Положение о системе управления охраной труда

Статья на тему: "Положение о системе управления охраной труда" от профессионалов для людей. Обязательно дочитайте до конца.

Минтруд России утвердил типовое положение о системе управления охраной труда

Указанное положение дает работодателям общее представление о структуре и основных положениях о СУОТ (приказ Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда»). При этом свое собственное положение о системе управления охраной труда (СУОТ) работодатель должен разрабатывать самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов.

Установлено, что в положение о СУОТ должен входить такой раздел, как политика работодателя в области охраны труда. По своей сути это его декларация о намерении и гарантированном выполнении обязанностей по охране труда. Она обеспечивает приоритет сохранения жизни и здоровья работника, соответствие условий труда требованиям его охраны и т. д.

В положение также должны входить цели работодателя в области охраны труда, они зависят от специфики его деятельности. Также документ должен распределять обязанности в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя. Например, могут быть предусмотрены следующие уровни управления: производственная бригада, производственный участок, производственный цех (структурное подразделение), филиал (обособленное структурное подразделение), служба (совокупность нескольких структурных подразделений), а также уровень работодателя в целом.

В зависимости от уровня должны устанавливаться и обязанности в сфере охраны труда. Они затронут как непосредственно работников, так и руководителей трудовых коллективов, руководителей производственных цехов, специалистов по охране труда структурных подразделений и других лиц.

Например, можно закрепить, что работодатель самостоятельно гарантирует права работников на охрану труда, обеспечивает соблюдение режима труда и отдыха работников, а также своевременное страхование работников от несчастных случаев на производстве и организовывает ресурсное обеспечение мероприятий по охране труда. А мастер или бригадир проверяет состояние оборудования и инструментов на рабочих местах и принимает меры по устранению обнаруженных недостатков.

Работодатель также должен предусмотреть ряд процедур, направленных на достижение целей в области охраны труда. Это, в частности, подготовка работников по охране труда, организация и проведение оценки условий труда, управление профессиональными рисками, а также организация и проведение наблюдения за состоянием здоровья работников и другое. Так, работодатель может определить конкретные виды опасностей, представляющие угрозу жизни и здоровью работников (механические, электрические, термические и другие).

Кстати, структура СУОТ у работодателей, численность работников которых составляет менее 15 человек, может быть упрощенной. Это возможно путем сокращения уровней управления с сохранением того же перечня обязанностей.

В типовом положении предусмотрены также планирование улучшений функционирования СУОТ и некоторые другие вопросы.

Утверждено типовое положение о системе управления охраной труда

Согласно Трудовому кодексу РФ система управления охраной труда представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.

Настоящее Типовое положение о системе управления охраной труда (далее — СУОТ) разработано в целях оказания содействия работодателям при создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда, разработки положения о СУОТ, содержит типовую структуру и основные положения о СУОТ. Действие СУОТ распространяется на всей территории, во всех зданиях и сооружениях работодателя. Его требования обязательны для всех работников работодателя и являются обязательными для всех лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя.

Основой организации и функционирования системы является положение о СУОТ, разрабатываемое работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов. Положение утверждается приказом работодателя с учетом мнения работников и (или) уполномоченных ими представительных органов.

В положение включаются, в частности, следующие разделы:

— политика работодателя в области охраны труда;

— распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя;

— процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда (подготовка работников по охране труда, организация и проведение оценки условий труда, управление профессиональными рисками, наблюдение за состоянием здоровья работников, обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работников и др.);

— планирование мероприятий по реализации указанных процедур;

— реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;

Типовое положение о системе управления охраной труда

Типовое положение о системе управления охраной труда

Типовое положение о системе управления охраной труда было утверждено Министерством труда и социальной защиты еще в 2016 году. С тех пор было создано множество подобных положений, адаптированных для различных отраслей промышленности; 438-ой приказ и сейчас служит отправной точкой для всех организации в части разработки и внедрения системы управления охраной труда. Причиной тому не только обязательство руководителей перед Законом, но и емкость самого типового положения. Приглядитесь, и Вы увидите в этом документе подробнейшую инструкцию о том, как разработать и внедрить всю систему. Как Вы уже догадались, речь пойдет о том, как правильно использовать типовое положение о системе управления охраной труда.

Типовое положение о системе управления охраной труда — инструкция к действию

Не можем не признаться, типовое положение о системе управления охраной труда (СУОТ) составлено с учетом всех потребностей работодателя. Судите сами:

  • положение универсально: обладая опытом ведения документооборота и разбираясь в охране труда, любой руководитель организации в силах адаптировать типовое положение о СУОТ под специфику своей организации;
  • положение емко: типовое положение о СУОТ содержит краткое описание всех разделов системы управления охраной труда — это значит, что из документа можно смело «разворачивать» всю систему;
  • положение кратко: 26 страниц не пугают своим объемом — изучить документ и применить его по назначению психологически несложно.

Как раз о последнем сейчас и пойдет речь. Мы заострим Ваше внимание на ключевых моментах типового положения о системе управления охраной труда, чтобы показать, как на этом документе строится вся СУОТ.

Типовое положение о системе управления охраной труда — ключевые моменты

Структура системы

В первую очередь, обратимся к структуре будущей системы управления охраной труда. О ней типовое положение о системе управления охраной труда говорит следующее:

8. В положение о СУОТ с учетом специфики деятельности работодателя включаются следующие разделы (подразделы)…

Разделы положения, отображенные в пункте 8, обозначают ключевые элементы системы управления охраной труда:

  • политика работодателя в области охраны труда;
  • цели работодателя в области охраны труда;
  • обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя);
  • процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда;
  • планирование мероприятий по реализации процедур;
  • контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур;
  • планирование улучшений функционирования СУОТ;
  • реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;
  • управление документами СУОТ.
Читайте так же:  Сроки проведения аттестации рабочих мест

Распределение обязанностей

Пожалуй, наиболее подробно в типовом положении описано обеспечение функционирования СУОТ (оно же — распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя):

17. Распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя осуществляется работодателем с использованием уровней управления.

Типовое положение о системе управления охраной труда определяет следующие основные уровни управления:

  • уровень производственной бригады;
  • уровень производственного участка;
  • уровень производственного цеха (структурного подразделения);
  • уровень филиала (обособленного структурного подразделения);
  • уровень службы (совокупности нескольких структурных подразделений);
  • уровень работодателя в целом.

Установить количество и наименование уровней управления, легче всего обратиться к организационной структуре предприятия, являющейся неотъемлемой частью системы менеджмента качества организации.

Ответсвенность за выдачу средств индивидуальной защиты теперь на программном обеспечении

Профессиональные риски

Про оценку профессиональные риски мы говорили довольно много: как их идентифицировать, оценить и снизить. К примеру, в этой статье мы рассказывали, зачем проводить оценку и учет профессиональных рисков. Типовое положение о системе управления охраной труда само по себе заметно облегчает управление профессиональными рисками, поскольку содержит подробный список возможных опасностей.

[1]

35. В качестве опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, работодатель исходя из специфики своей деятельности вправе рассматривать любые из следующих…

В типовом положении о СУОТ выделяются такие группы опасностей, как: механические, электрические, термические, климатические, барометрические, и пр. Стоит помнить, что результаты специальной оценки условий труда (СОУТ) помогают в управлении профессиональными рисками, но полного их соответствия ждать не следует. Причиной тому методика, по которой проводится СОУТ — она принципиально отличается от типовой процедуры оценки профессиональных рисков.

Процедуры системы

Достаточно объемную часть типового положения о системе управления охраной труда занимает описание процедур — подробных инструкций по проведению обязательных в организации мероприятий по охране труда. Типовое положение о системе управления охраной труда устанавливает необходимость составления следующих процедур:

  • подготовки работников по охране труда;
  • организации и проведения оценки условий труда;
  • управления профессиональными рисками;
  • организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников;
  • информирования работников об условиях труда;
  • обеспечения:
    • оптимальных режимов труда и отдыха работников;
    • работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
    • работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами;
    • безопасного выполнения подрядных работ, снабжения безопасной продукцией.

А может доверить разработку профессионалам? Закажите СУОТ сейчас!

Подведем итог

Типовое положение о системе управления охраной труда составлено таким образом, что «развернуть» на его основе полноценную систему управления охраной труда не является чем-то сверхъестественным. Некоторые из разделов положения содержат в себе ключевые элементы самой системы, а положение в целом — подробным руководством к действию.

СУОТ на предприятии — новый образец 2019 года

Трудовое законодательство обязывает каждого работодателя независимо от сферы деятельности соблюдать требования, предъявляемые к охране труда. Такая норма закреплена в трудовом законодательстве Cт.212 ТК. В связи с этим работодателю необходимо создавать, обеспечить введение в действие и вносить изменения в систему управления охраной труда (СУОТ).

СУОТ — что это такое?

Понятие системы управления охраной труда дано в статье 209 ТК и определяется как единый механизм взаимодействующих и связанных между собой элементов, устанавливающих политику работодателя в области охраны труда. Вместе с тем определяются процедуры, позволяющие достигнуть поставленных целей.

В помощь организации при разработке СУОТ приказом Министерства труда было утверждено положение от 19.08.2016 № 438н.

Система является частью менеджмента (управления) организации. Именно она позволяет не только снизить риски опасных и вредных производственных факторов, создать благоприятную, безопасную обстановку на местах, но и повысить производительность труда.

СУОТ представляет собой единство:

  • локальной нормативной базы работодателя и ведения необходимой документации с фиксацией действий в актах, журналах и иных учетных регистрах;
  • организационных мер управления с возложением на должностных лиц обязанностей по охране труда;
  • процедур и порядков действия системы, в том числе планирование, пути реализации мероприятий, имеющим значение для улучшения организационных методов ОТ и условий труда.

Положения и требования СУОТ обязательны к исполнению всеми работниками организации. Для нормального действия системы работодателю необходимо:

  • составить ее структуру,
  • уточнить связи между структурными единицами организации;
  • распределить обязанности в области ОТ каждого из подразделений (отделов, цехов и т.п.),
  • назначить меру ответственности должностных лиц в сфере ОТ.

Все эти функции необходимо закреплять нормативными документами.

Задачи системы управления охраны труда

Вся методическая работа, нормативные документы, которые разрабатываются работодателем в области охраны труда, должны быть направлены на:

  • постоянный мониторинг состояния ОТ во всех структурных подразделениях;
  • формулировку целей и единый подход к политике в области ОТ;
  • соблюдение действующего законодательства по охране труда;
  • разработку и реализацию способов достижения поставленных целей;
  • постоянную работу по улучшению трудовых условий.

В связи с этим на СУОТ возлагаются следующие задачи:

  • обеспечение безопасности технологических процессов, используемых у конкретного работодателя, зданий, сооружений, производственного оборудования;
  • улучшение условий труда работников с соблюдением оптимального режима труда и отдыха, обеспечением лечебно-профилактического обслуживания;
  • проведение консультаций, инструктажей, учебных занятий по охране труда, постоянная работа, направленная на грамотность работников в этой области и соблюдение основных норм применительно к специфике деятельности организации;
  • анализ причин аварий, производственных травм, профессиональных заболеваний и проведение мероприятий по снижению этих рисков.

Основная ответственность соблюдения норм СУОТ возлагается на руководителя организации. Он вправе выделить специалиста по ОТ или службу, закрепив за ними функции приказом и прописав в должностных инструкциях. Постоянные профилактические мероприятия в сфере ОТ позволяют предупредить производственный травматизм и профессиональные заболевания.

Система должна обладать рядом функций, которые необходимо учитывать при ее разработке, внедрении и совершенствовании:

  • оценка показателей состояния ОТ;
  • планирование мероприятий и работ в области ОТ;
  • организация мероприятий и их координация;
  • разработка, внедрение и содержание в актуальном состоянии нормативных документов по охране труда;
  • организация обучения специалистов по ОТ или ответственных работников организации, с периодической проверкой знаний;
  • контроль за состоянием ОТ и деятельностью служб, работа которых в организации направлена на организацию соответствующих мероприятий;
  • ведение учета и анализа текущих условий труда, причин происшествий на производстве, связанных с травматизмом, профессиональными заболеваниями;
  • организация работ по проведению расследований случаев производственного травматизма;
  • обеспечение мероприятий по стимулированию и финансированию всех необходимых работ в сфере охраны труда.
Читайте так же:  Как использовать бланки строгой отчетности для ип и ооо

Этапы внедрения СУОТ

Основным документом по организации и функционированию СУОТ в организации является Положение. Разработать его может как соответствующая служба работодателя, так и сторонние организации. Предварительно проводится анализ состояния охраны труда в организации, обсуждается политика, а затем задаются параметры задания на составление СУОТ.

Создание и внедрение системы можно разделить на шесть этапов:

  1. Определение целей охраны труда.

Формулируются приоритеты и цели, которые будут актуальны именно для вашей организации с учетом специфики работы.

  1. Анализ деятельности в области охраны труда.

Составляется список всех необходимых мероприятий по ОТ. Например, устанавливается необходимость проведения периодических медицинских осмотров, организации стажировок, выдачи средств индивидуальной защиты и т.д. Этот список станет основой СУОТ.

  1. Распределение обязанностей по ОТ.

Определяется конкретный перечень работников, которые будут нести ответственность за проведение каждого из мероприятий. При этом можно указать только должности и принадлежность их к структурному подразделению.

  1. Определение рисков при осуществлении работниками своих должностных обязанностей.
  2. Формулировка и подготовка процедур СУОТ.

На основе списка мероприятий и типового положения необходимо разработать свои процедуры СУОТ, которые наиболее точно применимы у конкретного работодателя. Они должны являться исчерпывающими и охватывать все виды деятельности организации.

  1. Обеспечение постоянного и регулярного улучшения системы управления.

Постоянное совершенствование нормативов в области охраны труда требует актуализации соответствующих документов. Поэтому ответственные за создание, внедрение и обновление системы должны отслеживать не только новое в законодательстве, но и изменения в условиях труда, внедрение новых технологий, чтобы поддерживать документы по ОТ в актуальном состоянии.

При наличии в организации первичной профсоюзной ячейки с документом необходимо ознакомить ее представителей. Приветствуется, когда они принимают активное участие в создании документа и его изменениях, а также осуществляет контроль за соблюдением всех нормативов в области охраны труда.

СУОТ обязательно утверждаются приказом за подписью руководителя организации.

Новый образец «СУОТ на предприятии»

Система управления охраной труда должна быть налажена в любой организации. Процесс ее создания является трудоемким, но в помощь разработано типовое Положение о СУОТ. Оно может стать хорошей основой для работодателей, достаточно лишь предусмотреть моменты, специфичные для конкретной области деятельности.

Какие организации могут не создавать систему управления охраной труда?

Субъекты малого бизнеса зачастую не считают нужным создавать СОУТ, считая, что она необходима только для производственных процессов и крупных предприятий, где существует риск травматизма. Но они не совсем правы в силу следующих факторов:

  • даже при небольшом штате должна быть разработана схема управления процессами. А при его увеличении система уже не будет такой простой, как кажется;
  • в любой организации руководитель является ответственным за охрану труда и должен пройти специальное обучение. Любой несчастный случай в рабочее время будет рассматриваться с точки зрения несоблюдения норм по охране труда и руководитель будет наказан соответствующим образом. Поэтому мероприятия по ОТ должны проводиться даже в малых организациях;
  • СОУТ необходим даже, если штат составляют только офисные работники и обслуживающий персонал. Поэтому следует отойти от представления, что опасность существует только на производстве.

Теперь перейдем к вопросу: Обязан ли работодатель создать систему управления охраной труда в организации?

Ответ однозначный – обязан в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса. При этом законодательство не разделяет работодателей на крупных и мелких субъектов бизнеса, не устанавливает нормативы по штатной численности и иным критериям.

Конечно, СОУТ для малых форм предпринимательства и крупных субъектов будет различаться по структуре мероприятий и затратам на них. Для первых предусмотрено составление упрощенной системы управления охраной труда и внедрение ее в свой процесс ведения бизнеса.

Если в организации произошел несчастный случай, запросит ли инспектор по труду положение о СУОТ?

В случае, когда в организации произошел производственный инцидент с группой людей, имеющий тяжкие последствия или смертельный исход, будет проведена внеплановая проверка сотрудником Государственной инспекции по труду. Проводится дважды: в период расследования несчастного случая и по его завершению.

Инспектор ГИТ может явиться на проверку без предварительного уведомления в течение 20 рабочих дней. Он обязательно запросить все документы, относительно соблюдения требований по охране труда, как в отношении пострадавшего, так и в целом по организации. Это касается положения о СОУТ и кадровых документов для установления законности трудовых отношений с пострадавшим:

  • трудового договора;
  • карточки Т2;
  • табелей учета рабочего времени.

Все выявленные нарушения будут отражены в акте с предписанием и сроком об их устранении. По истечении указанного в акте срока инспектор ГИТ снова выйдет на проверку в организацию и проверит исполнение требований акта.

Работодатель, уклонившийся от устранения выявленных нарушений, будет оштрафован на основании протокола об административном правонарушении, составленного инспектором ГИТ. Далее протокол передается вместе с другими материалами по расследованию в суд.

Штраф составляет от 100 до 200 тысяч рублей.

Положение о системе управления охраной труда — образец

Положение о системе управления охраной труда должен разрабатывать каждый работодатель. Каким образом фирма может решить эту задачу с учетом того, что составление данного документа не регламентировано законодательством РФ, расскажем в нашей статье.

Для чего нужно положение о системе управления охраной труда в организации

Необходимость составлять положение обусловлена требованиями ГОСТ Р 12.0.007-2009. Следовать нормам ГОСТ в сфере охраны труда должны все российские работодатели (ст. 22 ТК РФ).

Положение о системе управления охраной труда в организации входит в перечень обязательной документации, регулирующей порядок функционирования системы (п. 7.8.5 ГОСТ Р 12.0.007-2009, п. 4.3.4 ГОСТ Р 12.0.009-2009). При этом сотрудники организации должны иметь беспрепятственный доступ к данному положению.

Читайте так же:  Лизинг рабочего персонала – что это такое

Какие НПА устанавливают требования к составлению и структуре документа

Несмотря на то, что составление положения — обязанность, установленная на федеральном уровне, в РФ не приняты нормативные акты, регулирующие, каким образом этот документ должен формироваться и как он должен выглядеть.

В ст. 209 ТК РФ сказано, что в компетенции федеральных органов власти — утверждение типового положения о системе управления охраной труда, которое должно формироваться с учетом мнения органов, осуществляющих регулирование социально-трудовых правоотношений.

Однако пока подобное типовое положение в качестве нормативного документа не принято. Правда, оно опубликовано в виде проекта Минтруда РФ, который сегодня активно обсуждается различными ведомствами.

Данный документ разработан с учетом действующих стандартов охраны труда, принятых в РФ и за рубежом, а также практического опыта ведущих фирм-работодателей. В проекте типового положения содержатся, в частности:

  • требования к структуре внутрикорпоративных положений;
  • положения, определяющие политику и цели фирмы-работодателя в сфере охраны труда;
  • положения, устанавливающие, каким образом должно осуществляться функционирование системы охраны труда в компании;
  • положения, определяющие, каким образом должно проводиться обучение персонала в области охраны труда;
  • положения, регламентирующие организацию документооборота в рамках системы охраны труда на предприятии.

На заседании Российской трехсторонней комиссии, которое прошло в начале февраля 2016 года, было решено, что текущий проект типового положения Минтруда необходимо доработать. Эксперты отметили, что данный документ предполагает возникновение у компаний-работодателей ряда неоправданных рисков.

В отсутствие норм закона, которые регламентировали бы составление положения о системе управления охраной труда, российским работодателям придется работать над формированием данного источника самостоятельно. Изучим, каким образом может быть решена данная задача.

Нюансы разработки положения о системе управления охраной труда на предприятии

Видео (кликните для воспроизведения).

Положение готовят ответственные специалисты компании-работодателя. В соответствии с пп. 4.5.1 и 4.5.2 ГОСТ 12.0.230-2007 при разработке документации в рамках системы охраны труда необходимо обращать внимание на следующие нюансы:

  • следует брать в расчет размер организации, виды деятельности, которые она осуществляет, специфику технологических процессов, характеризующих ее производство;
  • содержание должно быть изложено в таком виде, который будет понятен работникам;
  • документация должна своевременно анализироваться и корректироваться.

Таким образом, при разработке положения следует учитывать, что оно не принимается раз и навсегда, а может требовать периодических изменений.

Положение о системе охраны труда: структура

Структура положенияможет быть представлена такими элементами, как:

  • титульный лист;
  • раздел с общими положениями;
  • раздел о функциональных обязанностях сотрудников компании в области охраны труда;
  • раздел о специализированных структурах предприятия, ответственных за охрану труда;
  • раздел, регламентирующий прохождение сотрудниками обучения по охране труда;
  • раздел, регламентирующий процедуру проверки знаний сотрудников об охране труда;
  • раздел, регламентирующий проведение мероприятий по мониторингу и улучшению системы охраны труда;
  • раздел, регламентирующий действия сотрудников при несчастных случаях на производстве;
  • раздел, устанавливающий ответственность сотрудников за несоблюдение требований положения о системе охраны труда;
  • приложения к документу, необходимые для регламентации процедуры пользования им сотрудниками (например, журнал регистрации ознакомления работников с положением).

Рассмотрим более подробно, какие формулировки могут содержаться в отмеченных разделах.

Раздел 1: титульный лист

На титульном листе документа должны иметься:

  • отметка о том, что положение о системе охраны труда утверждено гендиректором;
  • Ф. И. О., должность руководителя, наименование предприятия;
  • наименование документа: «Положение о системе управления охраной труда»;
  • отметки о том, в соответствии с какими правовыми нормами принят документ;
  • информация о дате и месте составления документа.

Раздел 2: общие положения

В данный раздел документа могут быть включены формулировки, отражающие:

  • с какой целью организация утверждает положение о системе охраны труда;
  • какого рода нормы устанавливаются документом;
  • то, что положение является локальным нормативным источником, нормы которого обязательны для исполнения всеми работниками организации;
  • то, что положение — основополагающий документ при проведении обучающих мероприятий в рамках совершенствования системы охраны труда;
  • в соответствии с какими НПА разработано положение;
  • с какой периодичностью может пересматриваться документ.

Раздел 3: функциональные обязанности сотрудников

Здесь может быть приведен список сотрудников, отвечающих за:

Раздел 4: органы управления охраной труда

Главным из таких органов должна быть служба охраны труда, которую в соответствии с положениями ст. 217 ТК РФ должны учреждать работодатели с численностью штата более 50 человек.

Если в компании работает меньшее количество сотрудников, руководство должно назначить хотя бы 1 ответственного за охрану труда. В этом случае орган управления охраной труда в фирме будет единоличным. Если это сделать невозможно, то функции, связанные с обеспечением функционирования системы охраны труда, должен взять на себя руководитель фирмы или ИП (если бизнес ведется в данной правовой форме). Либо следует привлечь стороннего специалиста по договору подряда и сформировать внешний орган управления охраной труда.

В рассматриваемом разделе можно зафиксировать формулировки, отражающие:

  • какой именно орган управления охраной труда учрежден в фирме: служба, единоличный в виде ответственного специалиста или внешний в виде подрядчика;
  • указание на то, что служба охраны труда (или ответственный за охрану труда специалист, или подрядчик) выполняет свои функции в соответствии со ст. 217 ТК РФ;
  • кто именно в организации учреждает службу охраны труда или назначает ответственного специалиста (чаще всего это руководитель);
  • основные задачи, которые решает служба охраны труда, ответственный специалист или подрядчик.

Раздел 5: обучение и инструктаж сотрудников

В данный раздел документа можно включить формулировки, отражающие:

  • то, что все сотрудники фирмы, принимаемые на работу, должны проходить обучение по программам охраны труда, а также необходимые инструктажи;
  • сущность инструктажей, проводимых в организации;
  • каким образом должны проводиться обучающие мероприятия и инструктажи;
  • какими нормами руководствуется предприятие, организуя обучение сотрудников по программам охраны труда, а также при проведении инструктажей;
  • кто именно утверждает программы обучения и инструктажей, а также проводит соответствующие мероприятия;
  • указание на то, что по завершении каждой программы обучения либо инструктажа по охране труда проводится проверка знаний, полученных сотрудниками;
  • указание на то, что программы обучения и инструктажи проводятся в соответствии с локальными нормативными актами компании;
  • периодичность пересмотра принятых компанией программ обучения, инструктажей, а также локальных нормативных актов, которые регулируют их проведение.

Раздел 6: проверка знаний сотрудников

В данный раздел можно включить формулировки, которые отражают:

  • периодичность прохождения сотрудниками компании проверки знаний в области охраны труда;
  • критерии проведения внеочередных проверок;
  • перечень нормативных актов, в соответствии с которыми проводятся внеочередные проверки;
  • кто именно должен проверять знания сотрудников в области охраны труда.
Читайте так же:  Семьям с детьми сбербанк снизит ставку по ипотеке

Раздел 7: мониторинг и оптимизация системы охраны труда

В этом разделе могут присутствовать формулировки, отражающие:

  • кто именно на предприятии отвечает за мониторинг функционирования системы охраны труда, а также ее улучшение;
  • какие критерии используются при оценке качества функционирования соответствующей системы;
  • посредством каких методов осуществляется мониторинг функционирования системы охраны труда, а также ее оптимизация;
  • кто именно на предприятии контролирует работу сотрудников, ответственных за мониторинг и улучшение системы охраны труда.

Раздел 8: порядок действий при несчастных случаях на производстве

В данный раздел положения можно включить формулировки, раскрывающие:

  • порядок, методы расследования несчастных случаев;
  • порядок реагирования сотрудников фирмы и ее руководства на возникновение несчастных случаев;
  • порядок принятия локальных нормативных актов, в соответствии с которыми должно осуществляться расследование несчастных случаев;
  • кто именно отвечает за реагирование на инциденты на производстве;
  • в каком порядке осуществляется взаимодействие сотрудников компании и внешних субъектов, в частности специальных служб и государственных ведомств, при инцидентах на производстве;
  • порядок отражения информации о несчастных случаях в специальных документах, перечень соответствующих документов;
  • кто именно отвечает за внесение информации об инцидентах на производстве в специальные документы.

Раздел 9: ответственность сотрудников

Раздел об ответственности — стандартный элемент большинства локальных нормативных актов, поэтому его включение в структуру положения о системе охраны труда также возможно. В данном разделе можно зафиксировать формулировки, отражающие:

  • в соответствии с какими НПА сотрудники фирмы несут ответственность за несоблюдение норм безопасности труда;
  • указание на то, что ответственность за несоблюдение положений документа несут все сотрудники предприятия, а также то, какие дисциплинарные меры могут налагаться на нарушителей.

Еще 1 возможный элемент положения о системе охраны труда — приложения к нему. Рассмотрим подробнее.

Перечень приложений

Положение о системе охраны труда может дополняться различными источниками, регулирующими действие самого документа либо отдельных процедур, которые он регламентирует. Все они будут иметь статус приложений.

Так, к источникам, закрепляющим юридическую силу самого документа, можно отнести журнал, в котором сотрудники организации удостоверяют своей подписью факт ознакомления с положением о системе охраны труда (либо получения его копии).

К источникам, регламентирующим отдельные процедуры в рамках системы управления охраной труда, можно отнести журнал, в котором ведется учет допуска сотрудников к системам безопасности предприятия, а также в помещения, в которых осуществляется обучение или инструктаж по программам охраны труда.

Журнал ознакомления с положением, журнал контроля допуска и иные документы должны получить статус приложений с определенным номером, а их формы желательно привести в самом положении.

Все подобные приложения должны утверждаться приказом директора (это может быть тот же приказ, который вводит в действие само положение о системе охраны труда).

В каждом приложении должна стоять отметка о том, что оно составлено именно для положения о системе охраны труда. Лучше всего отразить данную отметку в виде ссылки на номер локального нормативного акта, посредством которого утверждено положение и который указан на титульном листе. В этом случае приложение можно будет распечатывать отдельно от положения, например для сотрудников определенных подразделений фирмы.

Где скачать образец положения о системе охраны труда

Загрузить образец рассматриваемого документа вы можете на нашем портале.

Положение о системе охраны труда на предприятии — документ, который в соответствии с нормами ГОСТ должны иметь все российские работодатели. Поскольку на данный момент его рекомендуемая форма не утверждена, предприятие должно разработать данный документ самостоятельно. Предложенная нашими экспертами структура положения о системе охраны труда основана на практике современного кадрового менеджмента и отражает базовые требования регулирующих ГОСТ.

Ознакомиться с иными аспектами обеспечения безопасности труда на предприятии вы можете в статьях:

Система управления охраной труда в ВУЗе (примерное положение)

Система управления охраной труда в вузе — продолжает серию статей о Положениях о системе управления охраной труда в общеобразовательной и дошкольной образовательных организаций.

Положение о системе управления охраной труда (далее – СУОТ) в образовательной организации высшего образования (далее – ВУЗ) разрабатывается в целях оказания содействия руководителям и председателям профсоюзных организаций ВУЗов при подготовке «Положения о СУОТ» и далее в процессе обеспечения функционирования СУОТ в вузе.

Примерное Положение содержит основную структуру и положения о СУОТ с учетом требований:

  • «Типового положения о системе управления охраной труда», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2016 г. N 438н;
  • Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Трудового кодекса Российской Федерации;
  • Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию»;
  • межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования»;
  • «Рекомендаций по созданию и функционированию системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в организациях, осуществляющих образовательную деятельность», направленных письмом Минобразования России от 25.08. 2015 № 12-1077;
  • «Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2015-2017 годы».

При разработке Примерного Положения о СУОТ в вузе учтены практики обеспечения и функционирования СОУТ ведущих ВУЗов Министерства образования и науки РФ.

В Положении важно прописать систему функционирования управления охраной труда вуза, которая включает распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя и осуществляется работодателем с использованием уровней управления.

В качестве уровней управления ВУЗом могут быть рассмотрены:

  • уровень ректора (работодателя в целом).
  • уровень проректоров по направлениям (совокупности нескольких структурных подразделений);
  • уровень руководителей служб;
  • уровень филиала (обособленного структурного подразделения);
  • уровень института в составе ВУЗа (структурного подразделения);
  • уровень факультета (производственного участка);
  • уровень лаборатории отдела кафедры.

С учетом специфики деятельности ВУЗа, структуры управления и численности работников для целей СУОТ могут устанавливаться и иные уровни управления.

Обязанности в сфере охраны труда должностных лиц работодателя устанавливаются в зависимости от уровня управления. При этом на каждом уровне управления устанавливаются обязанности в сфере охраны труда персонально для каждого руководителя или принимающего участие в управлении работника.

Читайте так же:  Прием на работу граждан белоруссии

Участниками процесса СУОТ могут быть :

  • ректор;
  • проректоры;
  • директоры институтов (деканы факультетов);
  • директоры департаментов;
  • заведующие кафедрами;
  • руководители структурных подразделений;
  • начальник службы охраны труда;
  • выборный орган первичной профсоюзной организации ВУЗа;
  • инспекторы труда профессионального союза;
  • уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессионального союза;
  • ответственные по охране труда подразделений;
  • комиссия по охране труда вуза;
  • комиссия по проверке знаний электробезопасности;
  • комиссия по проверке знаний промышленной безопасности;
  • комиссия по проверке знаний радиационной безопасности;
  • комиссия по проверке знаний экологической безопасности;
  • сотрудники и работники вуза.

[3]

Функциональные обязанности работников ВУЗа в области охраны труда

В Положении важно прописать функциональные обязанности работников ВУЗа в области охраны труда. Перечень обязанностей не исключает действующие в применительно к частным условиям работы, а дополняет их в области охраны труда, промышленной безопасности, пожарной безопасности.

В предложенном Положении раскрыты функциональные обязанности в области охраны труда следующих работников:

  • ректор,
  • проректор по учебной работе,
  • проректор по научной работе,
  • проректор по инновационной деятельности,
  • проректор по информационной политике,
  • проректор по социальной и воспитательной работе,
  • проректор по международным связям,
  • проректор по общим вопросам,
  • проректор по капитальному строительству и ремонту,
  • проректор по хозяйственной деятельности,
  • проректор по жилищно-коммунальному хозяйству,
  • проректор по экономике и стратегическому развитию,
  • начальник управления кадров,
  • начальник управления бухгалтерского учета и финансового контроля,
  • начальник службы охраны труда,
  • главный инженер,
  • главный механик,
  • директор института,
  • заведующий кафедрой,
  • заместитель директора по научно-исследовательской работе,
  • руководитель научно-исследоват6ельской работы (темы),
  • заведующий научно-исследовательской (проблемной, отраслевой) лабораторией,
  • руководители структурных подразделений,
  • начальник отдела материально-технического снабжения,
  • начальник управления эксплуатации зданий и сооружений,
  • директор ремонтно-строительного участка (центра),
  • начальник цеха, производитель работ в пределах руководимых им объектов,
  • мастер производственного участка, ремонтно-строительной организации в пределах порученного участка,
  • обязанности работников рабочих специальностей в ВУЗе.

Управление профессиональными рисками

Идентификация опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня осуществляются руководителями соответствующих направлений деятельности ВУЗа с привлечением службы охраны труда, комиссии по охране труда, уполномоченных по охране труда профсоюзной организации ВУЗа.

Опасности, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, исходя из специфики деятельности подразделений:

а) механические опасности,

б) электрические опасности,

в) термические опасности,

г) опасности, связанные с воздействием микроклимата и климатические опасности,

[2]

д) опасности из-за недостатка кислорода в воздухе,

е) барометрические опасности,

ж) опасности, связанные с воздействием химического фактора,

з) опасности, связанные с воздействием аэрозолей преимущественно фиброгенного действия,

и) опасности, связанные с воздействием биологического фактора,

к) опасности, связанные с воздействием тяжести и напряженности трудового процесса,

л) опасности, связанные с воздействием шума,

м) опасности, связанные с воздействием вибрации,

н) опасности, связанные с воздействием световой среды,

о) опасности, связанные с воздействием неионизирующих излучений,

п) опасности, связанные с воздействием ионизирующих излучений,

р) опасности, связанные с воздействием животных,

с) опасности, связанные с воздействием насекомых,

т) опасности, связанные с воздействием растений,

у) опасность утонуть,

ф) опасность расположения рабочего места,

х) опасности, связанные с организационными недостатками,

ц) опасности пожара,

ч) опасности обрушения,

ш) опасности транспорта,

щ) опасность, связанная с дегустацией пищевых продуктов,

ы) опасности насилия,

э) опасности взрыва,

ю) опасности, связанные с применением средств индивидуальной защиты,

Процедуры системы управления охраной труда

Процедуры системы управления охраной труда:
  • Организация процедур обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников.
  • Организация процедуры обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами.
  • Организация процедур по выявлению потребности в обеспечении работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами.
  • Организация процедур по обеспечению работников молоком, другими равноценными пищевыми продуктами или лечебно-профилактическим питанием.

В Положении раскрыты вопросы:

  • Планирование мероприятий по реализации процедур
  • Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур
  • Реагирование на аварии, несчастные случаи, отравления и профессиональные заболевания
  • Мониторинг, анализ, улучшение
  • Управление документами СУОТ
  • Ответственность

Приложения Положения

В Положение можно включить ряд приложений:

  1. Структура обучения по охране труда
  2. Планирование работы по охране труда
  3. Организация и проведение трехступенчатого административно-общественного контроля по охране труда
  4. Моральное и материальное стимулирование по охране труда
  5. Направление работы с лицами, допустившими нарушения правил и инструкций по охране труда
  6. Положение об уполномоченном лице по охране труда
  7. Примерный перечень документов по охране труда в образовательной организации
  8. Перечень основных законодательных и иных нормативных правовых актов, используемых при подготовке Примерного положения о системе управления охраной труда

В разделе «Практические материалы» можно скачать Положение о системе управления охраной труда в образовательной организации высшего образования, разработанное Отделом охраны труда и здоровья аппарата Общероссийского Профсоюза образования и переработать его с учетом специфики деятельности своего ВУЗа.

Примерное Положение о СУОТ в организации высшего образования будет полезно для предприятий, для организаций других отраслей, так как его изучение поможет понять, как разработать качественно положение для своей организации, с учетом требований «Типового положения о системе управления охраной труда», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2016 г. N 438н.

Когда положение разработано с учетом специфики деятельности организации, его необходимо согласовать с представительным органом работников или выборным органом профсоюзной организации и утвердить изданием приказа.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если информация оказалась полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

Источники


  1. Годунов, Н. Мера ответственности / Н. Годунов. — М.: Юридическая литература, 2017. — 176 c.

  2. Ключевые прецеденты ФАС Московского округа по налогам за 2009 год. — М.: Тимотиз Паблишинг Раша, 2010. — 512 c.

  3. Макаров, Ю.Я. Рассмотрение мировыми судьями уголовных дел / Ю.Я. Макаров. — Москва: ИЛ, 2015. — 302 c.
  4. Пикалов И. А. Уголовное право. Особенная часть; Эксмо — Москва, 2011. — 560 c.
  5. Астахов Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Астахов, Павел. — М.: Эксмо, 2016. — 320 c.
Положение о системе управления охраной труда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here