренными классификатором вредных и опасных производственных факторов.

Читайте так же:  Бережливое производство на предприятии — что это такое, примеры

Идентификация проводится экспертом по СОУТ на всех рабочих местах. Не проводится только в отношении рабочих мест, которые по результатам АРМ были признаны вредными или опасными и в отношении рабочих мест «списочников» (работников, чьи профессии относятся к Спискам № 1 и № 2 на гарантии и компенсации). Для этой группы рабочих мест и для рабочих местах, на которых были идентифицированы ОВПФ, проводятся инструментальные замеры, при которых определяется уровень воздействия на работника и устанавливается класс условий труда.

СОУТ подлежат все рабочие места, за исключением рабочих мест надомников, дистанционных работников и работников, которые вступили в трудовые отношения с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Периодичность проведения оценки остается прежней — 1 раз в 5 лет, кроме рабочих мест, которые по результатам получили положительную оценку. Для них предусмотрено декларирование, т.е. подтверждение соответствия условий труда государственным нормативам в области ОТ.

Решение о декларировании принимает эксперт по спецоценке на основе анализа, проведенного в ходе идентификации факторов. Работодатель же, оформив декларацию по установленной форме, обязан передать ее в Минтруд. Срок действия документа — пять лет, который автоматически продлевается без проведения каких-либо исследований, если на рабочих местах не происходит несчастных случаев и профзаболеваний.

Внеплановая СОУТ проводится в течение шести месяцев с момента наступления следующих обстоятельств:

1) в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

2) при несчастных случаях или по требованию профсоюзной организации или ГИТ;

3) по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения СОУТ;

4) в случае выполнения мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда;

5) в случаях замены производственного оборудования, изменения технологического процесса, изменения средств коллективной защиты.

При этом для каждого рабочего места оформляется новая карта СОУТ с учетом изменений и дополнений. Результаты повторной СОУТ оформляются соответствующими протоколами, при этом заполняется новая карта СОУТ или вносятся изменения в карту СОУТ, оформленную ранее. Вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию, но не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

Результаты СОУТ являются основой для создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, района, города, региона, республики. Информация о результатах СОУТ доводится до сведения работников организации. Документы СОУТ являются материалами строгой отчетности и подлежат хранению в течение 45 лет.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.04.2003 № 244 «Об утверждении Положения о проведении Государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации» государственный контроль за качеством проведения СОУТ возложен на органы Гострудинспекции и Государственной экспертизы условий труда в РФ. Ответственность за проведение СОУТ несет руководитель организации.

Нормативной основой проведения СОУТ являются:

— Р 2.2.2006-05 «Гигиенические критерии оценки и классифи­кация условий труда по показателям вредности и опасности фак­торов производственной среды, тяжести и напряженности трудо­вого процесса»;

— Санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы;

— Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, утвержденные постановлением Минтруда РФ с последующими изменениями и дополнениями;

— Список производств, цехов, профессий и должностей с вред­ными условиями труда, работа в которых дает право на дополни­тельный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный по­становлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25.17.74 г. № 298/ П-22, с последующими изменениями и дополнениями;

— Списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должнос­тей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспе­чение, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 г. № 10 и введенные в действие на территории России с 01.01.92 г. постановлением Совета Министров РСФСР от 02.10.91 г. № 517 (с последующими дополнениями и разъяснениями);

— Нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда.

Для организации и проведения СОУТ издается соответствующий приказ, создается аттестацион­ная комиссия предприятия, определяются сроки и график прове­дения работ по аттестации.

При этом в состав аттестационной комиссии организации включаются представители работодателя, специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. В качестве представителей работодателя в состав комиссии могут включаться руководители структурных подразделений организации, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и заработной плате, главные специалисты организации, медицинские работники и др.

Аттестующая организация – независимая организация, оказывающая услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда сторонним организациям, имеющая в своем составе лабораторию, аккредитованную в установленном порядке на право проведения измерений и оценки вредных факторов рабочей среды и трудового процесса, оценки травмобезопасности рабочих мест, оценки обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Аттестующая организация должна быть независима (не аффилированна) по отношению к организации, в которой проводится аттестация рабочих мест.

Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда». Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда включено в соответствующий перечень услуг.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8314 —

| 7940 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 2. Теория права. — М.: Зерцало-М, 2011. — 336 c.

  2. Ошо Зрелость. Ответственность быть самим собой / Ошо. — М.: СПб: Весь, 2013. — 185 c.

  3. Кодекс профессиональной этики адвоката; Проспект — М., 2016. — 179 c.
  4. Пчелинцева, Л.М. Семейное право России; Норма, 2011. — 704 c.
Специальная оценка условий труда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here