Профилактика профессионального выгорания представителей разных профессий

Статья на тему: "Профилактика профессионального выгорания представителей разных профессий" от профессионалов для людей. Обязательно дочитайте до конца.

Профилактика профессионального выгорания

Что такое профессиональное выгорание

Профессиональное выгорание — это истощение нервных, психических и физических сил, из-за которого не хочется работать. Как пишут в энциклопедиях: «выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной жизненной установке в отношении работы».

Тест на профессиональное выгорание

Подумайте, характерны ли для вас следующие утверждения:

  1. Я неохотно иду на работу
  2. Если я вспомню о работе в выходной, он безнадежно испорчен
  3. Я не люблю общаться с коллегами (клиентами), они меня раздражают
  4. В последнее время я склонен к перееданию (потере аппетита)
  5. Я чувствую себя очень усталым после рабочего дня
  6. У меня наблюдаются физиологические изменения в теле от моей работы (хуже стало зрение, слух, обоняние, что-то болит и прочее)
  7. Я часто пью кофе, чай (или устраиваю перекуры)
  8. Мне нравится моя работа, но я не испытываю такого удовольствия от нее как раньше

Если на предложенные вопросы вы хотя бы один раз ответили громкое «ДА!», значит, есть повод задуматься. Что касается раздражения и злобы на коллег — это вообще тема отдельного разговора. Почитайте — как перестать злиться и раздражаться.

Какие профессии в зоне риска

Считается, что есть профессии, которые больше подвержены профессиональному выгоранию. Это работа, где идет тесное взаимодействие с людьми. Самой тяжелой в этом плане является работа психолога, которому приходится выслушивать проблемы чужих людей. И если у него развито чувство эмпатии (сопереживания), он может неосознанно «присоединяться» к человеку и проживать вместе с ним негативный опыт.

Все бы ничего, но у клиента этот опыт один, а психолог накапливает его в сотни раз больше. Он становится живым архивом чужих негативных историй (ой, что сейчас будет — многие из вас не позавидуют участи врачевателей душ).

То же самое можно сказать про педагогов, менеджеров.

Но на самом деле в любой работе может случиться профессиональное выгорание. У каждого человека своя природа, и именно она ускоряет или тормозит это явление. Люди, которые по природе очень динамичны, любят перемены, эмоциональны, где-то несобранны, скорее перегорают, нежели те, которые по природе медлительны, основательны и не любят динамики.

К явным причинам профессионального выгорания относятся

  • монотонность работы
  • фактор срочности
  • высокая умственная нагрузка
  • тесное взаимодействие с людьми
  • напряженность и конфликты в коллективе
  • нехватка условий для самовыражения
  • подавление инициативы
  • работа без возможности дальнейшего продвижения

К скрытым причинам профессионального выгорания —

  • плохая самоорганизация (неумение планировать время приводит к переутомлению)
  • трудоголизм (мало отдыха)
  • отсутствие мотивации (нет целей и мечты)
  • перфекционизм (хочется сделать все идеально, но ход работы замедляется и получается маленькая отдача, и в результате быстрое истощение)
  • неэкологичность деятельности (обман коллег, клиентов, родных о работе, самого себя)
  • невыполнение жизненного призвания

Главные причины профессионального выгорания

Есть две главные причины профессионального выгорания на любой работе:

  1. Вы себя истощили
  2. Вы переросли должность

Самым первым звоночком профессионального выгорания может стать равнодушие ко всему новому, что случается в сфере вашей деятельности. Оно перестает вас удивлять и вызывать эмоции. Вы не хотите «расти», перестаете читать по вашей теме, слушать лекции и развиваться.

Но если при этом вас живо занимает что-то другое, это признак того, что вы «переросли» или выгорели, и, значит, пора менять квалификацию.

Профилактика профессионального выгорания во втором случае должна сводиться к тому, что вы ищите для себя новое место приложения сил. Попробуйте начать с изучения смежных профессий, чтобы не терять тот опыт, который у вас за спиной.

Например, если вы были веб-автором, подумайте о создании своего блога, рассылки или инфопродукта. Возможно, вы захотите стать журналистом в местном журнале/газете.

Профилактика профессионального выгорания при истощении

  • Супервизия. «Супервизия — сотрудничество двух профессионалов (более опытного и менее опытного, или равных по опыту), в ходе которого специалист может описать и проанализировать свою работу в условиях конфиденциальности».

Ее широко применяют в среде психологов, но почему бы вам не договориться с коллегой и провести ревизию вашей работы? Его свежий взгляд и опыт позволят посмотреть на вашу работу со стороны и внести в нее новую струю энтузиазма.

Выполняйте ее как можно чаще. Суть заключается в том, что при каждом выполнении упражнения (какие вам больше нравятся) вы произносите позитивные утверждения типа «Мне все нравится» или «Я полон сил». Как вариант, посещайте занятия йогой: статические упражнения дают возможность успокаивать ум, расслабляться и научиться управлять своим сознанием.

  • Ведение дневника

В нем вы можете, как на духу, писать все ваши мысли по поводу работы и жизни вообще, тем самым освобождать психику от перегруза

  • Посещение психологических лекций, тренингов, вебинаров,

где вы можете пообщаться не только с коллегами, но и с людьми других профессий

  • Утренние медитации

Здесь нет ограничений. Идеально, если вы каждое утро налаживаете связь с Высшим началом жизни. От глубоких утренних медитаций вы получаете энергию и вдохновение на работу. Как вариант вы можете использовать специальные медитации, одну из которых можете послушать и провести прямо сейчас.

Медитация «Горная вершина»

И, пожалуйста, отслеживайте в себе то, насколько вы выполняете свое жизненное призвание, достаточно ли вы мотивированы для своей работы, изучаете ли вы что-то новенькое, чтобы стать эффективнее в своем деле, и тогда профилактика профессионального выгорания вам, скорее всего, не понадобится.

Если вы здесь впервые, подписаться можно прямо отсюда. Если вы знаете кого-то, кому может быть полезна эта статья, пришлите ему ссылку на эту страницу (социальные кнопки — чуть ниже).

«И должность есть, и деньги платят… А работа уже вот где сидит!»

В последнее время мы с вами как-то незаслуженно забыли про интересные практические психотехники. Раньше, например, и жизненные установки меняли, и развивали креативное мышление, и находили нестандартные подходы к решению проблем. Но уже давно об этом ничего не было. Пора наверстывать, как думаете?

Сегодня наш любимый автор, психолог Людмила Пономаренко, раскрывает тему, которая знакома каждому, кто работает. Профилактика профессионального выгорания или как не перегореть на работе.

Почему это важно?

Читайте так же:  Узнать инн физического лица по паспорту

Профессиональное выгорание является тем самым подвохом, которого никак не ожидаешь. Но в какой-то момент человек готов бросить работу и бежать туда, куда глаза глядят. Однако правда заключается в том, что от себя не убежишь.

Что такое профессиональное выгорание

Профессиональное выгорание — это истощение нервных, психических и физических сил, из-за которого не хочется работать. Как пишут в энциклопедиях: «выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной жизненной установке в отношении работы».

Тест на профессиональное выгорание

Подумайте, характерны ли для вас следующие утверждения:

  1. Я неохотно иду на работу
  2. Если я вспомню о работе в выходной, он безнадежно испорчен
  3. Я не люблю общаться с коллегами (клиентами), они меня раздражают
  4. В последнее время я склонен к перееданию (потере аппетита)
  5. Я чувствую себя очень усталым после рабочего дня
  6. У меня наблюдаются физиологические изменения в теле от моей работы (хуже стало зрение, слух, обоняние, что-то болит и прочее)
  7. Я часто пью кофе, чай (или устраиваю перекуры)
  8. Мне нравится моя работа, но я не испытываю такого удовольствия от нее как раньше

Если на предложенные вопросы вы хотя бы один раз ответили громкое «ДА!», значит, есть повод задуматься. Что касается раздражения и злобы на коллег — это вообще тема отдельного разговора. Почитайте — как перестать злиться и раздражаться.

Какие профессии в зоне риска

Считается, что есть профессии, которые больше подвержены профессиональному выгоранию. Это работа, где идет тесное взаимодействие с людьми. Самой тяжелой в этом плане является работа психолога, которому приходится выслушивать проблемы чужих людей. И если у него развито чувство эмпатии (сопереживания), он может неосознанно «присоединяться» к человеку и проживать вместе с ним негативный опыт.

Все бы ничего, но у клиента этот опыт один, а психолог накапливает его в сотни раз больше. Он становится живым архивом чужих негативных историй (ой, что сейчас будет — многие из вас не позавидуют участи врачевателей душ).

То же самое можно сказать про педагогов, менеджеров.

Но на самом деле в любой работе может случиться профессиональное выгорание. У каждого человека своя природа, и именно она ускоряет или тормозит это явление. Люди, которые по природе очень динамичны, любят перемены, эмоциональны, где-то несобранны, скорее перегорают, нежели те, которые по природе медлительны, основательны и не любят динамики.

К явным причинам профессионального выгорания относятся

  • монотонность работы
  • фактор срочности
  • высокая умственная нагрузка
  • тесное взаимодействие с людьми
  • напряженность и конфликты в коллективе
  • нехватка условий для самовыражения
  • подавление инициативы
  • работа без возможности дальнейшего продвижения

К скрытым причинам профессионального выгорания —

  • плохая самоорганизация (неумение планировать время приводит к переутомлению)
  • трудоголизм (мало отдыха)
  • отсутствие мотивации (нет целей и мечты)
  • перфекционизм (хочется сделать все идеально, но ход работы замедляется и получается маленькая отдача, и в результате быстрое истощение)
  • неэкологичность деятельности (обман коллег, клиентов, родных о работе, самого себя)
  • невыполнение жизненного призвания

Главные причины профессионального выгорания

Есть две главные причины профессионального выгорания на любой работе:

  1. Вы себя истощили
  2. Вы переросли должность

Самым первым звоночком профессионального выгорания может стать равнодушие ко всему новому, что случается в сфере вашей деятельности. Оно перестает вас удивлять и вызывать эмоции. Вы не хотите «расти», перестаете читать по вашей теме, слушать лекции и развиваться.

Но если при этом вас живо занимает что-то другое, это признак того, что вы «переросли» или выгорели, и, значит, пора менять квалификацию.

Профилактика профессионального выгорания во втором случае должна сводиться к тому, что вы ищите для себя новое место приложения сил. Попробуйте начать с изучения смежных профессий, чтобы не терять тот опыт, который у вас за спиной.

[1]

Например, если вы были веб-автором, подумайте о создании своего блога, рассылки или инфопродукта. Возможно, вы захотите стать журналистом в местном журнале/газете.

Профилактика профессионального выгорания при истощении

  • Супервизия. «Супервизия — сотрудничество двух профессионалов (более опытного и менее опытного, или равных по опыту), в ходе которого специалист может описать и проанализировать свою работу в условиях конфиденциальности».

Ее широко применяют в среде психологов, но почему бы вам не договориться с коллегой и провести ревизию вашей работы? Его свежий взгляд и опыт позволят посмотреть на вашу работу со стороны и внести в нее новую струю энтузиазма.

Выполняйте ее как можно чаще. Суть заключается в том, что при каждом выполнении упражнения (какие вам больше нравятся) вы произносите позитивные утверждения типа «Мне все нравится» или «Я полон сил». Как вариант, посещайте занятия йогой: статические упражнения дают возможность успокаивать ум, расслабляться и научиться управлять своим сознанием.

  • Ведение дневника

В нем вы можете, как на духу, писать все ваши мысли по поводу работы и жизни вообще, тем самым освобождать психику от перегруза

  • Посещение психологических лекций, тренингов, вебинаров,

где вы можете пообщаться не только с коллегами, но и с людьми других профессий

  • Утренние медитации

Здесь нет ограничений. Идеально, если вы каждое утро налаживаете связь с Высшим началом жизни. От глубоких утренних медитаций вы получаете энергию и вдохновение на работу. Как вариант вы можете использовать специальные медитации, одну из которых можете послушать и провести прямо сейчас.

Медитация «Горная вершина»

И, пожалуйста, отслеживайте в себе то, насколько вы выполняете свое жизненное призвание, достаточно ли вы мотивированы для своей работы, изучаете ли вы что-то новенькое, чтобы стать эффективнее в своем деле, и тогда профилактика профессионального выгорания вам, скорее всего, не понадобится.

Если вы здесь впервые, подписаться можно прямо отсюда. Если вы знаете кого-то, кому может быть полезна эта статья, пришлите ему ссылку на эту страницу (социальные кнопки — чуть ниже).

Профилактика профессионального выгорания сотрудников

Профессиональное выгорание – самый страшный бич работников любой должности. С учетом современной рыночной ситуации, финансовой нестабильности, постоянно растущей конкуренции на наемный персонал с каждым днем обрушивается все больше эмоциональных стрессов и возрастающих требований. В какой-то момент человек может перестать справляться с этой ношей. С любой надоевшей работы можно уйти, но от самого себя уйти не удастся.

Рассмотрим особенности синдрома профессионального (эмоционального) выгорания (СЭВ) и его основные причины. Для некоторых категорий сотрудников он особенно характерен. Проанализируем, как можно избежать этого неприятного и психологически небезопасного состояния.

Читайте так же:  Плановая проверка трудовой инспекции — что проверяют

Что значит «перегореть»

Синдром эмоционального, или профессионального, выгорания – это психологическая проблема, которая заключается в постепенно нарастающем истощении энергии человека и равнодушии к исполнению профессиональных обязанностей. Если сказать простыми словами, человеку совершенно не хочется работать, и обычные мотивационные факторы перестают его стимулировать.

Как правило, состояние выгорания начинается с почти незаметных «звоночков», нарастает постепенно, а когда ударяет в полную силу, его довольно трудно исправить, а ущерб от снижения эффективности конкретного работника может быть выражен в виде значительной «упущенной прибыли».

СПРАВКА! Термин «синдром эмоционального выгорания» («СЭВ») ввел в 1974 году американский психолог Фрейденбергер. На сегодня это состояние является признанным медицинским диагнозом.

Признаки выгорания

На любой работе сотрудник сталкивается с постоянными стрессами. Если он реагирует на них адекватно и даже учится, повышая эффективность, это позитивная реакция. Но если стрессов слишком много, они являются непосильными для человека либо усугубляются личностными факторами, возможно постепенное развитие неблагоприятной реакции на них. Для «перегоревшего» сотрудника характерны:

[2]

  • повышенная раздражительность или, наоборот, приглушенность реакций;
  • быстрая утомляемость;
  • трудности в момент начала работы или переключения видов деятельности;
  • появление отрицательного отношения к коллегам и/или клиентам;
  • снижение самооценки;
  • часто без причины плохое настроение, пессимизм, признаки депрессии;
  • ухудшение показателей здоровья (мигрени, колебания давления, проблемы с сердцем и сосудами невралгии, плохой сон и пр.).

Стадии синдрома эмоционального выгорания

Выделяют три усугубляющиеся ступени эмоционального выгорания.

Сотрудники, наиболее подверженные синдрому выгорания

Профессии различны, уровень стрессов на разных работах тоже отличается. Есть профессии, где профессиональное выгорание, к сожалению, чаще всего лишь вопрос времени и конкретной стрессоустойчивости отдельной личности.

В зону наибольшего риска попадают профессии, где требуется тесное взаимодействие с другими людьми, особенно когда приходится помогать людям в сложных, проблемных, эмоционально тяжелых ситуациях:

  • врачи;
  • учителя;
  • психологи;
  • социальные работники;
  • работники МЧС и др.

ВНИМАНИЕ! На самом деле СЭВ может произойти с человеком на любой должности. Все зависит от уровня стресса, который «по плечу» тому или иному психотипу. Больше подвержены выгоранию эмоциональные, динамичные, энергичные работники, нежели педантичные и основательные. А сильнее всех рискуют перфекционисты.

Причины возникновения СЭВ

Основная причина – ставший неподъемным уровень стресса– может быть приведена в действие различными факторами. Среди них – явные, лежащие на поверхности, и скрытые, но тем не менее активно действующие.

Явные причины профессионального выгорания:

  • монотонный однообразный труд;
  • постоянные дедлайны;
  • работа в тесном контакте с людьми;
  • перманентное повышение умственной нагрузки;
  • подавление рабочих инициатив;
  • отсутствие перспектив в плане роста и самовыражения;
  • тяжелая обстановка в рабочем коллективе и взаимодействии с начальством.

Опосредованные факторы эмоционального выгорания:

  • недостатки планирования времени и самоорганизации;
  • несоблюдение режима труда и отдыха;
  • мотивационные проблемы (отсутствие целей);
  • «синдром отличника» (желание сделать все идеально, в результате перенапряжение и разочарование);
  • труд в психологически «неэкологичном» режиме (мошенничество, обманы коллег, клиентов и близких, необходимость что-либо скрывать или производить различные махинации);
  • работа вразрез с жизненным призванием.

К СВЕДЕНИЮ! Все причины, вызывающие у сотрудника на любой должности синдром профессионального выгорания, можно свести к одному из двух факторов: эмоциональное истощение или профессиональный «потолок».

10 советов, как не допустить эмоционального выгорания на работе

Как любое серьезное расстройство, СЭВ гораздо легче предупредить, чем потом исправить. Универальных способов профилактики, как и борьбы, нет, поскольку проблема слишком завязана на личностных особенностях. Можно предложить ряд действенных мер, среди которых нужно подобрать наиболее эффективные:

  1. На работе «сдавайте себя в аренду» – не живите трудом, принимая все, связанное с работой, близко к сердцу, оставляйте место и для других эмоций.
  2. Распределяйте рабочую нагрузку равномерно, правильно чередуйте время труда и отдыха.
  3. Старайтесь периодически менять виды деятельности: лучший отдых – перемена действий.
  4. Отдайте себе отчет, что лучшим в мире быть невозможно, оставьте себе право на ошибки.
  5. Пересмотрите свои профессиональные и личностные цели, если их нет – поставьте их.
  6. Научитесь делегировать ответственность, а не взваливать все на себя.
  7. Позаботьтесь о позитивном образе собственного «Я».
  8. Не будьте равнодушными к своему здоровью: обеспечьте здоровое питание, физическую активность, адекватный сон.
  9. Общайтесь с приятными, позитивными людьми, с успешными коллегами, проводите достаточно времени с семьей.
  10. Возьмите ответственность за свое состояние и сопротивление стрессу на себя: выработайте собственные методы расслабления, эмоциональной подзарядки, психологической защиты.

Синдром профессионального выгорания педагога. Профилактика средствами физической культуры

Понятие профессионального выгорания персонала было введено в 1974 году, а это значит, что данный синдром представляет собой достаточно молодое явление. Явление, связанное с ростом числа людей на планете и ростом числа контактов каждого человека с окружающими людьми.

Основной причиной профессионального выгорания является необходимость сотрудника проявлять чувство заботы – врачу о больном, преподавателю об ученике, консультанту о клиенте. То есть в первую очередь, проблема профессионального выгорания касается профессий типа «человек-человек».

Проявлять заботу к чужому человеку изо дня в день ведет к стрессу. По определению Н.Е. Водопьяновой, это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Ее можно рассматривать в аспекте личностной деформации, происходящей под влиянием профессиональных стрессов.

В профессиях врача, медсестры, учителя профессиональное выгорание неизбежно. Вопрос в том, когда оно наступает. Здесь все зависит от множества факторов: интенсивности труда, условий труда, личных психологических факторов. Считается, например, что средний период профессионального выгорания педагога составляет около 5 лет. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей “разрядки”, или “освобождения” от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: “Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие”. В.В. Бойко дает следующее определение эмоционального выгорания. “Эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще — профессионального поведения. С одной стороны, оно позволяет человеку дозировать и экономно использовать энергетические ресурсы, с другой — выгорание отрицательно сказывается на выполнении работы и отношениях с партнерами.

Читайте так же:  Воинский учет в организации – пошаговая инструкция

Что нужно и чего не нужно делать при выгорании?

  • НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
  • НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
  • НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
  • НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
  • Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
  • Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
  • Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

Как избежать встречи с синдромом профессионального выгорания?

  1. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
  2. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.
  3. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
  4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
  5. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
  6. Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.
  7. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
  8. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?

Таким образом, путь к профессиональному выгоранию лежит через эмоциональное выгорание.

Что делать, если чувствуешь, что указанные симптомы тебе знакомы? Предпринимать действия для того, чтобы избавиться от причины профессионального выгорания, а значит – восстановить эмоционально-психологический баланс.

Как его восстановить?

  1. Ограничить степень «рабочей» заботы. Контролировать проявления своих эмоций. Сделать это принципом – таким же, как ежедневно надевать на работу чистую рубашку.
  2. Сменить (на время) род деятельности. Например, перейти к физическому труду, покопаться в саду, огороде.
  3. Разнообразить спектр деятельности: как физической, так и умственной. Занятия спортом, чтение книг помогут справиться с рутиной – еще одной причиной профессионального выгорания.
  4. Активная позиция. Когда, казалось бы, все о тебе забыли, и ты сам уже ничего не хочешь, поступай от обратного. Закати шумную вечеринку. Напеки пирогов. Поешь.

Соответственно, указанные меры хороши не только для возвращения себе своих дорогих эмоций, когда выгорание уже наступило, но и для профилактики профессионального выгорания.

Можно выделить несколько групп ситуаций в педагогической деятельности, требующих саморегуляции. К ним относятся ситуации, возникающие в ходе урока (при объяснении, при трудном для усвоения материале, разрыве между объяснением и пониманием, глупых вопросах, отказах и т. п.); ситуации, возникающие из взаимоотношений с учащимися на уроке (при непредвиденных конфликтных ситуациях, при несовпадении планируемого психического состояния и состояния класса, плохом поведении учащихся, грубости и бестактности и др.).

В соответствии с ситуациями урока выявлены четыре типа динамики состояний учителя (рис. 1).

Рис. 1. Качество и интенсивность психических состояний учителя на уроке.

Условные обозначения: Н — начало урока; С—середина урока; К—конец урока. (+) — положительно окрашенные состояния; (—) — отрицательно окрашенные состояния.

Первый тип динамики

[3]

: в начале урока — тревога, волнение и другие отрицательные состояния; в середине — спокойствие, уравновешенность; в конце — в зависимости от успешности — положительно окрашенные (удовлетворенность, радость) или отрицательно окрашенные состояния (неудовлетворенность, досада). Для регуляции состояний эффективны использование приемов логики, размышления, самоубеждение, поисковая активность (рис. 1а).

Второй тип

: спокойствие и уравновешенность (рабочее состояние) в течение всего урока, незначительные колебания вокруг условно среднего рабочего уровня (рис. 1б).

Третий тип

: высокая интенсивность положительно окрашенных состояний (творческий подъем, активация, радость) в начале урока и постепенное снижение интенсивности всех состояний к концу до актуализации отрицательно окрашенных состояний (рис. 1в). Наиболее эффективными для саморегуляции этого типа динамики состояний являются: переключение внимания, расслабление, поисковая активность, самовнушение, рационализация.

Четвертый тип

: от уравновешенности в начале урока — к резким колебаниям от высокой интенсивности положительных состояний до высокой интенсивности отрицательных и обратно (рис. 1г). Эффективно в саморегуляции использование способов переключения — отключения, самоконтроля, аутогенной тренировки, самоприказов, актуализации положительных образов и сюжетных представлений.

Кроме того, необходимость саморегуляции, как отмечают учителя, возникает в ситуациях, связанных с взаимоотношениями с коллегами и администрацией (конфликты с коллегами и администрацией, перегруженность поручениями, резкие расхождения в мнениях). Саморегуляция психических состояний на уроке достигается использованием таких способов и приемов, как отключение — переключение, самовнушение спокойствия и выдержки, самоуспокоение, самоприказы, направленные на подавление раздражительности, актуализация сюжетных представлений (воспоминаний) и образов чего-то хорошего, что предстоит в ближайшее время, регуляция дыхания и контроль состояния голосом. Уровень текущей саморегуляции достигается созданием пролонгированных на урок и трудовой день позитивных рабочих состояний. К этому уровню регуляции относятся ориентация на хорошее настроение, терпение и самоконтроль, спокойствие и выдержку. Как оказалось, более 70 % учителей такие состояния планируют. Планирование состояний идет с учетом материала урока, подготовленности класса, психологической атмосферы в классе. Очень хорошей профилактикой для педагога является выполнение комплекса физических упражнений.

Комплекс физических профилактических упражнений.

Упражнения для снятия напряжения (стресса):

Упражнения для глаз “Очки”:

сотрясающими движениями указательного пальца, двигаясь по глазнице (в форме “лежачей 8”), делать точечный массаж.

Зажмуриться и открыть глаза.

Упражнение “Лежачая 8”:

рисовать большим пальцем руки в воздухе (прямой палец направлен вверх) лежачую восьмерку. При этом голова – неподвижна, глаза следят за пальцем (начинать с направления влево, одной рукой, потом другой).

Упражнение для снятия напряжения в области живота:

На вдох резко втянуть живот, выдох – исходное положение.

Упражнение “Черепаха”: втянуть “все” в себя, напрягая тело, затем расслабиться.

Видео (кликните для воспроизведения).

Упражнение для снятия напряжения в области плечевого пояса:

Упражнение “Сова”: повернув голову влево, правой рукой захватить плечевую мышцу и сжимать ее на выдохе “УХ!”, затем то же повторить вправо.

Читайте так же:  Программа софинансирования пенсии в россии

Упражнения для снятия общего напряжения:

“Поднимать” себя вместе с креслом (стулом). Расходуется адреналин.

Прижаться спиной к стене – “сдвигать стену”.

Упражнение “Высокая энергия”

Зрительная техника. В течение 3-х минут необходимо представить яркое ночное небо. Выберите визуально самую яркую звезду. А теперь… проглотите ее… Она взрывается в вас, наполняя весь организм энергией. Энергия проникает во все клетки вашего организма, наполняя его жаждой что-то сделать, изменить, поправить. Смелее, не ждите, действуйте!

Дыхательная гимнастика

Упражнение “Полное дыхание”.

Попробуйте дышать через нос так, чтобы сначала заполнялась нижняя часть легких. Этого можно достичь, надувая брюшную стенку (если вы втягиваете живот во время вдоха, тогда заполняется только верхняя часть легких). Губы приоткрыты. Затем заполните среднюю часть легких, расширяя нижнюю часть области ребер и грудную клетку.

Затем заполните воздухом верхнюю часть легких, слегка приподнимая плечи и оттягивая живот.

Выполнив плавный глубокий вдох в три этапа, задержите дыхание на несколько секунд. Затем медленно выдохните через рот, постепенно втягивая живот.

Повторите упражнение несколько раз. Оно способствует быстрому обогащению кислородом всех клеток организма.

Упражнение “Ритмичное дыхание”.

Примите “Позу кучера”. Положите руку на запястье и считайте пульс: 1, 2, 3, 4, 5 и т.д., пока не почувствуете ритм биения вашего сердца.

Затем начните выполнять упражнение “Полное дыхание”.

Медленно сделайте полный вдох на шесть ударов пульса. Задержите дыхание на три удара пульса, и на шесть ударов сделайте полный выдох.

Отдохните перед вторым вдохом в течении трех ударов пульса.

Сделайте несколько раз полный вдох и полный выдох в ритме биения вашего сердца. Не доводите себя до изнеможения, выполняя это упражнение Если сразу оно не получилось, потренируйтесь – со временем у вас все будет прекрасно получаться.

Это упражнение хорошо помогает в те моменты, когда вы чувствуете тревогу, волнение или вам просто не по себе.

Профилактика профессионального выгорания педагога

Светлана Иванова
Профилактика профессионального выгорания педагога

Профилактика профессионального выгорания педагога

Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. В условиях происходящих изменений все более высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам педагога, но и к уровню его личностного саморазвития, его психологического самочувствия.

В процессе профессиональной деятельности педагог общается с детьми, родителями, коллегами. Профессиональное общение педагога характеризуется следующими факторами:

— протяженностью во времени;

— результаты совместной работы;

— эмоциональной насыщенностью, интенсивностью.

Синдром выгорания был впервые описан в 1974 году американским психологом Фрейденбергером для описания разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений.

В настоящее время термин «профессиональное выгорание» принято употреблять в связи с профессиями, связанными с предметной областью «человек-человек».

Характерным для данных профессий является асимметрия ответственности за состояние, характер взаимодействия и его результаты для обеих сторон. Ответственность в большей степени лежит на обучающем (помогающем, он ее осознанно принимает.

Люди таких профессий — это педагоги, воспитатели, врачи, юристы, психологи, психотерапевты, социальные работники, консультанты и т. д. Люди, работающие по этим специальностям, постоянно сталкиваются с негативными переживаниями, оказываются в большей или меньшей степени вовлеченными в них, они находятся в зоне риска для собственной эмоциональной устойчивости (чаще других получают сердечно-сосудистые заболевания, неврозы).

То есть те, кому приходится взаимодействовать с большим количеством людей.

Когда говорят „сидром эмоционального сгорания“, имеют в виду конкретные изменения отношения специалиста к предмету профессиональной деятельности и к самому себе:

1) усталость, утомление, истощение после активной профессиональной деятельности;

2) психосоматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства, бессонница);

3) появление негативного отношения к клиентам (вместо имевшихся ранее позитивных взаимоотношений);

4) отрицательная настроенность к выполняемой деятельности;

5) агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и клиентам);

6) функциональное, негативное отношение к себе;

7) тревожные состояния, пессимистическая настроенность, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий, чувство вины.

Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и снижение личных профессиональных достижений:

— эмоциональное истощение — чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой;

— деперсонализация — безразличное отношение к труду и объектам своего труда;

—снижение профессиональных достижений — возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

«Подгорающего» педагога можно отличить по психофизическим, психологическим и поведенческим проявлениям. Как правило, он изнурен эмоционально и физически: снижена активность, восприимчивость и реакция на изменения внешней среды. Среди прочих психофизических признаков выгорания специалисты называют частые головные боли, резкие изменения массы тела, бессонницу, сонливое состояние, нарушение дыхания. Работник становится раздражителен, у него случаются вспышки гнева, он избегает общения. Вместе с этим его гложет чувство вины, гипертрофированной ответственности, страха.

Симптомы выгорания могут проявляться не только у отдельных сотрудников, но и у трудовых коллективов. По признакам коллективное профессиональное выгорание не очень отличается от индивидуального: коллеги теряют веру в позитивные изменения на работе или в своей жизни, возможность изменить что-либо собственными силами.

Кто же сильнее всех рискует?

Возраст. Особенно опасны периоды возрастных кризисов. Первый – в 23-25 лет – это кризис профессионального самоопределения. Второй – около 30 лет – кризис смысла жизни. Третий – ближе к 40 годам – кризис среднего возраста. После 45 лет также очень уязвимы к профессиональному выгоранию из-за возрастной конкуренции, появляется риск потери работы и сложности в поиске новой.

Особенности характера. Выгорание наиболее вероятно для интровертов, пессимистов, людей с заниженной самооценкой, перфекционистов и эмоционально-сдержанных граждан.

Избыточная квалификация. Те, кто давно перерос свои должностные обязанности, кто выполняет работу без малейшего напряжения, автоматически – постепенно теряют к ней интерес. Необходимо расширять и осваивать новые профессиональные специализации, расширять обязанности или не сменить работу.

Слабая мотивация. Если нет никакого личного интереса, работа не вызывает никаких положительных эмоций, постепенно наступает безразличие и равнодушие.

Работа со сложными людьми. При общении с капризными, излишне требовательными, скандальными людьми или коллегами, включается защитный механизм экономии эмоциональных ресурсов. Человек заранее отстраняется от таких людей. Эта отстраненность постепенно входит в привычку, перерастая в равнодушие.

В зоне риска находятся люди, склонные брать на себя чужую ответственность, стремящиеся опекать других, не умеющие говорить «нет».

Читайте так же:  Схемы мошенничества в интернете

Также способствуют эмоциональному выгоранию внутриличностные конфликты, и если их не получается решить самостоятельно, то можно и нужно воспользоваться помощью психолога.

Намного проще предупредить профессиональное выгорание, чем потом выходить из него. важно научиться замечать первые признаки эмоционального истощения и вовремя давать себе возможность отдохнуть: позволять себе в выходные отвлекаться от работы, по возможности брать отпуск, чаще бывать на свежем воздухе, соблюдать режим дня, высыпаться.

Профилактика „синдрома профессионального выгорания“:

1. Важна общая дружеская атмосфера поддержки и взаимопонимания в коллективе

2. Необходимо постоянно делиться своим опытом и проблемами с профессиональным сообществом

3. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Развитие профессиональных качеств, постоянная рефлексия своего опыта переживаний, связанных с общением с людьми. Новые знания избавят от эмоционального и интеллектуального застоя.

4. Тайм-ауты. Для того, чтобы отвлечься от работы хороши любые методы: моцион после работы, поездка за город на выходные, короткий отпуск, прогулка пешком до ближайшего кафе внесёт необходимое разнообразие в рабочие будни.

5. Спорт, фитнес. Любые активные физические упражнения и занятия.

6. Положительное эмоциональное общение. Родные и друзья не только поддерживают в трудную минуту, но и помогают нам создать собственную «копилку» светлых воспоминаний, которые помогут тогда, когда никого из близких нет рядом.

7. Хобби. Нельзя жить только обязанностями. Должно быть что-то для души, занятие, помогающее отвлечься от повседневности. Чем больше у вас таких занятий – тем лучше.

8. Баня. Особенно русская парилка с веником. Она помогает вывести лишний адреналин, расслабиться и успокоиться.

9. Психотехнические упражнения не требуется большого количества времени и специальных помещений. В любой профессии, изобилующей стрессогенными ситуациями, важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние зажимы, расслабляться. В течение небольшого времени, затраченного на выполнение психотехнических упражнений, можно снять усталость и обрести состояние внутренней свободы, стабильности, уверенности в себе. Для усиления эффекта упражнений-релаксаций можно рекомендовать использование цвета:

— если Вы ощущаете, что Вам недостает жизненной энергии — смело используйте красный цвет;

— если Вам не хватает чувства психологической свободы и умения приспосабливаться к внешним обстоятельствам — работайте с оранжевым цветом;

— желтый цвет поможет Вам, если Вы чувствуете упадок сил и хотели бы получить заряд активности, если Вы находитесь в конфликте с самим собой;

— при равнодушии и чувстве апатии, при желании быть более открытым и более спокойным Вам поможет зеленый цвет;

— голубой цвет следует использовать, если Вас тяготят ваши обязанности, если Вы действуете, не задумываясь о последствиях своих поступков;

— если Вы проявляете излишнюю эмоциональность и не контролируете свои реакции, используйте синий цвет;

— фиолетовый цвет оказывает большое влияние на область чувств, именно его надо использовать, если Вы часто по необъяснимым причинам испытываете горечь, чувствуете себя обманутым, вас мучают сомнения, и Вы впадаете в состояние депрессии.

10. Большое значение для противостояния выгоранию и сохранения профессионального здоровья педагогов имеют модели преодолевающего поведения.

Конструктивными следует считать поиск социальной поддержки и уверенные действия. Неконструктивные способы поведения – избегание, манипулятивные и агрессивные действия – сопряжены с высоким уровнем выгорания и профессиональной дезадаптацией педагогов.

Каждый человек может осознанно выбрать – будет ли он выгорать под напором внешних обстоятельств, иногда действительно очень неблагоприятных, или прилагать энергию для поиска новых ресурсов своей личности через нахождение новых смыслов, позитивных моментов и просто через переживание сиюминутных приятных ощущений.

1. Абрамова Г. С. Практическая психология. — М.: Дело, 2000. — 52 с.

2. Гнездилова О. Н. Статья: Инновационная деятельность педагога как фактор, предотвращающий наступление у него синдрома эмоционального сгорания//Международный педагогический Интернет журнал: Образование: исследовано в мире. – 2007, с. 7

3. Гремлинг С. Практикум по управлению стрессом. — СПб.: Питер, 2002. — 40 с.

4. Громкова М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности

Готовность педагога к условиям профессионального стандарта педагога Доклад на тему: «Готовность педагога к условиям профессионального стандарта педагога». Исполнитель: Мураева Татьяна Николаевна Тема:.

Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Тренинг для педагогов. Педагог-психолог Дьяченко Н. Г 2 Цель и задачи: обучать педагогов.

Семинар-практикум «Профилактика профессионального выгорания» Аннотация. Эффективность работы педагога определяется не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и профессионально важными.

Синдром профессионального выгорания у педагогов Одной из профессиональных проблем, связанных со здоровьем педагогов, является так называемое «выгорание». Часто его называют «эмоциональным».

Синдром профессионального эмоционального выгорания личности Подобед Е. В., Абрамова А. Е., Котова Е. В. Жизнь без стрессов невозможна. Каждый день мы сталкиваемся с тем или иным проявлением стрессовых.

Специфика синдрома профессионального выгорания у современных педагогов Тема: Специфика синдрома профессионального выгорания у современных педагогов. Профессиональное выгорание – долговременная стрессовая реакция.

Профилактика синдрома эмоционального выгорания Всякая профессиональная деятельность, связанная с большой эмоциональной вовлечённостью, ответственностью, может стать причиной возникновения.

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома профессионального выгорания или как жить полной жизнью и не сгореть» Подготовила и провела: старший воспитатель Бойко Ольга Владимировна 2018 год ЦЕЛЬ: развитие ресурсов противодействия «выгорания», формирование.

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания. Доверие» Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания. Доверие» Цель: Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками.

Видео (кликните для воспроизведения).

Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» Цель: создание условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов. Задачи: помочь участникам.

Источники


  1. Редактор, Редактор Б. Пугинский И. Пугинский Правоведение / Редактор Б. Редактор И. Пугинский Пугинский. — М.: Юрайт, 2011. — 480 c.

  2. ред. Карпунин, М.Г. Экономический эксперимент и право; М.: Юридическая литература, 2011. — 160 c.

  3. Смирнов; Петренко Политология; М.: Велби, 2011. — 336 c.
  4. Ганапольский, М.Ю. Правосудие для дураков, или Самые невероятные судебные иски и решения / М.Ю. Ганапольский. — М.: Астрель, АСТ, 2014. — 972 c.
Профилактика профессионального выгорания представителей разных профессий
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here