Квотирование рабочих мест

Статья на тему: "Квотирование рабочих мест" от профессионалов для людей. Обязательно дочитайте до конца.

«Моя работа»

Закон города Москвы от 22.12.2004 г. № 90 «О квотировании рабочих мест»

22 декабря 2004 года N 90

ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ

О КВОТИРОВАНИИ РАБОЧИХ МЕСТ

(в ред. законов г. Москвы от 08.04.2009 № 4
от 30.04.2014 № 20)

Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в городе Москве для приема на работу инвалидов и молодежи, создания и сохранения (модернизации) специальных рабочих мест для инвалидов, создания рабочих мест для молодежи, а также обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций.
(преамбула в ред Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4)

Статья 1. Правовая основа квотирования рабочих мест в городе Москве

Квотирование рабочих мест в городе Москве осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, настоящего Закона и иных правовых актов города Москвы.

Статья 2. Условия квотирования рабочих мест

Статья 3. Порядок установления квоты

1. Работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников: 2 процента — для трудоустройства инвалидов и 2 процента — для трудоустройства категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона.
(в ред. Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4)
2. Работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории города Москвы. Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. При расчете количества работников, трудоустроенных в счет квоты, округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения.
3. В случае если количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2 процентов от среднесписочной численности работников, количество квотируемых рабочих мест в отношении категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона, уменьшается на соответствующую величину.
(часть третья в ред. Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4)

Статья 4. Реализация прав и обязанностей работодателей

1. Работодатели вправе запрашивать и получать в порядке, установленном Правительством Москвы, информацию, необходимую при создании квотируемых рабочих мест.
(в ред. законов г. Москвы от 08.04.2009№ 4, от 30.04.2014№ 20)
2. Работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона. Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане указанных категорий.
(в ред. . Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4)
3. Трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно с учетом предложений уполномоченных Правительством Москвы органов исполнительной власти города Москвы, а также общественных организаций инвалидов.
(в ред. законов г. Москвы от 08.04.2009№ 4, от 30.04.2014 № 20)
4. Работодатели, отвечающие требованиям части 1 статьи 3 настоящего Закона, обязаны ежеквартально представлять информацию о выполнении квоты в порядке, установленном Правительством Москвы.
(в ред. . Закона г. Москвы от 30.04.2014 N 20)

Статья 5. Административная ответственность за неисполнение настоящего Закона

(в ред. . Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4)

Невыполнение работодателем установленной настоящим Законом обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.

Статья 6. Экономическая поддержка работодателей

(в ред. . Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4)

Работодателям, осуществляющим мероприятия по созданию и сохранению (модернизации) квотируемых рабочих мест, а также по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций, предоставляются следующие меры экономической поддержки:
1) предоставление из бюджета города Москвы средств на реализацию мероприятий по созданию, сохранению (модернизации) рабочих мест для инвалидов, созданию рабочих мест для молодежи, обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций в порядке, установленном Правительством Москвы;
2) размещение государственных заказов в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы;
3) предоставление налоговых льгот в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы.
(в ред. . Закона г. Москвы от 30.04.2014 N 20)

Статья 7. Заключительные положения

[3]

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
2. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.
3. Мэру Москвы и Правительству Москвы привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в двухмесячный срок со дня его вступления в силу.
4. Признать утратившими силу . Закон города Москвы от 12 ноября 1997 года N 47 «О квотировании рабочих мест в городе Москве», . Закон города Москвы от 30 января 2002 года N 5 «О внесении изменений в статью 9 Закона города Москвы от 12 ноября 1997 года N 47 «О квотировании рабочих мест в городе Москве», . Закон города Москвы от 26 июня 2002 года N 32 «О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 12 ноября 1997 года N 47 «О квотировании рабочих мест в городе Москве».

Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская Дума
22 декабря 2004 года
N 90

Приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов

Приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов составляется в обязательном порядке, если количество сотрудников в организации превышает отметку в 100 человек. Об этом ясно говорится в 21 статье Федерального закона №181-ФЗ от 24 ноября 1995 года.

Для того чтобы люди с инвалидностью имели возможность трудоустройства в той или иной организации, необходимо создать либо выделить некоторое количество рабочих мест. Процент от среднесписочной численности работников зависит от принятых в конкретном регионе России законодательных акта. Например, в Санкт-Петербурге это будет 2,5%, в Москве – 2%. Вообще, люди с инвалидностью могут составлять до 30% от общего количества работников.

Читайте так же:  280 уголовных дел из-за ошибочных начислений пенсии возбуждено в россии

Важный момент: при подсчете квоты в нее не включают персонал, который осуществляет свою деятельность во вредных либо опасных условиях.

Если люди с инвалидностью уже работают в организации, то их рабочие места идут в счет квоты. Таким образом, вполне возможно, что после издания приказа по этому вопросу количественный состав сотрудников не изменится.

Кто составляет

Заверяет документ руководитель организации, но составить его может любой другой работник. Эту функцию можно возложить на кадровика, бухгалтера, юриста, секретаря. Словом, на любого из сотрудников компании.

Также важно учитывать, что приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов подразумевает постановку подписей всех лиц, которые в нем упомянуты в качестве ответственных за что-либо. В основном – за организацию специально квотируемых рабочих мест, оборудования для нормального выполнения обязанностей сотрудником с инвалидностью.

Составные части приказа

Документ состоит из вводной, основной и заключительной частей. Вводная часть – это шапка, как и для других приказов. Она включает в себя:

  • Реквизиты организации: полное наименование, ИНН, КПП, ОКПО и пр. Располагаются в самом верху страницы. В идеале заранее пропечатываются на стопке фирменных бланков организации.
  • Название и номер приказа. Ниже реквизитов, посередине строки.
  • Город и дату.

После вводной части идет основная. Ее содержание будет зависеть от района регистрации компании, так как в разных частях России приняты разные локальные акты о том, какой именно процент инвалидов должен работать в организации со штатом более 100 человек. В прикрепленном бланке и образце предусмотрено расположение в документе:

  • Ссылки на Федеральный закон №181-ФЗ.
  • Ссылки на Приказ Минтруда №685н от 19.11.2013 года.
  • Ссылки на региональные законы. Например, города Москвы, Ивановской области, Санкт-Петербурга. Это будет зависеть от места нахождения и функционирования организации.
  • Распоряжения установить квоту на соответствующий закону процент от среднесписочной численности сотрудников.
  • Распоряжения о выделении специальных рабочих мест с соответствующими уровню здоровья условиям труда.

  • Таблицы с перечислением должностей и особенностей оборудования рабочего места.
  • Распоряжения о передаче отчета по трудоустройству инвалидов по квоте в центр занятости. Туда же предоставляются данные о вакантных должностях.
  • На кого возлагается ответственность за выполнение приказа.

Завершается приказ подписями руководителя, а также всех ответственных лиц.

Стоит отметить, что прием на работу инвалидов является обязательным требованием не только для отдельных офисов либо производств, но и для филиалов компании, расположенных в разных уголках страны. На них будут распространятся нормы тех регионов, где они ведут свою деятельность.

Положенные льготы

Принимая на работу инвалида, работодатель обязан соблюдать ряд условий. К ним относится:

  • Обустройство рабочего места таким образом, чтобы «особый» сотрудник мог выполнять свои обязанности, не испытывая при этом дискомфорта.
  • В отношении инвалидов первой и второй группы устанавливается особая продолжительность рабочей недели. Она не должна составлять более 35 часов каждую неделю. Об этом прямо говорится в 92 статье Трудового кодекса и 23 статье Федерального закона №181-ФЗ.
  • Оплачиваемый отпуск, выделяемый каждый год, для инвалидов оставляет не менее 30 дней (это на два дня дольше стандартного отпускного режима).
  • Если поступит такое заявление со стороны работника с инвалидностью, то начальник не имеет права отказывать ему в отпуске без сохранения заработной платы. Максимальное количество календарных дней таких отпусков – до 60 в год.
  • Отдельно с сотрудника с инвалидностью берется расписка в том, что он ознакомлен со своими правами относительно работы ночью, сверхурочной работы, выхода в выходные и праздничные дни. Работник-инвалид вправе отказаться вообще от подобного рода работ без потери места.

В принципе, требования не очень жесткие.

К тому же обязанностью работодателя является только создание этих самых рабочих мест для инвалидов и информирование о их наличии центра занятости. В обязанности работодателя не входит целенаправленный поиск сотрудников с такими параметрами.

Так что отсутствие работников-инвалидов на вакантных местах не будет являться нарушением законодательства. Это подтверждает и судебная практика в отношении таких вопросов.

В центр занятости населения обычно от организации поступает такая информация:

  • Сколько мест для людей с ограниченными возможностями выделено.
  • Сколько из них свободно, доступно для трудоустройства.
  • Ссылки на локальные акты, описывающие эти должности, а также сведения о том, насколько выполнена квота.

Приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов будет являться в этом случае страховкой работодателя, которая минимизирует возможность несения им административной ответственности в виде штрафа.

Помимо этого приказа, в организации должен существовать локальный нормативный акт, свидетельствующий о том, что сотрудники с инвалидностью пользуются положенными льготами.

Что означает квотируемое рабочее место

Государство в рамках социальной политики стремится заботиться о категориях населения, которые являются менее защищенными в сравнении с остальными. Это происходит в различных сферах, в том числе и в обеспечении содействия в занятости всех групп населения.

Зачастую найти работу бывает непросто даже людям с отличным здоровьем, имеющим специальное образование.

А если речь идет о потенциальных работниках, еще не достигших совершеннолетия, с ограниченными возможностями или испытывающих какие-либо проблемы, не позволяющие им выполнять трудовые функции наравне с другими? Неужели они обречены на прозябание в бедности из-за низкой вероятности трудоустройства?

Чтобы позаботиться о таких людях и дать им возможность достойно зарабатывать на жизнь, государство вводит ряд социальных гарантий. Одной из их разновидностей является квотирование рабочих мест, которое вменяется в обязанность работодателям.

Что такое рабочая квота?

Квотируемые рабочие места – это определенная доля трудовых вакансий, предназначенная специально для особых категорий наемного персонала, который в обычных условиях может испытывать трудности при трудоустройстве. Кто входит в эти категории, определяется на законодательном уровне муниципального, регионального или федерального уровня.

Работодатели, трудоустраивающие таких сотрудников, за это доброе дело получают от государства определенные бонусы.

Законодательное регулирование квотирования

Одного федерального закона, специально посвященного вопросу рабочих квот, не существует, однако эта проблема затрагивается в таких федеральных нормативных актах:

  • «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19 апреля 1991 г. (изменения не вносились с советского времени);
  • «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181 24 ноября 1995 г.
Читайте так же:  Виды уголовной ответственности за преступления против военной службы

Детально законодательное регулирование предоставления трудоустройства по квоте осуществляется на местном уровне, именно поэтому состав потенциальных сотрудников на такие рабочие места и государственные льготы, предоставляемые за квотирование работодателю, могут значительно отличаться в различных регионах РФ.

Кто вправе претендовать на рабочее место по квоте?

Население, по каким-либо причинам испытывающее проблемы при устройстве на работу, нуждается в социальной защите. Региональные нормативные акты каждого конкретного субъекта РФ приводят перечень категорий, имеющих право занять зарезервированные для них рабочие места. Список может быть различным, но, к какой бы местности он не относился, в него непременно будут входить две категории социально незащищенных слоев населения, подлежащих заботе в обязательном порядке.

    Инвалиды 1 и 2 групп. Такие лица трудоустраиваются на специально предназначенные для них места, отводимые предпринимателями. Работодатель должен помнить, что не полностью здоровым людям положен укороченный рабочий день, им доступен не весь перечень трудовых функций, их нельзя заставлять работать сверхурочно и в ночные смены.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если инвалиды 1 и 2 группы не изъявляют желание занять все квотируемые места, закон не против того, чтобы на эти места были приняты инвалиды 3 группы.

  • Лица младше 18 лет. Официальное трудоустройство в РФ разрешено с 14 лет, а совершеннолетие наступает в 18. Этот промежуток часто является «мертвым» для желающих работать, но не принимаемых работодателями подростков. На помощь приходит государственная квота. Наниматели подростков обязаны соблюдать законодательные требования относительно их организации труда – ограничений и особенностей для таких сотрудников предусмотрено немало.
  • Другие возможные категории для квотирования

    В разных регионах РФ, помимо двух обязательных социальных групп, квотируемые места могут предоставляться представителям таких соцгрупп:

    • детям, воспитанным в специализированных заведениях;
    • подросткам, растущим в многодетных и/или неполных семьях;
    • детям 14-18 лет, чьи родители официально признаны безработными;
    • родителям-одиночкам, особенно матерям;
    • заключенным, отбывшим свой срок наказания и получившим возможность трудоустройства;
    • отслужившим или комиссованным военнослужащим;
    • лицам, трудоустраивающимся впервые после окончания учебы;
    • трудоспособным людям предпенсионного или пенсионного возраста;
    • участникам ликвидации Чернобыльской катастрофы и т.п.

    ВАЖНО! Ключевым смыслом определения категории, нуждающейся в квотировании, является невозможность конкурировать в трудоустройстве с другими слоями населения.

    Между тем, возможность обеспечить себя и свою семью является базовой потребностью любого гражданина, обеспечение которой государство гарантирует Конституцией путем предоставления права на труд.

    Какие предприятия обязаны квотировать рабочие места?

    Обязанность обеспечивать социальные государственные гарантии накладывается отнюдь не на каждого работодателя.

    • Если штатное количество персонала в организации не более 35 человек, квоты вполне могут никогда не коснуться этой фирмы, если она сама того не пожелает.
    • Персонал численностью в 35 и более сотрудников минимум на 3% должен состоять из льготных категорий. То есть, хотя бы 1 сотрудник должен быть принят по квоте в организацию со штатом 35-40 человек, а если работников от 70 до 100, то квотированных место должно быть уже 2.
    • Более крупные организации, позволяющие себе содержать штат более 100 наемных сотрудников, должны выделять на квоты 4% рабочих мест: минимум 4 сотрудников на сотню должны быть из социально защищаемых категорий.
    • Дальнейшее увеличение численности персонала не влияет на квотируемую долю – она остается 4-процентной.

    Можно трудоустроить больше таких сотрудников, чем говорит закон, но меньшее количество недопустимо. Делить процент квоты между разными категориями разрешено: например, взять 2 % несовершеннолетних и 2% инвалидов.

    К СВЕДЕНИЮ! Форма собственности организации и особенности организации трудового процесса (кроме фактора вредности труда) не имеют значения для установления квот на рабочие места.

    Квотирование для работодателя

    Участие в программе по квотированию налагает на предпринимателя ряд обязательств, неисполнение которых чревато серьезной ответственностью.

    Начиная деятельность, владелец организации обязан встать на учет в Центре по квотированию рабочих мест. Присоединение к этой социальной программе обязательно для всех, даже небольших организаций – ведь численность персонала со временем может вырасти.

    Пакет документов для регистрации в Центре квотирования:

    • свидетельство о государственной регистрации (копия);
    • устав (копия);
    • бумага о постановке на учет в налоговом органе (копия);
    • письмо из Единого госрегистра;
    • сведения о количестве сотрудников в составе штата.

    После подачи документов предпринимателю присваивается регистрационный номер, после чего он должен ежеквартально отчитываться перед этим Центром так же, как и перед ИНФС. Информацию о наличии на предприятии квот нужно подать и на местную биржу труда.

    Внутри предприятия руководитель должен создать специальный нормативный акт (положение), регламентирующий процесс квотирования, издать приказ и отредактировать штатное расписание.

    За что могут наказать работодателя в связи с квотированием

    Ответственность за пропуск сроков или отсутствие регистрации в Центре квотирования может быть наложена вследствие проверки трудовой инспекций и предусматривает наложение штрафов.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Наказание предусмотрено в следующих ситуациях:

    • в фирме с определенным количеством персонала нет вакансий по квоте или их меньше предусмотренного количества;
    • на такие места трудоустроены люди не льготных категорий;
    • работодатель отказал сотруднику из таких категорий при наличии свободных квотированных мест.

    ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Работодатель не должен сам искать сотрудников на квотированные места. Поэтому, если такие лица не обратились к нему за трудоустройством, наказывать его не за что.

    Права квотирующего работодателя

    Работодатель за выполнение обязанностей по квотированию приобретает и дополнительные права, в основном, информационные:

    • Центр занятости и/или Центр квотирования должен предоставлять работодателям любую необходимую информацию, касающуюся льготных категорий;
    • требование к соответствию занимаемой должности распространяется и на работников по квоте – недостаточно квалифицированный или не справляющийся с обязанностями «льготник» может быть не принят или уволен так же, как и обычный сотрудник (причины отказа нужно аргументировать).

    Закон г. Москвы от 22 декабря 2004 г. N 90 «О квотировании рабочих мест» (с изменениями и дополнениями)

    Закон г. Москвы от 22 декабря 2004 г. N 90
    «О квотировании рабочих мест»

    Читайте так же:  Мотив поощрения в приказе на премию формулировки

    С изменениями и дополнениями от:

    8 апреля 2009 г., 30 апреля 2014 г.

    См. постановление Московской городской Думы от 22 декабря 2004 г. N 404 «О Законе города Москвы «О квотировании рабочих мест»

    Информация об изменениях:

    Законом г. Москвы от 8 апреля 2009 г. N 4 преамбула настоящего Закона изложена в новой редакции

    Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в городе Москве для приема на работу инвалидов и молодежи, создания и сохранения (модернизации) специальных рабочих мест для инвалидов, создания рабочих мест для молодежи, а также обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций.

    Москва,
    Московская городская Дума
    22 декабря 2004 года
    N 90

    Закон г. Москвы от 22 декабря 2004 г. N 90 «О квотировании рабочих мест»

    Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.

    Текст Закона опубликован в газете «Тверская, 13» от 30 декабря 2004 г. N 156, в «Вестнике Мэра и Правительства Москвы», январь 2005 г., N 3 (дата выхода номера в свет 12.01.05), в «Ведомостях Московской городской Думы», 2005 г., N 2 (дата выхода номера в свет 16.02.05)

    Решением Московского городского суда от 16 мая 2005 г. и определением Верховного Суда РФ от 10 августа 2005 г. часть 3 статьи 2 настоящего Закона признана недействующей в части слов «либо уплата ежемесячно в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест в городе Москве компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном правовыми актами города Москвы» в отношении инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством РФ со дня вступления решения суда в законную силу (информация опубликована в «Вестнике Мэра и Правительства Москвы», октябрь 2005 г., N 56)

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Закон г. Москвы от 30 апреля 2014 г. N 20

    Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

    Закон г. Москвы от 8 апреля 2009 г. N 4

    Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

    Квотирование рабочих мест

    Основным механизмом, способствующим эффективной занятости граждан с ограниченными возможностями является введение системы квотирования. Каждый субъект федерации сам определяет процент установленных зарезервированных рабочих мест. В случае невыполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели вносят обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенного.

    Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

    При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда. (часть вторая введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

    Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов. [13]

    В соответствии с Федеральным законом № 11-ФЗ от 3 февраля 2013 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации по вопросу квотирования рабочих мест для инвалидов», подписанным президентом РФ предусматривается увеличение мер ответственности за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости. Если раньше работодатель нес ответственность только за отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, то согласно новой редакции этой статьи работодатель несет ответственность за неисполнение обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также за отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты. Увеличен и размер штрафа. Внесенные поправки в статью 5.42 Кодекса об административных правонарушениях, предусматривают увеличение штрафа на должностных лиц с 2-3 тысяч рублей до 5-10 тысяч рублей. (17)

    Образование инвалидов

    Государственная политика в образовании детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии.

    Государство обеспечивает непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов. Согласно закону РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 12.11.2012) право на получение образования для всех категорий граждан, в том числе с ограниченными возможностями является неотъемлемым условием построения конкурентоспособной России. Государство должно обеспечить инвалидам получение общего образования, профессионального образования — начального, среднего и высшего — в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

    К основным положениям по реализации политики в сфере образования граждан с ограниченными возможностями относят: а) полное государственное обеспечение содержания детей — инвалидов в образовательном учреждении; б) создание специальных учреждений (классы, группы) коррекционного характера, обеспечивающие лечение, воспитание, обучение и интеграцию граждан с ограниченными возможностями в обществе; в) увеличение предельного возраста получения основного общего образования; г) учебная нагрузка, режим занятий инвалидов осуществляются на основе рекомендаций медико-социальной экспертизы; д) для инвалидов, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа.

    Граждане с ограниченными возможностями, обеспечиваются местами в детских дошкольных, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях в первоочередном порядке. И на получение профессионального образования на внеконкурсной основе при условии успешной сдачи экзаменов. Согласно закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 года №125-ФЗ (ред. от 01.02.2012) предусмотрены и дополнительные социальные гарантии студентам имеющим инвалидность (повышение стипендии, дополнительные выплаты и др.).

    Читайте так же:  Рабочее место сотрудника ─ что это

    Закон «Об образовании» закрепил в качестве принципа государственной политики «адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников» (п.3ст.2З закона), сообщает РООИ «Перспектива».

    В этих же целях Закон установил государственные гарантии прав граждан с отклонением в развитии (с ограниченными возможностями здоровья) в области образования, закрепив в качестве основной гарантии обязанность государства создавать «гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов» (п.6 ст.5 Закона).

    В соответствии с Законодательством дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование:1)в общих классах и группах системы общего образования; 2)по индивидуальной программе на дому; 3)в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

    В России уже многие годы существует система специальных (коррекционных) образовательных учреждений. На сегодняшний день, действуют учреждения VIII видов. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для обучения детей с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелым нарушением речи, эмоционально-волевой сферы и поведения и с умственной отсталостью.

    В соответствии с Законом РФ об образовании детям — инвалидам, инвалидам I и II группы предоставляется льгота при приёме в средние специальные и высшие учебные заведения.

    Проблемы в образовании детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии.

    В настоящее время дети с ограниченными возможностями здоровья по самым сдержанным оценкам Минобрнауки России составляют свыше 4,5% от общего числа обучающихся в образовательных учреждениях, при этом специальные условия для получения образования предоставляются только 1/3 этих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (классах, группах).

    Среди всех детей с ограниченными возможностями здоровья подавляющее большинство детей не имеют физических нарушений, но имеют отклонения в развитии, связанные с познавательной сферой, что видно, в частности, из структуры учреждений специального образования. Так, в специальных коррекционных школах из 235,4 тысяч учащихся 81,5% имеют нарушения в познавательной сфере. В специальных коррекционных классах общеобразовательных школ из 187,9 тысяч учащихся 93,4% (175,4 тысяч) — дети с задержкой психического развития.

    [1]

    По данным Росстата при общем количестве детей-инвалидов 590 тыс. человек, получают образование 250 тыс. детей-инвалидов. Из них 140 тыс. детей обучаются в общеобразовательных школах, 40 тыс. детей на дому и только около 70 тыс. детей в системе специального образования. Число детей-инвалидов школьного возраста (7-18 лет) Росстатом не учитывается. Исходя из того, что приблизительная оценка количества детей-инвалидов школьного возраста составляет 450 тыс. детей, можно сделать вывод о том, что примерно 45% (200 тыс.) детей-инвалидов школьного возраста не обучаются. Часть детей по-прежнему фактически исключена из системы образования, поскольку им отказывают в приеме в специальные (коррекционные) школы по причине невозможности освоения программ этих школ.

    Детям с ограниченными возможностями практически невозможно получить образование в специальных учреждениях по месту жительства, в связи с тем, что количество специальных (коррекционных) образовательных учреждений составляет чуть менее 4% от количества общеобразовательных учреждений и, кроме того, они подразделяются на типы и виды (т.е. имеют специализацию). Вследствии чего, 70% (166,4 тыс.) учащихся специальных (коррекционных) школ вынуждены обучаться в условиях интернатного проживания.

    Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучение которых часто не требует модификации образовательного процесса, вынуждены обучаться на дому в изоляции от своих сверстников по причине архитектурной недоступности школ.

    Не существует механизма создания специальных условий для обучения с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития ребёнка и его возможностей в образовательных учреждениях различных типов и видов.

    Размер утверждаемых нормативов финансирования зависит не от потребности ребенка в специальных условиях, а от вида образовательного учреждения (на одного и того же ребёнка с инвалидностью в специальной и в обычной школе будут выделяться разные средства). Лишь Самарская область утвердила норматив интегрированного обучения одного ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

    В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях критически не хватает квалифицированных кадров (лишь 10% педагогического персонала имеют специальное коррекционное образование), специальных методических пособий и оборудования, методы преподавания не модифицируются в связи с изменением контингента обучающихся и не соответствуют потребностям обучающихся.

    Отсутствует система подготовки и переподготовки кадров для обучения детей-инвалидов в системе общего образования. Подготовка специальных педагогов ориентирована на работу в системе специальных школ.

    На сегодняшний день отсутствует единая государственная система раннего выявления отклонений в развитии, коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях и консультирования семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Это приводит к тяжелым последствиям, поскольку создание такой системы обеспечит в дальнейшем получение значительного социально-экономического эффекта (около 50% детей, прошедших через систему качественной дошкольной коррекционно-педагогической помощи, смогут обучаться в образовательных учреждениях общего назначения, а не в специальных (коррекционных), в которых нормативы финансирования значительно выше).

    Несмотря на то, что создание системы профессионального образования инвалидов является одним из важнейших направлений социальной и образовательной политики государства, до настоящего времени не разработана нормативная база образовательно-реабилитационной деятельности вузов, отсутствует ее бюджетная и кадровая поддержка. Так, в 2004 году по приказу Министерства образования Российской Федерации были созданы головные центры по обучению инвалидов и учебно-методические центры в округах по профессиональному обучению в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, однако, нормативных правовых актов, включая положение об указанных центрах, так и не было принято.

    Отсутствует нормативная и методическая база организации и проведения ЕГЭ для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата и зрения, что фактически лишает данных лиц возможность сдавать ЕГЭ и ставит их в неравное положение с другими абитуриентами. Родители детей-инвалидов недостаточно организованы и не знают о своих правах и правах своих детей.

    [2]

    Общественное мнение по отношению к людям с инвалидностью не позволяет им полностью интегрироваться в общество, в том числе быть равноправными участниками образовательного процесса в системе общего образования.

    Поскольку система образования детей с ограниченными возможностями здоровья на данный момент неэффективна, и специальное (коррекционное) образование не может удовлетворить потребности всех детей с ОВЗ в специальных коррекционных услугах, единственным способом решения проблем с образованием инвалидов является развитие инклюзивного (интегрированного) образования.

    Читайте так же:  Создание финансовой пирамиды - статья уголовного кодекса

    Доступ детей-инвалидов к более качественным образовательным услугам увеличит долю детей-инвалидов, имеющих общее среднее образование и, как следствие, долю тех, кто сможет претендовать на получение среднего и высшего профессионального образования. Такая ситуация приведёт к улучшению шансов инвалидов на рынке труда.

    Порядок квотирования рабочих мест для инвалидов в обособленном подразделении численностью более ста человек

    Обособленное подразделение организации не встает на учет самостоятельно. Это должна делать головная компания, которой нужно зарегистрироваться как по юридическому адресу, так и месту нахождения каждого обособленного подразделения для выполнения обязательств, установленных законом «О занятости населения» для подачи сведений в органы занятости о вакансиях, для уведомления о сокращении и о квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов (в случае если количество рабочих мест в обособленном подразделении превышает 100 человек).

    В связи с этим если обособленное подразделение превышает по численности 100 человек, то оно должно быть зарегистрировано в Центре занятости по месту его нахождения, и, например, в случае сокращения работников обособленного подразделения подает туда информацию.

    При этом вопросы квотирования также распространяются на обособленное подразделение, если численность его работников также превышает 100 человек.

    Для того, чтобы выполнить требование о квотировании рабочих мест для инвалидов:

    1. Необходимо иметь требуемое количество инвалидов, находящихся с обособленным подразделением в трудовых отношениях.
    2. В обособленном подразделении должны быть копии документов инвалидов об их инвалидности и карты реабилитации и допустимых для них условий труда.
    3. Рабочие места инвалидов должны быть отражены как квотируемые рабочие места (созданные или выделенные) прямо в штатном расписании или отдельном документе организации.
    4. У обособленного подразделения должно быть положение (иной локальный акт) о квотировании рабочих мест, где подразделение определяет все внутренние процедуры приема на работу и организации труда инвалидов.
    5. Рабочие места работников-инвалидов должны пройти специальную оценку условий труда, и работники должны быть с ними ознакомлены.
    6. Карта реабилитации инвалида и результаты его медицинских осмотров должны подтверждать, что он может работать на данном рабочем месте в данных условиях. Оптимально, если данный анализ и решение обособленное подразделение оформит в виде документа (протокол комиссии или заключение специалиста по охране труда и т.д.).
    7. Рабочее место инвалида должно быть оборудовано в соответствии с его медицинскими показаниями (если они есть в части оборудования рабочего места).

    Если один или несколько инвалидов работают на дому, — это тоже допустимый вариант закрытия квоты, но «числиться» инвалиды должны именно в обособленном подразделении, а не в головной организации.

    По Вашим вопросам:

    Для того, чтобы выполнить обязанности по закрытию квоты рабочих мест для инвалидов необходимо:

    • чтобы головная компания зарегистрировала обособленное подразделение в органах занятости региона, в котором оно находится;
    • подать информацию в органы занятости о размере квоты в обособленном подразделении исходя из количества рабочих мест;
    • подать информацию о работающих инвалидах, – если соблюдены все указанные выше условия.

    При этом если в организации работает, необходимое количество инвалидов, — вопросов от службы занятости не возникнет. Однако если квота не будет закрыта, обособленному подразделению могут направлять инвалидов из органов занятости, для которых ему необходимо будет оборудовать рабочие места.

    Для того чтобы обособленному подразделению не смогли направить инвалидов для трудоустройства:

    • Оптимальный вариант – всегда держать квоту закрытой, в том числе используя труд инвалидов – надомников, которые будут работать на дому именно в регионе нахождения обособленного подразделения.
    • Второй вариант – выделить какое то рабочее место для приема на работу инвалида и передать сведения в органы занятости о квалификационных требованиях к инвалиду, которого обособленное подразделение может принять на это место. Если у органов занятости не будет кандидатов, обладающих необходимыми квалификационными требованиями, они не смогут направлять в обособленное подразделение других. Однако если в определенном субъекте очень большое количество не трудоустроенных инвалидов, часто органы занятости пишут, что требования организации нереальны, и настаивают на том, чтобы организация сменила статус квотированного рабочего места с «выделенного» на «создаваемое». В случае если место «создаваемое», работодатель никаких требований заранее не предъявляет и обязан трудоустроить любого инвалида создав для него необходимые условия труда.

    При этом всю отчетность по квотированию подает головная организация.

    Пара слов о порядке выделения и создания специального рабочего места ля инвалида.

    По создаваемому рабочему месту никакого особого порядка нет – обособленному подразделению присылают инвалида, оно оценивает его квалификационные характеристики и медицинские противопоказания и создает для него новое рабочее место исходя из потребностей данного конкретного инвалида.

    Выделенное рабочее место отражается в штатном расписании, где указывается, что оно выделено для приема на работу квотируемой категории, а в органы занятости подается информация о том, на какую должность (профессию) обособленному подразделению нужен инвалид (условия труда не могут быть вредными), с какими квалификационными характеристиками и какие характеристики имеет его рабочее место. Обособленное подразделение трудоустраивает на это место только того инвалида, который подойдет под данные условия. Прием на работу «не инвалида» на квотируемое рабочее место, которое в обособленном подразделении является выделенным, запрещено.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Валентина Митрофанова, учредитель Института профессионального кадровика

    Источники


    1. ЛазаревВ.В. История политических и правовых учений: Уч. /В.В.Лазарев-3изд.-М.:Юр.Норма,НИЦ ИНФРА-М,2016-800с.(п) / ЛазаревВ.В.. — Москва: СИНТЕГ, 2016. — 645 c.

    2. Зайков, Д.Е.; Звягинцев, М.Г. 100 распространенных вопросов по оформлению земли; Издательский дом Ра’, 2011. — 192 c.

    3. ред. Карпунин, М.Г. Экономический эксперимент и право; М.: Юридическая литература, 2011. — 160 c.
    4. Вышинский, А. Я. А. Я. Вышинский. Судебные речи / А.Я. Вышинский. — М.: Государственное издательство юридической литературы, 2017. — 564 c.
    Квотирование рабочих мест
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here