Права и обязанности наблюдателей на выборах

Статья на тему: "Права и обязанности наблюдателей на выборах" от профессионалов для людей. Обязательно дочитайте до конца.

Права и обязанности наблюдателя на избирательном участке

Права и обязанности наблюдателя на избирательном участке

Кто является наблюдателем на избирательном участке в день голосования?
Наблюдатель – это гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей и иной деятельности избирательной комиссии в период проведения голосования, установления итогов голосования, результатов выборов, соответственно включая действия избирательной комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов.
Наблюдатель не является организатором выборов. Основной функцией наблюдателя является обеспечение общественного контроля за голосованием, установлением итогов голосования на избирательном участке и наблюдение за соблюдением избирательных прав граждан.

Кто может стать наблюдателем на муниципальных выборах?
Кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу, или выдвинувшее его избирательное объединение.
Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса.

Сколько наблюдателей может быть назначено в участковую избирательную комиссию от одного кандидата или от одного избирательного объединения?
Каждый кандидат, каждое избирательное объединение, выдвинувшее кандидата, может назначить в одну и ту же участковую избирательную комиссию неограниченное число наблюдателей.
Однако следует заметить, что присутствовать на избирательном участке, в помещении для голосования может только один наблюдатель. Поэтому наблюдатели должны организовать свою работу поочередно.
Наблюдатели самостоятельно устанавливают режим своей работы на основании режима работы участковой избирательной комиссии.
Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем одновременно в несколько избирательных комиссий. Соответствующих ограничений избирательное законодательство не содержит.

Может ли наблюдатель в помещении для голосования опрашивать избирателей, за кого они хотят голосовать?
Наблюдатель в помещении для голосования не вправе опрашивать избирателей. Если наблюдатель в ходе голосования в помещении участковой избирательной комиссии опрашивает избирателей, за кого они хотят проголосовать, то это должно расцениваться как нарушение тайны голосования избирателей.

Может ли кто-нибудь из лиц, присутствующих при голосовании и подсчете голосов избирателей в помещении участковой избирательной комиссии, носить нагрудные знаки с признаками предвыборной агитации?
Лица, присутствующие при голосовании и подсчете голосов избирателей в помещении участковой избирательной комиссии, не вправе носить нагрудные знаки с признаками предвыборной агитации.
В соответствии с положениями федерального избирательного законодательства на нагрудном знаке могут быть обозначены только статус лиц, присутствующих в помещении участковой избирательной комиссии, а именно указаны фамилия, имя, отчество наблюдателя, фамилия, имя, отчество зарегистрированного кандидата либо наименование избирательного объединения, общественного объединения его назначившего (направившего).
У представителей средств массовой информации может быть указано наименование организации, которую они представляют.

[2]

Кем может быть принято решение об удалении наблюдателя из помещения для голосования за нарушение законодательства о выборах в день голосования?
В соответствии с пунктом 12 статьи 64 ФЗ–67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают закон о выборах.
Мотивированное решение об этом принимается участковой или вышестоящей комиссией в письменной форме.
Правоохранительные органы обеспечивают исполнение указанного решения и принимают меры по привлечению отстраненного члена участковой комиссии, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами.

Права и обязанности наблюдателей на выборах

Права и обязанности наблюдателей

В какой период наблюдатель вправе присутствовать в помещении избирательной комиссии?

Наблюдатель имеет право присутствовать в помещении для голосования с момента начала работы участковой комиссии в день голосования и до получения сообщения о принятии территориальной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей.

В помещении иной комиссии наблюдатель вправе присутствовать в период с начала голосования на избирательных участках до окончания составления итогового протокола на соответствующей территории.

Какие действия вправе совершать наблюдатель?

Наблюдателю принадлежат следующие права, связанные с осуществлением деятельности по наблюдению в избирательной комиссии:

знакомиться со списками избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования; присутствовать при проведении участковой избирательной комиссией досрочного голосования;

наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям;

[3]

присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования; наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней;

наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей;

знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей;

наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;

обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия – к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

знакомиться с протоколами участковой избирательной комиссии об итогах голосования и приложенными к ним документами, получать от комиссии заверенные копии указанных протоколов;

носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, направивших наблюдателя в комиссию;

обжаловать действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию или в суд;

присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей;

производить фото- и видеосъемку в помещении для голосования.

Каким образом наблюдатель может осуществлять фото- и видеосъемку?

При осуществлении фото- и видеосъемки не должно допускаться вмешательство в деятельность избирательных комиссий, не должен нарушаться принцип тайны голосования (нельзя снимать заполненный избирателем бюллетень, места для тайного голосования), не должно нарушаться законодательство о персональных данных (не допускается съемка паспортных данных избирателей, списка избирателей).

Читайте так же:  Льготы по капремонту для инвалидов 1, 2 и 3 группы

Какие действия запрещено совершать наблюдателю?

Федеральным законодательством установлен ряд запретов к деятельности, осуществляемой наблюдателем в избирательной комиссии. В частности, наблюдателю запрещено:

выдавать избирателям бюллетени;

расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;

заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетени;

предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;

совершать действия, препятствующие работе комиссии; проводить агитацию среди избирателей;

участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.

Какие гарантии деятельности наблюдателей предусмотрены избирательным законодательством?

Избирательным законодательством предусмотрен ряд норм, обеспечивающих возможность осуществления наблюдателями своей деятельности, в частности:

наблюдателю должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии;

увеличенная форма протокола об итогах голосования должна находиться в поле зрения наблюдателей и на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации;

помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения наблюдателей;

председатель участковой избирательной комиссии обязан предложить наблюдателю присутствовать при проведении голосования вне помещения для голосования не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования;

участковая избирательная комиссия обязана обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избирательными объединениями;

по требованию наблюдателя участковая избирательная комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать заверенную копию протокола об итогах голосования.

Какой порядок обжалования действий (бездействия), нарушающих избирательные права?

Наблюдатели вправе обращаться с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан.

Наблюдатель может обжаловать в избирательную комиссию процедурные нарушения в организации и проведении голосования, установлении его итогов, а также решения и действия комиссии, непосредственно нарушающие его права. Наблюдатель не вправе оспаривать решения и действия, затрагивающие права иных участников избирательного процесса (избирателей, кандидатов, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса).

Жалоба может быть устной и письменной.

Как правило, если наблюдатель обращается с устной жалобой на нарушения в порядке организации голосования или установления его итогов, председатель избирательной комиссии принимает меры к улаживанию конфликтной ситуации посредством разъяснения положений законодательства о выборах либо незамедлительного устранения (если это возможно) тех недостатков, на которые обращает внимание наблюдатель.

В случае если наблюдатель подаёт письменную жалобу, она подлежит регистрации в специальном реестре.

Все поступившие в участковую избирательную комиссию в день голосования и в процессе установления его итогов жалобы должны быть рассмотрены до подписания протокола об итогах голосования. При этом информация о количестве таких жалоб отражается в итоговом протоколе участковой комиссии, а сами жалобы и решения комиссии, принятые по результатам их рассмотрения, прилагаются к протоколу об итогах голосования.

Жалобы наблюдателей, поступившие в иные избирательные комиссии, связанные с проведением голосования, подсчётом голосов и составлением протоколов нижестоящих избирательных комиссий, рассматриваются на итоговом заседании до подписания данной комиссией протокола об итогах голосования, о результатах выборов.

Копия решения избирательной комиссии, принятого по результатам рассмотрения жалобы, выдается наблюдателю. В последующем наблюдатель вправе обжаловать это решение в вышестоящую избирательную комиссию либо в суд.

Правовой статус доверенных лиц и общественных наблюдателей в избирательном процессе.

Кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов, список кандидатов, вправе назначить доверенных лиц. Регистрация доверенных лиц осуществляется избирательной комиссией в течение трех дней со дня поступления письменного заявления кандидата (представления избирательного объединения) о назначении доверенных лиц вместе с заявлениями самих граждан о согласии быть доверенными лицами.

Доверенными лицами кандидатов, избирательных объединений не могут быть кандидаты, лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий. Государственные и муниципальные служащие могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период исполнения полномочий доверенного лица. Регистрация доверенного лица, являющегося государственным или муниципальным служащим, осуществляется при условии представления в соответствующую избирательную комиссию приказа об освобождении его от исполнения служебных обязанностей (в том числе на период отпуска).

Доверенные лица получают в избирательной комиссии удостоверения. Доверенные лица осуществляют агитационную деятельность в пользу назначившего их кандидата, избирательного объединения. Доверенные лица не имеют полномочий наблюдателя. На период полномочий доверенного лица работодатель обязан предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, избирательные объединения, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом избирательную комиссию, которая аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения. Число доверенных лиц кандидата, избирательного объединения устанавливается законом.

Полномочия доверенных лиц прекращаются по решению кандидата, избирательного объединения либо вместе с утратой статуса назначившим их кандидатом или с утратой статуса кандидатами, включенными в список кандидатов, который выдвинут избирательным объединением, назначившим этих доверенных лиц.

Наблюдатели-это граждане РФ, уполномоченные проводить наблюдение за ходом проведения голосования, за подсчетом голосов избирателей и иной деятельностью избирательных комиссий.

Правом назначения наблюдателей обладают:

1) зарегистрированные кандидаты;

2) избирательные объединения, избирательные блоки;

3) общественные объединения, которые созданы и зарегистрированы на уровне, соответствующем уровню выборов, или более высоком уровне;

4) группа избирателей – при выборах в органы местного самоуправления, если это предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.

Полномочия наблюдателя удостоверяются в направлении в письменной форме зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, чьи интересы представляет данный наблюдатель, с указанием его фамилии, имени и отчества, места жительства, а также номера избирательного участка либо наименования избирательной комиссии, куда он направляется. Данный документ действителен при предъявлении паспорта или заменяющего его документа.

1)находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования в любое время в период с момента начала работы участковой избирательной комиссии до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования;

Читайте так же:  Снилс для граждан рф

2) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;

3) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней,

4) обеспечивающих им обозримость содержания бюллетеней для голосования; знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период с начала работы по составлению протокола до окончания указанной работы;

5) обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия – к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8731 —

| 7467 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Права и обязанности общественного наблюдателя на выборах в Мосгордуму

В ходе Единого дня голосования чистоту и легитимность выборов в столице будут обеспечивать волонтеры Корпуса наблюдателей Общественной палаты Москвы.

Тема общественного наблюдения за голосованием в столице достаточно активно освещается в СМИ, однако один из ее аспектов эксперты и журналисты незаслуженно обходят вниманием. Речь идет о правах и обязанностях наблюдателей. Важно подчеркнуть: общественные палаты субъекта федерации имеют право направлять наблюдателей, но не наделены полномочиями для их отзыва. Чтобы устранить связанные с этим риски, ОП РФ разработала «Кодекс этики общественного наблюдателя». И на его основе общественные палаты регионов разработали собственные документы, регламентирующие права и обязанности наблюдателей.

В случае столицы роль акта-регулятора исполняет Кодекс наблюдателя Общественной палаты города Москвы на выборах в Московскую городскую Думу VII созыва.

Права общественного наблюдателя

Как указано в документе, общественные наблюдатели наделяются правом ознакомления со списками избирателей, сведениями о москвичах, подавших заявления о включении в список избирателей по месту нахождения, и реестром заявлений о голосовании вне помещения для голосования.

Наблюдателям также предоставлено право в любое время с момента начала работы УИК находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка. Это право распространяется на день голосования и дни досрочного голосования, и действует вплоть до получения известий о получении вышестоящим избиркомом протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей.

Наблюдатель также имеет право наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней и присутствовать при голосовании вне помещения для голосования. Помимо того, он может наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в соответствующие списки, а также количества выданных и погашенных избирательных бюллетеней.

Также наблюдатель уполномочен отслеживать подсчет голосов избирателей на участках на расстоянии и в условиях, при которых он может четко различать отметки, проставленные в бюллетенях.

Наблюдатель имеет право на визуальное (зрительное) ознакомление с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем в процессе подсчета голосов. Они могут отслеживать и составление избиркомом протокола об итогах голосования и иных документов.

Закон наделяет общественных наблюдателей правом обращаться к председателю избиркома или замещающему его лицу с предложениями и замечаниями, имеющими отношение к вопросам организации голосования. Они могут знакомиться с протоколами об итогах голосования, составленных избиркомами, к которым прикреплены, и нижестоящих избирательных комиссий. На аналогичных условиях им доступны предлагающиеся к протоколам документы. Наблюдатель вправе получить от избиркома заверенные копии протоколов. В суде или вышестоящей избирательной комиссии наблюдатель может обжаловать решения и действия/бездействие комиссии, в которую он направлен.

Общественные наблюдатели наделяются правом присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях. Уведомив руководство избиркома и согласовав с его председателем конкретное место, наблюдатель может осуществлять в помещении для голосования фото- и видеосъемку.

Наблюдателю дано право носить нагрудный знак (бейдж), который не содержит признаков предвыборной агитации. На нем должны быть указаны статус, фамилия, имя и отчество и отсылка к тому, что наблюдатель назначен Общественной палатой города Москвы.

Обязанности общественного наблюдателя

Широкий набор прав наблюдателя дополняет солидный список обязанностей.

Он должен соблюдать «политический нейтралитет», строго следовать действующему законодательству. Осуществляя свои права, он не должен нарушать порядок проведения голосования и создавать неудобства для избирателей. Действия наблюдателя не должны приводить к возникновению препятствий волеизъявлению граждан или нарушать тайну голосования. Общественный наблюдатель обязан оперативно информировать уполномоченного сотрудника Общественной палаты Москвы о любых замеченных нарушениях избирательного законодательства. Под запретом находятся любые действия, которые потенциально могут скомпрометировать наблюдателя, подвергнуть сомнению его честность и беспристрастность.

С сожалением необходимо отметить, что в текст Кодекса не внесен прямой запрет на распространение непроверенной информации о якобы имевших место нарушениях.

В то же время заслуживает одобрения норма, согласно которой в случае несоблюдения норм Кодекса наблюдатель лишается своего удостоверения и удаляется с участка, после чего его сменяет новый наблюдатель.

Николай Пономарев
Политолог, ведущий аналитик Фонда защиты национальных ценностей, эксперт Центра ПРИСП

Права и обязанности общественного наблюдателя на выборах в Мосгордуму

В ходе Единого дня голосования чистоту и легитимность выборов в столице будут обеспечивать волонтеры Корпуса наблюдателей Общественной палаты Москвы.

Тема общественного наблюдения за голосованием в столице достаточно активно освещается в СМИ, однако один из ее аспектов эксперты и журналисты незаслуженно обходят вниманием. Речь идет о правах и обязанностях наблюдателей. Важно подчеркнуть: общественные палаты субъекта федерации имеют право направлять наблюдателей, но не наделены полномочиями для их отзыва. Чтобы устранить связанные с этим риски, ОП РФ разработала «Кодекс этики общественного наблюдателя». И на его основе общественные палаты регионов разработали собственные документы, регламентирующие права и обязанности наблюдателей.

В случае столицы роль акта-регулятора исполняет Кодекс наблюдателя Общественной палаты города Москвы на выборах в Московскую городскую Думу VII созыва.

Права общественного наблюдателя

Как указано в документе, общественные наблюдатели наделяются правом ознакомления со списками избирателей, сведениями о москвичах, подавших заявления о включении в список избирателей по месту нахождения, и реестром заявлений о голосовании вне помещения для голосования.

Читайте так же:  В пфр назвали основную причину отказа в досрочной пенсии

Наблюдателям также предоставлено право в любое время с момента начала работы УИК находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка. Это право распространяется на день голосования и дни досрочного голосования, и действует вплоть до получения известий о получении вышестоящим избиркомом протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Наблюдатель также имеет право наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней и присутствовать при голосовании вне помещения для голосования. Помимо того, он может наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в соответствующие списки, а также количества выданных и погашенных избирательных бюллетеней.

Также наблюдатель уполномочен отслеживать подсчет голосов избирателей на участках на расстоянии и в условиях, при которых он может четко различать отметки, проставленные в бюллетенях.

Наблюдатель имеет право на визуальное (зрительное) ознакомление с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем в процессе подсчета голосов. Они могут отслеживать и составление избиркомом протокола об итогах голосования и иных документов.

Закон наделяет общественных наблюдателей правом обращаться к председателю избиркома или замещающему его лицу с предложениями и замечаниями, имеющими отношение к вопросам организации голосования. Они могут знакомиться с протоколами об итогах голосования, составленных избиркомами, к которым прикреплены, и нижестоящих избирательных комиссий. На аналогичных условиях им доступны предлагающиеся к протоколам документы. Наблюдатель вправе получить от избиркома заверенные копии протоколов. В суде или вышестоящей избирательной комиссии наблюдатель может обжаловать решения и действия/бездействие комиссии, в которую он направлен.

Общественные наблюдатели наделяются правом присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях. Уведомив руководство избиркома и согласовав с его председателем конкретное место, наблюдатель может осуществлять в помещении для голосования фото- и видеосъемку.

Наблюдателю дано право носить нагрудный знак (бейдж), который не содержит признаков предвыборной агитации. На нем должны быть указаны статус, фамилия, имя и отчество и отсылка к тому, что наблюдатель назначен Общественной палатой города Москвы.

Обязанности общественного наблюдателя

Широкий набор прав наблюдателя дополняет солидный список обязанностей.

Он должен соблюдать «политический нейтралитет», строго следовать действующему законодательству. Осуществляя свои права, он не должен нарушать порядок проведения голосования и создавать неудобства для избирателей. Действия наблюдателя не должны приводить к возникновению препятствий волеизъявлению граждан или нарушать тайну голосования. Общественный наблюдатель обязан оперативно информировать уполномоченного сотрудника Общественной палаты Москвы о любых замеченных нарушениях избирательного законодательства. Под запретом находятся любые действия, которые потенциально могут скомпрометировать наблюдателя, подвергнуть сомнению его честность и беспристрастность.

С сожалением необходимо отметить, что в текст Кодекса не внесен прямой запрет на распространение непроверенной информации о якобы имевших место нарушениях.

В то же время заслуживает одобрения норма, согласно которой в случае несоблюдения норм Кодекса наблюдатель лишается своего удостоверения и удаляется с участка, после чего его сменяет новый наблюдатель.

Николай Пономарев
Политолог, ведущий аналитик Фонда защиты национальных ценностей, эксперт Центра ПРИСП

Статус наблюдателя на выборах. Для направления наблюдателя в избирательную комиссию достаточно удостоверения, подписанного кандидатом или его доверенным лицом

Для направления наблюдателя в избирательную комиссию достаточно удостоверения, подписанного кандидатом или его доверенным лицом, каким-либо избирательным объединением или блоком, каким-либо общественным объединением.

В направлении должны быть указаны ФИО наблюдателя, его адрес, телефон, номер избирательного участка, название комиссии, куда он направляется. Удостоверение действует при предъявлении паспорта. Предварительного уведомления комиссии не требуется.

Направление рекомендуется оформлять в двух экземплярах. Один экземпляр передается в УИК, на втором экземпляре председатель или секретарь УИК может по вашей просьбе сделать надпись «Получено», указать свою фамилию и должность, поставить подпись и время получения.

Второй экземпляр следует хранить у себя для возможного подтверждения статуса.

Наблюдателей может быть несколько, они могут сменять друг друга, но в помещении участка может находиться только один наблюдатель от кандидата. Другие, например, в это время могут сопровождать членов комиссии, выехавших на дом к избирателям для голосования, следить за тем, чтобы вблизи участка не было агитации, скупки чистых бюллетеней и других подозрительных противоправных действий.

Статус наблюдателя на выборах определяется законом. Наблюдатель имеет свои права и обязанности, которыми не должны пренебрегать члены УИК.

Удалить наблюдателя из помещения для голосования можно только после принятия комиссией письменного мотивированного решения. Наблюдатель не должен уходить с участка, пока ему не предъявят заверенное подписью и печатью комиссии письменное решение, с которым он может обратиться в вышестоящую комиссию или в суд.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10359 —

| 7274 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Статус, права и обязанности общественного наблюдателя

«Общественные наблюдатели способствуют достоверному информированию граждан России о выборах», — отметил заместитель руководителя рабочей группы ОП РФ по мониторингу реализации избирательных прав граждан Максим Григорьев.

Он подчеркнул, что члены Общественной палаты РФ и члены региональных палат, общественные организации несут ответственность за людей, направляемых на избирательные участки.

[1]

Григорьев напомнил, что деятельность общественных наблюдателей регламентирует этический кодекс. По его словам, наблюдатели от общественных палат должны осознавать высокую общественную значимость выполняемых ими функций. «Мы разослали этический кодекс общественных наблюдателей во все регионы. Общественные наблюдатели берут на себя обязательства в соответствии с принципами кодекса», — отметил член ОП РФ.

«Чем больше общественных организаций будут соблюдать высокие морально-этические нормы, которые мы установили, а именно: уважение к законодательству РФ, открытость в наблюдении, непартийный, неполитический характер, тем лучше для всех участников электорального процесса», — сказал Григорьев.

«Наши общественные наблюдатели не совершают каких-либо действий, которые можно истолковать как проявление симпатии или антипатии к каким-либо кандидатам и политическим силам», — подчеркнул он.

Отметим, после вступления в силу федерального закона, наделяющего ОП РФ и палаты регионов правом назначать наблюдателей на выборах Президента РФ, Общественной палатой РФ создан институт общественного контроля в сфере выборов. «Тысячи общественных организаций подписали соглашения с региональными палатами и приняли „золотой стандарт“ наблюдения, разработанный совместными усилиями», — констатировал Григорьев.

Читайте так же:  Как восстановить снилс

Член ОП РФ рассказал, что общественные наблюдатели могут присутствовать при составлении протокола о результатах голосования, указывать на нарушения и в оперативном порядке информировать об этом.

Права и обязанности наблюдателей на выборах

Образ наблюдателя в наиболее частых вопросах и самых простых ответах.

29 сентября, 2017

Кто такие наблюдатели на выборах, что они делают?

— Наблюдатели — представители кандидатов или партий, которые следят за процессом голосования, подсчетом голосов, определением результатов выборов.

Кто может стать наблюдателем?

— Наблюдателем может быть гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом. В Российской Федерации оно предоставляется всем гражданам страны, достигшим 18 лет, кроме признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.

Кто не может быть наблюдателем?

— Наблюдателями не могут быть представители некоммерческих организаций, включенных в реестр «иностранных агентов».
— Также наблюдатель не может быть членом избиркома, депутатом, занимать высшие выборные должности или находиться в непосредственном подчинении таких должностных лиц, быть судьей или прокурором.

Как стать наблюдателем?

— Для того чтобы стать наблюдателем, нужно связаться с избирательным штабом кандидата или партии, участвующих в выборах. Обычно избирательные штабы проводят предварительный тренинг наблюдателей.
— Можно также не ходить самостоятельно по избирательным штабам. Свои услуги по оформлению документов для наблюдателей предлагают некоторые общественные организации.

Что должен делать наблюдатель?

— Наблюдатель должен cледить за всем происходящим на избирательном участке, фиксировать все возможные нарушения.
— На участке разрешено присутствовать одному-двум наблюдателям от каждой партии или кандидата. Они имеют право производить в помещении для голосования фото- и видеосъемку, а удалять их с участка можно только по решению суда.

Что конкретно может делать наблюдатель?

Что не может делать наблюдатель?

— Выдавать избирателям избирательные бюллетени.
— Расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня.
— Заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень.
— Совершать действия, нарушающие тайну голосования.
— Принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса.
— Совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии.
— Проводить предвыборную агитацию среди избирателей.
— Участвовать в принятии решений избирательной комиссией.

Кто еще может присутствовать на избирательных участках?

— На участках могут присутствовать наблюдатели от иностранных государств или международных организаций.
— Присутствовать на избирательных участках также могут заранее аккредитованные журналисты, имеющие профессиональный стаж. Тем самым ограничивается присутствие на выборах гражданских активистов, «прикрывающихся» журналистским удостоверением, поясняют эксперты.

А какие международные организации осуществляют наблюдение за выборами?

— Международное наблюдение за выборами осуществляют такие международные организации, как ОБСЕ (Организация безопасности и сотрудничества в Европе), ПАСЕ (Парламентская ассамблея Совета Европы), БДИПЧ (Бюро по демократическим институтам и правам человека), межгосударственные структуры СНГ (Содружество Независимых Государств), ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), Северный совет и другие.

Кто приглашает международных наблюдателей?

— Приглашения могут быть направлены Президентом РФ, палатами Федерального Собрания РФ, правительством России, Центральной избирательной комиссией после официальной публикации решения о назначении выборов.

Права и обязанности наблюдателей на выборах

Права и обязанности наблюдателей

Кто такой наблюдатель?

Наблюдатель – это обладающий активным избирательным правом гражданин России, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов.

Кто вправе назначить наблюдателя в участковую избирательную комиссию (УИК)?

Зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, выдвинувшая зарегистрированного кандидата политическая партия, Общественная палата РФ, общественная палата субъекта Федерации могут назначить в УИК несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в день голосования. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении УИК, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, политической партии, субъекта общественного контроля.

С какого времени наблюдатель может приступить к исполнению своих обязанностей в день выборов Президента РФ?

18 марта 2018 года наблюдатель может находиться в помещении для голосования с начала работы УИК (с 7 утра) до окончания подсчета голосов избирателей и получения сообщения из вышестоящей избирательной комиссии о приеме протокола об итогах голосования. Наблюдатель вправе выбрать промежутки времени, когда планирует находиться в помещении для голосования, или осуществлять наблюдение непрерывно в течение всего дня.

Какие документы подтверждают полномочия наблюдателя?

В участковой комиссии наблюдатель предъявляет паспорт или заменяющий его документ, а также направление, выданное зарегистрированным кандидатом (его доверенным лицом), выдвинувшей зарегистрированного кандидата политической партией, субъектом общественного контроля. Наблюдатель может носить нагрудный знак с обозначением своего статуса, но не содержащий признаков предвыборной агитации. Форма нагрудного знака утверждена ЦИК России.

Где должно располагаться место наблюдателя в помещении для голосования?

Место для расположения наблюдателей определяется решением УИК. Но при этом необходимо учесть, что наблюдателям должны быть хорошо видны места выдачи избирательных бюллетеней, кабины для тайного голосования и ящики для голосования или КОИБ.

Может ли наблюдатель снимать происходящее на участке на мобильный телефон или видеокамеру?

Наблюдатель вправе осуществлять фото- и видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря УИК. Они определяют место, где осуществление съемки не будет нарушать тайну голосования.

Недопустимо снимать в местах, предназначенных для заполнения избирательных бюллетеней. Фото- и видеосъемка граждан в помещении для голосования должна осуществляться с учетом положений Гражданского кодекса РФ, в том числе предусматривающих, что обнародование изображений физического лица возможно только с его согласия, если изображение этого физического лица является основным элементом фотокадра (видеоряда). Материалы фото- и видеосъемки, в которых, по мнению наблюдателя, отражены факты нарушения законодательства о выборах, могут быть приложены к соответствующему заявлению (жалобе).

Фото- и видеосъемка работы членов УИК со списком избирателей должна осуществляться таким образом, чтобы сохранялась конфиденциальность персональных данных.

При осуществлении наблюдения за организацией голосования вне помещения для голосования следует получить разрешение избирателя на проведение съемки в его доме (квартире).

Читайте так же:  Увольнение по решению учредителя

Может ли избиратель получить другой бюллетень, если ошибся при заполнении? Или такое требование является нарушением?

Это не является нарушением. В случае если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену УИК, выдавшему избирательный бюллетень, и получить новый взамен испорченного.

Член УИК выдает новый избирательный бюллетень, о чем делает отметку в списке избирателей и расписывается.

На испорченном избирательном бюллетене член УИК с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью, также подпись ставит секретарь УИК, после чего избирательный бюллетень погашается.

Как наблюдатель может узнать, что члены УИК едут проводить голосование избирателей на дому?

Не позднее чем за 30 минут до выезда членов УИК для организации голосования вне помещения для голосования об этом событии всем сообщает председатель УИК.

Организуют голосование не менее двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса или один член УИК с правом решающего голоса при условии присутствия двух и более членов УИК с правом совещательного голоса или наблюдателей.

Члены УИК берут с собой:

  • реестр (либо заверенную выписку из него), содержащий необходимые данные об избирателе и о поступившем заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования;
  • заявления избирателей, а также бланки заявлений;
  • избирательные бюллетени (общее число получаемых избирательных бюллетеней не может превышать более чем на 5 процентов число полученных к моменту выезда членов УИК заявлений);
  • пронумерованный и опечатанный переносной ящик для голосования.

При проведении голосования вне помещения для голосования избирательные бюллетени выдаются только тем избирателям, заявления которых зарегистрированы в реестре.

Как организован подсчет голосов избирателей в УИК?

Выделяют несколько основных этапов процедуры подсчета голосов: погашение бюллетеней, работа со списком избирателей, с переносными ящиками, непосредственный подсчет голосов, итоговое заседание участковой комиссии.

При сортировке избирательных бюллетеней по голосам, поданным за каждого из зарегистрированных кандидатов, члены УИК с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в них отметки избирателей и представляют избирательные бюллетени для визуального контроля. Всем присутствующим лицам должны быть хорошо видны отметки в избирательных бюллетенях. УИК рекомендуется расположить наблюдателей на расстоянии не более 2–2,5 метров от места сортировки избирательных бюллетеней.

После завершения подсчета голосов избирательные бюллетени упаковываются в отдельные пачки по зарегистрированным кандидатам, в отдельные пачки складывают недействительные и погашенные бюллетени. Указанные пачки и список избирателей помещаются в мешки или коробки.

Как наблюдателю получить копию итогового протокола?

После подписания протокола об итогах голосования по требованию наблюдателя участковая комиссия обязана выдать ему заверенную копию этого документа.

Копия протокола об итогах голосования заверяется председателем, или заместителем председателя, или секретарем УИК. Лицо, заверяющее копию документа, делает запись: «Верно» или «Копия верна», расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения и ставит печать комиссии.

Если протокол составлен в электронном виде, его копия изготавливается путем распечатки на бумажном носителе и заверяется подписями и печатью.

Заверенные копии протоколов об итогах голосования нумеруются вручную. Наблюдатели за полученную копию расписываются в соответствующем реестре, где указываются номер копии, дата и время ее выдачи.

Наблюдатель имеет право:

  • знакомиться со списком избирателей, сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту нахождения. В ходе дня голосования наблюдатель при ознакомлении со списком может убедиться в обоснованности выдачи бюллетеня гражданину (в наличии иных законных оснований для голосования избирателя на данном избирательном участке);
  • наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в списки избирателей, количеством бюллетеней (выданных, погашенных), визуально знакомиться с рассортированными бюллетенями;
  • знакомиться с протоколом УИК об итогах голосования и приложенными к нему документами (особыми мнениями членов УИК с правом решающего голоса, жалобами и решениями по ним, актами, реестрами);
  • знакомиться с реестром заявлений о голосовании вне помещения для голосования, с причинами вызова комиссии на дом, другой информацией, внесенной в реестр.

Наблюдатель не вправе:

  • выдавать гражданам избирательные бюллетени;
  • расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеня;
  • заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень;
  • совершать действия, нарушающие тайну голосования;
  • принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней;
  • совершать действия, препятствующие работе УИК;
  • проводить агитацию;
  • участвовать в принятии решений УИК.

Наблюдателю на заметку

  • Голосование осуществляется тайно (в кабине для голосования или ином специально оборудованном месте для тайного голосования).
  • У избирателей, голосующих по месту нахождения на основании специального заявления с маркой, при выдаче избирательного бюллетеня специальное заявление изымается, а отрывная часть наклеенной на специальное заявление марки наклеивается в список избирателей в графу «Особые отметки».

Кто может удалить наблюдателя из помещения для голосования?

Видео (кликните для воспроизведения).

Удаление наблюдателя из помещения для голосования за нарушение избирательного законодательства возможно только по решению суда. Подать административный иск в районный суд об установлении факта нарушения законодательства РФ о выборах вправе УИК или ее председатель, вышестоящая избирательная комиссия или ее председатель, прокурор. В иске должно быть указано, какие именно нормы законодательства о выборах и референдумах нарушил наблюдатель. Рассмотрение административного дела осуществляется в соответствии с Кодексом административного судопроизводства РФ.

Источники


  1. Тихомирова, Л. В. Долевое строительство жилья. Правовые акты, материалы судебной практики / Л.В. Тихомирова. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 128 c.

  2. Михайловская, Н.Г. Искусство судебного оратора / Н.Г. Михайловская, В.В. Одинцов. — М.: Юридическая литература, 2016. — 176 c.

  3. Жилинский, С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник; М.: Норма; Издание 4-е, испр. и доп., 2012. — 912 c.
  4. Грудцына, Л. Жилищное право России. Учебник; М.: Эксмо, 2011. — 656 c.
Права и обязанности наблюдателей на выборах
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here