Самоменеджмент — что это

Статья на тему: "Самоменеджмент — что это" от профессионалов для людей. Обязательно дочитайте до конца.

Самоменеджмент

Менеджеру по роду работы приходится много времени тратить на решение рутинных вопросов: разговоры по телефону, подготовка отчетов, проведение совещаний, контроль и проверка выполненных заданий, и если он заранее не распланирует свое время они могут постепенно загрузить целый день, не оставляя времени на решение глобальных вопросов. В таких условиях снижается работоспособность руководителя, и все внимание уже направлено на текущие дела, а не на результат. Отработанные методы самоменеджмента помогут обнаружить и устранить утечку времени и помочь руководителю более короткой дорогой достичь главных целей компании.

Самоменеджмент играет важную роль и в формировании имиджа руководителя, без него успешная карьера обречена. Начальник должен руководить и мотивировать подчиненных, но человек не может эффективно управлять другими, если он не научился управлять собою. Личный рост подразумевает саморазвитие и работу над собой. Чем выше личные и профессиональные качества руководителя, тем легче работники ему подчиняются.

Основы самоменеджмента

Самоменеджмент – это последовательное использование проверенных методов работы в повседневной практике для осмысленного оптимального использования времени.

Цель самоменеджмента – использовать свои возможности по максимуму, сознательно управлять ходом своей жизни и преодолевать обстоятельства извне в личной жизни и на работе.

Существует 6 основных функций самоменеджмета: постановка цели, планирование, принятие решений, реализация планов, контроль коммуникация и информация. Они позволяют ежедневно решать различные задачи и проблемы. Осуществить эти функции и достичь своих целей помогают различные инструменты и методы самоменеджмента. Чтобы понять, какие функции самоменеджмента они помогают осуществить и в чем их преимущества, рассмотрим наиболее распространенные из них.

  1. Постановка целей. Выполнить эту функцию можно с помощью таких методов как SWOT-анализ, правильная постановка цели, выбор стратегии поведения. Эти приемы позволяют рассмотреть слабые места и направить усилия на их устранение.
  2. Планирование. Реализовать данную функцию помогут инструменты самоменеджмента – годового, месячного и ежедневного планирования, составление стратегических и оперативных планов, использование задач временного менеджмента и системы управления временем Бенджамина Франклина, ведения «Дневников времени» и составления плана на день по методу «Альпы». Это способствует правильному распределению времени и экономии до нескольких часов каждый день.
  3. Принятие решений. Для реализации этой функции применяют такие инструменты, как: закон Парето, метод Эйзенхауэра, расстановка приоритетов, делегирование полномочий, АТВ-анализ. Они направлены на решение в первую очередь самых важных задач, с их помощью можно избежать дедлайнов.
  4. Организация и реализация. Для исполнения данной функции обычно исследуют свои биоритмы и строят график продуктивности, чтобы определить наиболее продуктивное время работы, а затем, ориентируясь на них, составляют ежедневный план. Это способствует улучшению результатов работы вследствие верного перераспределения времени.
  5. Контроль. Функция направлена на контроль над процессом выполнением работы и проверку ее конечных результатов. Она дает возможность сравнить намеченное с конечным результатом. В итоге это способствует более корректному исполнению намеченных задач.
  6. Коммуникации и информация. При воплощении функции используют следующие методы: применение памяток, компетентное ведение переговоров, быстрый оптимизированный поиск нужной информации и разумное применение коммуникационных средств.

Преимущества самоменеджмента очевидны:

  • меньшие затраты усилий и времени на работу;
  • оптимальная организации труда и более высокие результаты;
  • минимальные стресс и спешка;
  • рост удовлетворенности от выполненной работы;
  • рост мотивации труда работников и руководителя;
  • меньшая загруженность на работе;
  • рост профессионализма руководителя и персонала;
  • достижение личных и профессиональных целей самым коротким путем.

Начинайте уже сегодня работать над собой, и у вас будет прочный фундамент для развития вашей карьеры. Карьерный самоменеджмент – залог будущего успеха!

Понятие самоменеджмента

Содержание

1. Понятие самоменеджмента__ 5

1.1 Определение, цели и функции самоменеджмента_____________ 5

1.2 Основы и методики планирования и принятия решений_______ 7

2. Слагаемые эффективного самоменеджмента____________________ 10

3. Особенности использования навыков самоменеджмента__________ 15

3.1 Особенности самоменеджмента в зарубежных странах________ 15

3.2 Самоменеджмент в России_______________________________ 18

Список использованных источников______________________________ 25

Введение

Проблема самоменеджмента (самоорганизации) – одна из тех вечных проблем, ответ на которые ищет каждое новое поколение. Мало того, по А.А.Богданову, каждый человек имеет свою собственную практическую тектологию, рожденную в опыте жизни. Мы присматриваемся к другим людям, пытаемся понять, как они мыслят, строят свою жизнь и деятельность, воздействуют на других людей, преодолевают свои ошибки и обстоятельства. Существовали и существуют целые школы самоменеджмента и среди них – школы Льва Толстого, Иммануила Канта, Дейла Карнеги, Лотара Зайверта.

Актуальность данной темы определяется тем, что во многих государствах Европы проводятся исследования по выявлению признаков нерационального использования времени руководителей крупных предприятий. Отечественные исследователи П.М. Керженцев и А.К. Гастев развивают идеи о том, что эффективность организации начинается с личной эффективности, в частности эффективного использования времени.

Объектом исследования является менеджмент как наука и искусство управления в современном мире. Предмет исследования – назначение самоменеджмента как нового течения в традиционном менеджменте.

Целью курсовой работы является исследование самоменеджемента как способа повышения эффективности работы руководителя.

Исходя из поставленной цели, в курсовой работе я рассматриваю следующие задачи:

— Дать обоснование понятию сущности и механизму функционирования самоменеджмента;

— Выявить слагаемые эффективного самоменеджмента;

— Выявить особенности навыков самоменеджмента в России и за рубежом;

Понятие самоменеджмента.

1.1 Определение, цели и функции самоменеджмента.

Самоменеджмент представляет собой целенаправленное и последовательное использование испытанных методов работы в повседневной практике, для того чтобы более эффективно и оптимально использовать своё время, а не тратить его просто так.

Главная цель самоменеджмента заключается в том, чтобы эффективно использовать собственные возможности, более сознательно управлять течением своей жизни (самоопределяться) и разрешать возникшие проблемы, как на работе, так и в личной жизни Зайверт Л. Ваше время — в Ваших руках. М.: Интерэксперт, ИНФРА-М, 1995. С10. .

Читайте так же:  Документы для расторжения брака в загсе

Безусловно, чтобы научиться управлять собой более эффективно, нужно упорно и усердно учиться. Кто не может научиться управлять собой, тот не сможет управлять другими — гласит древняя мудрость. Как можно хорошо понимать других, если не понимаешь самого себя. Потому, прежде всего, человеку необходимо познать самого себя. Выделяют два пути познания себя: один — внутренний, а другой — внешний. Внутренний путь ориентирован на развитие и совершенствование определенной и самой неизвестной части сущности человека, которую называют душа. Внешний путь ориентирован на развитие и совершенствование у человека таких внешних средств, как способности и ум. Конечно, каждый путь по-своему уникален, но оба они разные, а значит, ведут к абсолютно разным итоговым результатам. Эти два пути совершенно противоположны.

Пожалуй, каждому из нас вообще и в особенности тому, кто ставит своей целью стать менеджером-управленцем или уже является таковым, в первую очередь, нужно уметь преобразовать возникшую ситуацию, которая характеризуется неупорядоченностью действий, обусловленная побочными факторами, в ситуацию направленных и решаемых задач.

Одна из популярных фраз Л. Зайверта, который абсолютно обоснованно дает нам понять то, что улучшать свою жизнь необходимо с самого себя, говорит нам: «Измени себя — и ты изменишь мир вокруг себя». Не стоит пытаться изменять обстановку, окружающую нас, которую мы и так не способны изменить, необходимо коренным образом изменить свое отношение к ней.

Л.Зайверт не просто формирует теоретическую базу в сознании своих читателей, но дает практические рекомендации для тех людей, кто желает изменить свое непосредственное исполнение функций руководителя-управленца, как можно меньше уделяя времени своей непосредственной работе, продуктивнее выполняя возложенные задачи с меньшими издержками времени, предупреждая стрессы, повышая собственную квалификацию. Он напоминает нам, что необходимо контролировать то, чего всегда нам часто не хватает — время — путем планирования определенной программы работы, где каждому виду деятельности необходимо уделять место, обозначив временной интервал, т. е определив, какая доля свободного времени нужна, чтобы научиться контролировать себя и контролировать исполнение каждодневных задач.

Ежедневное выполнение огромного скопления задач, которые мы указали в нашей программе, необходимо представить в виде различных функций, которые образуют некоторую определенную взаимосвязь между собой и, как правило, реализуются в определенной последовательности. Процесс самоменеджмента, в аспекте последовательности исполнения определения рода функций, охватывает шесть фаз:

-постановка цели — анализ и формирование личных целей;

-планирование — разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности;

-принятие решений по конкретным делам;

-организация и реализация — составление распорядка дня и организация личного трудового процесса с целью реализации поставленных задач;

-контроль — самоконтроль и контроль итого

-информация и коммуникация

Некоторым из представленных функций не обязательно следовать одна за другой — они могут переплетаться.

1.2 Основы и методики планирования и принятия решений.

Существует несколько методик планирования времени и принятия решений. Рассмотрим некоторые из них.

Метод «Альпы» включает в себя пять стадий:

-Составление заданий дня.

-Оценка длительности акций.

-Резервирование времени «про запас».

-Принятие решений по приоритетным, сокращениям и перепоручению (делегирование).

-Последующий контроль — перенос несделанного Зайверт Л. Указ. Соч. С. 91 .

Ведение дневника времени, который представляет собой одновременно календарь-памятку, личный дневник, записную книжку, инструмент планирования, справочник, абонементную книжку, картотеку идей и инструмент контроля.

Применение принципа Парето (соотношение 80 : 20) состоит в том, что если все рабочие функции рассматривать с точки зрения их эффективности, то окажется, что 80 % конечных результатов достигается за 20% затраченного времени, тогда как остальные 20% итога «поглощают» 80% рабочего времени Зайверт Л. Указ. Соч. С. 111.

Установление приоритетов с помощью анализа АБВ включает в себя три закономерности:

-Важнейшие задачи (категория А) составляет примерно 15 % количества всех задач и дел, которыми занят руководитель. Собственная значимость этих задач (в смысле вклада в достижение цели) составляет, однако, примерно 65 %;

-На важные задачи (категория Б) приходится в среднем общего числа и также 20 % значимости задач и для руководителя;

-Менее важные и несущественные задачи (категория В) составляет, напротив, 65 % общего числа задач, но имеют незначительную долю — около 15 % в общей «стоимости» всех дел, которые нужно выполнить.

Нужно учесть, что установление приоритетов — важное правило эффективной технической работы. Нужно уяснить, что не все можно сделать и не все нужно сделать. Всегда надо начинать с самых важных дел.

[1]

Анализ по принципу Эйзенхауэра

Согласно этому правилу устанавливаются по таким критериям, как срочность и важность дела.

В зависимости от степени срочности и важности задачи различаются четыре возможности их оценки и (в итоге) выполнением:

-Срочные/важные дела. За них нужно приниматься немедленно и самому их выполнять.

-Срочные/менее важные дела.

-Менее срочные/ важные задачи. Их не надо выполнять срочно. Но нужно проконтролировать, чтобы они не перешли в разряд срочных дел.

-Менее срочные / менее важные задачи Зайверт Л. Указ. Соч. С. 118.

Рассмотренные аспекты самоменеджмента по своему характеру носят рационалистический подход или так называемый западный, развивающий способности и силу ума.

Задачи самоменеджмента учитывают и такой фактор деятельности человека, как биологический, который включает в себя понятие естественного ритма работы индивидуально для каждого человека и понятие биоритмов.

Работоспособность каждого человека подвержена определенным колебаниям, происходящим в рамках естественного ритма. Обычно говорят о «человеке утра» или «жаворонке» и о «человеке вечера» или «сове». Пик работоспособности приходится у них на разные периоды дня. Каждый из нас может приспособиться к этим колебаниям своей работоспособности. Необходимо изучать свои способности и использовать эти закономерности в своем распорядке дня.

Читайте так же:  Льготы на капремонт ветеранам труда

В жизни каждого человека присутствуют и воздействуют три различных потоков энергии:

-физический ритм (влияет на физическую силу и на силу воли);

-психический ритм (обуславливает динамику чувств, настроений, творческих сил);

-интеллектуальный ритм (влияет на умственные способности).

[2]

Поскольку продолжительность отдельных периодов различна (23, 28 и 33 дня), у каждого человека всегда наблюдаются различные, постоянно меняющиеся комбинации характеристик физического, психологического и интеллектуального состояния.

Учет своего индивидуального биоритмического состояния позволяет улучшить работоспособность, учитывая его при составлении планов работы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, вряд ли какой-либо из проанализированных аспектов самоменеджмента может быть предложен в качестве достаточно обоснованной и эффективной методики управления собственной карьерой. Хотя, вне сомнений, каждый из них предлагает немало полезных приемов, советов и рекомендаций, которые можно использовать в самоменеджменте деловой карьеры. Именно поэтому проблемы, возникающие в самоменеджменте, необходимо анализировать и выдвигать гипотезы для их решения

Московский государственный университет печати

Исаченко И.И.

Самоменеджмент

Учебное пособие

Исаченко И.И.
Самоменеджмент
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
Указатели
указатель иллюстраций

Наше время — одна из важнейших необходимых составляющих нашей жизни. Пока его много, качество его расходования не замечаешь и не ценишь. А когда времени не хватает — начинаешь сожалеть о том, что когда-то его бездумно тратил.

Тотальная нехватка времени стала одной из основных навязчивых проблем современного человека. Жизнь воспринимается многими как попытка объять необъятное, как ежедневная непрекращающаяся изматывающая гонка за успехом. Конечно, и много лет назад люди задумывались о том, куда уходит время, «движущееся подобие вечности». Но сегодня тема времени приобретает необычайную остроту, заставляет человека более вдумчиво относиться к этому невосполнимому ресурсу. А для менеджеров эта проблема особенно актуальна.

Каким должен быть успешный, эффективный менеджер? Разумеется, он должен знать свое дело, уметь управлять, ставить цели и добиваться их. Но все эти качества бесполезны, если руководитель не может правильно организовать свою жизнь. «Успешных руководителей отличает то, что они, в конечном счете, могут и должны управлять только одной единственной персоной — подчеркивает Петер Ф. Друкер, один из признанных авторитетов современного менеджмента, — эта персона — они сами». Нереально добиться успеха, если не уметь планировать свое время. Время — это такой же ресурс, как и люди, сырье, финансовые средства. Но оно безвозвратно — его нельзя накопить, передать по наследству или взять в кредит, поэтому так важно научиться использовать его с максимальной выгодой.

Все эти объективные факторы заставляют учиться уплотнять время, расставлять приоритеты, искать резервы — для развития, освоения новейших технологий, профессионального и личностного роста, для создания семьи, для друзей, увлечений, отдыха, занятий спортом. Именно поэтому в наше время все большее распространение получает самоменеджмент — техника, способы ведения работы и жизни, такая организация существования личности, при которой достигается успех.

Видео (кликните для воспроизведения).

© Центр дистанционного образования МГУП

Самоменеджмент

Стили руководства, определяемые особенностями коллектива — ситуационное лидерство

Ситуационное лидерство – определение стиля руководства в зависимости от уровня зрелости рабочей группы: степени квалификации и стремления к ее росту. Руководитель может менять свое поведение в зависимости от зрелости группы.

Уровень зрелости рабочей группы Соответствующий стиль руководства
Полность квалифицированная и желающая дальше совершенствоваться Предоставление самостоятельности (определение функций и ответственности работников, совместное обсуждение результатов)
Достаточно квалифицированная и продолжающая совершенствоваться Участие в принятии решений (привлечение работников к постановке целей, консультации и поощрение самостоятельности)
Малоквалифицированная, но стремящаяся к повышению квалификации Координация (инструктаж и контроль, поощрение инициативы и деловых контактов)
Низкоквалифицированная и не расположенная совершенствоваться Указывание (тщательный инструктаж и контроль, поощрение исполнительности и личных достижений)

Самоменеджмент представляет собой последовательное и целенаправленное использование методов работы в повседневной практике, для того чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время.

Основная цель самоменеджмента состоит в том. чтобы максимально использовать собственные возможности. Сознательно управлять течением своей жизни(самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни.

Невозможно эффективно управлять другими людьми, если не научился управлять собой. Своим временем, своими ресурсами — денежными, энергетическими, физическими, духовными. Поэтому эффективный самоменеджмент — это первое условие эффективного менеджмента в целом. В этой связи создание условий для гармоничного развития личности руководителя — важнейшая задача владельцев бизнеса.

Процесс персонального менеджмента руководителя в целом складывается из следующих этапов:

— планирование целей и задач управления;

— принятие решений по организации выполнения поставленных задач;

— организация деятельности по выполнению задач и достижению поставленных целей;

— самоконтроль и контроль итогов.

Личный план руководителя должен быть тесно связан с перспективным и комплексным планами компании. Он включает следующие пункты:

— планирование своей работы по управлению;

— планирование своего рабочего времени;

— планирование работы по самосовершенствованию;

— планирование качества своей жизни.

При планировании своей работы руководитель должен определить цели и задачи как на ближайшее время, так и в стратегическом аспекте. К типичным проблемам деятельности менеджеров как среднего, так и высшего звена относится то, что они слишком мало времени уделяют развитию предприятия, планированию инноваций и на различные преобразования. Также недостаточно внимания уделяется вопросам координации и стратегическому подходу; чрезмерно много времени уходит на рутинную работу, которую можно поручить другим. Поэтому менеджеру следует подумать о том, какие задачи можно делегировать (передать подчиненным и вывести из сферы действий руководителя). Одновременно с рабочей задачей должна делегироваться и функциональная ответственность.

Читайте так же:  Что будет за хранение наркотиков

Любая цель имеет смысл только тогда, когда установлены сроки ее воплощения и сформулированы желаемые результаты. Поэтому после определения цели руководитель составляет для себя индивидуальную программу мероприятий. Выбор цели — это мыслительная деятельность, направленная на получение результата, а мероприятия — это практические действия.

Чтобы составить хороший план использования рабочего времени, важно точно знать свой бюджет времени и совокупность планируемых задач. Необходимо установить приоритетность дел и строго следовать ей даже в том случае, когда менее важные дела выполняются намного легче и быстрее, чем более важные. При составлении индивидуального плана следует предусмотреть время, необходимое для проведения различных совещаний, бесед с коллегами и подчиненными, для приема посетителей, для командировок и пр.

Следует выделить строго определенные часы и дни недели для выполнения регулярно повторяющихся работ (совещания, разбор почты, прием посетителей, работа в Интернете и т.п.). Это даст возможность наладить такой ритм работы, который позволит сэкономить значительное количество времени. В зависимости от характера работ целесообразно планировать их выполнение с учетом известного в психологии периода “нулевой утомляемости”, показывающего изменения работоспособности в течение рабочего дня. В соответствии с этим проблемами, разрешение которых требует интенсивных затрат умственной энергии и глубокого анализа, следует заниматься в дообеденные часы. Наименее производительное время можно отвести для несложных и второстепенных вопросов.

Личный план должен быть реальным и неперегруженным. Следует выделить соответствующий резерв времени для непредусмотренных, случайно возникающих работ (один час в день или полдня в неделю). Время проведения совещаний, конференций, собраний должно быть минимальным, но в то же время достаточным для обмена информацией. Этому способствует тщательная подготовка мероприятия. Необходимо резервировать часть времени для творческой работы и повышения квалификации. Кроме того, менеджеру следует постоянно контролировать выполнение личного плана, что дает возможность выявлять резервы для дальнейшего совершенствования и рационального использования рабочего времени.

Немецкий профессор, руководитель Института стратегии и эффективного использования времени Лотар Зайверт предлагает следующие десять “золотых” правил, выполнение которых поможет руководителю добиться экономии времени.

1. Формируйте рабочие блоки, в которые вы будете включать выполнение крупных или сходных по характеру заданий.

2. Намеренно уединяйтесь и устанавливайте неприемные часы.

3. При проведении переговоров устанавливайте регламент, а также определяйте необходимые затраты времени для выполнения определенных заданий.

4. Придерживайтесь принципа установления приоритетов при выполнении всех видов работ.

5. По возможности выполняйте только действительно важные дела (принцип Парето: 20% дел приносят 80% результатов).

6. В полной мере используйте делегирование как оплачиваемую услугу.

7. Крупные задания выполняйте небольшими частями (тактика “нарезания салями”).

8. Устанавливайте для самого себя сроки выполнения дел.

9. Главные задачи выполняйте рано утром (ощущение успеха).

10. Сознательно учитывайте в рабочих планах колебания уровня работоспособности.

Нельзя забывать, что исходным условием, объективной основой и конструктивным инструментом становления профессионального менеджера является потенциал его самоорганизации. Но как бы ни были значимы роль личности и реализуемая модель самоорганизации, успех деятельности менеджера зависит от реальных знаний и возможности их эффективного применения на практике. Накопление, систематизация и освоение этих знаний определяют содержание науки менеджмента. Самообразование и саморазвитие являются, по сути, непрерывными и сопровождают успешного менеджера всю его жизнь.

Логическая модель знаний (теорий), необходимых менеджеру для профессиональной деятельности, построена “от частного к общему”. В этой связи планирование и реализация работы по самосовершенствованию — важнейшая составная часть самоменеджмента. Если раньше считалось, что личные качества даются человеку при рождении, то в настоящее время довлеет иная точка зрения. Согласно ей необходимые качества можно развивать благодаря тренировкам и индивидуальному тренингу. Так, успешному менеджеру неплохо было бы иметь особую харизму, лидерские наклонности, успешность в коммуникациях, дисциплинированность, целеустремленность, любовь к людям и т. д. В любом случае сутью работы руководителя является использование власти над людьми в той или иной форме для достижения запланированных результатов. Менеджер должен осознавать, какими конкретными рычагами он пользуется для этого, и непрерывно совершенствовать свои способы воздействия.

Определенным итогом самоменеджмента выступает качество жизни менеджера в целом. Для успешного руководителя характерными показателями этого качества являются креативность, целостность, обеспеченность материальными и духовными благами, комфортность, высокое качество общения с командой управленцев и другими людьми, непрерывное самообразование и расширение сознания менеджера и т. д. В определенном смысле для менеджера работа становится хобби, а хобби составляет работу. Духовные поиски, поиски смыслов жизни для себя и подчиненных тесно переплетаются с поиском направлений развития и будущих стратегий поведения компании. Отдых и труд также взаимно перетекают друг в друга. Так, мозг иногда работает явно в неурочное время (например ночью), а иногда в течение рабочего дня просто необходимо отвлекаться от деловых мыслей за чашечкой кофе (ибо самые эффективные решения приходят на фоне расслабленного сознания).

Таким образом, самоменеджмент — вещь очень неординарная и творческая. Она вырастает из сути менеджера как человека, из осознания им внешнего и внутреннего мира. Успешный самоменеджмент — залог успешности менеджмента в целом.

Вернуться на главную страницу. или ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Технология самоменеджмента

Многие выдающиеся люди добивались успеха благодаря четкой организации своего личного труда. Человек, естественно, не может управлять самим временем, но способен управлять своими делами с учетом данного фактора. Следует отметить, что в управлении самим собой нужны те же умения, что и в руководстве другими людьми, т.е. способность планировать, организовывать, делегировать, стимулировать, координировать и контролировать.

Читайте так же:  Сдельно-премиальная система оплаты труда

Персональный менеджмент (англ. selfmanagment – «самоменеджмент») – это целенаправленное и последовательное применение практических методов менеджмента в повседневной деятельности для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время.

Система персонального менеджментавключает следующие шесть процедур:

– постановка цели – анализ и формирование личных целей, выбор количественных критериев их достижения;

– сбор и обработка информации – сбор первичной информации и ее обработка по выбранному плану действий;

– планирование – разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности;

– принятие решений по предстоящим делам для достижения критериев управления;

– реализация решений и организация их исполнения включают составление распорядка дня и организацию личного трудового процесса в целях реализации поставленных задач;

– контроль (самоконтроль и контроль итогов, в случае необходимости – корректировка целей).

Сущность системы персонального менеджмента можно представить в виде модели требований к качествам человека, его способности управлять собой. Эта модель складывается из семи блоков.

1. Личная организованность, пунктуальность.

2. Самодисциплина. Постоянная целенаправленная деятельность.

3. Знание техники личной работы и научной организации труда.

4. Мотивация человеческого потенциала на реализацию жизненных целей.

5. Способность быть здоровым и работоспособным.

6. Способность сформулировать и реализовать жизненные цели.

7. Личный самоконтроль.

В табл. 4 представлена технология самоменеджмента.

Планирование означает прежде всего умение думать с опережением и предполагает системность в работе. Планировать собственную деятельность нужно поэтапно, выполняя следующие процедуры: 1) проанализировать бюджет времени; 2) определить содержание планируемых дел; 3) рассчитать время, необходимое для выполнения этих дел; 4) составить план перспективных дел на год; 5) разработать тематический список дел на месяц; 6) составить план действий на неделю; 7) записать текущие дела и составить рабочий план на день.

[3]

Контроль – это постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. Постановка цели и планирование эффективны лишь настолько, насколько эффективны следующие за ними решения и контроль над их исполнением. Контроль очень важен при реализации жизненных целей: он служит для их улучшения. Контроль охватывает три задачи.

1. Осмысление физического состояния (что достигнуто к моменту осуществления контроля?).

2. Сравнение запланированного с достигнутым (в какой степени достигнута поставленная цель?).

3. Корректировка по установленным отношениям (какие отношения имеют место?).

Регулярно через равные промежутки времени необходимо проверять свои планы и организацию труда. Это поможет вам выявить «поглотителей времени», вредные привычки (длительные телефонные разговоры, неверные приоритеты, неприятные отвлечения от работы). Контроль над результатами труда должен проводиться после выполнения задачи (конечный контроль), а при реализации крупных проектов он должен осуществляться на промежуточных стадиях на всем протяжении процесса (промежуточный контроль). Следует осуществлять регулярную корректировку хода выполнения своих годовых, месячных, недельных и дневных планов.

Самоменеджмент — что это

Прежде всего в российской практике самоменеджмента необходимо сказать о плохой структурированности работы в группе; руководитель далеко не всегда обладает навыками эффективного расписания обязанностей и функций каждого работника. Преобладает опасение, что кто-то «прокатится зайцем» за счет других, хотя, в принципе, русские любят работать вместе. Кроме того, руководитель часто не тратит свое время на делегирование полномочий и рабочих функций людей, работающих в группе. Он предпочитает «бросать» задание в группу, вследствие чего начинаются разборки, что нужного эффекта, конечно, не дает, хотя работа в группе сегодня эффективнее, чем при любой другой организации труда. Говоря об ответственности — важнейшей составляющей эффективного самоменеджмента, нужно признать, что под участием в управлении в России понимают такое положение дел, при котором человек пытается пролезть наверх и дать какие-то предложения, чтобы заявить о себе, не собираясь при этом брать на себя ответственность за реализацию хотя бы их части.

Современные авторы, издающие различные пособия и учебники по самоменеджменту, советуют заботиться о себе, причем при условии, если человек действительно в этом заинтересован, в противном случае он просто потеряет время. Даются рекомендации баловать себя приятными мелочами, такими как ванна, приятная музыка, а также советы по занятиям спортом. Специалисты советуют устраивать двухдневные отпуска (санаторий, морской круиз, катание на лыжах и т.д.) Но в настоящее время эти советы и предложения не находят в России широкого применения, среди причин этого можно назвать недостаток финансовых ресурсов на полноценный отдых, привычка многих руководителей «работать на износ», что в практику самоменеджмента не входит. Кроме того, зачастую даже кратковременный отдых, путешествие вызывают негативную реакцию у подчиненных, сослуживцев. По причине неумения многих российских менеджеров чередовать работу и отдых у них не остается сил на занятия физическими нагрузками, на активный отдых, что, несомненно, отрицательно сказывается на здоровье людей.

Не всегда человек способен правильно реагировать на возникшие проблемы и находить рациональный выход из трудного положения. Что делает русский работник в случае возникновения какой-либо затруднительной ситуации в организации или на предприятии? Он может перекладывать вину на окружающих и, конечно, на обстоятельства. Но необходимо избавляться от этого самообмана. Далее, работник вполне способен проигнорировать некоторые задания, но следствием такого поведения, как показывает практика, является лишь усугубление ситуации. Не является секретом, что в условиях стресса человек прибегает к алкоголю как к спасительному средству, как панацее от всех бед. Но чувствует себя лучше он не на долгое время. Затем ситуация кажется еще более удручающей, что заставляет вновь злоупотреблять спиртными напитками. В конечном счете получается замкнутый круг.

Кроме того, очень часто встречается такая ошибка, как недооценка правильного, регулярного питания. Можно вспомнить, что в некоторых восточных странах процесс принятия пищи — целый ритуал. И завтрак занимает в дневном рационе наиважнейшее место. В нашей стране же зачастую завтрак пропускается, в результате чего продуктивность работы в течение дня неуклонно снижается, не говоря уж о том, что неумение организовать процесс правильного и полноценного питания ведет в дальнейшем к проблемам со здоровьем.

Читайте так же:  Перерасчет пенсии после увольнения будет ли индексация

Далее, перейдем к одному из самых ярких показателей самоменеджмента — самомотивации. Изучение мотивации — не просто модная тема. В настоящее время руководитель предоставляет работу — сотрудник должен ее выполнять, и заинтересованностью в надлежащем выполнении своих обязанностей со стороны подчиненного руководитель не озадачен. Сейчас от людей требуется предприимчивость, быстрота мысли, гибкость, и именно самомотивация становится инструментом успеха.

Мотивы же можно перечислять до бесконечности, их очень много:

— человеку это интересно;

— в этом состоит его самовыражение;

— для человека это ступенька роста;

— так работник приобретает новый опыт и т. д.

Но мотивация и стимулирование — это разные понятия. Именно мотивация — это создание у работников внутренних побуждений к труду (заинтересованность в труде, потребность в трудовой активности, переживание чувства удовлетворенности от работы). Стимулирование представляет собой побуждение работников к активной деятельности с помощью внешних факторов (материальное и моральное стимулирование).

Существует множество различных теорий мотивации, изучая которые, менеджер использует соответствующие средства побуждения к трудовой деятельности, исходя из потребностей людей. Сомнительно, что эти интересные концепции находят применение в российской практике. И есть ли смысл в исследовании различных высших и низших потребностей, анализе и сопоставлении теорий, способах применения их в рабочей обстановке, если они относятся именно к мотивации, а не к стимулированию? Мотивация как таковая имеет слабое развитие в российском менталитете. Именно удовлетворение материальных потребностей чаще всего выдвигается на первый план при выборе работы, при планировании будущей профессии. Для молодежи также имеет место быть престиж организации, в которой они намерены работать, обретение нужных связей, получение опыта работы. И говорить о заинтересованности в труде, удовлетворении от работы, по-видимому, говорить не приходится. Удовлетворенность диктуется материальным благополучием, для кого-то — дальнейшим продвижением по службе.

Следует сказать, что многие люди недооценивают значимость рабочей атмосферы. Большинство из них вначале готовы работать в условиях, где царят недоброжелательность, нездоровая конкуренция, где каждый сам за себя, где каждый заботится только о самом себе и готов на то, чтобы, образно говоря, идти по головам ради карьеры, либо подставить другого человека во имя денег и поощрения начальства. Все это кажется несерьезным на фоне грядущей солидной зарплаты. Однако проходит не так много времени, и человек сбегает из такого коллектива. Ведь нельзя не принимать во внимание эмоции и чувства человека, нельзя ими пренебрегать.

В общем, российский самоменеджмент нуждается в развитии, формировании мотивации, в определении четких жизненных и рабочих целей, которые играют роль в качественной трудовой деятельности. Нужно учиться самомотивированию, нужно учиться целеполаганию в работе. Не последнюю роль должна играть самореализация в профессиональном плане. Но в силу того, что достаточно большое количество русских не стремится найти ту работу, которая стала бы для них любимой, зачастую не имеет возможностей для ее поиска, самореализация не является одной из главных ценностей. Редкостью для русского работника является удовлетворенность работой и в моральном, и в материальном плане.

В настоящий момент времени большие затраты и проблемы связаны с использованием труда наемных работников, поэтому самоменеджмент предполагает умелое распоряжение людскими ресурсами со стороны руководителя. В наших компаниях, фирмах, учреждениях такое умение ограничено лишь поголовным сокращением работников и перекладыванием функций уволенных сотрудников на специалистов, не имеющих достаточного опыта в выполнении заданной работы. Причем нередки случаи, когда новым обязанностям людей не обучают в надлежащем порядке, что сказывается на качестве общей работы организации. Поэтому в современных условиях человеку необходимо быть быстро обучаемым, приходится учиться ускоренной адаптации в новых рабочих условиях, а также быть специалистом широкого профиля.

На Западе человек, попадая из рабочей обстановки в домашнюю, все рабочие проблемы оставляет за дверьми своей организации. Российским менеджерам стоит использовать на практике такое поведение, следует разграничить домашние и рабочие проблемы, требующие решения.

Самоменеджмент предполагает адаптацию к изменениям. В Японии человек ежегодно изучает различные нововведения, совершенствует свои навыки и знания с отрывом от работы в течение 1-3 месяцев. Причем обучение идет за счет средств организации, то есть здесь мы имеем дело с вложением в человека как в ресурс производства. В нашей стране не так часто встречаются сообщения о приеме на работу, где предусмотрено бесплатное обучение нового сотрудника. Поэтому человеку следует мотивировать себя на постоянное изучение новейших технологий, методик и т.д.

Источники


  1. Кондрашков, Н.Н. Тунеядство: против закона и совести; М.: Юридическая литература, 2012. — 160 c.

  2. Кудинов, О.А. Обязательства вследствие причинения вреда и неосновательного обогащения: Юридический комментарий / О.А. Кудинов. — М.: Городец, 2015. — 128 c.

  3. Волеводз, А. Г. Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества (правовые основы и методика) / А.Г. Волеводз. — М.: Юрлитинформ, 2015. — 477 c.
  4. Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле. Набор из 8 открыток. — М.: Изогиз, 2016. — 297 c.
Самоменеджмент — что это
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here