Ключевые компетенции педагога

Статья на тему: "Ключевые компетенции педагога" от профессионалов для людей. Обязательно дочитайте до конца.

Ключевые компетенции педагога

Автор: 1. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока педагогики, скачайте бесплатно презентацию «Ключевые компетенции педагога.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 130 КБ.

Ключевые компетенции педагога

Компетентность педагога

«Компетентностная модель педагога» — Профессиональная компетентность учителя физкультуры. Предметные компетенции учителя. Общепредметные (базовые) компетенции учителя. Компетенции по химии и биологии. Компетенции по математике. Содержание общепредметного образования. Ключевые образовательные компетенции. Компетенции по русскому языку. Элементы состава.

«Профессиональная компетентность учителя» — Демонстрировать компетентное поведение. Информационная компетенция. Профессиональные качества. Учитель должен владеть теми компетенциями, которым он обучает. Общекультурная компетенция. Образовательные компетенции. Основные ключевые компетенции. Склонности учащегося. Компетенции. Социально-трудовая компетенция.

«Ключевые компетенции педагога» — Нацеленность на становление ключевых компетенций. Ключевые компетенции педагога. Анализ работы педагогического коллектива. Стереотипы поведения. Оказание помощи. Информационная компетентность. Компетенции, определенные советом Европы. Проблемы образования. Оценка результатов опыта. Понятие «компетенция».

«Компетентность руководителя ОУ» — Посттехнократическая модель. Компетенция. Специальные компетентности. Ключевые компетентности. Модель дискретного повышения квалификации. Профессиональное развитие руководителей ОУ. Базовые компетентности. Вид компетентности. Модель руководителя ОУ. Тип знаний. Генезис моделей ДПО. Компетентность.

«Компетентность» — Задание. Профессионализм. Дайте определение понятиям. Соотношение групп специалистов по уровню сформированности. Определите форму организации социально-педагогической деятельности. Модель профессиональной компетентности. Критерии сформированности логических операций. Возрастные группы тестируемых. Межличностные компетенции.

«Требования к профессиональной компетентности педагога» — Глобальные изменения социально-экономической ситуации в стране. Стандарт как совокупность трех систем требований. Проект профессионального стандарта педагога. Право на образование. Учитель. Современный учитель. Конфликт интересов. Аттестация педагогических работников. Федеральный закон. Основная цель российского образования.

Педагогическая компетентность и компетенция: проблемы терминологии

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Статья просмотрена: 24835 раз

Библиографическое описание:

Ломакина Г. Р. Педагогическая компетентность и компетенция: проблемы терминологии [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 276-279. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2190/ (дата обращения: 07.10.2019).

Компетентность и связанное с ним понятие компетенции традиционно широко используются в контексте оценки полномочий должностного лица или профессиональной характеристики специалиста, однако их значение в педагогических науках трактуется не всегда однозначно. Однако прежде чем перейти к обсуждению вопроса профессиональной компетентности педагога, попытаемся дать общее определение профессиональной компетентности в целом.

Исследования Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева показывают, что профессионализм, формирование профессиональной личности включает в себя не только усвоение определенного объема знаний, умений и навыков, но и формирование сложных психических систем регуляции социального поведения личности, свойственного представителям данной профессии, накопление профессионального опыта и формирование способности к дальнейшему его углублению и развитию. Данный психологический процесс в чем-то схож с дихотомией языка и речи, определенной Ф.де Соссюром: с одной стороны профессиональная компетентность является формирующимся и развивающимся свойством личности, однако с другой стороны, развитие профессиональной пригодности неизменно сказывается на развитии личности.

По мнению большинства психологов, занимавшихся вопросами профессиональной пригодности и формированием профессиональной компетенции, основы профкомпетенции закладываются с рождением ребенка и определяются нейродинамическими качествами индивида. Между тем они признают доминирующую роль личности и тот факт, что благодаря высокой степени мотивации успехов в той или иной деятельности могут достигнуть даже люди «профессионально непригодные» с точки зрения их комплекции или быстроты нейродинамических реакций (наиболее яркие примеры мы можем видеть в спорте и в балете). Таким образом, в самом общем смысле, под профессиональной компетентностью мы можем понимать профессионализм личности, то есть совокупность его теоретического и практического опыта в той или иной сфере. Между тем, как компетенция, это, скорее, наличие способностей личности к реализации той или иной деятельности и степень развития данных способностей.

В.А. Бодровым были проанализированы и обобщены основные положения зарубежных и отечественных теорий профессионального развития. Одним из наиболее существенных и имеющих непосредственное отношение к теме нашего исследования является следующее: «Успешность профессионализации определяется степенью соответствия индивидуально-психологических свойств личности требованиям практики. Каждый человек соответствует требований ряду профессий» [3].

Каким образом можно определить профессиональную компетентность педагога и как из всего комплекса психологических, педагогических, лингвистических (в нашем случае исследования проблемы формирования учителя-преподавателя иностранных языков) знаний вычленить то, что необходимо объяснить студентам в процессе их обучения в педагогическом вузе.

В современной педагогической науке формирование личности учителя рассматривается как с психологической (Б.Г.Ананьев, А.Г.Ковалева, С.Л.Рубинштейн и др.), так и личностной (В.А.Сластенин, С.Н.Архангельский, Л.Ф.Спирин) точки зрения. Существует множество исследований, посвященных формированию различных аспектов профессиональной компетентности педагога и обучению различным видам педагогической деятельности: организации внеклассной работы, работы с родителями, воспитательной работы, формирование и развитие дидактических навыков и умений учителя, способностей использования элементов психоанализа и т.п. Однако большинство исследователей рассматривает лишь один или несколько аспектов педагогический деятельности, а, следовательно, уделяет внимание формированию того или иного качества, являющегося частью профессиональной компетентности.

Первоначально термины компетентность и компетенция использовались в педагогике только применительно к изучению иностранного языка и способностью выражать свои мысли средствами данного языка. Впервые термин «компетенция» был использован преподавателем Массачусетского университета (Соединенные Штаты Америки) Н.Хомским в 1965 году. Под компетенцией он понимал «знание языка говорящим», отличая ее от «употребления языка». Под употреблением языка он понимал способность формулировать и выражать свои мысли средствами иностранного языка и считал, что компетенция далеко не всегда совпадает со способностью индивида использовать имеющиеся знания в практике иноязычного общения. То есть, он перенес на педагогику различие между языком и речью, определенное Ф. де Соссюром, положив, таким образом, фундамент для коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам, основной целью которого является формирование у учащихся способности осуществлять акт коммуникации, используя доступные им знания о системе языка.

Читайте так же:  Заявление о назначении пенсии

В чем тогда заключается отличие значения терминов компетенция от термина компетентность применительно к педагогической профессии? «Компетентность» определяется И.А.Зимней как «основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека» [2]. Объединяя определения, данные Н.Хомским и И.А.Зимней, мы можем определить компетентность в самом широком смысле как способность практически реализовать свою компетенцию, то есть способность к осмыслению, анализу, синтезу и использованию имеющихся теоретических знаний в процессе практического осуществления педагогической деятельности. Применительно к осуществлению процесса преподавания иностранных языков под компетенцией мы предлагаем понимать совокупность теоретических знаний, необходимых педагогу для осуществления своей профессиональной деятельности, а под термином компетентность – способность практически использовать полученные знания в ходе реализации педагогического процесса.

Понятие «профессиональной компетенции» учителя рассматривается в настоящее время с точки зрения гуманистического подхода к образованию, целью которого является формирование и развитие личности учащегося. Одним из основных элементов образования, с точки зрения гуманистов, являются субъект-субъектные отношения, предполагающие, в отличие от многовековой практики, установившейся в методике обучения различным дисциплинам, равновеликую важность ролей учителя и ученика в педагогическом процессе. Главной «ловушкой» в данном случае является четкое различение понятий «равновеликая важность» и «равенство». Одинаковая активность сторон образовательного процесса вовсе не обозначает их равенства в плане социальном и психологическом. Мастерство учителя в этом случае состоит в том, чтобы очень тонко выдержать грань между сотрудничеством и панибратством и, увлекшись идеями максимально гармоничного самостоятельного развития личности, не упустить из виду тот факт, что любое педагогическое сотрудничество предполагает наличие ведущего и ведомого, главная же задача учителя – реализация роли ведущего, даже в ситуациях, предполагающих иллюзию равенства ролей учителя и обучающихся.

Таким образом, можно сделать вывод, что компетентность – это то, чему можно научиться (во время учебы или на практике), то есть в случае нашего исследования – это уровень владения учителем преподаваемым языком, его педагогическая, психологическая и методическая грамотность, наличие практического опыта работы с обучаемыми той или иной возрастной группы; между тем, как компетенция – это наличие врожденных или благоприобретенных качеств, необходимых для профессии педагога: умение работать с аудиторией того или иного возраста (каждый учитель, как правило, предпочитает свою возрастную категорию, т.е. аудиторию того возраста, с которым ему работать наиболее комфортно), способность к изучению иностранных языков, терпение, эмпатия, способность к психологическому наблюдению и анализу и т.д. Какие-то из этих качеств, несомненно, можно воспитать в себе, однако опыт работы студентов и молодых учителей позволяет прийти к заключению, что большинство компонентов педагогической компетенции учителя действительной является либо врожденными, либо заложенными в ребенке с детства.
Литература:

    Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования гос впо нового поколения: методическое пособие. – м.: исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 72 с.

    Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования. Эл.текст: http://www.rsuh.ru/article.html? >

    Казакова Н.Е, Валеева И.А. Теоретические основы исследования полипрофессионализма учителя сельской школы — Образование: исследовано в мире//Международный педагогический интернет журнал, 2004. – Эл.текст: www.oim.ru/reader.asp?nomer=446 .
    Кондаков И.М., Сухарев А.В.. Методологическое обоснование зарубежных теорий профессионального развития. – Вопросы психологии, 1989, № 5. – С. 158-164

    Стандарты второго поколения: ФГОС: Начальное общее образование. – М., Просвещение, 2010. – 52 с.

    Ключевые компетенции педагога

    В настоящее время имеются разные подходы к определению профессионально обусловленных компонентов личности современного педагога.

    Так, традиционный подход предполагает выделение в структуре личности педагога таких компонентов, как педагогические знания, профессионально-педагогические умения и профессионально важные качества.

    Культурологический подход, обоснованный И.Ф. Исаевым, в качестве интегрального показателя профессионального развития преподавателя предполагает считать профессионально-педагогическую культуру, включающую в себя аксиологический, технологический и личностно-творческий компоненты [3].

    В.А. Сластёнин обосновал личностно-деятельностный подход. Профессионализм педагога рассматривается как система, состоящая из двух взаимосвязанных подсистем: профессионализм личности и профессионализм деятельности. В структуре профессионализма педагога выделяются мотивационно-ценностный, когнитивный и операционально-деятельностный компоненты [7].

    На наш взгляд, в определении профессионально обусловленной структуры личности современного педагога можно применить и компетентностный подход.

    В настоящее время Европейским сообществом в профессиональном образовании особое внимание уделяется пяти ключевым компетенциям: социальной, коммуникативной, информационной, специальной, когнитивной [2, с.264-269]. Исходя из этого, профессионально-обусловленную структуру личности педагога можно представить следующим образом (табл.1).

    Таблица 1. Ключевые компетенции личности педагога

    1. Социальная компетенция

    Высокая гражданская ответственность, социальная активность и самостоятельность, потребность в педагогической деятельности, сопряженность личных и общественных интересов, толерантность и др.

    2. Коммуникативная компетенция

    Владение технологиями общения на разных языках, включая и технологии компьютерного программирования, культура речи, перцептивные, экспрессивные, суггестивные умения и др.

    3. Информационная компетенция

    Обладание информационным ресурсом о педагогических технологиях, овладение информационными технологиями, умение пользоваться системой Internet, критичное отношение к получаемой информации и др.

    4. Специальная компетенция

    Эмпатийность, рефлексивность, креативность, глубокое овладение своим предметом, глубокие знания по психологии и педагогике, объективная самооценка и др.

    5. Когнитивная компетенция

    Готовность к постоянному повышению своего образовательного уровня и педагогического мастерства, способность постоянно приобретать новые знания и умения, стремления к профессионально-творческому саморазвитию и др.

    Дадим общую характеристику наиболее распространенных из них.

    Так, наряду с традиционной, могут быть использованы различные формы активной лекции: проблемная лекция, лекция – визуализация, лекция вдвоем, лекция – пресс-конференция, лекция – консультация, лекция – провокация, лекция – диалог, лекция – «мозговая атака» [8, с.139 — 140].

    Читайте так же:  С 1 июля надо пробивать чеки на зарплату

    Большими развивающими возможностями обладает дидактическая деловая игра, сущность которой заключается в игровом моделировании в условных ситуациях основных видов деятельности личности, направленных на воссоздание и усвоение социального и профессионального опыта, в результате чего происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта и развития личности [8, с. 181- 189].

    Профессиональному развитию студентов способствует технология блочно-модульного обучения, под которой понимается дидактическая система, состоящая из модулей, каждая из которых имеет относительную самостоятельность и завершенность [8, с. 190 — 200].

    Исследования показывают, что эффективным средством профессионально-творческого развития личности является проектная технология обучения.

    Метод проектов возник еще в 20-е годы ХХ века в США. Его называли также «методом проблем» и связывали с идеями гуманизации образования, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком.

    В настоящее время метод проектов находит свое применение и в общем, и в профессиональном образовании.

    Специалисты отмечают, что «если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути» [5, с.58].

    Н. В. Матяш в содержании проектной деятельности выделяет 3 этапа:

    • исследовательский (подготовительный): поиск и обоснование проблемы, выбор оптимального варианта решения, анализ предстоящей деятельности;
    • технологический: планирование технологических процессов, разработка технологической документации, организация рабочего места, выполнение технологических операций, самоконтроль деятельности;
    • заключительный: корректировка объекта деятельности, контроль, испытание, защита проекта [4, с. 115].

    Проведенные нами исследования показывают, что на различных этапах выполнения творческих проектов в наибольшей степени формируются следующие составляющие профессионально-творческого развития обучаемых:

    Таблица 2. Профессионально-творческое развитие студентов на различных этапах творческой проектной деятельности

    Этапы творческой проектной деятельности

    Компоненты профессионально-творческого развития

    1. Исследовательский (подготовительный)

    Профессионально-творческое мышление и воображение

    Профессиональная педагогическая компетентность учителя

    Дата публикации: 21.03.2017 2017-03-21

    Статья просмотрена: 2124 раза

    Библиографическое описание:

    Шарипова Ш. С. Профессиональная педагогическая компетентность учителя // Молодой ученый. — 2017. — №11. — С. 511-514. — URL https://moluch.ru/archive/145/40587/ (дата обращения: 07.10.2019).

    – социально-правовая компетентность — знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;

    – персональная компетентность — способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде; специальная компетентность — подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;

    – аут компетентность — адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкции;

    – экстремальная компетентность — способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.

    Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений. С позиции основных операционных функций педагога профессиональной школы можно выделить следующие группы профессионально-педагогических умений:

    – гностические умения — познавательные умения в области приобретения общепрофессиональных, производственных и психолого-педагогических знаний, предусматривающих получение новой информации, выделение в ней главного, существенного, обобщение и систематизация собственного педагогического опыта, опыта новаторов и рационализаторов производства;

    – идеологические умения — социально-значимые умения проведения политико-воспитательной работы среди обучающихся, пропаганды педагогических знаний;

    – дидактические умения — общепедагогические умения определения конкретных целей обучения, выбора адекватных форм, методов и средств обучения, конструирования педагогических ситуаций, объяснения учебно-производственного материала, демонстрации технических объектов и приемов работы;

    – организационно-методические умения — умения реализации учебно-воспитательного процесса, формирования мотивации учения, организации учебно-профессиональной деятельности учащихся, установления педагогически оправданных взаимоотношений, формирования коллектива, организации самоуправления;

    – коммуникативно-режиссерские умения — общепедагогические умения, включающие перцептивные, экспрессивные, суггестивные, ораторские и умения в сфере педагогической режиссуры;

    – прогностические умения — общепедагогические умения прогнозирования успешности учебно-воспитательного процесса, включающие диагностику личности и коллектива учащихся, анализ педагогических ситуаций, построение альтернативных моделей педагогической деятельности, проектирование развития личности и коллектива, контроль за процессом и результатом;

    – рефлексивные умения — способность к самопознанию, самооценка профессиональной деятельности и профессионального поведения, самоактуализация;

    – организационно-педагогические умения — общепедагогические умения планирования воспитательного процесса, выбора оптимальных средств педагогического воздействия и взаимодействия, организации самовоспитания и самоуправления, формирования профессиональной направленности личности обучающихся;

    – общепрофессиональные умения — умения чтения и составления чертежей, схем, технических диаграмм, выполнения расчетно-графических работ, определения экономических показателей производства;

    – конструктивные умения — интегративные умения разработки технологических процессов и конструирования технических устройств, включают разработку учебной и технико-технологической документации, выполнение конструкторских работ, составление технологических карт, направляющих тестов;

    – технологические умения — количественные умения анализа производственных ситуаций, планирования, рациональной организации технологического процесса, эксплуатации технологических устройств;

    – производственно-операционные умения — общетрудовые умения по смежным профессиям;

    – специальные умения — узкопрофессиональные умения в рамках какой-либо одной отрасли производства.

    – специальные умения — узкопрофессиональные умения в рамках какой-либо одной отрасли производства.

    Своеобразие педагогической деятельности делает непозволительным наличие только узкоспециальной компетентности, профессионализм учителя определяется системой всех видов профессиональной компетентности. Кроме того, компетентность педагога можно считать единством общей компетентности, необходимой для человека независимо от его профессии, компетентности в сфере той науки, основные аспекты которой он преподает, и психолого-педагогической компетентности.

    Можно выделить различные подходы к нахождению структуры профессиональной компетентности. Один из них связывается с раскрытием структуры профессиональной компетентности через систему педагогических умений учителя, другой — с выделением отдельных компетентностей в соответствии с ведущими видами профессиональной работы педагога в сферах:

    Читайте так же:  Как оформляется гарантийное письмо об оплате

    – самостоятельной образовательной и преподавательской деятельности;

    – научно-методической и научно-исследовательской деятельности;

    – социально-педагогической и культурно-просветительской деятельности;

    – коррекционно-развивающей управленческой деятельности.

    Независимо от форм деятельности учителя компетентность в каждой из них состоит из двух основных компонентов:

    1) системы знаний, определяющей теоретическую готовность учителя;

    2) системы умений и навыков, составляющей основу его практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности.

    Обобщенные требования к уровню теоретической и практической готовности педагога включаются в квалификационную характеристику выпускника, получившего специальность «учитель», представленную в государственном стандарте высшего профессионального образования.

    Идея профессионализма (компетентности) учителя связана с объектом деятельности учителя — целостным педагогическим процессом и поэтому «цель профессиональной подготовки, ее результат полагает о том, что каждый человек, овладевающий профессией, сталкивается с аспектами — содержательным, личностным и процессуальным (технологическим). То есть в процессе профессиональной подготовки решаются задачи, расширенные с определением того, что должен знать специалист в соответствии с кругом обязанностей, как эти знания он будет применять в своей профессиональной деятельности, какими качествами личности должен владеть, чтобы знания и умения давали максимальный результат.

    1. Н.А. Морева Основы педагогического мастерства М,. 2006
    2. Педагогика / Под. ред. Ю.К. Бабанского.- М., 1988.

    Выступление на методическом семинаре: «Компетенции и компетентностная модель современного учителя»

    Выступление на методическом семинаре:

    «Компетенции и компетентностная модель современного учителя»

    Время проведения 3 октября 2011 года

    Вопросы для обсуждения:

    1Вопрос №1 . Компетенции и компетентностная модель современного учителя.

    В современном образовании становится все более очевидным тот факт, что никакие изменения в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя. В свою очередь, изменение профессионального сознания учительского сообщества должно быть неразрывно связано с кардинальными изменениями в системе воспроизводства педагогических кадров и изменениями в отношении различных слоев общества к учительскому сословию.

    Компетентный – обладающий способностью силой, властью, умением, знанием и т. п. (чтобы сделать то, что требуется).

    Компетентность – это характеристика человека способного эффективно действовать и добиваться требуемого результата. В юридическом смысле – обладающий должностными полномочиями.

    Компетенции – это те способности и умения, которые позволяют эффективно действовать и добиваться требуемого результата.

    • Профессиональная компетентность учителя – понятие многогранное и вместе с тем, поддающееся измерению в системе образования. В настоящее время существуют различные трактовки понятия и классификации профессиональной компетентности.

    • Понятие профессиональной компетентности учителя можно определить как: «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания» ().

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Компетентностную модель современного учителя можно представить в виде состава, входящих в нее элементов:

    Ø Ценности, принципы и цели

    Ø Профессиональные качества

    Ø Ключевые компетенции

    Ø Педагогические методы, способы и технологии

    Ø Профессиональные позиции

    Ценности (сюда относятся те суждения, идеи, которые осознаны учителем и в его сознании определяют предельные ценностные границы его деятельности):

    § свобода учащегося быть самим собой

    § каждый человек обладает своим «совершенством»

    § помочь каждому учащемуся его индивидуальные дарования сделать социально плодотворными;

    § индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его способностям, интересам и возможностям;

    § человек учиться только тому, что соответствует его способностям, интересам и что он считает полезным для себя;

    § чтобы быть успешным в современном обществе выпускник должен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций;

    § приобщение учащегося к той культурной традиции, которая в максимальной степени может способствовать его развитию.

    • индивидуальный подход – отношение к каждому учащемуся как к индивидуальности, обладающему своим «совершенством».

    • учение на основе собственной мотивации и ответственности учащегося за результат;

    • организация осмысленной, самостоятельной продуктивной деятельности учащегося в соответствии с его интересами и способностями;

    • учебный материал должен быть приближен к интересам и потребностям учащихся;

    • система оценивания должна быть понятной учащемуся и служить средством своего самообразования.

    В процессе обучения помочь учащимся овладеть ключевыми компетенциями, владение которыми позволяет быть успешным в современном обществе, в своей профессиональной, личной и общественной жизни.

    § Доброжелательно и заинтересовано относиться к учащимся

    § Быть готовым принимать конструктивную критику от коллег и учащихся, осуществляя коррективы в своей деятельности

    § Иметь собственный взгляд на социальную ситуацию и окружающий мир и быть способным поделиться им с учащимися

    § Иметь развитую способность к критике и рефлексии

    § Воздерживаться от роли кладезя мудрости и знания

    § Понимать других людей имеющих иные ценности, интересы и способности

    § Быть открытым для любых мнений учащихся по обсуждаемому вопросу

    § Спокойно реагировать на едкие замечания в свой адрес

    § Иметь собственную позицию и свою манеру обучения, не быть безликим

    § Уметь делиться с учащимися своими мыслями и чувствами

    § Демонстрировать компетентное поведение – собственную ответственность за результат, любознательность, способность к кооперации и диалогу и т. п.

    § Демонстрировать увлеченность своим предметом

    § Использовать четкий, понятный, гибкий язык с образными выражениями

    Обобщив, имеющиеся в литературе классификации ключевых компетенций, можно выделить следующие группы надпредметных образовательных результатов, т. е. ключевых компетенций:

    1. Коммуникативные (понимание текстов, работа с информацией, выступление, написание текстов).

    2. Информационные технологии (компютерные – Интернет, эл. почта, программирование и т. д.)

    3. Исследовательские (естественно-научные и гуманитарные методы исследования).

    4. Проектные (проектное мышление – разработка проектов и участие в их реализации).

    5. Работа с числами (вычисления, использование мат. методов для решения практических задач).

    6. Организационные (координация деятельности людей для достижения целей).

    7. Работа в группе (взаимодействие с другими в процессе достижения общей цели).

    Читайте так же:  Срок исковой давности по трудовым спорам

    8. Умение учиться (планирование, рефлексия, самооценка, самостоятельная работа по теме, поиск информации из разных источников и т. д.)

    9. Личностная (рефлексия сильных и слабых сторон своей личности, характера, приспособление к своим личностным особенностям, принятия себя, своего «Я»).

    10. Решение проблем.

    Остановимся детальнее на ключевых компетенциях учителя. выделяет семь ключевых образовательных компетенций.

    Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями учителя, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения учителя в ситуациях учебной или иной деятельности.

    Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых учитель должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.

    Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций учителя в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

    Информационная компетенция. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности учителя с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

    Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

    Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.

    Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.

    Общепредметные (базовые) компетенции учителя

    • моделируются на основе общепредметного содержания образования, которое начинается с определения его места на каждом этапе – начальном, основном, среднем.

    • — Заключаются в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка, сформулированных как ключевые компетенции.

    • Базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка сформулированных как ключевые компетенции. Уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точеки зрения. Чтобы оно мотивировало бы учащихся к более высоким достижениям и интеллектуальному росту. Можно выделить те характеристики ситуаций, которые должен организовывать любой учитель, с целью создания в классе «развивающей среды».

    • ОЧЕВИДНО, ЧТО УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ ТЕМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ, КОТОРЫМ ОН ОБУЧАЕТ!

    Основные компетенции современного учителя:

    Ø Уметь учиться вместе со своими учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».

    Ø Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений (компетенций);

    Ø Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;

    Ø Уметь сценировать учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, учитывая их склонности, индивидуальные особенности и интересы;

    Ø Уметь занимать экспертную позицию относительно демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев

    Ø Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.

    Ø Владеть проектным мышлением и уметь организовать и руководить групповой проектной деятельностью учащихся.

    Ø Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.

    Ø Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.

    Ø Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.

    Ø Уметь организовать понятийную работу учащихся

    Ø Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая, что своя собственная точка зрения может быть также подвержена сомнению и критике.

    Ø Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.

    Основные профессиональные позиции учителя (только занимая подобные позиции, учитель может создавать для учащихся развивающую образовательную среду):

    Ø Организатор деятельности

    Ø Организатор рефлексии

    2. ПОЛОЖЕНИЕ о формах и процедурах аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Костромской области.

    3. Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности.

    Ключевые компетенции педагога иностранного языка

    Процесс глобализации экономики и интеграции российской системы образования в мировое образовательное пространство поставили перед педагогической наукой задачу приведения традиционного российского научного аппарата в соответствие с общепринятой в Европе системой педагогических понятий. В частности, модель образования должна быть пересмотрена с позиции компетентностного подхода. Именно это и породило необходимость модернизации Российского образования.

    В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».

    Формирование компетентностей – одно из основных направлений модернизации общего образования. Современный учащийся должен не только овладевать теми или иными знаниями, умениями и навыками, он должен также уметь применять полученные знания в своей деятельности.

    Читайте так же:  Разработка должностных инструкций

    В настоящее время не существует общепринятого определение компетенции. Общим для всех определений является понимание ее как способности личности справляться с самыми различными задачами.

    Большой вклад в формирование понятий компетенции и компетентность внес зарубежный автор Дж. Равен. В 1984 году он издает книгу «Компетентность в современном обществе», где раскрывает понятие

    компетентности [18] — как явления «состоящего из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга. некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие — к эмоциональной. эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения»

    В России в период 1970 ‒ 1990 годов, признанные педагогической общественностью, разрабатываются различные классификации компетенций. Авторы (Е.В. Бондаревская, А.А.Деркач, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н.В. Мясищев, А.Ш. Палферова, Л.А. Петровская и другие) используют понятия «компетентность» и «компетенция» как для описания конечного результата обучения, так и для описания различных свойств личности (присущих ей или приобретенных в процессе образования). Так Н.И. Алмазова определяет компетенции как знания и умения в определенной сфере человеческой деятельности, а компетентность – это качественное использование компетенций [1]

    Понятие «компетентность» используется для описания конечного результата обучения.

    [2]

    Компетентность – интегративный личностный ресурс, обеспечивающий успешную деятельность за счет усвоенных эффективных стратегий. Компетенции – конкретные стратегии успешной деятельности, обеспечивающие решение задач, преодоление препятствий и достижение цели. Компетентность состоит из компетенций, обеспечивается компетенциями и обнаруживается в компетенциях. Таким образом, можно сделать вывод: какие компетенции, такая и компетентность.

    Существуют также и разнообразные определения понятия «профессиональная компетенция учителя». Обзор методической литературы показал, что профессиональная компетентность учителя иностранного языка показывает готовность и способность педагога выполнять профессиональную деятельность, реализуя цели обучения с учетом современных социальных требований. Профессиональная компетентность педагога иностранных языков как совокупность профессионально-педагогических компетенций допускает наличие 5 основных компонентов:

    В соответствии с этим, выносят и новые требования к уровню профессиональной компетенции учителя иностранного языка, к его профессиональным и личностным качествам такие как: самостоятельно и критически мыслить,

    открытость к педагогическим инновациям, способность адаптировать свои знания и умения к условиям вариативности образования .

    Оценка профессиональной компетенции учителя основана на трех базовых параметрах:

    Коммуникативной компетенции (языковой, речевой и социокультурной)

    Общепедагогической профессиональной компетенции (умениях в планировании, в обеспечении контроля и оценивания, организационных, аналитических, исследовательских, профессионально-коммуникативных умениях)

    Общекультурной и филологической компетенции.

    Необходимо подчеркнуть, что при формировании новой образовательной модели подготовки специалиста в рамках компетентностного подхода применяют понятие «ключевые компетенции». Овладение данными компетенциями является одной из важнейших задач современной педагогики, так как «… они выступают одним из основных критериев качества образования[6, 109]».

    В соответствии с этим, анализ работ авторов О.Е.Ломакиной, Е.С.Семеновой, К.В. Шапошникова, О.В. Усачевой позволил выявить, что профессиональная компетентность учителя иностранных языков предполагает наличие трех основных компонентов, включающих, в свою очередь, ряд ключевых компетенций:

    — коммуникативный (языковая, социокультурная, лингвистическая, социолингвистическая, дискурсивная компетенции);

    -дидактический (компетенция, представляющая собой приобретенный синтез знаний, умений, навыков творческой педагогической деятельности, функционирующий в виде способов деятельности);

    -личностный (личностная компетенция – регулятор личностных достижений, побудитель самопознания и профессионального роста).

    Также анализ методической литературы показал, что положение целей в обучении иностранному языку в вузе направлена на формирование комплекса ключевых компетенций, входящих в понятие «коммуникативная компетенция»: лингвистической, тематической, социокультурной, компенсаторной, учебной, дискурсивной, лингвострановедческой и других.

    Рассматривая специфику предмета «Иностранный язык», следует отметить, что процесс обучения ему осуществляется в русле культурологического, лингвострановедческого, лингвистического, коммуникативного и ситуативно-тематического подходов. К педагогу-профессионалу в сфере иностранного языка предъявляются такие ключевые требования как: являться источником достоверных и точных знаний предмета, носителем иноязычной культуры, организатором продуктивной ситуативно-тематической коммуникации, ведущей к развитию и воспитанию личности в целом. Таким образом, важнейшей частью модели подготовки преподавателя иностранного языка и иноязычных культур является категория коммуникативная компетенция.

    В составе коммуникативной компетенции американские лингвисты также выделяют грамматическую, социолингвистическую, стратегическую, социокультурную, лингвистическую, дискурсивную компетенции. Н.В. Гез в содержание термина «коммуникативная компетенция» включает вербально-когнитивную, лингвистическую, вербально-коммуникативную и метакоммуникативную компетенции. Е.Н.Соловова основной целью обучения иностранному языку называет формирование коммуникативной компетенции. При этом выделяется несколько ее составляющих: личностная, лингвистическая, социолингвистическая, стратегическая, социокультурная, дискурсивная, личностная компетенции.

    [3]

    Подводя итог, важно отметить, что коммуникативная компетенция также развивается и в ТКТ как дисциплина у лингвистов, в свою очередь, сам экзамен ТКТ проверяет коммуникативную методику преподавания у студентов –лингвистов , тем самым развивая одну из важнейших ключевых компетенций педагога. Важно выделить связь между коммуникативной методикой преподавания, а также коммуникативной компетенцией, которые в частности формируются и развиваются в ТКТ.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 1270 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

    Источники


    1. Мельник, В. В. Искусство речи в суде присяжных. Учебно-практическое пособие / В.В. Мельник, И.Л. Трунов. — М.: Юрайт, 2015. — 672 c.

    2. Трудовое право; Юнити-Дана — Москва, 2010. — 504 c.

    3. Чухвичев, Д. В. Законодательная техника / Д.В. Чухвичев. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2012. — 416 c.
    4. Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2004. — 448 c.
    Ключевые компетенции педагога
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here