Порядок привлечения судей к уголовной ответственности

Статья на тему: "Порядок привлечения судей к уголовной ответственности" от профессионалов для людей. Обязательно дочитайте до конца.

Порядок и основания для привлечения к уголовной ответственности

Уголовная ответственность – это главное последствие совершенного лицом преступления, это некая обязанность виновного лица подвергнуться мерам процессуального воздействия и понести наказание. Подобная обязанность возникает с момента привлечения субъекта в качестве обвиняемого. Привлечение к уголовной ответственности – это право государства призывать к ответу лиц, совершивших нарушение закона, и применять к ним меры процессуального и принудительного характера.

Условия привлечения к ответу

К большому сожалению, что значит привлекался к уголовной ответственности, сегодня знают не многие, большинство людей путают наказание и ответственность. Соответственно, дать четкий ответ, что такое привлечение к уголовной ответственности, не могут. Привлечение к уголовной ответственности это наиболее строгий вид расследования с последующим назначением наказания. Инструментом воздействия на виновного является ограничение свободы и использование материальных ценностей. В зависимости от обстоятельств, сопровождающих преступление, судом принимается решение о виде и размере санкции.

Огромное количество людей спрашивает, кто может быть привлечен к уголовной ответственности, и это не странно, ведь есть ряд субъектов, которые не подлежат судебному разбирательству. Отвечать за поступки может совершеннолетний, вменяемый человек, лицо, вина которого подтверждена.

Действующее законодательство не относит к числу лиц, несущих уголовное наказание, юридические субъекты. За последствия преступной деятельности юридических лиц ответственность возлагается на руководителей и штатных сотрудников. Если речь идет о последствиях, которые нанесены действиями животных, то к ответу привлекается хозяин, допустивший неосторожность при воспитании зверя, или человек, воспользовавшийся животным, как орудием преступления.

Детальней разбирая субъекты уголовной ответственности, в первую очередь, хотелось бы отметить возраст виновного. Согласно ст. 20 УК РФ, уголовное преследование начинается с 16-летнего возраста, но есть ряд преступлений, особо опасных для общества, за которые могут привлечь к наказанию четырнадцатилетних лиц. Возраст проверяют, изучая документы нарушителя, а если их нет, то с помощью судебно-медицинского исследования.

Важно отметить, что шестнадцатилетние преступники, которые совершили преступление в силу своей социальной и педагогической запущенности, а не отставанием в физическом и психическом развитии, считаются уголовно-наказуемыми.

Оговаривая вопрос, кто привлекает к уголовной ответственности, нельзя не упомянуть вменяемость субъекта. Понятие «невменяемость» определяет особое состояние воли, психики и интеллекта в определенный момент, то есть в момент совершения преступного деяния. Если человек не понимает, что он делает, его за это наказывать бессмысленно. Главной целью наказания является исправление виновного, он, понеся наказание, должен задуматься над своим поступком, и бояться впредь его совершать. Человек, не осознающий своих действий, даже не поймет, для чего это делается. Существует два критерия оценки состояния человека:

  • медицинский – этот критерий включает в себя физиологические расстройства психики временного и хронического характера, слабость ума и другие болезненные психические расстройства;
  • юридический – определяется этот критерий интеллектуальными качествами, которые не позволяют понимать последствия преступных деяний (состояние аффекта), волевым признаком, связанным с невозможностью, осознано контролировать или управлять своими действиями (принуждение, совершение преступления под угрозами, психическим воздействием и др.).

Законодатель при определении подсудности человека во внимание принимает и уменьшенную вменяемость. Это состояние включает промежуточные состояния между вменяемостью и невменяемостью, аномалии психики. Уменьшенная вменяемость может наступить впоследствии черепно-мозговых травм, заболеваний нервной системы, а также при симптомах «дебильности» и олигофрении. Подобная категория людей не может нести равную ответственность с полностью здоровыми людьми за одни и те же преступления.

Отдельно хотелось бы отметить момент, что привлечь к уголовной ответственности могут и человека в состоянии опьянения, хоть на то время он тоже до конца не осознает последствий своих поступков. Состояние наркотического или алкогольного опьянения не является основанием для исключения ответственности. Законодатель определяет это состояние, как утяжеляющее вину нарушителя.

Основания привлечения к ответственности

Привлекаться к ответственности могут только лица, действия которых можно расценивать как преступные.
При квалификации действий подозреваемого субъекта, будут учитываться такие моменты:

  1. Действие или бездействие – поведение лица, несущее опасность и угрозу безопасности общественным отношениям. Человек может активно действовать в конкретной ситуации или бездействовать – не оказывать помощь или не препятствовать осуществлению преступных, активных действий других людей.
  2. Последствие противозаконных деяний, которые принесли ущерб, как отдельным гражданам, так и общественности в целом.
  3. Место преступления – территориальная принадлежность участка, где совершилось нарушение закона.
  4. Время совершения нарушения – учитывается не только часовой период, но и промежуток вероятного осуществления преступления, к примеру, период проведения выборов.
  5. Способы совершения – методы, используемые для достижения преступной цели.
  6. Орудие преступления – предметы или другие способы причинения ущерба обществу.
  7. Мотив – причина, побуждающая субъект поступить именно так.

Если в действиях преступника отсутствуют вышесказанные признаки, то привлекать его к ответственности нельзя. Никто не может быть наказан на основании догадок и вероятностей.

Порядок привлечения к уголовной ответственности включает также конкретно установленные сроки, истечение которых служит основанием для исключения уголовного преследования.
Привлечение к уголовной ответственности имеет следующие сроки:

  • 2 года после совершения преступления небольшой тяжести;
  • 6 лет после преступления средней тяжести;
  • 10 после тяжкого преступления;
  • 15 после особо тяжкого преступления.

Сроки давности конкретного нарушения зависят от степени его тяжести: чем сложней нарушение, тем больше времени должно пройти с момента его совершения.

Если в действиях субъекта присутствуют все вышеперечисленные признаки, следователь должен возбудить уголовное дело и начать следственные действия. После того, как вина будет установлена, дело передают в прокуратуру, и на основании собранных материалов прокурор издает обвинительное заключение. На основании этого документа будет вестись судопроизводство. Судья будет принимать решение о виновности субъекта, которому инкриминируют конкретное нарушение, или о его не виновности.

До тех пор, пока не будет выдано судебное постановление, субъект преступления считается невиновным. После оглашения приговора начинается новая стадия уголовной ответственности – несения наказания. Прекращается уголовная ответственность в момент погашения или снятия судимости любым из возможных способов.

Если человека суд признает невиновным, то последствия привлечения к уголовной ответственности будут минимальными, ведь он сразу же восстанавливается в своих правах. Что касается людей, отбывающих наказание, то для них главным последствием будет судимость. Несмотря на то, что снятие судимости позволяет аннулировать все правовые последствия, субъект не перестает быть привлеченным к уголовной ответственности. Именно этот момент оставляет в биографии человека негативный «отпечаток», а это отпугивает многих работодателей, да и обычных граждан, с которыми могут возникать общественны отношения. Можно сказать, что после привлечения к уголовной ответственности навсегда пострадает репутация человека, и порой восстановить ее, невозможно.

Читайте так же:  Организация питания сотрудников

ВККС подвела итоги работы за 2017 год

Отбор кандидатов и аттестация

В 2017 году Высшая квалифколлегия судей провела семь заседаний. На них рассмотрели заявления 413 претендентов на судейские должности. Из них рекомендованы 322 кандидата, 165 из них – в суды общей юрисдикции, 157 – в арбитражные суды.

В субъектах РФ квалифколлегии рассмотрели заявления 5627 претендентов на должности, из них 4288 получили рекомендации 4055 в СОЮ и 233 – в арбитражи. Отказали 92 кандидатам на должности в СОЮ и 6 кандидатам в арбитражные суды.

Десять заключений о рекомендации вернули в ККС субъектов для повторного рассмотрения. В шести из этих случаев ККС подтвердили первоначальное заключение, в четырёх – отказали в рекомендации.

За 2017 год ВККС приняла решение о присвоении квалификационных классов 1076 судьям.

Прекращение и приостановление полномочий

В 2017 году решениями ВККС были прекращены полномочия 112 судей и руководителей судов (48 – СОЮ, 64 – арбитражные суды). В субъектах РФ – 1225 судей остались без полномочий (1117 – СОЮ, 108 – арбитражные судьи).

При этом за 2017 год ВККС рассмотрела 57 жалоб на решения ККС, 75% из них оставлены без удовлетворения, 25% были удовлетворены. Пересмотрели решения по вновь открывшимся обстоятельствам в трёх случаях: в двух из них в пересмотре отказано. В ККС субъектов по вновь открывшимся обстоятельствам пересмотрели 25 решений, из них 15 отменили, в 10 случаях в пересмотре отказали.

В суде рассмотрели жалобы на 67 решений и заключений ККС субъектов. в 82% случаев решения и заключения оставлены без изменения, в 18% случаев – отменены.

Обращения граждан

В 2017 году в ВККС поступило 13 120 обращений граждан в отношении судей и руководителей судов. В ККС субъектов поступило 42 625 обращений. Подавляющее большинство из них касалось судов общей юрисдикции – 96% от общего числа.

Квалифколлегии проверили 12 549 жалоб, 16 090 из них возвращены заявителям, 244 отозваны, 354 признаны анонимными.

Привлечение судей к ответственности

По решениям ВККС досрочно лишили полномочий трёх арбитражных судей. По решениям ККС привлечены к дисциплинарной ответственности 228 судей, большая часть которых – судьи СОЮ (221). Из них у 27 судей досрочно прекращены полномочия (26 – СОЮ). По решениям 49 ККС получили предупреждения 112 судей (111 – СОЮ), двое из них – уровня субъекта РФ, 65 – из райсудов, 18 – из горсудов, 26 мировых судей и один судья из арбитражного суда.

Замечания за 2017 год по решениям 43 ККС получили 89 судей (84 судьи СОЮ и 5 арбитражных судей).

Основаниями, указывает «Вестник ВККС», стали «грубые или систематические нарушения законов и Кодекса судейской этики, волокита при рассмотрении дел». Отказано в привлечении ответственности 22 судей.

[1]

ВККС дала согласие на возбуждение уголовного дела в отношении арбитражного судьи и судьи общей юрисдикции. Одного судью общей юрисдикции разрешили привлечь как обвиняемого. Региональные ККС согласились на возбуждение уголовного дела в отношении пяти судей, в отношении трех судей, в отношении которых хотели возбудить уголовное дело, согласия ККС не было.

Пленум ВС изменил порядок привлечения судей к ответственности

Секретарь Пленума ВС, глава Совета судей Виктор Момотов напомнил: в отношении судей действует особый порядок возбуждения уголовных дел. Решение о возбуждении уголовного дела принимает председатель СКР, но для этого ему нужно получить согласие ВККС – или ККС в случаях, когда речь идет о судье районного, городского, межрайонного суда или о мировом судье.

Решение региональной квалифколлегии может быть обжаловано в ВККС. А после использования внесудебной процедуры обжалования судья вправе оспаривать решение в судах. Как пояснил Момотов, процедура обжалования таких решений имеет более длительный характер, чем аналогичный для судей более высокого уровня.

В целях оптимизации этих процедур, обеспечения их оперативности, а также повышения гарантий независимости судей предлагается передать в компетенцию ВККС рассмотрение вопросов о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи районного, городского, межрайонного суда, мирового судьи либо на привлечение их в качестве обвиняемого по другому уголовному делу.

Еще одна новелла – расширение полномочий ВККС в процедуре рассмотрения жалоб на решения региональных квалифколлегий о привлечении судей к дисциплинарной ответственности. «Сейчас ВККС не может изменить вид дисциплинарной ответственности на более мягкий: приходится отменять решение полностью в случае несоразмерности ответственности», – пояснил Момотов.

В связи с этим Пленум ВС предложил дать ВККС возможность изменять вид дисциплинарной ответственности, к которой привлекают судей. «Реализация этого предложения наряду с расширением видов дисциплинарных взысканий позволит более адекватно реагировать на те или иные дисциплинарные проступки судьи и принимать справедливые решения», – подчеркнул глава Совета Судей.

Законопроект о новом порядке привлечения судей к уголовной и дисциплинарной ответственности получил единогласное одобрение Пленума Верховного суда и будет внесен на рассмотрение в Госдуму.

Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации

Пленум ВС изменил порядок привлечения судей к ответственности

Теперь только ВККС будет решать, можно ли завести уголовное дело на судью. Кроме того, Высшая квалифколлегия сможет менять наказание для тех судей, кто нарушил судейскую этику или допустил волокиту.

Секретарь Пленума ВС, глава Совета судей Виктор Момотов напомнил: в отношении судей действует особый порядок возбуждения уголовных дел. Решение о возбуждении уголовного дела принимает председатель СКР, но для этого ему нужно получить согласие ВККС – или ККС в случаях, когда речь идет о судье районного, городского, межрайонного суда или о мировом судье.

Решение региональной квалифколлегии может быть обжаловано в ВККС. А после использования внесудебной процедуры обжалования судья вправе оспаривать решение в судах. Как пояснил Момотов, процедура обжалования таких решений имеет более длительный характер, чем аналогичный для судей более высокого уровня.

В целях оптимизации этих процедур, обеспечения их оперативности, а также повышения гарантий независимости судей предлагается передать в компетенцию ВККС рассмотрение вопросов о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи районного, городского, межрайонного суда, мирового судьи либо на привлечение их в качестве обвиняемого по другому уголовному делу.

Читайте так же:  Как рассчитывается сам отпуск и отпускные выплаты сотруднику

Еще одна новелла – расширение полномочий ВККС в процедуре рассмотрения жалоб на решения региональных квалифколлегий о привлечении судей к дисциплинарной ответственности. «Сейчас ВККС не может изменить вид дисциплинарной ответственности на более мягкий: приходится отменять решение полностью в случае несоразмерности ответственности», – пояснил Момотов.

В связи с этим Пленум ВС предложил дать ВККС возможность изменять вид дисциплинарной ответственности, к которой привлекают судей. «Реализация этого предложения наряду с расширением видов дисциплинарных взысканий позволит более адекватно реагировать на те или иные дисциплинарные проступки судьи и принимать справедливые решения», – подчеркнул глава Совета Судей.

Законопроект о новом порядке привлечения судей к уголовной и дисциплинарной ответственности получил единогласное одобрение Пленума Верховного суда и будет внесен на рассмотрение в Госдуму.

Упростить порядок привлечения федеральных и мировых судей к ответственности

Сейчас согласно действующему федеральному законодательству РФ для федеральных и мировых судей РФ установлены явно завышенные «гарантии» их псевдо «неприкосновенности», превращающие судебный корпус в закрытую касту неприкасаемых и обеспечивающие полную безнаказанность судей за любые совершенные ими правонарушения и аморальные действия:

1) судью можно привлечь к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности за совершённое им правонарушение только с согласия его же коллег — судей в лице соответствующей квалификационной коллегии судей РФ или региона. В 99 % случаев побеждает корпоративная солидарность судей («своих не сдаём!»), что приводит к тотальной безнаказанности судей за совершенные ими преступления как бытового, так и должностного плана. Случаи возбуждения уголовных дел в отношении судей крайне редки (единицы в год по всей стране!), а случаи вынесения обвинительных приговоров судьям — уникальны.

[2]

2) наиболее одиозна и крайне цинична в условиях российской действительности тотального правового нигилизма норма закона о том, что судья не может быть привлечен к любой ответственности за принятое им решение (даже откровенно преступное!) И это при том, что уголовная норма статьи 305 УК РФ («вынесение заведомо неправосудного судебного акта») остаётся пустой декларацией и согласно официальной уголовной статистике не применяется в РФ практически никогда.

3) подача жалобы на действия судьи в квалификационную коллегию судей заинтересованными лицами не влечет обязательное возбуждение дисциплинарного производства в отношении судьи. Таким правом привлечения судьи к дисциплинарной ответственности обладают только председатели судов, что на практике означает превращение формально «независимых» судей в «холопов своего барина» — председателя суда, который в любой момент волен их «казнить» либо «миловать» за любое непослушание своим указаниям. Какая уж тут «независимость»! А уж если дисциплинарное производство в отношении судьи всё же началось, то обжаловать решение соответствующей квалификационной коллегии судей о привлечении либо об отказе в привлечении судьи к дисциплинарной ответственности вправе только сам судья,чьи действия проверялись — этого права полностью лишены другие участники дисциплинарного производства, чьи интересы затрагивает принятое коллегией решение (заявители, потерпевшие от действий судьи, прокурор)

За истекшие 25 лет с момента развала СССР достаточное время можно обоснованно подвести итоги бесспорно провалившейся в РФ судебной реформы и заключить, что общеевропейское понятие «неприкосновенности» судей как гарантии именно их независимости от других ветвей власти (исполнительной, законодательной) у нас не просто не работает — оно превратилось на практике в свою полную противоположность.

Гарантии «независимости» судей за истекшие 25 лет превратились реально в гарантии их безнаказанности, в индульгенцию их произвола,

Эти самые «гарантии независимости» в реальности однозначно понимаются судейским корпусом так, что судья независим от Конституции РФ и закона и подчиняется только председателю суда и телефону.

Практический результат

Чтобы наша судебная система наконец обрела реальную, а не декларативную независимость и служила народу (защите его прав и свобод), а не защищала в первую очередь власть от народа и была менее коррумпированной нужно повысить персональную ответственность судей за совершаемые ими многочисленные умышленные правонарушения и упростить порядок их привлечения к любому виду юридической ответственности:

1) порядок привлечения федеральных и мировых судей РФ к уголовной и административной ответственности за совершенные ими преступления и правонарушения, порядок производства в отношении них оперативных и следственных действий не должен отличаться согласно УПК РФ и иным федеральным (конституционным) законам от порядка привлечения к уголовной ответственности, производства соответствующих действий в отношении прокуроров, следователей и адвокатов.

2) одиозная норма о том, что «судья не может быть привлечен к какой — либо ответственности за принятое им решение», должна быть отменена. Судья не только может, но должен нести личную ответственность за принимаемое им решение!

3) подача заинтересованными лицами любой жалобы на непроцессуальные действия судьи в соответствующую квалификационную коллегию судей должна автоматически влечь за собой возбуждение в отношении судьи дисциплинарного производства, причем заинтересованные лица (заявители, потерпевшие от действий судьи и прокурор) должны обладать всеми правами на личное участие в таком производстве и правом обжаловать принятое квалификационной коллегией решение.

4) любые квалификационные коллегии судей и Дисциплинарное судебное присутствие должны формироваться таким образом, чтобы доля судей в них не составляла более 50 % их состава — это гарантия объективности и беспристрастности работы этих органов.

5) внести вышеуказанные изменения в соответствующие федеральные (конституционные) законы.

Уточнен порядок привлечения судьи к уголовной ответственности

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

[3]

От 18 июля 2012 г. N 19-П

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ

ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 1, ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 2 И СТАТЬИ 3 ФЕДЕРАЛЬНОГО

ЗАКОНА «О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

установил:

Российской Федерации обязанностью государства охранять достоинство личности во всех сферах и тем самым утверждать приоритет личности и ее прав это означает, что во взаимоотношениях с государством личность выступает не как объект государственной деятельности, а как равноправный субъект, который в силу статьи 45 (часть 2) Конституции Российской Федерации может защищать свои права всеми не запрещенными законом способами и спорить с государством в лице любых его органов (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 3 мая 1995 года N 4-П, от 2 июля 1998 года N 20-П и от 20 апреля 2006 года N 4-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 января 2005 года N 42-О, от 13 июня 2006 года N 272-О и N 274-О и др.).

Читайте так же:  Что такое огрнип и какую информацию дает его расшифровка
Видео (кликните для воспроизведения).

Уточнен порядок привлечения судьи к уголовной ответственности

Федеральный закон от 29.03.2010 N 37-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в РФ»

Из статьи 16 Закона РФ «О статусе судей», устанавливающей неприкосновенность судьи, исключена формулировка, содержащая требование о представлении Конституционному Суду РФ либо квалификационной коллегии судей заключения судебной коллегии о наличии в действиях судьи признаков преступления, которое должно было представляться наряду с представлением Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ для решения вопроса о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу

.

Тем самым устранено противоречие между Законом РФ «О статусе судей» и Уголовно-процессуальным кодексом РФ, который, также устанавливая особый порядок возбуждения уголовных дел в отношении судей и привлечения их в качестве обвиняемых по уголовным делам, не предусматривает получения заключения судебной коллегии о наличии в действиях судьи признаков преступления.

Ответ Генеральной прокуратуры РФ, о принятых незаконных решений районными судами Санкт – Петербурга от 26.02.2016 № 15/3-р-16, АС № 027125, и прокуратуры Санкт- Петербурга от 16.03.2016 № 7р-2016, ВА 214787.

Статья 30. Полномочия прокурора

Дисциплинарная ответственность судей РФ

Вопрос дисциплинарной ответственности судей является исключительно важным с точки зрения эффективности и жизнеспособности судебной системы России. Он лежит в точке пересечения таких сложных и разноплановых аспектов судебной реформы, как независимость судей, защита законных прав и свобод граждан, создание единого правового пространства страны, создание стабильного правопорядка и укрепление управляемости в государстве.

Дисциплинарная ответственность судьи, как и многие другие сложные общественно-правовые виды отношений, является одновременно элементом нескольких автономных подсистем. Наибольшее практическое и теоретическое значение имеет тот факт, что дисциплинарная ответственность судьи выступает в качестве структурного элемента двух систем: во-первых, она является одной из составляющих системы нормативно-правовых положений о статусе судьи в Российской Федерации; во-вторых, она является частной формой единой системы юридической ответственности. Сквозь призму этих двух подсистем и следует выявлять специфику дисциплинарной ответственности судей.

Дисциплинарная ответственность судей в Российской Федерации регулируется такими нормативными актами, как ст. 6.1 (п. п. 11 и 13), п. 1 ст. 12.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», п. 6 ст. 21, п. п. 1 и 2 ст. 22, абз. 2 п. 2 ст. 26 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» в их взаимосвязи со ст. 4 Положения о квалификационных коллегиях судей.

Анализ Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», глав 2 и 3 Кодекса судейской этики, практики Конституционного Суда Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что основанием для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности может являться деятельность судьи по отправлению правосудия, как отражаемая в соответствии с требованиями процессуальной формы в судебных актах, так и без этого оформления. При этом деятельность судьи при отправлении правосудия должна свидетельствовать о его непрофессионализме либо недобросовестности (обе эти составляющие позволяют говорить о компетентности конкретного судьи) — глава 2 Кодекса судейской этики. При этом профессионализм, на наш взгляд, следует оценивать с точки зрения правомерности применения судьей действующего материального и процессуального законодательства в рамках рассматриваемого дела, т.к. отправление правосудия является исключительной деятельностью любого судьи, обладающего данным статусом; добросовестность — при осуществлении судьей иных действий, сопутствующих отправлению правосудия, в том числе организационно-распорядительных.

Одно из условий привлечения судьи, в частности, к дисциплинарной ответственности закреплено в п. 2 ст. 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», который устанавливает, что «судья, в том числе после прекращения его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта». Данное положение явно свидетельствует о позиции законодателя, связывающей возможность применения ответственности к судье в отношении его деятельности по отправлению правосудия в порядке гражданского судопроизводства с точки зрения результатов такой деятельности при следующих условиях: если неправомерные действия судьи отражены в судебном акте, вынесенном в связи с рассмотрением конкретного гражданского дела, и являются предполагаемым основанием для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности.[14]

В этом случае неправосудность судебного решения или другого судебного акта должна быть подтверждена в порядке гражданского или уголовного судопроизводства — ч. 2 ст. 118 Конституции Российской Федерации:

— в рамках уголовного судопроизводства — приговор суда, вступивший в законную силу, которым установлена вина судьи в вынесении неправосудного судебного акта;

— в рамках гражданского судопроизводства незаконные действия судьи по определению материально-правового и процессуально-правового положения сторон подтверждаются судебными актами вышестоящих судебных инстанций, вынесенных в пределах предоставленных им процессуальным законом полномочий, которыми отменяются или изменяются ранее вынесенные судебные акты нижестоящих судебных инстанций.

С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 25.01.2001 N 1-П, представляется необходимым различать неправомерные действия судьи по определению материально-правового положения сторон (решение спора по существу) и процессуально-правового положения сторон.

Если в действиях судьи содержится несколько нарушений, отраженных в подп. 1 — 3 п. 3 настоящего исследования, преимуществом должен пользоваться порядок привлечения судьи к дисциплинарной ответственности, определенный нами в случае вынесения им неправосудного акта.

Регулирование вопросов возмещения вреда действующим законодательством и существующей судебной практикой. Анализ вышеуказанных правовых актов и результатов судебной практики позволяет сделать вывод, что потребителем юридических услуг (гражданином, юридическим лицом, организацией, обратившейся за защитой прав и свобод в орган судебной власти) может быть поставлен вопрос о возмещении ему вреда от действий суда при отправлении правосудия в гражданском судопроизводстве. При этом следует иметь в виду, что в силу ст. 41 Европейской конвенции Европейский суд может помимо судебных расходов взыскать и материальный ущерб и возместить моральный вред. [15]

Дата добавления: 2014-12-11 ; просмотров: 2037 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Особенности привлечения судей к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности

За совершение дисциплинарного проступка, то есть виновного действия (бездействия) при исполнении служебных обязанностей либо во внеслужебной деятельности, в результате которого были нарушены положения настоящего Закона и (или) кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей, что повлекло умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба репутации судьи, на судью, за исключением судьи Конституционного Суда Российской Федерации, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:

Читайте так же:  Увольнение за неисполнение служебных обязанностей

3) досрочного прекращения полномочий судьи.

Если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания судья не совершил нового дисциплинарного проступка, то он считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности(квалификационная коллегия принимает решение о дисциплинарном наказании).

Судья, в том числе после прекращения его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.

Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению.

Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается:

в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, арбитражного суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации;

в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается в 10-дневный срок после поступления представления Генерального прокурора Российской Федерации.

Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:

в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации;

в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, арбитражного суда — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

в отношении судьи иного суда — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

Уголовная ответственность судей

Обвинение и уголовное преследование не тождественны, обвинение является лишь одной из форм осуществления уголовного преследования. Действующий УПК РФ четко отграничивает обвинение от уголовного преследования, закрепляя обвинение как утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутое в порядке, установленном п. 22 ст. 5 УПК РФ. Привлечение гражданина к уголовной ответственности зачастую начинается с его задержания в качестве подозреваемого. По смыслу ст. 5 УПК РФ, под уголовным преследованием понимается процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Из положений ст. 23 УПК РФ следует, что законодатель фактически отождествляет уголовное преследование с возбуждением уголовного дела. На основании изложенного можно сделать вывод, что возбуждение уголовного дела в отношении судьи есть ни что иное, как привлечение его к уголовной ответственности. Следовательно, требование согласия квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела в отношении судьи ни в коей мере не противоречит ч. 2 ст. 122 Конституции РФ, предусматривающей особый порядок для привлечения судьи к уголовной ответственности.[16]

Заключение

Судья Российской Федерации — это лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

На судей возлагается осуществление весьма ответственных обязанностей: принятие общеобязательных решений, затрагивающих существенные права и законные интересы граждан, государственных и иных организаций, от них могут зависеть судьбы людей и их благополучие, поддержание законности и правопорядка. Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических лиц и физических лиц. Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность.[17]

Несмотря на особый статус судьи занимаемый в обществе, судью РФ возможно привлечь к юридической, дисциплинарной, уголовной и административной ответственности.

За совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации») на судью, за исключением судьи Конституционного Суда Российской Федерации, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:

— досрочного прекращения полномочий судьи.

Возбуждение уголовного дела в отношении судьи – есть ни что иное, как привлечение судьи к уголовной ответственности. [18]

Порядок привлечения судей к уголовной ответственности

Неприкосновенность личности — естественное право человека, принадлежащее ему от рождения, которое обеспечивается главным образом на основе понимания и уважения со стороны себе подобных, претендующих на то же самое. Неприкосновенность является имманентным свойством личности. Человек независим в выборе правовых средств защиты свободы и личной неприкосновенности. В Конституции Республики Беларусь установлено, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. При этом своим правом человек пользуется в случае необходимости, в момент, который он определяет сам [25, с.60].

Личная неприкосновенность гарантируется также государством, которое обязуется обеспечить соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, в том числе его личную свободу и неприкосновенность. Государство обеспечивает соблюдение и защиту прав человека законодательным оформлением этих прав, созданием специальных структур по их охране (правоохранительных органов) и правосудием.

Важным представляется вопрос о соотношении институтов неприкосновенности личности, которой наделен каждый человек от рождения и иммунитетов, то есть дополнительных гарантий неприкосновенности отдельных категорий лиц, которыми они (в том числе судьи) наделяются для исполнения своих государственных и иных обязанностей. Лицо обладает теми или иными гарантиями неприкосновенности в зависимости от своего статуса. Неприкосновенность личности является основой иммунитетов любой категории лиц [25, с.61].

Иммунитеты отдельных категорий лиц являются определенным исключением из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом. Иммунитетом лицо наделяется только в случае необходимости установления дополнительных гарантий осуществления им его государственных обязанностей. Содержание и объем иммунитетов должны строго соответствовать их назначению. В случае, если содержание и объем иммунитетов выходят за рамки необходимости, то они вступают в противоречие с принципом равенства всех перед законом и судом.

Для самостоятельного осуществления властных полномочий некоторые должностные лица органов государственной власти, а также иные лица (например, адвокаты) наделены различного объема иммунитетами. Объем предоставляемых таким лицам иммунитетов зависит от характера их деятельности и связан с выполнением ими специфических функций в межгосударственных, государственных и общественных отношениях. Наиболее значительным иммунитетом является привилегия в сфере уголовного судопроизводства, то есть установление для определенных категорий лиц (судей, депутатов, прокуроров и т.д.) дополнительных гарантий неприкосновенности к общему порядку возбуждения уголовного дела, привлечения к уголовной ответственности, заключения под стражу и т.д. Эти категории лиц точно перечислены в УПК и расширительное толкование данного перечня недопустимо [10, с.15].

Читайте так же:  Консультация юриста по недвижимости

Особенности уголовного судопроизводства в отношении этих лиц обеспечивают повышенную охрану их личности, ограждая от необоснованных преследований, ограничений основных прав и свобод, способствуют самостоятельному и независимому осуществлению ими своих полномочий. Законодатель, наделяя лиц определенной категории иммунитетами, видит их назначение, прежде всего, в защите от необоснованных посягательств со стороны должностных лиц правоохранительных органов, других органов власти.

Судьи являются неприкосновенными в течение срока своих полномочий.

Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и используемые им документы.

Вопросы ответственности судей решаются с учетом того, что Конституцией и законодательством Республики Беларусь судьи наделены особым статусом.

В соответствии со статьей 111 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности: за нарушение требований законодательства при осуществлении правосудия; за нарушение Кодекса чести судьи Республики Беларусь; за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, совершение иного служебного проступка [22].

Если в предыдущие годы привлекалось к дисциплинарной ответственности более 100 судей, то в 2012-м — 50. Также двое судей в 2012 году были привлечены к уголовной ответственности [40].

Например, за 2012 год квалификационная коллегия судей хозяйственных судов рассмотрела 5 постановлений о возбуждении дисциплинарного производства, по трем из которых пришла к заключению о наличии оснований для привлечении судей к дисциплинарной ответственности, а по двум — о наличии оснований для прекращения дисциплинарного производства в связи с нецелесообразностью наложения дисциплинарного взыскания и наличием возможности ограничиться обсуждением на заседании квалификационной коллегии [39].

Судья, народный заседатель не могут быть привлечены к какой-либо ответственности за высказанное ими при осуществлении правосудия суждение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена их виновность в совершении преступления против интересов службы.

В случае дачи в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее — УПК) порядке согласия на возбуждение в отношении судьи, народного заседателя уголовного дела, привлечение их в качестве подозреваемых или обвиняемых, а также на применение в отношении указанных лиц меры пресечения в виде заключения под стражу одновременно принимается решение о приостановлении их полномочий [50].

Производство по уголовным делам в отношении судей и народных заседателей осуществляется в соответствии с УПК.

Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, судебное помещение, транспорт и средство связи, корреспонденцию, имущество и используемые им документы. Судья и народные заседатели не могут быть привлечены к какой-либо ответственности за высказанное ими при осуществлении правосудия, суждении или приятии решения, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена их виновность в совершении преступления против интересов службы. Производство по уголовным делам в отношении судей осуществляется в соответствии с УПК за следующим исключением:

1) решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу, возбужденному в отношении других лиц или по факту совершения преступления, принятое генеральным прокурором или лицом, исполняющим его обязанности с предварительного согласия должностного лица, назначающего судью;

2) те же решения в отношении народных заседателей в период исполнения ими своих обязанностей в суде, принятом прокурором с предварительного согласия должностного лица, утвердившего народных заседателей [47, c.211].

О задержании судьи конституционного суда сообщается председателю конституционного суда или его заместителю. О задержании судей общих и хозяйственных судов сообщается председателю верховного суда или высшего хозяйственного суда, а также соответствующей квалификационной комиссии судей и Министерству Юстиции. О задержании народных заседателей сообщается должностному лицу, утвердившему списки народных заседателей. Большинство оперативно-розыскных мероприятий в отношении судей могут проводиться с санкции генерального прокурора или лица, исполняющего его обязанности, при условии, если уголовное дело в отношении судьи не было возбуждено или судья не был привлечен в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу, возбужденному в отношении других лиц или по факту совершения преступления. Судьи и народные заседатели не могут быть подвергнуты административному задержанию в случае их задержания за совершение административного правонарушения и доставки в орган, ведущий административный процесс они должны быть немедленно освобождены после установления личности.

Таким образом, неприкосновенностью личности судья, как и любой гражданин, обладает с момента рождения, а гарантии судейской неприкосновенности он обретает со вступлением в должность судьи. С прекращением своих полномочий судья теряет гарантии судейской неприкосновенности, но сохраняет за собой личную неприкосновенность, которая существует независимо от статуса того или иного лица.

Видео (кликните для воспроизведения).

Принцип неприкосновенности судьи органически связан с другим принципом, являющимся неотъемлемой частью единого комплекса норм, составляющих статус судьи и имеющим огромное значение для обеспечения беспристрастности судебной власти — принципом независимости судьи. Названные принципы не только характеризуют статус судьи, но и обеспечивают независимость правосудия. При этом неприкосновенность судьи следует рассматривать неотрывно от его независимости, поскольку содержание и объем гарантий неприкосновенности судьи должны строго соответствовать необходимости обеспечения его независимости.

Источники


  1. Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, Велби; Издание 2-е, 2003. — 637 c.

  2. Историческая наука и методология истории в России XX века. — М.: Северная Звезда, 2016. — 415 c.

  3. Яковлев, В.Н. Древнеримское и современное российское наследственное право. Рецепция права; М.: Институт практической психологии, 2013. — 128 c.
  4. Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2016. — 448 c.
  5. Миронов Иван Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн; Книжный мир — М., 2015. — 672 c.
Порядок привлечения судей к уголовной ответственности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here