Понятие налоговой тайны, какие сведения составляют

Статья на тему: "Понятие налоговой тайны, какие сведения составляют" от профессионалов для людей. Обязательно дочитайте до конца.

Налоговая тайна: какие сведения она включает?

1 января 2019 года институту налоговой тайны исполнилось ровно 20 лет: именно в 1999 году данный термин впервые получил официальный статус после его закрепления в части 1 Налогового кодекса РФ. В настоящее время понятие налоговой тайны определяется в ст.102 НК РФ.

Под налоговой тайной подразумевается любая информация, полученная ФНС, ОВД, следственными органами, органами внебюджетного фонда, таможенными органами о налогоплательщиках и плательщиках страховых взносов.

Как видим, дав определение налоговой тайны законодатель не привёл перечень сведений, эту тайну составляющих. Однако в указанной ст. 102 НК РФ приводится список данных, не относящихся к налоговой тайне, то есть составляющие налоговую тайну сведения законодательно определены методом исключения той информации, которая к таким сведениям не относится. Так, не относятся к налоговой тайне:

  1. Общедоступные сведения, а также сведения, которые налогоплательщик сам определил, как общедоступные. Например, это наименование фирмы, номера ее телефонов, величина уставного капитала, виды деятельности по ОКВЭД и т.д.
  2. Сведения об ИНН.
  3. Информация о нарушениях налогового законодательства, допущенных налогоплательщиком.
  4. Данные о специализированных налоговых режимах, используемых плательщиком налогов и т.д.

Примечательно, что с каждым годом перечень данных, исключенных из налоговой тайны, продолжает увеличиваться. Например, в 2016 году налоговой тайной перестала быть следующая информация:

  • о среднесписочном количестве работников организации;
  • о величине доходов и расходов согласно бухгалтерским бумагам;
  • о величине уплаченных налогов и сборов;
  • о постановке на налоговый учет иностранных компаний;
  • о постановке на налоговый учёт физических лиц, оказывающих услуги физическим лицам для личных, домашних или иных подобных нужд.

Некоторые из сведений, которые законодатель исключил из налоговой тайны, поэтапно размещаются в форме открытых данных на сайте ФНС:

Рассматриваемые базы будут регулярно обновляться. Полный список доступных сведений об организациях можно также посмотреть на сайте ФНС РФ.

«Постоянный процесс рассекречивания налоговых тайн налогоплательщиков направлен, в первую очередь, на защиту компаний от сотрудничества с недобросовестными контрагентами. Используя сведения, размещенные в открытом доступе, организация может легко проверить будущего партнера перед подписанием контракта».

[2]

Несмотря на то, что законодательно перечень сведений, составляющих налоговую тайну, не определён, традиционно к налоговой тайне относят следующие сведения:

Ответственность за разглашение налоговой тайны

Несмотря на то, что сведений, составляющих налоговую тайну, становится все меньше, некоторые из них вряд ли когда-нибудь будут выведены из перечня сведений, составляющих налоговую тайну. Это касается сведений, имеющих отношение к научно-техническим инновациям или условиям договоров, данных, содержащихся в первичных документах налогоплательщика и т.д. Разглашение, то есть передача указанных сведений третьим лицам не только нарушает права налогоплательщика как человека и гражданина, но также может нанести непоправимый экономический ущерб его предпринимательской деятельности.

По этим причинам субъекты, работающие со сведениями, составляющими налоговую тайну, должны соблюдать особые правила их сбора, обработки, хранения и защиты. За нарушение установленных правил предусмотрена дисциплинарная, административная и даже уголовная ответственность.

Уголовная ответственность закрепляется ст.183 УК РФ. Указанная статья фиксирует четыре состава преступления, связанных с посягательством на налоговую тайну:

Однако уголовная ответственность в случае совершения общественно опасных деяний, посягающих на налоговую тайну, является не единственным негативным последствием для нарушителя; не исключено, что к нему будет предъявлен иск о возмещении ущерба по уголовному делу или в порядке гражданского судопроизводства. При этом следует знать, что в силу ст.103 НК РФ потерпевший может предъявить требования о возмещении ущерба к налоговым органам. Чтобы взыскать ущерб, компания должна доказать состав правонарушения, в частности должны быть установлены:

  • факт наступления вреда и его масштабы;
  • противозаконность поведения;
  • вина причинителя вреда;
  • причинно-следственная связь между действиями сотрудников уполномоченных органов и негативными последствиями.

Иск компания может предъявить в арбитражный суд.

Если вы столкнулись с нарушением налоговой тайны

Если сведения, составляющие налоговую тайну компании, стали достоянием общественности, то фирме необходимо обратиться за поддержкой к опытному уголовному адвокату, который:

  • проверит, действительно ли обнародованная информация относится к сведениям, составляющим налоговую тайну;
  • выяснит, кто именно допустил утечку информации;
  • поможет добиться возбуждения уголовного дела и привлечения виновных лиц к справедливой ответственности;
  • окажет правовую помощь по взысканию ущерба с виновных лиц.

Также компании следует внимательно относиться к запросам о предоставлении различных документов, в том числе для суда. В целях уголовно-правовой защиты бизнеса рекомендуется предоставлять не все подряд, а выписки или выборочные копии страниц с необходимыми сведениями. В этом случае в руки недобросовестных лиц не попадет лишняя информация. Перед предоставлением документов рекомендуется посоветоваться с адвокатом на этот счет.

Следовательно, компаниям необходимо обеспечить строгий режим охраны сведений, составляющих налоговую тайну. Любые попытки незаконных манипуляций с подобными сведениями должны пресекаться.

Налоговая тайна: что это такое, понятие и особенности, ответственность за разглашение

Налоговая тайна – это понятие, впервые упомянутое в отечественном законодательстве относительно недавно – 20 лет назад. А потому все еще возникают такие вопросы относительно нее, как и кто имеет право ее хранить, и каковы последствия за разглашения оной. Узнаем это из представленного материала.

Налоговая тайна — данные о лице, которые обязуются сохранить от распространения государственные органы

Сведения, составляющие налоговую тайну

Впервые данный термин вступил в силу как часть законодательного акта первого января 1999 года, в составе первой части Налогового Кодекса. Так, согласно статье №102 данного документа, вся информация, касающаяся того или иного налогоплательщика обязана быть защищена путем ограничения к ней доступа ввиду соответствующих требований относительно конфиденциальности. Разумеется, действует данное требование об ограничениях при поступлении данных как в Федеральную налоговую службу, так и в органы систем:

  • таможенной;
  • правоохранительной;
  • внебюджетной;
  • следственной и т.д.

Обратите внимание: на обязанность по сохранению интересующей нас тайны и уровень доступа к оной никоим образом не оказывает влияние то, какой юридический статус имеет лицо, являющееся плательщиком сбора в государственную казну, а именно:

  • статус гражданина РФ (физическое лицо);
  • организации (юридическое);
  • индивидуального предпринимателя.
Читайте так же:  Все про льготы по капитальному ремонту пенсионерам после 70 лет

Выдержка из НК РФ Статьи 102. Налоговая тайна

Говоря иными словами, перечисленные выше инстанции, в связи с исполнением ими определенных задач и обязанностей, ведут деятельность, напрямую сопряженную с получением такой информации, как:

  • данные о финансовом положении того или иного лица;
  • имущественные характеристики и т.д.

Распространять перечисленные сведения произвольно, значит нанести вред интересам лица, на которое собраны сведения, так как:

  • закон гарантирует гражданам России полную неприкосновенность частной жизни;
  • организации же защищены законом от разглашения сведений высокой коммерческой значимости для конкурентов.

Категория, к которой относится то или иное лицо, не имеет значения для защиты его личной информации

Непосредственно обсуждаемая нами статья Налогового Кодекса не приводит перечень наименований, относящихся к обозначенной ранее тайне, но зато список дают иные документы, например, письмо, составленное Минфин России. Так, согласно ему к интересующей нас категории можно отнести данные о:

  • содержании официальных бумаг налогоплательщика, относящихся к первичному типу;
  • сведениях, которые представляют собой декларацию доходов лица и его расходов;
  • его имущественном счете и т.д.

Помимо прочего, распространение налоговой тайны производится также на данное о том, какие сборы в пользу бюджета страны, дивиденды и т.д. лицом уплачивались, а также на:

  • производственные секреты организации;
  • прочую информацию коммерческого характера.

Хранить тайну обязуются все отображенные на картинке структуры нашего государства

Что не входит в понятие «налоговая тайна»

Несмотря на то, что обозначенная нами выше статья Кодекса не предоставляет перечня сведений, относящихся к налоговой тайне, она совершенно конкретно оговаривает то, какие виды данных к ней не имеют отношения. Рассмотрим их в нижеследующей таблице.

Таблица 1. Какая информация не будет относиться к налоговой тайне

Категория лиц, коим принадлежат сведения Описание сведений
Физические лица Для граждан такое понятие, как тайна, которую обязаны хранить официальные структуры, можно сравнить с персональными данными, обозначенными одноименными нормативно-правовым актам.

Подразумевается, что в обоих этих случаях общедоступной выступает информация следующая:

  • ФИО лица;
  • дата рождения;
  • место появления гражданина на свет;
  • номер телефона лица;
  • сведения, касающиеся профессиональных характеристики гражданина.
  • ИП и ООО и т.д. Для предпринимателей и организаций иного порядка общедоступной информацией, к коей государственные органы не будут ограничивать доступ, выступают следующие сведения:
  • форма собственности организации, к примеру ООО или АО и т.д.;
  • структура, на которой построена организаций;
  • ФИО ИП или руководителя юридической организации.
  • Обратите внимание: для обеих названных нами категорий владельцев данных общедоступного характера полезно знать, что приобретают искомую доступность в итоге также и те сведения, относительно которых они дали согласие на распространение в письменном виде. Так, к таким данным обычно относят:

    • реквизиты банковского счета;
    • место трудоустройства лица;
    • должность гражданина и т.д.

    Если вы дали согласие на обработку и передачу каких-либо сведений, они также считаются общедоступными

    Отдельно также стоит выделить сведения об индивидуальном номере налогоплательщика, который также не относится к сведениям, защищаемым тайной, так как искомую информацию можно получить в режиме онлайн, при условии, что вам известны:

    • реквизиты паспорта лица физического;
    • полное наименование организации.

    К этой же категории общедоступных следует относить сведения, касающиеся нарушения законодательства в интересующей области. Причем, актуален этот пункт будет вновь для обеих рассматриваемых категорий субъектов, коим данные принадлежат, но в большей степени все же речь идет о предпринимателях и прочих организациях. Так как, на например, о том, совершали ли они нарушения в области налогового законодательства, можно узнать онлайн из:

    • Единого государственного реестра юридических лиц;
    • Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

    Некоторые сведения не относятся к налоговой тайне, невзирая на желание субъекта данных

    Искомые данные могут изучаться всеми желающими, и должны приниматься во внимание, так как могут оказать предопределяющее значение при заключении с организациями каких-либо сделок.

    Данные, которые собираются ФНС после проведения структурой проверок налогового характера, также не должны ограничиваться конфиденциальным доступом но лишь при условии, когда искомая проверка проводилась по отношению кандидата, выбираемого для становления членом:

    • Федерального государственного органа;
    • региональной структуры.

    Тем не менее, искомая информация даже в этом случае может распространяться лишь членам, присутствующим в избирательной комиссии. Иными словами, человек со стороны не сможет узнать, какими имущественными объектами владеет рассматриваемое лицо, или его супруг и т.д.

    О том, на каком режиме налогообложения работает та или иная организация, имеет право знать каждое лицо, которое с ней сотрудничает

    Данные относительно выбранного организацией режима обложения обязательными сборами в пользу казны также не являются частью налоговой тайны, как для ИП, так и для ООО, АО и т.д. Рассмотрим режимы, не подлежащие сокрытию, далее в таблице.

    Таблица 2. Какие налоговые режимы не обязаны сохранять конфиденциальность

    Налоговый режим Описание
    ЕСНХ Расшифровывается данная аббревиатура, как Единый сельскохозяйственный налог, подходящий только для производителей продукции обозначенной категории. УСН Упрощенная система налогообложения подходит бизнесу на начальных этапах. ЕНВД Единый налог на вмененный доход актуален только для конкретных видов деятельности организаций, например: оказания ветеринарных услуг, торговля в павильонах и т.п. ОСН Общая система налогообложения, на которой начинают работать многие предприниматели. Патентная система Вид деятельности, предполагающий покупку патентов для ведения бизнеса сроком от 1 до 12 месяцев.

    Также к налоговой тайне нельзя отнести сведения, которые относятся к международным отношениям. Искомые сведения передаются из иностранных правоохранительных органов или налоговой нашим согласно заключенным официально договоренностям. За рамки ведомств сведения не выходят, но, тем не менее, к категории налоговой тайны не могут быть причислены.

    Читайте так же:  Задержка зарплаты - на сколько можно задержать выплаты работнику, компенсации

    При разглашении рассматриваемой тайны как сотрудника, допустившего это, так и всю структуру будут ждать серьезные последствия

    Разглашение налоговой тайны: ответственность

    Статьей Налогового Кодекса №102 предусматриваются следующие два вида преступлений в области нарушения налоговой тайны:

    • разглашение сведений лицом, занимающим должность в органах, непосредственно работающим с искомыми данными;
    • потеря бумаг, в которых обозначались некоторые данные тайны.

    Чтобы лицо, совершившее преступление, было наказано по строгости закона, необходимо, дабы соблюдались следующие требования:

    • имел место быть ущерб, направленный по отношению носителя той информации, которая должна была защищаться от распространения представителями государственных структур;
    • должностное лицо умышленно совершило поступок, разгласив сведения, или же халатно отнеслось к требованиям по их защите;
    • между действиями работника служб и ущербом, наступившим впоследствии распространения данных, имеется прямая связь.

    За нанесённый ущерб работник службы, разгласившей тайну, может отправиться в тюрьму

    Разумеется, обстоятельства нарушения будут рассматриваться в каждом конкретном случае отдельно. В качестве наказания к нарушителю могут применяться следующие меры:

    • денежные санкции, выплачивать которые должен не сам нарушитель, а орган, в котором он трудится, обязавшийся хранить тайну;
    • штраф, который будет платить уже сам человек, занимающий должность, размер которого составит от 4 до 5 тысяч рублей;
    • трюмное заключение на срок до трех в случае, когда разглашена банковская, налоговая или коммерческая тайна, или до 5 лет, когда нанесенный ущерб считается значительным.

    Просим обратить внимание, что передача личных данных следственным органам или суду при поступлении соответствующего запроса к данному виду нарушений не относится, это обязанность рассматриваемых структур.

    Закон защищает право на тайну

    Заключение

    Налоговая тайна представляет собой данные относительно того или иного лица, которые не подлежат разглашению. Их конфиденциальность защищена законом, и потому уполномоченные на обработку искомых сведений органы обязаны их хранить. Если по какой-то причине информация оказывается обнародованной, государственные структуры несут соответствующее законное наказание, определяющееся согласно степени ущерба, нанесенного субъекту, коему принадлежала тайна.

    Налоговые обязательства, возложенные государством на юридических и физических лиц, делятся на прямые и косвенные. Их основное отличие — в способе назначения и изъятия денежных средств. Заметно влияние прямых налогов на финансовое состояние бюджета страны, косвенные же действуют опосредованно. Последние не отражаются на себестоимости продукции и услуг, на чистой прибыли предприятия. Перечень, что относится к косвенным налогам, представлен в НК РФ. Подробнее об этом читайте в специальной статье.

    Понятие налоговой тайны (стр. 1 из 3)

    Понятие налоговой тайны

    Легальное определение понятие «налоговая тайна» дано в п.1 ст.102 НК РФ, согласно которому: «Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: 1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; 2) об идентификационном номере налогоплательщика; 3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам); 5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности».

    По поводу информации, составляющей налоговую тайну, могут складываться различные правоотношения, связанные со сбором, получением, хранением, распространением, защитой такой информации, а также ответственностью за неправомерное ее разглашение и использование. Институт налоговой тайны является комплексным, включающим в себя нормы не только налогового, но и информационного, административного, уголовного и других отраслей права.

    Содержание налоговой тайны

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Согласно ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые сведения о налогоплательщике. Из установленного ст.102 НК РФ положения, следует, что сведения могут быть, прежде всего, любыми по форме — это может быть любая письменная (электронная) информация о налогоплательщике, ставшая известной должностному лицу налогового органа при исполнении им законных полномочий: документ, магнитный диск, видеозапись, фото-кино съемка (ст. 92 НК РФ). По своему содержанию сведения так же могут быть любыми, то есть включать в себя не только сведения, непосредственно связанные с вопросами налогообложения, но и иную информацию, правовая охрана которой предусмотрена различными нормативно-правовыми актами (например, личная, семейная, коммерческая тайны).

    Основным признаком сведений, составляющих налоговую тайну, отличающим ее от других видов тайн, является то, что сведения о налогоплательщике должны быть получены налоговым органом при исполнении своих полномочий. Сведения о налогоплательщике, полученные должностным лицом не в связи с осуществлением им своих полномочий, налоговой тайной не являются. В этом случае отсутствует само основание отнесения сведений к налоговой тайне, так как любое третье лицо тем же способом может получить такую информацию о налогоплательщике без каких-либо препятствий.

    Получение налоговым органом информации о налогоплательщике осуществляется в рамках правоотношений, возникающих в силу НК РФ, имеющих публично-правовой характер и основанных на властном подчинении одной стороны другой. В этих правоотношениях налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит властное полномочие истребовать необходимую информацию (ст.31 НК), а налогоплательщику – обязанность ее предоставить (ст.23 НК РФ). Несоблюдение налогоплательщиком такой обязанности влечет применение к нему мер ответственности, установленных ст.129 НК РФ.

    В соответствии со ст.82 НК РФ налоговый контроль осуществляется должностными лицами налоговых органов в пределах своих полномочий посредством налоговых проверок, получения объяснений от налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а так же в других формах, предусмотренных НК РФ. Любая из перечисленных форм налогового контроля предполагает получение налоговыми органами различной информации о налогоплательщике, источником которой не обязательно будет сам налогоплательщик. Любые сведения, полученные должностными лицами налоговых органов в рамках реализации полномочий по налоговому контролю, являются объектом налоговой тайны.

    Читайте так же:  Договор о материальной ответственности кладовщика образец

    Ст. 24, 85, 86, 90, 93 НК РФ устанавливает обязанность определенных физических лиц и организаций предоставлять сведения о налогоплательщике, известные им. Такая обязанность устанавливается, к примеру, за налоговыми агентами, банковскими организациями, свидетелями. Непредставление налоговым органам информации влечет ответственность в соответствии со ст.129 НК РФ. Информация, полученная от данных лиц, охраняется в режиме налоговой тайны, но только в той части, в которой она касается непосредственно налогоплательщика.

    Ст. 102 НК РФ предусмотрен перечень сведений, которые не являются налоговой тайной (см. выше). В связи с этим перечнем интересно постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.12.2007 по делу, в котором ИФНС отказала налогоплательщику в сообщении информации о добросовестности его контрагентов, решив, что такой отказ является правомерным, т.к. данные сведения составляют налоговую тайну и имеют специальный режим доступа.[2]

    Как указал суд, признавая позицию ИФНС неправомерной, ст. 102 НК РФ содержит исчерпывающий перечень сведений, не относящихся к налоговой тайне, согласно которому сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения не относятся к налоговой тайне. Запрошенные сведения к налоговой тайне не относятся.

    Таким образом, из данного решения можно сделать практический вывод – для любого налогоплательщика существует возможность затребовать информацию о добросовестности контрагента у ИФНС.

    Кроме того, отказ ИФНС влияет на права организации как налогоплательщика на получение налоговой выгоды, в том числе при исчислении НДС, подлежащего уплате в бюджет, с учетом обязанности налогоплательщика подтвердить должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента – согласно сложившейся практике, налоговые органы весьма неохотно возмещают НДС налогоплательщикам, чьи контрагенты, оказавшись недобросовестными, данный налог не уплатили. Как правило, даже в свете Постановления Палаты Европейского Суда по правам человека от 22 января 2009 года, где Суд указал, что: «Национальный законодатель вправе предусматривать определённые ограничения во избежание налоговых мошенничеств, но такие меры должны касаться должной осмотрительности налогоплательщиков-покупателей в определённых обстоятельствах (special diligence) и не могут сводиться к отказу в вычете при любой налоговой неисполнительности поставщика», российские налоговые органы относятся к возмещению при указанных обстоятельствах весьма скептически.

    Исходя из сказанного в данном разделе, можно сделать следующие выводы:

    1. В ст.102 НК РФ предусмотрен закрытый перечень сведений, исключаемых из объекта налоговой тайны. Вместе с тем, единого критерия разграничения сведений, составляющих налоговую тайну, и сведений, таковой не являющихся, законодателем не предусмотрено;
    2. Налогоплательщик имеет возможность затребовать информацию о добросовестности контрагента у налоговых органов.

    Соотношение банковской и налоговой тайны

    Соотношение банковской и налоговой тайны также имеет свои особенности. В соответствии со ст.26 ФЗ от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности» банки обязуются хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону. Вместе с тем п. 11 ст. 31 НК РФ предоставляет налоговым органам право требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени.

    В ст. 86 НК РФ предусмотрены обязанности банков в связи с учетом налогоплательщиков. К их числу помимо прочего относится обязанность сообщать об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета. Кроме того, банки обязываются выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа (ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности»). Вся эта информация будет охраняться в режиме налоговой тайны.

    Понятие налоговой тайны, какие сведения составляют

    Не только субъекты хозяйствования, но и обычные граждане передают в налоговое ведомство большой объем информации о себе, своих финансовых операциях, доходе и т. д. Часть этих сведений можно найти в свободном доступе или различных базах госорганов. Вместе с тем, в таком массиве данных существует и ограниченная к разглашению информация, которая относится к налоговой тайне.

    Сведения, составляющие налоговую тайну

    Этот вид сведений можно скорее отнести к разряду служебных, чем профессиональных тайн. Ведь в первую очередь информация о налогоплательщике и его финансовой активности необходима различным государственным организациям и ведомствам для контроля за полнотой и своевременностью поступления налогов и взносов.

    Вместе с тем, из этого правила налоговое законодательство предусматривает ряд исключений. Это связано, в первую очередь, с составлением различных баз данных, где можно найти информацию о потенциальных контрагентах. Законодатели и ФНС периодически обновляют перечень данных, исключенных из состава налоговой тайны, и дополняют его все большим количеством информации о налогоплательщике.

    Например, в декабре 2018 года режим охраны сведений был снят с правонарушений в налоговой сфере.

    В налоговую тайну не включают:

    • информацию о ИНН;
    • любые данные, находящиеся в свободном доступе, как с согласия плательщика, так и без него;
    • данные о постановке на налоговый учет;
    • информацию о суммах уплаченных налогов и сборов (за предыдущий год);
    • сведения о доходах и расходах субъектов хозяйствования;
    • факты налоговых правонарушений и размеры уплаченных пеней, штрафов и недоимок;
    • информацию, передаваемую в электронную систему государственных и муниципальных платежей;
    • данные о численности сотрудников компаний и ИП.
    Читайте так же:  Договор гпх – образец

    Режим налоговой тайны также перестает действовать в отношении информации, которую в открытый доступ выложил сам налогоплательщик, а также в отношении данных, передаваемых в рамках международных соглашений, и сведений, необходимых другим госорганам для осуществления контроля за поступлениями в бюджет и внебюджетные фонды.

    Кроме того, к этому виду охраняемой информации не относят результаты налоговых проверок, выполняемых по запросам избирательной комиссии. Проверяют данные, указанные в декларациях кандидатами на выборные должности и членами их семей.

    [/attention]Сведения, в том числе персональные, о налогоплательщиках, физ. лицах, указываемые в декларациях, относятся к налоговой тайне.[/attention]

    К такому виду конфиденциальной информации налоговое законодательство также относит коммерческую тайну субъекта хозяйствования, ставшую известной должностному лицу в ходе выполнения контрольных мероприятий.

    Доступ к налоговой тайне

    Обязанность по охране такого вида служебной (профессиональной) тайны, налоговое законодательство накладывает не только на служащих ФНС. Доступ к информации о налогоплательщике получают работники других контролирующих ведомств, правоохранительных и следственных органов, судебных инстанций, различных фондов. Кроме того, информацию такого рода должны хранить от разглашения различные эксперты и специалисты, приглашаемые в качестве консультантов.

    При открытом рассмотрении дел в суде может присутствовать неограниченный круг лиц, все они вправе каким-либо образом фиксировать происходящее на процессе. Это приведет к тому, что необходимо получать разрешение налогоплательщика на разглашение информации или вести разбирательство в закрытом режиме.

    Кроме того, разрешить доступ к налоговой тайне может сам налогоплательщик. Он либо просто передает данные в открытый доступ, либо оформляет в письменном виде разрешение на допуск к такой информации.

    Законодательство также разрешает информировать о налоговой тайне консолидированные группы налогоплательщиков, если эти сведения относятся к одному из ее участников. Согласия владельца данных при этом запрашивать нет необходимости.

    Ответственность за несанкционированное разглашение налоговой тайны

    В отличие от других видов профессиональных тайн, нарушение налоговой тайны подразумевает под собой не только ее разглашение. Привлечь должностное лицо к ответственности можно также за несоблюдение режима охраны конфиденциальной информации, невыполнение предписанных мероприятий по ограничению доступа, а также за утерю документов, содержащих ограниченную в распространении информацию.

    Помимо дисциплинарной ответственности (от замечания до увольнения), работники, допустившие одно из таких нарушений, могут привлекаться к административной, а в случае особенно тяжелых для владельца данных последствий — и к уголовной ответственности. Кроме того, организацию или сотрудника, виновных в разглашении налоговой тайны, можно заставить оплатить возникший у налогоплательщика ущерб.

    Хотя режим налоговой тайны и подразумевает практически любую информацию о плательщике различных обязательных платежей, в ее состав не входит большое количество информации. Как правило, это сведения о регистрации в качестве налогоплательщика, а также его финансовом состоянии и нарушениях. В отдельных случаях допускается изъятие из состава налоговой тайны практически любых сведений и передача их другим органам и лицам. Это позволяет субъектам хозяйствования проверить своих потенциальных контрагентов на добросовестность, а госорганам выявлять коррупционные преступления.

    [1]

    Вместе с тем должностные лица подлежат привлечению к ответственности не только за несанкционированное законом разглашение или использование данных, относимых к налоговой тайне, но и за нарушение режима ее хранения либо утерю документов.

    Налоговая тайна.

    Статья 102. Налоговая тайна

    1. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

    1) являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя — налогоплательщика;

    2) об идентификационном номере налогоплательщика;

    3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

    4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);

    5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности;

    6) предоставляемых в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

    7) о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, а также об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков.

    2. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренныхфедеральным законом.

    К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства) налогоплательщика и ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, следственного органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

    2.1. Не является разглашением налоговой тайны предоставление налоговым органом ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков сведений об участниках этой группы, составляющих налоговую тайну.

    3. Поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, следственные органы, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.

    Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

    Читайте так же:  Трудовой договор с директором

    4. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

    5. Положения настоящей статьи в части определения состава сведений о налогоплательщиках, составляющих налоговую тайну, запрета на разглашение указанных сведений, требований к специальному режиму хранения и доступа к указанным сведениям, а также ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, либо разглашение таких сведений распространяются на сведения о налогоплательщиках, полученные организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, осуществляющими ввод и обработку данных о налогоплательщиках, а также на работников указанных организаций.

    6. Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение таких сведений распространяются на сведения о налогоплательщиках, поступившие в государственные органы, органы местного самоуправления или организации в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации о противодействии коррупции.

    Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, в государственных органах, органах местного самоуправления или организациях, в которые такие сведения поступили в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, имеют должностные лица, определяемые руководителями этих государственных органов, органов местного самоуправления или организаций.

    7. Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение таких сведений распространяются на сведения о размере и об источниках доходов работников (их супругов и несовершеннолетних детей) организаций с государственным участием, поступившие в государственные органы в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

    Доступ к указанным в настоящем пункте сведениям, составляющим налоговую тайну, в государственных органах, в которые такие сведения поступили в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, имеют должностные лица, определяемые руководителями этих государственных органов.


    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Понятие налоговой тайны, какие сведения составляют

    Налоговая тайна — Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами налоговой полиции, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений (ст. 102 НК РФ): 1) разглашенных… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

    ТАЙНА, НАЛОГОВАЯ — сведения о налогоплательщиках, поступающие в налоговые органы, за исключением сведений: 1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; 2) об идентификационном номере налогоплательщика; 3) предоставляемых налоговым органам… … Большой бухгалтерский словарь

    НАЛОГОВАЯ ТАЙНА — право налогоплательщика на неразглашение информации, предоставленной налоговым органам, гарантированное ст. 102 НК. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

    Тайна налоговая — налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами налоговой полиции, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: разглашенных налогоплательщиком… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

    167-ФЗ от 15.12.2001 — ВНИМАНИЕ! Этот нормативный акт изменен! См. Новую редакцию закона 15 декабря 2001 года N 167 ФЗ (в редакции на 30.12.2008 года) РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят… … Бухгалтерская энциклопедия

    Внебюджетный фонд — (Off budget fund) Состав и классификация внебюджетных фондов Особенности социальных внебюджетных фондов РФ Содержание > Содержание Внебюджетный фонд это, определение это фонд денежных средств, не включаемый в бюджетную систему. К В.ф. принято… … Энциклопедия инвестора

    [3]

    тайна налоговая — Сведения о налогоплательщиках, поступающие в налоговые органы, за исключением сведений: 1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; 2) об идентификационном номере налогоплательщика; 3) предоставляемых налоговым органам… … Справочник технического переводчика

    Налоговая инспекция — (Tax inspection) Понятие налоговой инспекции, система налоговых органов, налогообложение Информация о понятии налоговой инспекции, система налоговых органов, налогообложение Содержание Содержание Развитие налогообложения в Историческая хроника… … Энциклопедия инвестора

    ЖАЛОБА, НАЛОГОВАЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ — обращение в налоговый орган, которое должна быть рассмотрено в течение трех месяцев со дня ее получения. Решение налогового органа или его должностного лица по жалобе принимается в письменной форме. Налоговый орган (должностное лицо) обязан в… … Большой бухгалтерский словарь

    Видео (кликните для воспроизведения).

    жалоба налоговая первоначальная — Обращение в налоговый орган, которое должна быть рассмотрено в течение трех месяцев со дня ее получения. Решение налогового органа или его должностного лица по жалобе принимается в письменной форме. Налоговый орган (должностное лицо) обязан в… … Справочник технического переводчика

    Источники


    1. Подгорная, Л. И. Deutsche Geschichte in Biografien: Wissenschaft und Kultur / История Германии в биографиях. Наука и культура / Л.И. Подгорная. — М.: Каро, 2015. — 272 c.

    2. Хропанюк, Валентин Теория государства и права / Валентин Хропанюк. — М.: Димов, Ткачев, Дабахов, 1996. — 384 c.

    3. Корпоративное право. Актуальные проблемы. — М.: Инфотропик Медиа, 2015. — 242 c.
    4. Малько, А.В. Теория государства и права (для бакалавров). Учебник / А.В. Малько, др.. — Москва: Высшая школа, 2015. — 196 c.
    5. Габов, А. В. Ликвидация юридических лиц. История развития института в российском праве, современные проблемы и перспективы: моногр. / А.В. Габов. — М.: Статут, 2011. — 304 c.
    Понятие налоговой тайны, какие сведения составляют
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here