Нсот – что это

Статья на тему: "Нсот – что это" от профессионалов для людей. Обязательно дочитайте до конца.

Аккордная система оплаты труда

Система оплаты труда характеризует его расчетную единицу и способ, которым исчисляется размер трудового вознаграждения. Разные обстоятельства деятельности диктуют различные способы организации выплаты заработной платы.

Самые распространенные виды заработной платы – это сдельная и повременная. В некоторых случаях применяется особая разновидность сдельной системы – аккордная оплата труда.

  • В чем ее особенности,
  • когда выгоднее применять именно ее,
  • как начисляется вознаграждение, исходя из критериев этой системы,
  • и как ввести ее на предприятии

Логика аккордного вознаграждения за труд

На практике иногда труд организовывается таким образом, что ни сдельную, ни повременную систему оплаты труда в их полном виде применить невозможно. Например, трудится группа людей, выполняя установленный объем работы в заданный срок, причем специализация и квалификация сотрудников различна. Результат их труда получается комплексным.

Логично было бы применение сдельной оплаты, поскольку налицо подлежащий учету объем работы, но, в отличие от обычного применения сдельной системы, его нельзя произвольно увеличивать, как и изменять установленное время. Повременная система оплаты тут также неприменима, поскольку произведенный продукт прямо отражает количество вложенного труда, а отработанный час не сможет выступить в качестве учетной единицы.

Для таких видов деятельности существует аккордная система оплаты труда – подвид сдельного вознаграждения, когда заработанные деньги планируется выплатить совокупно за весь требующийся объем работы, выполненный за условленное время.

СПРАВКА! Можно сказать, что аккордная оплата – это сдельная, установленная для разнородной группы сотрудников, но может быть установлена и для одного сотрудника. Она регламентируется Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат труда и его оплаты в сельскохозяйственных организациях, утвержденных Министерством сельского хозяйства РФ 22 октября 2008 года.

Особенности аккордной системы

Данная разновидность исчисления з/п отличается такими критериями:

  • сумма потенциального заработка известна еще до того, как работы начнут производиться;
  • задание предусматривает конкретный объем работы;
  • труд жестко ограничен сроками;
  • в случае соблюдения сроков выплачивается вся плата или еще и дополнительное вознаграждение.

Когда целесообразно применять

Аккордную систему выплат стоит выбрать в случаях, когда нужно выполнить ряд действий в ограниченные сроки, это могут быть ситуации:

  • аврала;
  • необходимости спешного выполнения под угрозой санкций;
  • чрезвычайных обстоятельств, могущих вызвать проблемы с дальнейшим функционированием производства;
  • разовые объемы работ;
  • введение нового оборудования или технологического процесса и т.п.

ВАЖНО! Аккордная система носит стимулирующий характер, поэтому применяется, в основном, только временно и в особых ситуациях.

Чаще всего аккордную систему применяют на предприятиях, где можно точно учесть выполненный объем труда по разработанным нормативам трудозатрат. Это могут быть предприятия связи, промышленные организации, строительные компании, работа в некоторых отраслях сельского хозяйства, там, где используется ручной труд и т.п.

Состав аккордной оплаты

Заработная плата, предназначенная для группы (бригады) работников за заданный объем трудовых операций в установленный срок, состоит из таких компонентов:

  • оклад, тариф или установленная расценка за труд;
  • те или иные доплаты;
  • премиальные.

Заработок зависит в большей степени от первой составляющей, то есть от расценок на те или иные виды работ.

Аккордно-премиальная система

Выплата премий при такой системе осуществляется за выполнение заранее оговоренных условия премирования. Какие это будут условия, определяется индивидуально. Естественно, что должен наличествовать обязательный учет установленных показателей. Если группе не удалось достичь этих показателей или соблюсти условия (например, уложиться точно в отведенный срок), то деньги будут выплачены без премиальной составляющей.

[2]

Как распределить аккордный заработок внутри бригады

Сумма, выплаченная по окончании работы, предназначается для всех участников процесса. Она может быть распределена в зависимости от разных критериев:

  • по времени, в течение которого был занят каждый участник работы (распределение платы за труд);
  • согласно коэффициенту трудового участия (КТУ), который учитывает различные характеристики труда (так обычно распределяют премиальные и доплатные средства).

Как ввести аккордную систему

Поскольку применение этой системы носит временный (разовый или чрезвычайный) характер, то в бухгалтерских документах должно быть отражено, что в отношении группы работников заработная плата будет в течение указанного времени исчисляться по такой схеме.

Такого рода работы могут быть выполнены по срочным трудовым договорам (ст.95 ТК РФ), где будут оговорены:

  • виды действий;
  • срок исполнения (график работы должен быть непременно, даже если он не влияет на сумму вознаграждения);
  • расценки за работу.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если сотрудник, которого хотят привлечь к работе по такой системе, уже заключил с предприятием договор, то есть входит в штат, нужен будет внутренний перевод. Без него не обойтись: поскольку система оплаты труда – непременный элемент трудового соглашения, она должна быть отражена в трудовом договоре.

Документальное оформление

В одном из внутренних документов организации обязательно должен быть прописан порядок осуществления оплаты труда по аккордной системе, если ее планируют применять. Когда с рабочим или группой сотрудников будет заключаться срочный трудовой договор, то в нем обязательно должна быть ссылка на этот акт.

Чтобы начислить зарплату по аккордной системе, должны быть следующие документальные основания – бумага, отражающая суть аккордного задания и ход работ по его выполнению. В таком документе должны содержаться:

  • перечень всех видов выполненных работ;
  • их количественные и качественные показатели;
  • расценки на каждый вид деятельности;
  • общая сумма к выплате.

Такими документами в большинстве случаев являются наряды на аккордную работу и акты выполненных заданий.

ВНИМАНИЕ! В организации могут быть приняты свои стандарты оформления, но в некоторых отраслях для этой цели разработаны унифицированные формы документации, например, путевой лист для транспортной сферы, наряд на сдельную работу – в сельском хозяйстве, рапорт о работе механизмов – в строительстве и др.

Плюсы аккордной системы оплаты

Поскольку изначальный смысл любого трудового вознаграждения – это плата за достижение определенного результата, аккордная оплата как нельзя лучше способствует эффективному применению этого принципа.

Читайте так же:  Виды зарплаты – основная и дополнительная

Если в организации хорошо налажен учет результатов труда, нормирование грамотно спланировано, а контроль качества постоянный, то аккордная система гарантирует:

  • снижение нагрузки нормировщиков;
  • упрощение распределения объемов работы;
  • облегчение процесса приемки результатов труда;
  • экономия рабочего времени, материальных и энергетических затрат;
  • уменьшение себестоимости выработки;
  • более сплоченный коллектив работников;
  • значительное снижение предпринимательского риска, так как затраты на персонал всегда пропорциональны объемам труда.

Что такое НСОТ?

Система оплаты работы сотрудников бюджетной сферы по Единой тарифной сетке, долгое время практиковавшаяся в нашей стране, показала свою неэффективность в образовательной отрасли.

Тарифный разряд, устанавливающийся за квалификацию и стаж педагога, не отражает результативность его работы, а значит, не стимулирует к эффективности и повышению качества.

[3]

Необходимо было реформировать систему оплаты труда работников образования, нужен был совершенно новый подход. Именно этот процесс продолжается в РФ и сегодня.

Как любое новое начинание, еще недостаточно опробованное на практике, новая система оплаты труда (НСОТ) содержит как плюсы, так и неожиданные подводные камни. Рассмотрим особенности этой системы, ее нормативную базу, проанализируем, как она вводится в бюджетных образовательных заведениях, рассмотрим ее положительные и отрицательные нюансы.

Что такое НСОТ

НСОТ расшифровывается как «новая система оплаты труда». Это инициатива, заменяющая принцип начисления трудового вознаграждения работникам образовательной отрасли с окладного (на основе Единой тарифной сетки) на дифференцированный подход.

При привычной системе зарплата работника бюджетной сферы рассчитывалась, исходя из оклада (тарифа), который соответствовал определенному квалификационному разряду по стажу и категории сотрудника. Результативность труда в каждый конкретный временной промежуток практически никак не влияла на размер заработной платы.

НСОТ декларирует иной принцип распределения зарплатных фондов: руководители получают единоличное право распоряжаться их распределением, назначая разные суммы в зависимости от количества и качества труда каждого сотрудника бюджетной сферы, поощряя более успешных и квалифицированных.

Средства на такие выплаты должны появиться за счет экономии фондов, а также путем расширения бюджетных ассигнований на федеральном уровне примерно на треть.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если временной объем работы бюджетника сохранялся на прежнем уровне, как и уровень его должностных обязанностей, то зарплата на основе НСОТ не может быть меньше, чем была по ЕТС.

Законодательные обоснования

Правительство РФ 05 августа 2008 года приняло Постановление, согласно которому с 1 декабря 2008 года работники бюджетной сферы, относящиеся к определенным отраслям, и прежде всего, к образовательной, переходят с ЕТС на НСОТ. В этом документе освещены общие вопросы, касающиеся нового подхода к системе трудового вознаграждения в бюджетных отраслях.

В ст. 144 ТК РФ освещен порядок документального регламентирования системы оплаты и других условий труда на каждом уровне распределения бюджетных средств:

  • учреждения федерального уровня должны отражать этот порядок в колдоговорах, допсоглашениях к трудовым договорам или других локальных нормативных актах, предусмотренных федеральным законодательством;
  • в региональных госучреждениях – в тех же документах, но с учетом особенностей, принятых на законодательном уровне субъектов РФ;
  • на муниципальном уровне нужно будет учитывать тонкости местного самоуправления.

Этот закон фактически отдает приоритет в установлении системы оплаты труда непосредственно работодателю, то есть начальству бюджетного учреждения.

Принципы НСОТ в образовательной сфере

Новая система оплаты труда для образовательных учреждений, финансируемых из бюджета, построена на следующих основаниях.

  1. Зарплатный фонд учреждения формируется в соотношении с количеством обучаемых (финансы из бюджета выделяются на каждого обслуживаемого ученика).
  2. С учетом объема выделенных средств учебное заведение вправе само составить собственное штатное расписание.
  3. Весь оплатный фонд состоит из двух долей: базовой (гарантированной к выплате согласно тарифам и обычным компенсациям) и стимулирующей (ее распределяют по успехам, достижениям, загрузке, условиям труда работников).
  4. В учет выплат по стимулирующей части входят и те обязанности педагога, которые ранее составляли фактически не регламентируемую занятость, например, беседы с родителями учеников и их документальное оформление, проверка ученических работ, заведование специальными кабинетами и т.п.
  5. Размер оплаты, получаемой руководством, не должны превышать средней суммы з/п остальных сотрудников.

Стимулирующие выплаты по НСОТ

Часть зарплаты, как раз и составляющая суть НСОТ, должна выплачиваться дополнительно к гарантированным суммам в качестве вознаграждения за конкретные достижения и стимулирования к дальнейшим успехам.

ВАЖНО! Стимулирующие выплаты, в отличие от традиционных «премиальных», выплачиваются не за отсутствие нареканий и нормальное исполнение своих должностных обязанностей, а именно за достижения, особые результаты, повышенную эффективность.

Внутренними нормативными актами нужно четко регламентировать:

  • виды стимулирующих выплат;
  • критерии для их начисления;
  • размеры сумм и/или порядок расчета;
  • периодичность выплат (недельная, месячная, по итогам полугодия или года);
  • процедура оценки достижения заявленных показателей (директором при участии образовательных советов).

На обеспечение указанных выплат должно идти приблизительно 30% от всего фонда заработной платы, то есть это как раз та доля, на которую увеличиваются дотации из государственного бюджета в рамках введения НСОТ.

Как перейти на НСОТ

Для того, чтобы ввести новую систему оплаты, каждое бюджетное учреждение обязано внести изменения или принять новые нормативные акты, которые, по сути, регламентируют перемены в существенных условиях труда, а посему, требуют согласия самих сотрудников.

К СВЕДЕНИЮ! Если трактовать переход на НСОТ как изменение технологических условий или организации труда, тогда согласие работников получать не обязательно.

Для этого работодатель должен совершить ряд предусмотренных законом шагов.

  1. Письменно уведомить сотрудников об изменениях в двухмесячный срок.
  2. Если работник согласен работать в новых условиях, он должен выразить это письменно.
  3. Если бюджетнику условия не подходят, ему нужно письменно предложить вакансии, если таковые имеются в наличии, в том числе и из оплачиваемых ниже текущих, а также в других региональных подразделениях.
  4. При отсутствии вакансий или несогласия работника занять одну из них его увольняют по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
  5. С согласившимися сотрудниками заключается допсоглашения с прописанными в нем новыми условиями оплаты труда (они не должны быть хуже, чем старые): суммами выплат по окладу, компенсациям, надбавкам, стимулирующей части зарплаты.
Читайте так же:  Аттестация бухгалтеров - как проводится

Критика НСОТ

Весьма эффективная в теории, в процессе применения НСОТ обнаружила несколько крайне неприятных «подводных камней».

Задумывалось, что все средства, выделенные из бюджета, расходуются внутри самого учреждения, а те, что оказались сэкономленными, переходят в фонд оплаты труда, из которого и распределяются руководством в качестве стимулирующей части зарплаты.

На практике оказалось, что у руководства вместе с обязанностью распределения средств появляется почти неконтролируемая возможность увеличивать собственный размер зарплаты.

Это несложно сделать, уменьшая объем услуг, оказываемый учреждением, что естественно, негативно отражается на качестве работы. Можно манипулировать и базовой частью, установив «директорский» оклад значительно больше среднего по заведению, мотивируя тем, что многие сотрудники работают на 1,5 ставки.

НСОТ невольно поставила руководство учреждений и его персонал в позиции бизнес-партнеров с противоборствующими интересами, что не может не создавать определенной социальной напряженности.

НСОТ – что это

О видах и системах оплаты труда мы рассказывали в нашей консультации. А что такое НСОТ, как расшифровывается эта аббревиатура и где применяется, поясним в этом материале.

Что такое НСОТ

НСОТ расшифровать легко. Под аббревиатурой НСОТ скрываются новые системы оплаты труда. Эти новые системы были введены с 01.12.2008 Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 взамен Единой тарифной сетки (ЕТС) для следующих работников:

  • работники федеральных бюджетных и казенных учреждений;
  • работники федеральных государственных органов;
  • гражданский персонал воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Гарантии при переходе к НСОТ

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 установлено, что после введения НСОТ заработная плата указанных выше работников и гражданского персонала (без учета премий и иных стимулирующих выплат) не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе ЕТС по оплате труда работников федеральных государственных учреждений. Но это при условии, что объем должностных обязанностей сохраняется и выполняются работы той же квалификации.

Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 утверждено также Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений. В нем, в частности, раскрываются общие вопросы установления размеров окладов, ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера работникам таких учреждений.

Новая система оплаты труда работников бюджетных учреждений: мифы и реальность

Автор: М. Еремеев

НОВАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Идея реформирования системы оплаты труда возникла неслучайно, она была сопряжена с группой проблем:

  • уравниловка в окладах;
  • невыполнение стимулирующей функции;
  • устаревшая методология исчисления.

Все перечисленные проблемы «призвана» решить новая система оплаты труда. Как известно, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации с 1 декабря 2008 года принято решение об отмене для соответствующих работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей Единой тарифной сетки оплаты труда и о переходе на новые условия оплаты труда.

Основанием для ее отмены послужило ставшее уже неактуальным для нынешнего времени деление бюджетных работников на восемнадцать разрядов и низкий уровень оплаты труда первого разряда ставки, который был существенно меньше величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Российской Федерации. Таким образом, одна из проблем, с которой столкнулись руководители бюджетных учреждений, — низкая конкурентоспособность заработной платы бюджетников на рынке труда и, соответственно, отток работников в коммерческие структуры. Кроме того, Единая тарифная сетка не учитывала всех особенностей труда работников в различных сферах бюджетной деятельности, то есть получалось, что специалисты, работающие в различных отраслях и имеющие разный уровень квалификации, получают одинаковую заработную плату.

На протяжении последнего десятилетия зарплата бюджетникам начислялась согласно Единой тарифной сетке. Однако действующая система оплаты труда, по мнению чиновников и самих работников, не дает возможности повышать ее размер, так как она жестко регулируется на федеральном уровне и строго регламентируется законодательными актами. Всем гарантируются стабильные оклады, но при этом огромным недостатком является то, что они не стимулируют людей к повышению производительности труда и достижению лучших результатов своей работы.

С 1 декабря 2008 года федеральные бюджетные учреждения должны перейти на новую систему оплаты труда. Согласно Постановлению новая система оплаты труда отменяет жесткую тарифную сетку, и зарплата бюджетников будет зависеть от следующих факторов:,

— объема выполняемой работы;

— уровня образования, квалификации;

— профессиональных обязанностей работника;

— должностных требований и др.

Однако Правительством Российской Федерации должен быть утвержден базовый оклад для каждой квалификационной группы, а также определены дополнительные компенсационные и стимулирующие выплаты. Данные выплаты будут входить в систему оплаты труда и устанавливаться с учетом повышающих коэффициентов. Перечень выплат компенсационного и стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях устанавливается в соответствии с перечнем компенсационных и стимулирующих выплат, утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития. Размер и порядок осуществления выплат стимулирующего характера будут определяться руководителем учреждения и предусматриваться коллективным договором, соглашением или локальным нормативным актом. Размер данных выплат будет зависеть от сложности и напряженности работы, непрерывного стажа, а также от наличия звания или ученой степени работника. Премии работникам бюджетного учреждения будут выплачиваться в зависимости от своевременного и качественного выполнения своих трудовых обязанностей в целях материальной мотивации работников за добросовестное выполнение трудовых обязанностей, проявление инициативы и творчества.

Новая система оплаты труда работников бюджетных учреждений вводится с целью привлечения молодых специалистов, а также повышения качества услуг, предоставляемых бюджетными учреждениями. Размеры должностных окладов будут определяться руководителем учреждения. Они будут устанавливаться с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, в зависимости от сложности и объема выполняемой работы.

Также хочется отметить, что система оплаты труда будет устанавливаться с учетом:

  • единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;
  • единого тарифно-квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;
  • государственных гарантий по оплате труда;
  • перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития;
  • перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития;
  • примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;
  • рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
  • мнения представительного органа работников.
Читайте так же:  Юридическая консультация в архангельске бесплатно
Видео (кликните для воспроизведения).

Обратите внимание: должностной оклад руководителя учреждения определяется трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате основного персонала возглавляемого им учреждения и может составлять до пяти размеров указанной средней заработной платы. К основному персоналу учреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано предприятие. Порядок исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя учреждения устанавливается Министерством здравоохранения и социального развития.

Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10 — 30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.

Фонд оплаты труда работников учреждений формируется на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.

Выплаты компенсационного характера

Новой системой оплаты труда также предусмотрены выплаты компенсационного характера. Министерство здравоохранения и социального развития должно установить перечень видов таких выплат, а также стимулирующих надбавок. Данные выплаты будут устанавливаться в процентном отношении к должностным окладам по соответствующим профессиональным квалификационным группам или в абсолютных размерах.

Эти выплаты будут зависеть от таких факторов, как:

  • уровень профессиональной подготовки;
  • наличие высшей квалификационной категории или ученой степени;
  • сложность и объем выполняемой работы.

Конкретные размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера будут устанавливаться в коллективном договоре, соглашениях или локальном нормативном акте.

Заработная плата руководителя, его заместителей и главного бухгалтера также будет состоять не только из должностного оклада, но и из выплат компенсационного и стимулирующего характера. Данные выплаты будут устанавливаться таким же образом, как и для работников бюджетного учреждения, то есть в процентном отношении к окладам или в абсолютных величинах.

Выплаты стимулирующего характера будут производиться по решению федерального государственного органа, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета, из денежных средств, поступающих от приносящей доход деятельности.

В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации, утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития профессиональные квалификационные группы должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования.

На три квалификационных уровня разделены работники административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала, на квалификационные уровни — профессорско-преподавательский состав и руководители структурных подразделений. Каждому квалификационному уровню соответствует одна-две должности профессорско-преподавательского состава и до двадцати должностей вспомогательного персонала.

Например, начальник лаборатории, помощник ректора и ассистент и преподаватель кафедры соответствуют первому квалификационному уровню, и их оплата труда немногим больше уборщицы. То есть до двадцати должностей интегрированы в одну квалификационную группу, в которой не учтены индивидуальные отличия работников, уровень обязанностей и характер выполняемых работ.

Постановление Правительства Российской Федерации № 583, регламентирующее переход на новую систему оплаты труда, было опубликовано в Российской газете 13 августа 2008 года в № 171 (4728), а уже в № 177 (4734) публикуются ответы на вопросы читателей заместителя министра здравоохранения и социального развития Александра Сафонова.

Так, на вопрос читателя: «Не получится ли так, что начальники будут злоупотреблять новым правом и «награждать приличной» зарплатой лишь любимчиков?», отвечает: «…Ведь зарплата самого руководителя будет напрямую зависеть от средней заработной платы всего персонала». А что же мешает поднять уровень средней оплаты труда следующим образом — сократить несколько должностей и повысить зарплату оставшимся работникам, но на пятьдесят процентов.

Проиллюстрируем ситуацию. В больнице три врача одной специальности получают зарплату в двадцать тысяч рублей, средняя зарплата — двадцать тысяч рублей, а фонд оплаты труда — шестьдесят тысяч рублей; сокращаем одну должность, оставшиеся двое
получают по двадцать пять тысяч рублей, средняя зарплата — двадцать пять тысяч рублей, а фонд оплаты труда — пятьдесят тысяч рублей, то есть экономится десять тысяч рублей. А руководитель данного учреждения получает сто двадцать пять тысяч рублей, то есть в пять раз больше средней зарплаты, против ста тысяч, которые он мог получать, если бы у него работали три врача.

Подобную ситуацию можно наблюдать в некоторых лечебных заведениях Саратовской области. Кабинетов врачей одной специальности насчитывается до восьми-десяти, а принимают один-два специалиста, и у дверей их кабинетов — очередь ни в чем не повинных пациентов.

В том же номере, где опубликовано интервью, — подавляющее большинство вопросов, касающихся критериев эффективности работы бюджетника, которые должно установить само учреждение, следуя инструкциям министерств и ведомств. Многие бюджетные учреждения устанавливают размер стимулирующих выплат до двадцати процентов от оклада, тем самым, предполагая, что повышают эффективность работы.

Некоторые учреждения формируют критерии оценки: за определенное количество печатных работ — определенный размер стимулирующей выплаты. А если преподаватель опубликует несколько монографий, свыше десятка статей?

Очевидно, что разработчики новой системы оплаты труда опирались на идеи, выдвинутые Р.И. Хендерсоном, но не проработали механизм внедрения в отечественную практику. На наш взгляд, новая система оплаты труда в существующем виде не способна стимулировать эффективность работы бюджетников, а ведь это ее главная цель. Нужна другая система оценки показателей, критериев эффективности работы, основанная на анализе значимости видов работ. Да, это не дешевый и не легкий путь, нужно ввести новую штатную независимую единицу, обучить ее подобной методике, привить лояльность к ней всех работников учреждения, внедрить сопутствующие методики, например, программу проверки плагиата.

Наш университет предлагал подобную методику, основанную на международном опыте, Правительству Саратовской области для внедрения новой системы оплаты труда работников муниципальных учреждений. Но, видимо, значимость фактора — цена — имела больший приоритет. Мы также понимаем руководителей бюджетных учреждений — они обязаны выполнять приказы министерств и ведомств.

Читайте так же:  Карьерный рост инженера

Поддержка НСОТ

«1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 8» полностью поддерживает системы оплаты труда сотрудников в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583.
Реализованы классические схемы оплаты труда для бюджетной сферы:

  • должностной оклад (оклад по ПКГ/ПКУ);
  • должностной оклад (оклад по ПКГ/ПКУ) + квалификационная надбавка за занимаемую должность (по штатному расписанию);
  • должностной оклад (оклад по ПКГ/ПКУ) + квалификационная надбавка за профессионализм (индивидуальная для человека);
  • оклад по профессиональной квалификационной группе (должностной оклад).

Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем государственного учреждения на основании требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимым для осуществления деятельности по соответствующей профессиональной квалификационной группе.

Профессиональные квалификационные группы (ПКГ) работников описываются в программе в одноименном справочнике. В позиции штатного расписания (должности) можно указать принадлежность к квалификационной группе (например, младший медицинский персонал, педагогический персонал, учебно-вспомогательный персонал и т. д.) и соответствующий уровень (ПКУ).

При приеме на работу сотрудника на эту должность (позицию) программа автоматически предложит размер оклада согласно указанному уровню.

При кадровых изменениях система сама будет отслеживать изменения как уровня, так и группы в соответствии со штатным расписанием.

Дополнительные надбавки можно настроить начислением от базовой ставки группы, а не только от размера ставки конкретного уровня.

Надбавка за наличие квалификационной категории (квалификационная надбавка)

Квалификационная категория – это показатель, определяющий уровень профессиональных знаний и навыков работников для занимаемой должности. За наличие квалификационной категории руководитель учреждения может назначать сотруднику повышающий коэффициент (надбавку) к окладу.

В программе «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 8» можно учитывать несколько шкал надбавок (например, для средней и старшей категорий персонала) и указывать для сотрудника присвоенную ему категорию. При приеме на работу сотруднику автоматически назначается квалификационная надбавка в соответствии с его категорией.

Квалификационная категория может указываться также для позиции штатного расписания. Это дает возможность использовать схему оплаты труда, при которой требования, предъявляемые к рабочему месту, имеют высший приоритет по отношению к личным компетенциям сотрудника, штатное расписание предполагает только определенный оклад, а размер надбавки зависит от личной квалификации сотрудника.

Для изменения категории сотрудника предусмотрен специальный документ «Изменение квалификационной категории».

Должность (позиция) может подразумевать одну или несколько специальностей, которыми должен владеть занимающий ее работник. По каждой специальности у сотрудника может быть своя квалификационная категория. В программе можно указать все имеющиеся у сотрудника специальности.

В штатном расписании можно учесть специальности, которые необходимы для занятия должности. При этом система может отслеживать в кадровых документах наличие квалификационных категорий у работников по соответствующей специальности и предлагать стимулирующую надбавку.

Например, если у сотрудника первая категория по специальности «вычислительная математика» и высшая категория по специальности «радиофизика», а для должности «преподаватель» в штатном расписании необходима специальность «вычислительная математика», то при приеме на работу (кадровом перемещении) сотруднику автоматически присвоится первая категория.

НСОТ – что это

Смотрите ли вы телевизор?

Нет, к сожалению, времени не хватает…

Нет. И к счастью: информацию я получаю из других источников

Только отдельные передачи

Да, смотрю практически всё подряд

Всего проголосовало: 189

Текущий номер

В Чеченской Республике прозвучали имена лауреатов Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019

номер 40, от 1 октября 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

По наблюдениям учителей, большинство детей проводят время на переменах с телефоном в руках. Остальные тщетно пытаются заинтересовать их живой беседой, игрой в догонялки или в шашки… Можно ли победить «гаджетоманию» и как? Попытка ответить на эти вопросы – в статье Веры Фокиной.

В начале сентября Омский областной суд отказал в удовлетворении коллективного иска к Законодательному собранию и министерству образования Омской области по поводу решения отменить компенсации за семейное образование. Родители, обучающие детей в семье, проиграли. Но только ли они? В проблеме разбиралась Наталья Яковлева.

«На сегодняшний момент, несмотря на санкции, политические споры, к нашей стране относятся очень хорошо, и к искусству, и к спорту, и к музыке. Слава о нас как о Великой державе никуда не делась. И спортсменов наших знают, и музыкантов, и художников. Наша культура – выступления оркестров и академических балетов, театральные постановки и многое-многое другое по-прежнему очень востребованы в современном мире», – уверен Игорь Бутман. Читайте интервью саксофониста, руководителя Московского джазового оркестра в рубрике «Гость «УГ».

Наши приложения

«Учительская газета», №46 от 11 ноября 2008 года

Новая система оплаты труда

Зарплата будет зависеть от качества работы

О Единой тарифной сетке (ЕТС) можно начинать постепенно забывать. С первого января 2010 года по всей стране вступает в силу новая система оплаты труда (НСОТ) работников федеральных бюджетных учреждений. НСОТ строится по ведомственному принципу, то есть каждое ведомство разрабатывает свою систему нормативных правовых актов, с тем чтобы внедрить новую систему оплаты труда в своем ведомстве. «В старой системе оплаты труда не существовало причинно-следственной связи, — уверен заместитель министра образования и науки РФ Владимир МИКЛУШЕВСКИЙ. — Как бы ты хорошо ни работал, ты получал ровно столько же, как и остальные. Это, с одной стороны, формировало абсолютно дестимулирующее отношение у тех, кто работает хорошо, с другой — мы создавали ситуацию, когда человек мог абсолютно ничего не делать». Елена Муравьева

— Владимир Владимирович, в чем суть новой системы оплаты труда федеральных бюджетных учреждений? И ее отличие от старой?

— Единая тарифная сетка, введенная в 1992 году, таила в себе достаточно серьезный недостаток, связанный с тем, что она действовала единым порядком по всей стране, независимо от отрасли, региона и т. д. и, как результат, не учитывала особенности, связанные с функционированием той или иной отрасли. В сентябре прошлого года появилось постановление правительства №605, которое вводило новую систему оплаты труда. В августе уже текущего года было принято новое постановление

Читайте так же:  Выплаты и пособия за третьего ребенка

№ 583, которое развило идеи, заложенные в 605-м. Прежде всего это полный отказ от ЕТС. Новая система оплаты труда строится теперь даже не по отраслевому принципу, а по ведомственному. То есть каждое ведомство разрабатывает свою систему нормативных правовых актов с тем, чтобы внедрить новую систему оплаты труда в ведомстве: Рособразование разрабатывает нормативную базу для своих подведомственных организаций, Рособрнадзор — для своих, Роснаука — для своих и т. д. Соответственно Министерство образования и науки РФ координирует эту работу.

Главное отличие новой системы оплаты труда заключается в том, что заработная плата, которую будет получать работник с первого декабря 2008 года, будет состоять из трех частей: оклада, компенсационных и стимулирующих выплат. С первого января 2010 года на стимулирующие выплаты должно направляться не менее 30 процентов от бюджетной части. На введение НСОТ правительство дополнительно проиндексировало фонд оплаты труда на 30 процентов с 1 декабря 2008 года.

— Что дает конкретно НСОТ учреждениям?

— Прежде всего ЕТС не позволяла и не стимулировала руководителя более гибко распоряжаться трудовыми ресурсами, которые есть у него в учреждении. В силу того что фонд оплаты труда рассчитывался от количества штатных единиц, которые были закреплены за учреждением, учреждению было невыгодно каким-то образом сокращать эти единицы. Часто из-за этого на этих единицах числились «мертвые души». Сейчас ситуация резко изменилась. Учреждению зафиксирован фонд оплаты труда, который не может быть уменьшен, если не уменьшается государственное задание, и учреждение должно в пределах этого фонда таким оптимальным образом составить штатное расписание, чтобы получить максимальный эффект от труда своих работников. При этом подчеркну, что стимулирующая часть заработной платы играет в этом вопросе одну из ведущих ролей. Потому что основное отличие новых систем оплаты труда от ЕТС состоит как раз в том, что в ЕТС стимулирующей части не было: независимо от того, хорошо ты работал или плохо, ты получал одну и ту же заработную плату.

Мы пошли по пути предоставления максимальной самостоятельности в установлении учреждением системы оплаты труда. Примерное положение об оплате труда, разработанное Минобрнауки, дает возможность руководителю самостоятельно устанавливать систему оплаты труда с учетом тех особенностей, которые есть в конкретном учебном заведении. На мой взгляд, невозможно из центра регулировать и навязывать формы, способы и размеры оплаты труда. В разных регионах разная экономическая ситуация, разные учебные заведения, в которых разное количество внебюджетного финансирования и так далее, и тому подобное.

Своим приказом мы утвердили примерные показатели стимулирования персонала учреждения за качество и количество труда. При этом эти показатели должны стимулировать сотрудников к определенной деятельности. Например, известно, что качество образования в вузе напрямую зависит от тех научных исследований, которые ведут его сотрудники, так как новые знания, полученные в ходе исследований, должны сразу имплементироваться в учебный процесс, должна возникать обратная связь, студенты должны тоже принимать участие в исследованиях и так далее. В этом случае если преподаватель участвует в научной деятельности, то он и получать будет больше.

— Я знаю, что Минобрнауки в отличие от многих других учреждений уже имеет некий опыт введения НСОТ. Насколько он удачен?

— Действительно, в рамках приоритетного национального проекта «Образование», в частности, комплексных проектов модернизации образования регионов, проводилось внедрение модельной методики оплаты труда педагогов в школах. Мы продолжаем собирать и анализировать опыт ее внедрения и прислушиваемся к возникающим предложениям. Но в целом я могу сказать, что эта модельная методика себя полностью оправдала. В регионах, которые ее ввели, зарплата учителей превысила среднюю по экономике региона, с одной стороны, с другой — мы получили ситуацию, когда лучшие учителя стали получать в два-два с половиной раза больше, чем они получали раньше. Это означает что учитель помимо социального уважения получает еще и достойное материальное вознаграждение за свой труд. Таким образом, в школах мы сможем закреплять лучших учителей. Сейчас, на мой взгляд, в тех регионах, которые, участвуя в эксперименте, внедрили новую систему, наметился в этом отношении перелом.

— Владимир Владимирович, выходит, что учреждения образования при введении НСОТ получают практически полную свободу. Не выйдет ли ситуации, при которой любимцы руководителя учреждения будут получать большую зарплату, чем остальные? Есть ли контроль над выполнением постановления?

[1]

— Против этого существует простое противоядие: критерии оценки эффективности работы должны быть объективными. Например, среди оценок деятельности преподавателя вуза есть индекс цитирования, количество публикаций, количество защитившихся аспирантов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Конечно, мы не пустили процесс внедрения НСОТ на самотек. Существует четко отлаженная система мониторинга. Мы провели множество методических собраний и семинаров. Я лично участвовал в собраниях Российского союза ректоров, Совета ректоров Москвы и Московской области, в общероссийском совещании руководителей вузов, учреждений среднего и начального профессионального образования.

Источники


  1. Новое в судебном законодательстве Российской Федерации. — М.: Омега-Л, 2017. — 128 c.

  2. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный). — М.: Деловой двор, 2011. — 120 c.

  3. Теория государства и права. — М.: Дрофа, 2013. — 710 c.
  4. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран; Юстицинформ — Москва, 2010. — 560 c.
  5. Валютное право; Юрайт — Москва, 2011. — 592 c.
Нсот – что это
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here