Пенсионный возраст — причины поднятия

Статья на тему: "Пенсионный возраст — причины поднятия" от профессионалов для людей. Обязательно дочитайте до конца.

Пенсионный возраст могут поднять до 70 лет

Депутаты увидели признаки подготовки ко второму этапу болезненной реформы

Возможно, в стране скоро станет еще больше предпенсионеров, которым нужно будет думать о своем трудоустройстве. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

Проведенная в России пенсионная реформа, судя по всему, не вызывает особой гордости даже у ее апологетов. По крайней мере, на это указывают наблюдатели. Как сообщил «НГ» депутат Госдумы Валерий Рашкин, есть информация, что в правительстве создана рабочая группа, которая занимается подготовкой второго этапа пенсионной реформы. Этот этап, по сведениям депутата, предполагает новое повышение пенсионного возраста для мужчин и для женщин до 70 лет. К слову, дискуссии о том, каким должен быть пенсионный возраст в РФ, даже сейчас действительно не утихают.

Приняв сложное решение о повышении пенсионного возраста, правительственные чиновники затем уверили население, что в течение как минимум ближайшего десятилетия, а то и до 2036 года, необходимости в новой отсрочке выплаты пенсий не появится. Однако, как считают некоторые наблюдатели, на самом деле новое повышение пенсионного возраста не только уже обсуждается, но и может быть претворено в жизнь значительно раньше, чем через 10 лет.

«Опять началась подготовка к следующему удару по нашим людям, которые достигают пенсионного возраста», – сообщил «НГ» депутат Госдумы Валерий Рашкин. По его словам, одним из признаков проводимой чиновниками подготовки можно считать, например, недавнее заявление правительства, что в стране резко выросла продолжительность жизни граждан: у женщин – до 78,5 года, у мужчин – до 68,5 года.

«Я начал проводить разведку боем, чтобы узнать, кто там в правительстве, в этих структурах, министерствах, чем занимается», – пояснил Рашкин. В ходе такого расследования депутат выяснил, что в правительстве создана рабочая группа, которая занимается анализом полученного бюджетом эффекта от стартовавшей реформы и разработкой мер по дальнейшему сокращению бюджетных отчислений в Пенсионный фонд. «У меня есть сведения, что создана группа. Я не могу их подтвердить вам документально, – уточнил депутат. – Это один в один, на 100% та же группа, которая готовила и первый этап пенсионной реформы – повышение возраста выхода на пенсию».

По словам Рашкина, судя по всему, в правительстве поняли, что предварительные итоги пенсионной реформы печальны. Та черная дыра, которая, как полагают чиновники, есть в Пенсионном фонде, не закрыта, перечисления из бюджета продолжаются, анализа, почему это происходит, не делается, и даже задача повысить на 1 тыс. руб. пенсии, похоже, вызывает сложности, перечисляет доводы Рашкин.

Кстати, напомним, как писала «НГ», ранее в профильных ведомствах пояснили, что на самом деле никто и не обещал поголовного повышения пенсий на 1 тыс. руб. Во-первых, речь шла о таком увеличении пенсий только для неработающих пенсионеров. А во-вторых, эти обещания касались усредненного показателя: на 1 тыс. мог рассчитывать только среднестатистический пенсионер, а вовсе не все (см. «НГ» от 24.06.19).

«Среднее ежемесячное увеличение пенсии ныне действующим пенсионерам оценено в 1 тыс. руб. Приблизительно каждый пенсионер, естественно, в зависимости от стажа и размера страховых взносов, которые он уплачивал, получит под 12 тыс. в год», – поясняла вице-премьер Татьяна Голикова. Ключевые слова тут – «в зависимости от».

«Первый этап сам по себе не решил задач, которые были поставлены», – пояснил Рашкин. Поэтому, по его словам, и было принято решение приступить ко второму этапу. «Когда он произойдет? Сегодня информации нет. То ли через год. То ли через два года. То ли под конец президентского срока», – сказал депутат. По его данным, второй этап предполагает повышение пенсионного возраста до 70 лет для мужчин и женщин. «Вот такие у меня на сегодняшний день невеселые размышления исходя из той информации, которую я получил как депутат Госдумы», – резюмировал Рашкин.

О том, что в пенсионной системе до сих пор не устранены дисбалансы, говорят не только депутаты. Например, ранее Счетная палата (СП) сообщила, что, несмотря на принимаемые государством меры, «создать эффективную пенсионную систему пока не удалось». Правда, возглавляемая Алексеем Кудриным Счетная палата воздержалась от анализа ситуации именно с пенсионным возрастом, однако выводы аудиторов все равно можно назвать жесткими.

«Реализуемая с 2013 года Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы никак не повлияла на уровень пенсионного обеспечения граждан. За шесть лет ее реализации коэффициент замещения не превысил 35%. Чтобы достичь 40%, средний размер страховой пенсии неработающего пенсионера в 2024 году должен составлять не менее 24 тыс. руб. Для этого начиная с 2022 года страховые пенсии неработающих пенсионеров необходимо увеличивать в два раза выше уровня инфляции», – пояснила ранее аудитор СП Светлана Орлова.

В телеобращении к гражданам России президент Владимир Путин сообщал, что предложенные пенсионные изменения «позволят не просто сохранить уровень доходов пенсионеров, но главное – обеспечить их устойчивый, опережающий рост»: «В результате это даст возможность в 2024 году выйти на средний уровень пенсий для неработающих пенсионеров в 20 тыс. руб. в месяц».

При этом, несмотря на то что в стране уже приняты окончательные, как казалось, решения, в экспертной среде продолжаются дискуссии о том, какой пенсионный возраст можно считать для России оптимальным.

«Наш анализ показывает, что новый пенсионный возраст занижен для женщин и завышен для мужчин (демографическим характеристикам объективно соответствовали бы параметры: 62 года для женщин и 63 для мужчин)», – сообщил в статье «Повышение пенсионного возраста: ретроанализ и взгляд вперед» руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Напомним, смягченная Владимиром Путиным реформа предполагает постепенное повышение пенсионного возраста для мужчин до 65 лет, для женщин – до 60 лет.

Тем не менее Гурвич подчеркивает, что «решение о повышении пенсионного возраста стратегически было как неизбежным (фактически не имеющим реальной альтернативы), так и лучшим из возможных с точки зрения долгосрочных перспектив экономики и уровня благосостояния граждан».

Как пояснил «НГ» замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Владимир Назаров, «пока рано судить об итогах пенсионной реформы, она только началась». «Единственный итог, о котором мы точно можем судить, это о повышении пенсии неработающим пенсионерам. Без реформы пенсии были бы проиндексированы на 4,3%, а с реформой они проиндексированы на 7%. Поэтому соответственно мы получили дополнительную индексацию для неработающих пенсионеров около 3%. И более того, это произошло с 1 января, а не в феврале, как обычно у нас проводятся индексации. Поэтому это пока единственный четкий факт, о котором мы можем говорить», – пояснил эксперт.

Читайте так же:  Увольнение за несоответствие занимаемой должности

Назаров уточнил, что ему ничего не известно о какой-либо подготовке нового повышения пенсионного возраста. «Я более чем уверен, что до 2028 года обсуждать это в органах государственной власти в принципе бессмысленно, – сказал он. – Да и после 2028 года никакой спешки в дальнейшем изменении пенсионного возраста не будет».

Минтруд и Пенсионный фонд России воздержались от комментариев по этой теме.

Топилин готовит Россию к новому повышению пенсионного возраста

В Минтруда считают, что предпенсионеры полны сил и рвутся на работу

Количество рабочей силы в России остается «практически стабильным», несмотря на снижение численности населения трудоспособного возраста. Об этом заявил глава Минтруда РФ Максим Топилин на встрече министров труда стран G20 в японском городе Мацуяма.

По данным Топилина, за последние пять лет в России доля лиц старше трудоспособного возраста в численности занятых увеличилась с 8,5% до 9,6%. В итоге более 95% экономически активного населения страны работают. Он также добавил, что в РФ введены специальные меры по недопущению дискриминации на рынке труда пожилых людей.

[2]

«Сейчас в России занято 7,3 млн. человек старше трудоспособного возраста», — уточнил Топилин.

Заметим, эта оптимистичная картина не вполне стыкуется с данными Пенсионного фонда. Ранее газета «Известия» со ссылкой на ПФР сообщила, что больше половины предпенсионеров в России оказались безработными. Только 4 из 10 миллионов россиян этого возраста трудоустроены — речь, напомним, идет о людях, которым до выхода на пенсию остается пять лет. Все это — следствие повышения пенсионного возраста в ходе пенсионной реформы.

Но суть не только в этом. Интересны причины, по которым глава Минтруда пытается представить дело так, будто пожилые в России преисполнены энергии и сил (в ходе своего выступления Топилин особо подчеркивал, что за последние 15 лет средняя продолжительность жизни россиян увеличилась на восемь лет, в том числе мужчин — на 9,2 года), так и рвутся на работу. Глава ведомства также сообщил, что к 2030 году средняя продолжительность жизни достигнет 80 лет (против 73-х сейчас). Нам бы всем порадоваться таким перспективам, только как-то не до веселья. Ведь если продолжительность возрастет, то государству надо будет больше тратиться на пенсионеров. И все результаты нынешней пенсионной реформы, с точки зрения властей, пойдут коту под хвост.

Похоже, Минтруда начинает готовить общественное мнение к еще одному повышению пенсионного возраста. И это не конспирология. Вспомните, что именно с бодрых рапортов о демографическом рывке России начиналась «артподготовка» нынешней пенсионной реформы, в ходе которой пенсионный возраст подняли сразу на пять лет. На сколько поднимут пенсионный возраст на этот раз — на три года, на четыре, на пять?

Можно вспомнить и другое. На Апрельской конференции в Высшей школе экономики был представлен доклад Юрия Горлина и Виктора Ляшка «Повышение пенсионного возраста: пейзаж после…». Из него следовало, что отставание уровня пенсий от зарплат будет нарастать, и вести к падению качества жизни пенсионеров. В результате после 2028 года властям придется вернуться к обсуждению нового повышения пенсионного возраста.

По расчетам авторов доклада, нынешнее повышение пенсионного возраста дало результат. Без него коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней зарплате, которое по стандартам МОТ должно быть не менее 40%) снизился бы с 32,8% в 2018 году до 27,9% к 2030 году, а потом и до 22,9% к 2050 году. Эти выкладки справедливы, если исходить из более-менее реалистичного прогноза роста ВВП на 1,5% в год.

Повышение возраста выхода на пенсию при таком росте ВВП динамику снижения замедляет.

Проблема, однако, в том, что разрыв пенсий и зарплат будет увеличиваться при ускорении роста экономики. Чем выше будут темпы роста ВВП, тем больше пенсии будут отставать от зарплаты, отмечали авторы доклада.

Тем временем пенсионные обязательства государства будут расти, возникнет риск устойчивости пенсионной системы, а после 2024 года, и особенно после 2028-го, когда закончится переходный период пенсионной реформы, возможности сохранения заявленного государством роста пенсий (к которому уже «привыкнет» население) будут ограничены, отмечали аналитики.

По мнению авторов доклада, обсуждение этих проблем нельзя откладывать. Как минимум надо отойти от представления, что с нынешним повышением пенсионного возраста все проблемы решены.

Так что, возможно, Топилин и работает в данном направлении — напоминает, что болезненную операцию придется повторить, даже если общество воспринимает эту идею в штыки.

— Когда Топилин говорит, что 95% активного населения РФ работает, он выдает желаемое за действительное, — считает депутат Госдумы третьего и четвертого созывов, полковник в отставке Виктор Алкснис. — Скорее всего, реальные цифры о состоянии рынка рабочей силы засекречены. Потому что их публикация вызывала бы шок в обществе: ну откуда в России могут взяться рабочие месте, когда практически все промышленное производство прекратило свое существование?!

Я, например, живу в подмосковном рабочем поселке Тучково. Еще 30 лет здесь работало около десятка предприятий, а сам поселок был центром строительной индустрии Московской области. Сегодня ни одно из этих предприятий не работает, а люди находят работу исключительно в Москве.

Тучкову повезло — до столицы 80 км на электричке. Мужчины, как правило, устраиваются в Москве работать охранниками, женщины — продавщицами и уборщицами. Но в России масса городов, где население сидит без работы и без шансов трудоустроиться вообще.

Недавно я побывал в Кондопоге (Карелия). Там в советское время был знаменитый целлюлозно-бумажный комбинат — один из крупнейших в Союзе. На нем трудилось чуть ли не половина населения города.

Сегодня комбинат практически встал. Кроме того, встали все другие предприятия Кондопоги. В результате в городе, численность населения которого за последние годы сократилась на 20%, найти работу практически невозможно.

И вот на этом фоне звучат победные реляции Топилина, что безработица в стране снижается, а трудоспособное население устроено и счастливо работает.

«СП»: — Ситуация с занятостью может повлиять на дальнейшее увеличение пенсионного возраста?

[3]

— У меня нет сомнений, что правительство будет пытаться найти выход из нынешнего положения, повышая пенсионный возраст. 20 лет назад Владимиром Путиным был взят курс на построение сырьевой энергетической сверхдержавы. Этот курс привел Россию к системному кризису. Причем, ситуация вокруг «Северного потока-2» показывает, что попытки США посадить Европу на американский сжиженный газ вполне могут увенчаться успехом. И тогда деньги, вложенные нашим правительством в газопроводы, попросту пропадут — наше сырье в Европе окажется ненужным.

Читайте так же:  Бесплатная консультация по алиментам

И что, спрашивается, мы будем в такой ситуации делать? Как правительство сможет кормить пенсионеров?

Вот тогда у кабмина, я считаю, останется единственный выход: повышать пенсионный возраст. Чтобы люди, которые должны были получать пенсию, выкручивались своими силами.

«СП»: — Что это будет означать в масштабах страны?

— Полную ликвидацию социального государства. Неспроста в правительственных кругах уже давно идут разговоры, что социальное государство является тормозом развития экономики РФ.

На деле, речь идет о возвращении России в социальных вопросах на уровень XIX-го столетия. В то время как развитые страны движутся в прямо противоположном направлении: достаточно посмотреть на уровень социальной поддержки населения в Норвегии, Швеции или тех же США.

Но Россию ее нынешнее руководство, похоже, ведет особым путем. И это, к сожалению, неизбежно приведет к тяжелым последствиям.

«СП»: — Почему вы так считаете?

— Потому что люди окажутся в безвыходном положении — до пенсии далеко, а устроиться на работу невозможно. Дело не только в дефиците рабочих мест. Работодателям не нужны пожилые сотрудники, которых невозможно использовать на всю катушку. В итоге миллионы людей, я считаю, будут лишены средств к существованию.

Это, уверен, чревато дестабилизацией ситуации в стране. Такое впечатление, что наше руководство так и не сделало выводов из истории Росси за последние 100 лет. Кремль считает, что при любом раскладе удержит ситуацию под контролем. На мой же взгляд, власти совершают роковую ошибку.

Подкупая пенсионеров за счет ограбления предпенсионеров, власть надеется удержать Госдуму на выборах

Старики играют в «кредитное колесо» под гарантию смерти

В этом и в следующих годах без зарплаты оставят 450 тысяч пожилых россиян

Почему пенсионный возраст надо не повышать, а уравнивать

Один из часто называемых аргументов в пользу повышения пенсионного возраста – рост продолжительности жизни в России со времени его первоначального установления. Но он не совсем справедлив, поскольку продолжительность жизни до сих пор росла в основном за счет снижения смертности в детских и средних возрастах.

При этом продолжительность жизни в пенсионном возрасте стала расти после 2002 г. и за эти 15 лет выросла незначительно – на 2,7 года у мужчин и 3,2 года у женщин до 13,4 и 21,6 года соответственно. Не менее важна и длительность здоровой жизни, тесно связанная с наступлением нетрудоспособности. В зависимости от методики расчета длительность здоровой жизни в России к 2015 г. составляла в среднем 59 лет у мужчин и 65 лет у женщин. В результате даже до относительно невысокого нынешнего пенсионного возраста доживут лишь 70% нынешних 20-летних мужчин и 92% женщин, а до предлагаемой правительством новой планки в 65 лет и 63 года соответственно и вовсе 60% мужчин и 86% женщин.

В мире есть страны, в которых старение населения зашло намного дальше, чем в России. Почти все эти страны уже находятся в процессе постепенного повышения пенсионного возраста, что не мешает им лидировать в международных рейтингах, отражающих продолжительность, качество и условия жизни в пожилом возрасте. Характеристики пенсионного возраста в этих странах могут помочь России определиться с приоритетами пенсионной реформы.

Очевидно, что лишь при действующем возрасте выхода на пенсию Россия по продолжительности жизни на пенсии у мужчин близка к благополучным странам. А это значит, что повышение пенсионного возраста для мужчин значительно ухудшит качество их жизни. У российских женщин ситуация иная: они живут на пенсии гораздо дольше, чем женщины из более благополучных стран. Отчасти это связано с тем, что в большинстве стран мира разница в возрасте выхода на пенсию между мужчинами и женщинами отсутствует либо очень невелика. Но и ни в одной другой развитой стране нет такого внушительного разрыва между мужчинами и женщинами в продолжительности жизни (более 10 лет), в том числе в пожилом возрасте, как в России.

Пониженный на пять лет относительно мужчин возраст выхода на пенсию для женщин был установлен в начале формирования советской пенсионной системы в 1928 г. для работников отдельных отраслей народного хозяйства. Позже перечень отраслей расширялся, пока пенсионная система не охватила всех граждан. В те годы это было заслуженной компенсацией за женский и материнский труд. Выходящие тогда на пенсию женщины рожали за свою жизнь в среднем по 5–6 детей, что весьма негативно сказывалось на их здоровье. Женщины также выполняли тяжелую домашнюю работу, которая отнимала много времени. Фактически женщины работали за троих: выполняли материнский труд, исполняли домашние обязанности и при этом были заняты в экономике. Таким образом, ранний выход женщин на пенсию в те годы был справедлив.

Сейчас на пенсию выходят женщины, рожденные в середине 1960-х гг. За весь фертильный период своей жизни (в основном 1980–1990-е гг.) они родили в среднем по 1,7 ребенка. Также растет доля добровольно бездетных женщин. Распределение домашнего труда в современных семьях становится все более эгалитарным, а гендерные нормы уже не такие жесткие, как в первой половине прошлого века. Традиционный женский и материнский труд сегодня стал не только легче и безопаснее для здоровья, но и является сугубо добровольным. Те тяжелые условия жизни и труда, из-за которых женщины получили более ранний выход на пенсию, сегодня практически отсутствуют, а значит, и оснований для сохранения такой разницы в пенсионном возрасте между мужчинами и женщинами нет.

Тем не менее рождение детей вынуждает женщин временно уходить с рынка труда, что приводит к потере профессиональных компетенций, опыта работы, потенциального роста зарплаты и карьерных перспектив. Результатом становятся меньшие доходы, меньшие отчисления в пенсионный фонд и, как следствие, меньший размер пенсии по сравнению с нерожавшими или родившими меньшее количество детей женщинами. Эти потери должны быть компенсированы правом раннего назначения пенсии. Но такое право должно зависеть от индивидуальных характеристик, а не распространяться на всех женщин без исключения.

Итого совокупность демографических обстоятельств сегодня предрасполагает к снижению пенсионного возраста для мужчин с 60 до 59 лет и повышению для женщин с 55 до 63–65 лет. Но такие границы пенсионного возраста, очевидно, невозможны в России в силу сложившихся гендерных норм и стереотипов и, равно как и ныне действующий пенсионный возраст, противоречат принципу равенства мужчин и женщин. В качестве компромисса между демографическими факторами, обществом и государством разумно выравнивание пенсионного возраста для обоих полов на нынешнем уровне для мужчин – 60 лет. При этом у женщин, родивших и воспитавших детей, должно быть право на ранний выход на пенсию – минус один год за каждого ребенка, но не более пяти лет. При реализации такого бонуса за рождаемость доля женщин, недавно вышедших из фертильного возраста, которые смогут выйти на пенсию на один год раньше, составит 39%, на два года – 40%, на три, четыре и пять лет – 9, 2 и 1% соответственно.

Читайте так же:  Мрот с 1 января в россии

Лишь после достижения в России показателей длительности жизни на пенсии у мужчин и женщин, близких к передовым странам, возникнет демографически обоснованная возможность начать повышение пенсионного возраста. Но скорость его повышения должна находиться в строгой зависимости от роста длительности жизни в пенсионном возрасте. В последние годы в России этот рост составлял в среднем около 0,1 года за один календарный год. При таких темпах ежегодный прирост возраста выхода на пенсию должен составлять не более одного месяца для мужчин и шести месяцев для женщин до достижения равного с мужчинами пенсионного возраста.

Но при ожидаемом росте доли пожилых и снижении доли работающих в населении это представляется недостаточным. По среднему варианту демографического прогноза Росстата к концу предлагаемого правительством переходного периода (2034 г.) без повышения пенсионного возраста доля россиян в трудоспособном возрасте сократится с 56 до 54% населения (или на 3 млн человек), а доля жителей в пенсионном возрасте вырастет с 25 до 30% населения (на 6 млн человек). Исправить ситуацию сможет лишь ускорение темпов снижения смертности трудоспособных россиян, что уже сейчас требует кратного роста инвестиций в здравоохранение.

Почему повышают пенсионный возраст

К действующему руководству страны можно относиться по-разному, но, как ни крути, на 2018 год причины повышения пенсионного возраста в России всё-таки есть. И они носят довольно объективный характер. ivbg.ru рассказывает, почему власти решили прибегнуть к непопулярной реформе возраста выхода на пенсию

Повышения не будет

В середине июня 2018 года стало известно, что кабинет министров России одобрил законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», подготовленный Минтрудсоцзащиты. Именно этот проект ФЗ введёт повышение пенсионного возраста в России.

Упомянутый законопроект предлагает закрепить с 01.01.2019 общеустановленный пенсионный возраст на уровне:

65 лет – для мужчин;

63 года – для женщин.

Видео (кликните для воспроизведения).

Важно, что увеличивать возраст выхода на пенсию будут постепенно: предусмотрен продолжительный переходный период:

с 2019 по 2028 год (10 лет) – для мужчин;

с 2019 по 2034 год (16 лет) – для женщин.

Повышение пенсионного возраста на первом этапе затронет мужчин 1959 года рождения и женщин 1964 г. р. Они с учетом переходных положений смогут выйти на пенсию в 2020 году – в возрасте 61 года и 56 лет соответственно.

Причина №1: Дольше живем

Как ни странно, но основная причина повышения пенсионного возраста в России – рост продолжительности жизни в нашей стране. Ситуация с демографией с учетом мировой тенденции старения населения говорит сама за себя.

С 2000 по 2017 год продолжительность жизни при рождении в России выросла:

у мужчин – на 8,5 лет (с 59 до 67,5 лет);

у женщин – на 5,4 года (с 72,26 до 77,64 года).

Длительность жизни по прогнозам Росстата в 2024 году составит:

у мужчин – 72,3 года (увеличение по сравнению с 2017 годом на 5,8 года);

у женщин – 82,1 года (увеличение по сравнению с 2017 годом на 4,5 года).

К завершению переходного периода – когда возраст будет установлен на уровне 65 лет для мужчин и 63 года для женщин – продолжительность жизни увеличится к уровню 2017 года:

для мужчин в 2028 году – на 7,6 года и составит 75,1 года;

для женщин к 2034 году – на 7,64 года и составит 85,28 года.

Причина №2: Соседи уже повысили

Общие международные тенденции тоже выступают причинами повышения пенсионного возраста в РФ. Так, на 2018 год практически ВСЕ страны уже повысили пенсионный возраст. Эта тенденция началась ещё в 80-е годы ХХ века.

Что касается близких России по условиям жизни стран евразийского пространства и Восточной Европы, то это сделали все государства, кроме Узбекистана (уже заявил о доведении своего пенсионного возраста до общемирового).

В Молдавии и Азербайджане для мужчин пенсионный возраст составляет 65 лет.

Пенсионный возраст для женщин на уровне 63 года установлен в Армении и уже повышается в Казахстане.

В странах Прибалтики – Эстония, Латвия, Литва – к 2025–2027 годам пенсионный возраст будет повышен до 65 лет, а в Германии, Испании, Италии в 2020-е годы – до 67 лет. И для мужчин, и для женщин.

Положительный эффект

Есть свои положительные причины повышения пенсионного возраста. К примеру, как показывает мировой опыт, это позволит обеспечить увеличение пенсий для неработающих пенсионеров. Причём выше инфляции согласно Указу Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Повышение пенсионного возраста приведёт к увеличению пенсий неработающих пенсионеров почти на 1000 рублей в год.

Выводы

В стране, где одного пенсионера кормит один работающий, старики обречены на нищету

Ждать больше нельзя, поскольку в России сложилась ситуация, при которой на одного пенсионера приходится один работающий гражданин. И затягивание с реформой только ухудшит ситуацию.

Причины повышения пенсионного возраста в России

К действующему руководству страны можно относиться по-разному, но, как ни крути, на 2018 год причины повышения пенсионного возраста в России всё-таки есть. И они носят довольно объективный характер. Рассказываем, почему власти решили прибегнуть к непопулярной реформе возраста выхода на пенсию.

Повышение будет

В середине июня 2018 года стало известно, что кабинет министров России одобрил законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», подготовленный Минтрудсоцзащиты. Именно этот проект ФЗ введёт повышение пенсионного возраста в России.

Упомянутый законопроект предлагает закрепить с 01.01.2019 общеустановленный пенсионный возраст на уровне:

  • 65 лет – для мужчин;
  • 63 лет – для женщин.

Важно, что увеличивать возраст выхода на пенсию будут постепенно: предусмотрен продолжительный переходный период:

  • с 2019 по 2028 год (10 лет) – для мужчин;
  • с 2019 по 2034 год (16 лет) – для женщин.
Читайте так же:  Увольнение работающего пенсионера

Причина № 1: дольше живём

Как ни странно, но основная причина повышения пенсионного возраста в России – рост продолжительности жизни в нашей стране. Ситуация с демографией с учетом мировой тенденции старения населения говорит сама за себя.

  • у мужчин – на 8,5 лет (с 59 до 67,5 лет);
  • у женщин – на 5,4 года (с 72,26 до 77,64 года).

Длительность жизни по прогнозам Росстата в 2024 году составит:

  • у мужчин – 72,3 года (увеличение по сравнению с 2017 годом на 5,8 года);
  • у женщин – 82,1 года (увеличение по сравнению с 2017 годом на 4,5 года).

К завершению переходного периода – когда возраст будет установлен на уровне 65 лет для мужчин и 63 года для женщин – продолжительность жизни увеличится к уровню 2017 года:

  • для мужчин в 2028 году – на 7,6 года и составит 75,1 года;
  • для женщин к 2034 году – на 7,64 года и составит 85,28 года.

Причина № 2: соседние страны уже повысили

Общие международные тенденции тоже выступают причинами повышения пенсионного возраста в РФ. Так, на 2018 год практически ВСЕ страны уже повысили пенсионный возраст. Эта тенденция началась ещё в 80-е годы ХХ века.

Что касается близких России по условиям жизни стран евразийского пространства и Восточной Европы, то это сделали все государства, кроме Узбекистана (уже заявил о доведении своего пенсионного возраста до общемирового).

Пенсионный возраст для женщин на уровне 63 года установлен в Армении и уже повышается в Казахстане.

В странах Прибалтики – Эстония, Латвия, Литва – к 2025–2027 годам пенсионный возраст будет повышен до 65 лет, а в Германии, Испании, Италии в 2020-е годы – до 67 лет. И для мужчин, и для женщин.

Положительный эффект

Есть свои положительные причины повышения пенсионного возраста. К примеру, как заверяют власти, это позволит обеспечить увеличение пенсий для неработающих пенсионеров. Причём выше инфляции согласно Указу Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

“Эх, раз, да еще раз”: эксперты уверены, что пенсионный возраст придётся повышать снова

Известное российское издание аргументированно утверждает, что властям придется снова повышать пенсионный возраст после 2019 года и менять пенсионную систему, так как сэкономить от повышения пенсионного возраста с первого раза не удастся.

Напомним, что изначально Минфин предлагал Президенту повышение возраста до 65 лет мужчинам и до 63 женщинам – по полгода в год с 2019-го. А повышение также требований к трудовому стажу позволило бы сократить трансферт ПФР на 0,9% ВВП к 2024 году (так оценивал кудринский Центр стратегических разработок). Но сэкономить у Правительства не вышло — Владимир Путин снизил итоговый пенсионный возраст для женщин до 60 лет, а премьер Дмитрий Медведев гарантировал ежегодную индексацию пенсий неработающим пенсионерам на 1000 рублей до 2024 года.

В итоге вместо снижения трансферт в ПФР вырастет до 12,2% доходов Фонда и лишь на 3-й год реформы сократится до 10,1%.

Еще одна обещанная выгода от реформы — решение проблемы дефицита кадров на рынке труда. К 2024 году число занятых вырастет на 1,8 млн человек по сравнению со сценарием без повышения пенсионного возраста. К 2035 году их число вырастет максимум на 1,5 млн человек, что несопоставимо с сокращением занятых из-за старения населения. В этом уверен замдиректора Центра трудовых отношений ВШЭ Ростислав Капелюшников.

Между тем, ключевой источник пополнения ПФР — ФОТ — в долгосрочной перспективе будет расти медленно или стагнировать. Как предупреждали эксперты – промышленность автоматизируется, число стабильных высокооплачиваемых рабочих мест в ней сокращается, а низкоквалифицированная занятость в торговых секторах растет.

Как пояснил федеральный чиновник, западные страны столкнулись с такой проблемой раньше, и самый безобидный выход — повысить возраст, а альтернативы ему — заставить бизнес повышать зарплаты, увеличить страховые взносы или сократить пенсии. Дальше придется найти новый источник финансирования пенсий или уйти от текущей модели пенсионной системы в пользу, например, безусловного базового дохода. Российские власти пока выбрали наиболее простой и очевидный путь и будут повышать пенсионный возраст, пока решение не будет найдено на Западе.

Почему бесполезно повышать пенсионный возраст в России – простые объяснения

То, чем мотивируют повышение пенсионного возраста реформаторы, это, конечно, неправда. И все это понимают.

Неправда, во-первых, потому, что в основу оправдания такого решения ложится ложный посыл о том, что увеличивается количество пожилых людей, а количество работающих, наоборот, сокращается. И что если раньше у нас было три работающих на одного пенсионера, то скоро окажется один к одному, а то и меньше. И, мол, из-за этого пенсию зарабатывать будет некому, что приведёт к обнищанию пенсионеров.

Если человек работает руками (жнёт серпом, куёт обыкновенным молотом, обтачивает детали напильником и т.п.), то да – возможно, в этом случае и нужны трое работающих на одного пенсионера. Но если человек задействован на высокотехнологичном производстве, если он при помощи компьютера и другой техники производит работу, которую ещё несколько лет назад могли выполнять десятки людей, то такой специалист создаёт высокую добавленную стоимость и большие объёмы продукции. И того, что он создаёт, хватит, чтобы выплачивать пенсии нескольким десяткам людей. И таких высокотехнологичных производств становится с каждым годом всё больше – прогресс не остановить

Но проблема в другом. При существующей ныне пенсионной системе отчисления в ПФР идут не от объёмов и общей стоимости произведённой продукции, а от заработной платы специалиста. И ты производи хоть на 100 миллионов в день, хозяин тебе положит зарплату в 30, 40 или пусть даже в 100 тысяч. Ну, может, премию ещё даст когда-никогда. А основная прибыль идёт на разные нужды, в том числе и в карман хозяина. Всё это если, конечно, утрировать, но суть верна.

То есть хоть треснет на работе специалист, а больше отчислений в Пенсионный фонд он не сделает, даже если заменит тысячи человек.

Такая ситуация, например, произошла в своё время на «Автовазе»: процесс сборки автомобилей автоматизировали, тысячи людей оказались не нужными, город Тольятти чахнет и вымирает.

Но вот что ещё интересно. Несмотря на то что сейчас, с повышением пенсионного возраста, вроде бы станет больше рабочих рук, проблема наполняемости Пенсионного фонда не решится: с дальнейшим внедрением искусственного интеллекта в производственный процесс необходимость в физическом присутствии человека будет с каждым годом всё ниже. Это значит, что грядут новые сокращения, и соотношение работающих к неработающим всё равно будет уменьшаться. То есть этот аргумент правительства вообще не работает, хоть повышай пенсионный возраст до 100 лет.

Читайте так же:  Система оплаты труда работников образовательного учреждения

Причин же к тому, чтобы повышать пенсионный возраст, две. Первая – это необходимость где-то взять большое количество денег — на разные нужды, в том числе и на глобальные. Деньги нужны огромные, и их, кроме как с народа, взять больше неоткуда. А увеличение на пять лет пенсионного возраста позволит привлечь в бюджет, по некоторым данным, более 10 трлн рублей.

Вторая причина – нехватка неквалифицированной рабочей силы или желающих выполнять работу, за которую можно мало платить. То есть нехватка именно дешёвой рабочей силы.

Сейчас эту нишу занимают гастарбайтеры, что государство, конечно, не устраивает. Нужно, чтобы коренные жители страны были готовы выполнять такую работу за эти же деньги.

Несколько дней назад в междугороднем автобусе нас вёз водитель, которому 59 лет. У него тряслась голова и дергались глаза, а по лицу проходил нервный тик. Что будет через пять лет с таким работником? И можно ли 65-летнего водителя посадить за руль автобуса, например, межобластного? Это подвергнуть риску жизни пассажиров.

Работодатель не то что будет стремиться уволить такого человека, но предложит ему более лёгкую и, соответственно менее оплачиваемую работу. А кто-то и её не сможет выполнять. И пойдёт в дворники, промоутеры, сторожа… То есть будет согласен на любую работу, лишь бы до заветной пенсии догрести. Но при такой работе какой будет у человека пенсия.

Другие публикации по теме:

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

Причины повышения пенсионного возраста

Повысив возраст выхода на пенсию, правительство РФ дает множество объяснений своему решению. Аналитики различных финансовых организаций также пытаются предоставить достоверные факты того, что законопроект был необходим и россиянам действительно будет лучше от того, что законную пенсию они будут получать позже. Аргументы всех инстанций, по «неизвестной» причине очень схожи, но их нельзя назвать однозначными или достоверными.

Рост показателя средней продолжительности жизни

Действующий до недавнего времени пенсионный закон был разработан и утвержден порядка пятидесяти лет назад. В то время люди жили в среднем на 10-15 лет меньше (согласно статистике), по этим данным и был одобрен возраст 55-60 лет, в качестве пенсионного. В настоящее время, люди действительно живут дольше.

[1]

Но статистика не учитывает «омоложение» хронических заболеваний. В отличие от прежних лет, такие болезни как диабет, гипертония и т.д., все чаще встречаются у граждан недостригших сорокалетнего возраста. Не берут в расчет создатели законов и ужасно низкий уровень жизни людей преклонного возраста, а также плачевное состояние отечественной системы здравоохранения.

Автоматизация труда и в целом улучшение его условий


В годы написания старого закона, производства были автоматизированы слабо и людям приходилось больше заниматься тяжелым ручным трудом. Также, ранее не было четко прописанных требований касающихся санитарно-гигиенического, токсико-химического состояния цехов, степени их задымленности и уровня шума. Данные факторы являлись причиной раннего старения людей и утраты трудоспособности.

Фактически, большинство норм охраны труда были разработаны и утверждены в Советском Союзе, но государство не будет прямо заявлять о неисполнении их требований и слабого контроля, со своей стороны. В настоящее время, благодаря усилиям мирового сообщества, контроль условий и качества труда осуществляется достаточно хорошо, и владельцы предприятий вынуждены оснащать рабочие места всем необходимым оборудованием.

Заводские работники получили неплохую помощь в виде автоматизированных станков, систем вентиляции и медицинского обслуживания. Но не учтен аграрный сектор и в целом люди, занятые в сельской местности, сюда прогресс еще не добрался, тяжелый труд и отсутствие множества положенных по закону благ здесь является нормой.

Повышение возраста граждан (старение нации)


Этот демографический термин указывает на снижение рождаемости и увеличение числа бездетных граждан. Многие отказываются иметь детей из-за финансовых проблем, необеспеченности жильем и в целом отсутствия уверенности в будущем. По этой причине, число пожилых граждан, достигших пенсионного возраста (по старому законодательству) значительно превысило число молодежи, готовой заменить постаревшие рабочие кадры.

За счет повышения пенсионного возраста государство пытается компенсировать дисбаланс и повысить процент трудящихся граждан, с зарплаты которых ежемесячно списывается процент на содержание пенсионеров. Комментарии излишне, выход вполне достойный для нынешних политических функционеров. Улучшение уровня жизни и мотивация граждан на продолжение рода – долгий и затратный процесс, лучше подправить цифры.

Плохое экономическое здоровье страны


Кризис в России уже становится нормой жизни. Видимо чиновники почувствовали, что содержание яхт, дорогих автопарков, вилл и прислуги, обходится им слишком дорого и решили, еще глубже засунуть руку в карман населения. Олигархов, руководящий состав государственных корпораций и чиновников трогать нельзя, потеряв часть зарплаты они начнут брать взятки, и страна окажется в еще более плачевном состоянии – видимо такой логики придерживались законотворцы, отбирая у населения последние крохи.
Видео (кликните для воспроизведения).

Работающие граждане, которые станут пенсионерами в 65, в настоящее время еще бодры и способны работать в полную силу. Но через пару десятков лет будет поздно возмущаться и что-либо предпринимать. Те граждане которые уже вышли на пенсию, могли бы выразить свое несогласие уровнем жизни, но им обещали прибавку… 1000 рублей в месяц. Какой щедрый жест, нельзя быть неблагодарными такому заботливому государству.

Источники


  1. Десницкий, С. Е. Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции. Юридическое рассуждение о вещах священных, святых и принятых в благочестие, с показанием прав, какими оные у разных народов защищаются… и др. / С.Е. Десницкий. — Москва: Гостехиздат, 2016. — 193 c.

  2. Ильин, В. А. История и методология физики. Учебник / В.А. Ильин, В.В. Кудрявцев. — М.: Юрайт, 2014. — 580 c.

  3. Беляева, О. М. Теория государства и права в схемах и определениях / О.М. Беляева. — М.: Феникс, 2012. — 320 c.
  4. Вышинский, А.Я. Марксистско-ленинское учение о суде и советская судебная система / А.Я. Вышинский. — М.: [не указано], 2015. — 177 c.
  5. Правоведение для сельскохозяйственных и ветеринарных вузов. Учебник. — М.: Юрайт, 2015. — 524 c.
Пенсионный возраст — причины поднятия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here