Карьерный рост учителя

Статья на тему: "Карьерный рост учителя" от профессионалов для людей. Обязательно дочитайте до конца.

Может ли российский педагог сделать карьеру в школе

02 Марта 2016 0:00

Зачем школам мастера и наставники? Нужен ли педвузам пятилетний бакалавриат? За что ученику нельзя поставить «два»? Об этом «РГ» рассказывает декан Московской высшей школы социальных и экономических наук, эксперт Международного исследования по вопросам преподавания и обучения TALIS кандидат педагогических наук Елена Ленская.

Елена Анатольевна, в России 1 млн 200 тысяч учителей. Какой социальный портрет российского педагога? Чем он отличается от европейских коллег?

Елена Ленская: По данным последнего международного исследования TALIS, в котором Россия принимала участие, средний возраст наших учителей — 52 года. 85 процентов учителей — женщины. И это существенно больше, чем в среднем по странам, принимавшим участие в исследовании (68%). А в Японии, например, женщин в школах только 40 процентов. Молодых педагогов у нас примерно столько же, сколько и в среднем по странам-участницам исследования. А вот доля учителей от 50 до 59 лет — почти 30 процентов. Это гораздо выше, чем в других странах. Примерно 95 процентов учителей имеют педагогическое образование, и большинство преподает один предмет. В европейских странах 53 процента учителей ведут сразу несколько дисциплин.

За границей педагоги часто меняют работу. А ведь у нас в одной школе работают десятилетиями?

Елена Ленская: В среднем по странам учителя меняют место работы раз в десять лет. Но, скажем, в некоторых государствах, например в Японии, Сингапуре, проводится политика ротации, когда учителя обязательно должны сменить место работы, чтобы расширить свой опыт. Наши учителя опытнее своих коллег из других стран, их стаж выше 20 лет. Причем больше 15 лет они не меняли место работы. Рабочая неделя российского учителя длится 46 часов, в других странах — не более 38 часов. Треть рабочего времени занимает административная работа, прежде всего — написание отчетов. Наши учителя на это тратят 4 часа в неделю, в других странах — не больше 3 часов. Еще одно отличие российского образования: директора школ, как правило, ведут уроки в школе. А во многих странах Европы директора, скорее, менеджеры.

Минобрнауки предложило ступеньки для карьерного роста педагогов. В школах появятся новые должности: учителя-наставники, учителя-эксперты, помощники учителей. Что они будут делать?

Елена Ленская: Идея очень хорошая. Конечно, у учителей должна быть возможность делать карьеру. Карьера строится тогда, когда появляются новые интересные обязанности и растет зарплата. Минобрнауки предлагает три уровня и 12 ступенек для карьерного роста учителя. Они сейчас обсуждаются, прорабатываются. Если отбросить детали, в современной школе может быть два вида карьерного роста. Например, вертикальный, когда опытный учитель одновременно преподает и становится методистом-наставником для своих коллег. Или горизонтальный, когда в школе будут появляться учителя — специалисты, допустим, для организации работы с образовательными проектами в школе, которые будут помогать в этом своим коллегам. Учитель может быть специалистом по обучению детей мигрантов, учеников с ограниченными возможностями здоровья.

В разных странах развиваются разные модели карьерного роста. В Сингапуре, допустим, в школах есть и учителя-специалисты (горизонтальная карьера), и старший учитель, учитель-мастер, а это карьера по вертикали. В Англии очень хорошо зарекомендовали себя учителя-мастера, которые консультируют и тренируют других учителей.

Но у нас в школах уже были и методисты, и наставники. Возвращаемся к старому?

Елена Ленская: Наши методисты вещали, а не обучали. При этом результатов с них никто не требовал. Речь идет о другом — в школах появятся педагоги, которые смогут обучать своих коллег. Во многих европейских странах почти все будущие учителя средних школ — это выпускники бакалавриата по химии, физике, биологии. Потом они приходят либо на квалификационные курсы, либо в педагогическую магистратуру. Курсы могут быть от нескольких месяцев до двух лет, магистратура — два года или год.

Половина учебного времени приходится на практику в школе. Именно там будущие учителя получают самые важные знания и умения. Роль обучения на будущем месте работы так велика, что в Англии 60 процентов школ вообще отказались от изучения теории в университетах: и теория, и практика там осваивается в школе. Университеты недовольны — они теряют контроль над подготовкой студентов, определенные потери при этом подходе могут быть, но надо признать факт: во всем мире обучение учителей смещается в школу.

А наши эксперты, тем временем, предлагают ввести в педвузах пятилетнее образование, отказавшись от четырехлетнего бакалавриата. Как вам идея?

Елена Ленская: Я — за. Но этот год должен быть годом практики. Дело не в том, сколько учат студента. А в том — как и чему. В Англии педагогический бакалавриат длится вообще три года. В развитых странах, прежде чем попасть в школу, кандидат должен не только получить образование, но и пройти много ступенек. В Южной Корее учителями становятся лишь 30 процентов выпускников педагогических специальностей. Остальные годами ждут места. И я бы не сказала, что зарплаты в Южной Корее такие уж высокие. Но профессия учителя очень престижна. В Финляндии — то же самое. Там действует жесткая система подготовки и отбора учителей. Но если уж тебя взяли, то тебе доверяют, не дергают с проверками и отчетами.

Известно, что финские ученики показывают одни из лучших результатов в Европе. Что надо поменять в программах российских педвузов, чтобы наши педагоги учили детей не хуже?

Елена Ленская: Программы в наших педвузах, к сожалению, не меняются годами. Причина — «диктат поставщика услуг», когда профессора читают не то, что надо будущим педагогам, а то, что знают сами. В вузах нужны занятия по «эмоциональной компетентности»: где будущих учителей учили бы правильно выражать свои эмоции, не срывать плохое настроение на других, правильно реагировать на всплески детских эмоций. Нужны курсы «конфликтной компетентности». В Москве, например, сейчас стремительно идет процесс объединения школ. И конфликтов возникает множество. Иногда в них втянуты родители, с которыми тоже надо искать общий язык. А главное — учителя должны уметь предотвращать и разрешать конфликты в детском коллективе, особенно это важно сейчас, когда в классах так много детей из разных этносов, разных культур.

[1]

Учителей надо учить критическому мышлению и объяснять, что на каждый вопрос может быть несколько правильных ответов. Еще одна важная тема для педагогов — так называемое формирующее оценивание, которое поддерживает интерес к учебе. Я преподавала в школе английский язык и знаю, как часто у нас отбивают желание учиться только потому, что оценивают не достоинства, а недостатки. Ребенок только начал говорить, а учитель уже загибает пальцы, считает ошибки. И ребенок думает не о том, что хочет сказать, а о том, как бы не сделать ошибку. Поэтому он скорее промолчит, чтобы не получить двойку. За то, что ребенок сумел высказать свою мысль и его поняли, всегда нужно ставить хорошую оценку!

Читайте так же:  Прожиточный минимум в москве

Идет объединение вузов, которое часто касается и педуниверситетов. Может быть, крупные университеты смогут лучше готовить будущих педагогов?

Елена Ленская: Несколько лет назад у нас проводилось международное исследование TEDS, посвященное подготовке учителей математики, в классических университетах и пединститутах. Выяснилось, что большой разницы в качестве подготовке нет. Методические и математические задачи и те и другие выпускники решали примерно одинаково.

Знания инженера устаревают через три года. А как часто должен повышать квалификацию учитель?

Елена Ленская: Педагог должен учиться все время. Когда мы устанавливаем планку: надо пройти курсы через три года или через пять, педагоги воспринимают это как обязанность. Во многих развитых странах учителю выделяется от 5 до 18 дней в году на повышение квалификации, и директор обязан обеспечить учителю замену. У нас чаще всего учиться надо либо после уроков, либо в каникулы. На вопрос анкеты: «Что мешает повысить квалификацию?» наши учителя часто отвечали: «Семейные обязанности». Это говорит о том, что обучение шло за счет их личного времени. Европейские педагоги чаще говорят другое: «Должностные обязанности». Это значит, что им бывает трудно оторваться от учебного процесса, чтобы посетить занятие, приходится искать для этого удобное время.

Несколько лет назад появились ваучеры и сертификаты, с помощью которых можно было оплатить курсы повышения квалификации. Учителя сами могли выбирать, кому отнести деньги, которые выделило государство. Почему ваучеры не прижились, ведь хорошим университетам они были выгодны?

Елена Ленская: Не всегда даже в сильных университетах можно найти хорошие курсы для учителей. Выбор у учителя был не таким уж большим. Вторая причина — низкая стоимость этих ваучеров. Для получения качественной услуги денег, которые выделялись, не хватало. Вот если собрать десять ваучеров и обучить одного учителя — другое дело. Сейчас обсуждаются разные варианты повышения квалификации учителей. Она может идти в школах, институтах повышения квалификации, в вузах. Главное, чтобы учитель, который прошел подготовку, чувствовал, что получил что-то очень полезное и чтобы результат ощущали его ученики.

Компетентно

Михаил Пратусевич, директор Санкт-Петербургского президентского физико-математического лицея:

— Надо иначе оценивать педагогические вузы. Может быть, не так уж и важно, сколько докторов наук там работает. Гораздо важнее, чтобы студентов учили самые блестящие и талантливые педагоги, а педагогическая практика должна начинаться с первого курса.

Как будут набирать абитуриентов в 2016 году самые крупные педвузы россии

В Московском государственном педагогическом университете на бакалавриате для бюджетников выделено 2290 мест. Еще 1505 мест получит магистратура. В прошлом году на платное отделение университет принял 1290 человек. В этом году ситуация будет примерно такая же. Дешевле всего для студентов-платников обойдется учеба на заочном отделении по специальности «педагогическое образование», «русский язык и литература» — 61 тысяча 700 рублей в год. Дороже всего «адаптивная физкультура» и «дизайн» — 220 тысяч рублей.

В вузе появится 11 новых специальностей, в том числе — тифлопедагогика, фундаментальная физика на английском языке, русский язык и специальная педагогика. За аттестат с отличием вуз даст абитуриентам дополнительно к ЕГЭ 5 баллов, за золотой значок ГТО 2 балла. Олимпиады и конкурсы, которые проводит вуз, могут добавить еще до 3 баллов.

В Московском городском педагогическом университете будет открыто более бюджетных 2500 мест в бакалавриате и магистратуре. На платном отделении в прошлом году было почти 1800 мест. Похожая цифра будет и в этом году. В топ-5 самых популярных специальностей входят: «лингвистика», «педагогическое образование», «востоковедение и африканистика», «психология», «специальное (дефектологическое) образование». Цена заочного обучения в бакалавриате от 60 тысяч рублей в год, в магистратуре — от 100 тысяч в год. Самая дорогая специальность в бакалавриате стоит 160 тысяч рублей в год, в магистратуре — 180 тысяч. За волонтерство и золотой значок ГТО вуз добавит к оценкам ЕГЭ 5 баллов, за сочинение — от 1 до 10 баллов, победители и призеры олимпиад могут получить от 7 до 10 баллов.

Профессия педагог — достоинства и недостатки

Выбирать профессию учителя следует только тому человеку, который видит в педагогической деятельности свое подлинное призвание. Другим людям — в частности, тем, кто хочет поступать в педвуз из любви к какому-то предмету — работать в школе будет неинтересно и трудно

В этой короткой статье мы рассказываем всю правду о преподавательском деле. Не поленитесь прочесть ее. Возможно, она предостережет вас от фатальной ошибки или, напротив, поможет вам окончательно определиться со смыслом жизни.

Преимущества работы в школе

Учитель, на совесть выполняющий свою работу, — это, как правило, уважаемый человек. Его относительно высокий социальный статус определяется личностными достоинствами, а не уровнем получаемой зарплаты.

Десятки родителей доверяют педагогам самое ценное свое сокровище — ребенка. От того, насколько хорошо преподается тот или иной предмет, может зависеть вся дальнейшая судьба детей (не по примеру ли своего любимого учителя вы начали задумываться о поступлении в педуниверситет?). Характером и манерами наставника в значительной мере определяются ценностные ориентиры многих мальчишек и девчонок.

Педагогическая работа очень интересна — каждый день проходит по-новому, всегда есть простор для творчества.

Не стоит забывать и о таких приятных бонусах профессии, как относительно короткий рабочий день и долгий отпуск.

Если хотите получить более конкретно представлять условия трудоустройства учителей, ознакомьтесь с конкретными объявлениями о вакансиях для педагогов.

[3]

С какими проблемами сталкивается учитель?

Для краткости перечислим основные минусы специальности в виде списка:

  • постоянная психологическая перегрузка (факторов, провоцирующих ее, немало — шум, шалости детей, высокая ответственность);
  • необходимость все время осваивать новые стандарты и программы образования (сейчас эта сфера активно реформируется, инновации вводятся каждый год, и порою они очень радикальны);
  • неизбежная дополнительная работа на дому — составление планов, подготовка к урокам, проверка тетрадей;
  • работа в преимущественно женском коллективе;
  • обязательные курсы повышения квалификации, периодическая аттестация на протяжении всей жизни;
  • отсутствие очевидных перспектив карьерного роста (выше учителя — только директор, а он один на всю школу);
  • достаточно скромная зарплата.
Читайте так же:  Как заверить копию трудовой книжки

Как видите, есть над чем задуматься. Окончательное решение — за вами.

Возможен ли в школе карьерный рост учителя ?

23 декабря 2015 года на заседании Государственного Совета Российской Федерации, посвященного развитию системы общего образования, Президент России Владимир Владимирович Путин дал поручение: «Я прошу Правительство Российской Федерации разработать и внедрить общенациональную систему профессионального роста учителей».

Минобрнауки России отреагировало на это и предлагает ввести новую систему должностей учителей: ассистент учителя, помощник учителя, старший учитель, главный учитель, наставник, эксперт , а также увеличить учительские квалификационные категории.

Вместе с тем, в школах имеется достаточно возможностей, чтобы педагогу самому сделать карьеру. Карьерный рост педагога — это своеобразная лестница его профессионального роста. Надо только определиться, какая область деятельности его устраивает.

Можно выделить несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры.

С позиции вертикальной карьеры — это должностной рост учителя: учитель, заместитель директора, директор школы — в рамках школы, а далее руководитель, муниципального, регионального органа управления образованием, работник Минобрнауки, Министр образования. Можно открыть собственный бизнес по оказанию образовательных услуг.

Реальные возможности представляются учителю с точки зрения понятия горизонтальной карьеры — продвижение внутри организации. Например:

  • профессиональная карьера : учитель, учитель первой квалификационной категории, учитель высшей квалификационной категории, магистр, кандидат, доктор наук, преподаватель вуза;
  • карьера в области методики и практики преподавания учебного предмета : учитель, учитель инновационных технологий, «учитель года», руководитель мастер-класса, стажировки, руководитель методического объединения школы, председатель методсовета школы, а также вне школы — участие в руководящих органах методических структур муниципального, регионального уровней, лектор-практик института развития образования;Подчеркнем, что
  • возможно также сделать карьеру и в области общественной деятельности : участие в руководящих структурах органов государственно- общественного управления, коллегиальных органов управления на уровне школы, муниципалитета, региона; участие в руководящих структурах представительных органов.

Подчеркнем, что карьеру — траекторию своего движения — человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутри- и внеорганизационной реальности и, главное, — со своими собственными целями, желаниями и установками.

Учителю следует позиционировать себя личным активным участием в конкурсах, олимпиадах, конференциях и т.д., отличными показателями успеваемости учеников, их результатами участия в мероприятиях различного уровня.

Как считает декан Московской высшей школы социальных и экономических наук, эксперт Международного исследования по вопросам преподавания и обучения TALIS, кандидат педагогических наук Елена Ленская, карьера строится тогда, когда появляются новые интересные обязанности и растет зарплата.

А как у них

В разных странах развиваются разные модели карьерного роста. В Сингапуре, например, в школах есть и учителя-специалисты (горизонтальная карьера), и старший учитель, учитель-мастер (карьера по вертикали). В Англии очень хорошо зарекомендовали себя учителя-мастера, которые консультируют и тренируют других учителей.

Справочно

В современном словаре можно найти такие толкования понятия «Карьера».

  • продвижение в какой-либо сфере деятельности;
  • достижение популярности, славы, выгоды;
  • обозначение рода занятий, профессии (например, карьера учителя).

В теории управления персоналом карьера — это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.

Личный карьерный план — персональный «навигатор» человека, строящего свою карьеру, описывающий цели (долго-, средне-, краткосрочные) и пути достижения, опирающиеся на личную миссию, ценности и желаемый образ жизни.

Сейчас вместо слова «карьера» часто используется словосочетание «Социальный лифт».

Главный смысл системы профессионального роста в том, чтобы дать учителю возможность карьерной самоидентификации

586

– Каким должен быть современный учитель?

Е.Р.: Совсем недавно были представлены результаты одного социологического исследования с участием детей, учителей и родителей о том, каким должен быть учитель.Дети, разумеется, отмечают справедливость и любовь, учителя, в первую очередь, знание предмета, а родители – самые активные участники – предложили такие характеристики: способность работать в современном информационном пространстве, способность к диалоговой и групповой коммуникации, знание предмета, справедливая оценка учебных достижений.С их точки зрения, учитель должен быть лидером небольшой социальной группы – класса.И должен уметь работать в ситуации неопределенности.По сути, родители изложили основное содержимое профессионального стандарта педагога, который пока так и не вступил в силу.Я с ними солидарен.Только добавил бы, что учитель должен быть способен к постоянному и системному самообразованию.

– Как система учительского роста поможет педагогу повышать качество образования в целом?

Е.Р.: Каждый этап карьерного пути должен давать что-то учителю: прибавлять благополучия и общественного признания.По аналогии с армией: по мере продвижения по карьерной лестнице – лейтенант, капитан, майор, подполковник – увеличивается заработная плата, расширяется зона ответственности, появляются какие-то преимущества.

– Какую еще пользу предусматривает введение системы учителького роста?

Е.Р.: В России есть система повышения квалификации и сопутствующие нормативные требования – необходимо повышать квалификацию не реже, чем один раз в три года.Точно так же, как современные дети не воспринимают вербальные способы обучения (в этом смысле совместное действие с учителем гораздо эффективнее), в системе повышения квалификации гораздо более действенны технологии, ориентированные на практику.То есть лучше набираться опыта у очень компетентного учителя, который практически «живет» в школе, чем у методиста из института повышения квалификации, который в школе бывает время от времени и в большей степени чувствует себя инспектором.Более того, учитель может быть принят по договору на должность в институт повышения квалификации, но работать непосредственно в школе.Такая практика уже существует.В итоге, главный смысл системы профессионального роста заключается в том, чтобы дать учителю возможность карьерной самоидентификации.Для учителя это очень важно.В России 44 000 школ и где-то миллион учителей.Все они не смогут вырасти до должности директора.

– Каким образом система учительского роста соотносится с уже существующими категориями?

Е.Р.: Это дополняющая система, она не разрушает старую.Учитель высшей категории может и не становиться учителем-наставником, а учитель первой категории вполне может получить должность старшего учителя.Важно понимать, что эта должность не является пожизненной.В одной школе педагог ее получил, а если перевелся, скажем, из Москвы в Санкт-Петербург, там такой вакансии может и не оказаться.

– Как учитель сможет доказать, что он готов получить новую должность? Это будет какая-то централизованная система?

Е.Р.: Я не уверен в этом.В условиях действия ФЗ «Об образовании в РФ», когда школа самостоятельно распоряжается субсидией и не должна утверждать свое штатное расписание, дополнительных средств на то, чтобы оплачивать эту новую должность, школе взять неоткуда.Поэтому, на мой взгляд, раздавать эти должности стоит скупо.Учитель должен доказать на основе целого ряда объективных критериев свое право эту должность получить.С другой стороны, школе невыгодно совсем отказываться от этой практики в целях экономии средств.Потому что существует система отчетности, и рано или поздно директора спросят: «Почему у тебя 12 учителей истории и нет ни одного учителя-методиста?».В такой ситуации директор перед учителями истории должен будет поставить соответствующие задачи.Я надеюсь, что учителю не надо будет сдавать экзамен, а решение будет приниматься на основе некоторой общественной экспертизы.

Читайте так же:  Порядок привлечения к материальной ответственности работника
Видео (кликните для воспроизведения).

Какие карьерные траектории доступны учителю на нынешнем этапе?

Е.Р.: Вариант первый: лет пять Иван Иванов работает, проявляет себя, попадает в кадровый резерв на управленца, становится заместителем директора, проходит аттестационную процедуру и где-то на седьмом году жизни в школе становится директором. Второй маршрут.Учитель увлечен своей дисциплиной, вовлек значительную группу школьников: шестиклассники сидят на биологии и ждут с нетерпением, когда уже начнется история.Он берет соответствующую нагрузку, допустим 1,5 ставки.Директор устал от наплыва родителей, которые хотят попасть к этому учителю.Все классы одновременно хотят его заполучить в качестве классного руководителя.Он начинает подрабатывать репетитором, становится учителем-методистом, его привлекают к участию в различных конкурсах, параллельно он пишет книгу и защищает кандидатскую.Но из школы не уходит, потому что на нем держится все гуманитарное направление.

Третий путь.Пришел Иван Иванов в школу и получил, как это часто бывает с учителями- мужчинами, самый тяжелый класс.Года два работает и покупает себе машину.Торопится поскорее из школы сбежать, чтобы зарабатывать деньги в такси.Параллельно пытается заниматься репетиторством, но его ресурса для этого не хватает.На пятый год он уходит из школы совсем.

– Как новая система дифференциации будет влиять на отношения в коллективе?

Е.Р.: Покажет практика.Полагаю, что здесь будет выдерживаться курчатовский принцип: класть асфальт там, где народ уже проложил тропинку.Все равно есть учителя-лидеры, учителя, которые учатся, и те, кому учиться уже поздно.Последних надо уволить.Тем учителям, которые учат коллег, мы, не дожидаясь новых законов, де-факто платим больше.Для завуча это очень большое облегчение, особенно в ситуации современных больших школ.Он может употребить свое время на что-нибудь другое.Если в школе есть учитель-наставник, то у завуча формируется какой-то ресурс времени на работу с проблемными зонами.

– Повлияет ли как-нибудь нововведение на детей?

Е.Р.: Никак.Есть выражение: не спрашивайте у повара, из чего сделана котлета.Просто это не их дело.Дети должны ощутить некий результат от этих внутренних действий.С родителями то же самое.

– И какими, на Ваш взгляд, будут эти результаты?

Е.Р.: Мы работаем в гуманитарной системе.Здесь сложнее предвосхитить результат, быстро здесь ничего не происходит.Должно пройти время, года два–три.Что эта мера дает? Удовлетворенность учителей признанием со стороны государства, потому что признание со стороны общества у них уже есть.Это признание государством выражается в названии этих должностей, в изменении заработной платы, структуры занятости.

Есть признанная формула: человек начинает задумываться над тем, что он делает, когда, например, заработная плата меняется на 30%.Либо в сторону увеличения – тогда человек начинает работать еще лучше.Либо уменьшения.Тогда он подает заявление об уходе.Это две крайности.Поэтому, я думаю, это будет серьезным стимулирующим шагом для роста качества.В Российской школе достаточно много учителей в возрасте от 25 до 37 лет, много от 52 до 62, и очень часто покидают школу те, кому от 27 примерно до 35 лет.Они не видят возможностей для карьерного роста.А это самый продуктивный возраст.Эта система позволит удержать их в школе.

Карьера педагога.

Слово карьера означает: а) продвижение в какой-либо сфере деятельности; достижение известности, славы, выгоды; б) род занятий, деятельности.

Понятно, что вершина в профессиональном развитии не обязательно есть занятие «начальствующих должностей» – директора, его заместителя, руководителя органов народного образования. Это, прежде всего, освоение вершин мастерства. В.А.Сухомлинский и А.С.Макаренко более известны как выдающиеся педагоги, внесшие огромный вклад в развитие педагогики, чем как руководители образовательных учреждений. Употребляя термин «педагогическая карьера», будем исходить из предположения, что профессиональный жизненный путь учителя – это, прежде всего, путь не по «должностям» и «постам», а по ступеням педагогического мастерства. Желание учителя претендовать на более высокий разряд или категорию не есть просто условие повысить заработанную плату, но и демонстрация возросшего его педагогического и методического мастерства.

Студенты педагогического вуза должны понимать, что они ориентированы на будущую учительскую профессиональную деятельность, но это не значит, что они должны ждать это будущее. Живя сегодняшней жизнью, они должны помнить о том, что все им пригодится, когда они встанут за учительский стол, ибо заранее нельзя сказать, что потребуется учителю, когда он будет говорить со своими учениками.

Различают две ветви карьеры: вертикальную и горизонтальную. Вертикальная карьера – это служебный рост, который достаточно ограничен. Заместитель директора и директор школы – вот те ступени, которые возможны в школе. Возможно и дальнейшее продвижение в органы управления образованием, но этих высот достигают лишь немногие. Горизонтальная карьера – это рост профессионального мастерства, то, что невозможно отнять у человека.

Горизонтальная карьера весьма важна для педагога, поскольку он является менеджером, а педагогический менеджмент – это искусство управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся. Учитель как менеджер, ориентированный на профессиональный рост как на нечто более важное, чем служебная карьера или зарплата, не гонится за должностями, а учится. Ведь карьера – это знания, умения, желание профессионального роста.

Чему же должен учиться учитель? Во-первых, умению учиться. Профессиональный рост, создание карьеры – это не что иное, как процесс систематического накопления новых знаний, которые постоянно используются учителем в практике работы с учащимися. Во-вторых, умениям выбирать ясные и практически осуществимые цели учебно-воспитательной работы. В-третьих, умению дисциплинировать себя, добиваться поставленных целей.

Индивидуальные образовательно-профессиональные программы. Содержание профессиональной готовности как отражение цели педагогического образования аккумулировано в профессиограмме или индивидуальной профессионально-образовательной программе. В этой программе содержатся идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности учителя. Это программа личностного и профессионального развития. К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессиограмм. Практика показала, что профессиональные требования к личности учителя можно объединить в три основных комплекса: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету. В профессиограмме отражены не только идеализированные параметры, но и наличие или уровень сформированности необходимых качеств у конкретного учителя, а также сроки, в которые проходит фиксация уровня. Для формирования необходимых качеств можно в профессиограмме указать пути и средства, с помощью которых будет проходить развитие учителя. Психологи рекомендуют указать также наличие педагогических способностей, на основе которых формируются профессиональные качества учителя.

Читайте так же:  Минэкономразвития пересмотрело собственные прогнозы

Конечно, каждый учитель может выбрать любую произвольную форму составления профессиограммы. Студенты не должны забывать, что работать над своим профессиональным ростом нужно уже в годы обучения в педагогическом учебном заведении, не дожидаясь начала профессиональной деятельности.

В профессиограмме учителя ведущее место занимает направленность его личности. В деятельности учителя идейная убеждённость определяет все другие свойства и характеристики личности, выражающие его социально-нравственную направленность. В частности, социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности. Идейная убеждённость лежит в основе социальной активности учителя. Профессиональная направленность личности учителя включает интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности.

Средства и способы саморазвития. Средств и способов саморазвития достаточно много, их можно разделить на несколько групп: способы саморегуляции своего психического состояния, способы повышения культуры труда, способы повышения эффективности воздействия на окружающих, способы повышения управления детским коллективом. Овладеть этими способами поможет специальная литература и специальные психолого-педагогические курсы, которые изучают студенты педагогических учебных заведений.

[2]

Одной из составляющих желания делать педагогическую карьеру должно быть желание педагога постоянно работать над своим имиджем. Сам термин имидж означает целенаправленно сформированный образ, выделяющий определенные ценностные характеристики, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо. Имидж – это визуальная привлекательность личности. Основой имиджа (внешней и внутренней привлекательности) учителя являются его профессиональные цели, а также его психологическая и общая культура. Именно это в первую очередь привлекает внимание учеников при встрече с учителем, вызывает желание сотрудничать. Умение быть приятным для учащихся, помноженное на профессиональные знания и умения – самый надежный ключ к успеху учителя на педагогическом поприще.

Специфика карьеры педагога профессиональной школы

Появление в начальной профессиональной школе аттестации педагогических работников в связи с принципиально иным подходом к организации профессионального образования, стремление педагогов-практиков стать кандидатами или докторами наук и реальная возможность добиться этого позволили говорить о специфике профессиональной карьеры педагога профессиональной школы (училища, лицея, колледжа, вуза).

Желание педагога продвигаться по служебной лестнице, стремление его работать над собой можно зафиксировать в виде рис. 9. Если условно представить человеческую жизнь (имея в виду только работоспособный возраст) за единицу, то можно условно выделить и количественно охарактеризовать возможные периоды продвижения по служебной лестнице:

  • 21—25 лет — I период дополнительного обучения (после окончания вуза);
  • 25—28 лет — II период поиска своего профессионализма и мастерства;
  • 28—35 лет — III период пробы своих возможностей;
  • 35—45 лет — IV период закрепления, завоеваний и достижений, поиск новых, более перспективных должностей;
  • 45—50 лет — V период взлета по служебной лестнице;
  • 50—55 лет — VI период подкрепления взлета по служебной лестнице;
  • 55—70 лет — VII период имитации подкрепления бывшего взлета по служебной лестнице.

Условное разделение процесса продвижения педагога по служебной лестнице на 7 периодов основывалось на изучении профессиональной биографии преподавателей и мастеров производственного обучения Оренбургской и Свердловской областей, а также на анализе проведенных бесед с р у ко в од ите л я м и профессиональных образовательных учреждений этих регионов, преподавателей и мастеров производственного обучения.

Рис. 9. Продвижение педагога профессионального обучения по служебной лестнице

В профессиональном училище, лицее можно продвинуться по служебной лестнице от преподавателя, мастера производственного обучения до заместителя директора или директора. При достижении этой вершины педагог профессионального обучения получает возможность быть руководителем государственного или частного образовательного учреждения, в котором могут работать от 50 до 1800 —2000 профессионально-педагогических работников и от 5 до 25—30 человек вспомогательного персонала.

Продвижение в учебном центре службы труда и занятости чаще всего связано с наличием в нем вакантных должностей. На предприятиях, в отделах подготовки кадров квалификация «педагог профессионального обучения» пока многим непонятна. Отсюда и сложности с продвижением по месту работы человека, который имеет высшее профессионально-педагогическое образование.

Если выпускник высшей профессионально-педагогической школы имеет диплом с отличием, то он может сразу поступить в очную аспирантуру по технологическим или психолого-педагогическим научным специальностям.

На научном поприще может быть следующая картина:

  • 1) 23—28 лет — обучение в аспирантуре, соискательство;
  • 2) 28—37 лет — работа в высшей школе доцентом, заведующим кафедрой (при наличии ученой степени кандидата наук);
  • 3) 37—40 лет — обучение в докторантуре;
  • 4) 40—50 лет — работа профессором, заведующим кафедрой, научно-исследовательской структурой. Может быть предложено руководство институтом (при наличии ученой степени доктора наук и ученого звания — члена-корреспондента);
  • 5) 50—75 лет — работа в научных и учебных структурах, подготовка серии книг и монографии, подготовка «учеников» — кандидатов и докторов наук, выдвижение в действительные члены какой-либо государственной или общественной академии.

Любые изменения в профессиональном плане связаны с личностными новообразованиями. Сделать карьеру — значит добиться престижного положения в обществе и высокого уровня дохода. При этом имеется в виду престижность с точки зрения широкого общественного мнения (В. А. Поляков).

Поскольку в государственных образовательных учреждениях ставки руководителей и профессионально-педагогических работников связаны с единой тарифной квалификационной сеткой, то можно лишь говорить о различиях в оплате педагогического труда (рис. 10). На рис. 10 изображены разряды с 7-го по 11-й, категории — II, I, высшая (12-й, 13-й, 14-й разряды), доплаты за ученые степени — кандидата и доктора наук (15—16-й разряды).

Рис. 10. Различие в оплате педагогического труда в соответствии с ЕТКС (единой тарифной квалификационной сеткой)

В частных профессиональных образовательных учреждениях обычно прибылью распоряжается руководитель. Он назначает и заработную плату, размер которой зависит от ситуации на рынке образовательных услуг.

Выпускник профессионально-педагогического вуза может направить свои усилия и на достижения успехов в продвижении по технологической части, приобретенной профессионально-педагогической профессии, работая инженером, экономистом, юристом, дизайнером на государственном или частном предприятии, фирме.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

Профессиональный и карьерный рост педагога

Современная система повышения квалификации работников образования развивается быстрыми темпами, постоянно улучшается и обновляется. Большинство студентов ориентируется на активность самого преподавателя, которая, в свою очередь, зависит от собственных карьерных целей, профессиональных задач и личных потребностей.

Определение карьерного роста

Карьерный рост определяется по-разному. Но в общем виде можно дать такое определение.

Карьерный рост – это преднамеренно выбранный и реализуемый работником путь должностного или профессионального продвижения, которое гарантирует профессиональное и социальное самоутверждение человека в соответствии с уровнем его квалификации.

В педагогической науке проблемы карьерного роста изучались Э. Шейном, М. В. Александровой, Д. А. Ашировым, В. Г. Поляковым, Б. З. Вульфовом, С. Д. Резником и другими учеными. Они достаточно обстоятельно разработали концепцию карьеры в менеджменте организации. Например, в 1971 -м году доктором Массачусетского института технологии Э. Шейном было внесено предложение рассмотрения карьеры в виде трехмерного конуса. Ученый отметил, что планирование карьеры представляет собой замедленный процесс становления профессиональной самоконцепции и самоопределения в определениях личных возможностей, талантов, умений, отношений с окружающими людьми и ценностей. Успешный карьерный рост зависит не только от побуждений и мотиваций той или иной личности, но и возможностей.

Читайте так же:  Правовые последствия незаконного увольнения работника

Еще совсем недавно отечественная педагогика не использовало понятие “карьера”. В основном это слово носило негативный характер. В последнее время отрицательное мнение о карьере стало пропадать. Сегодня человек, который “делает карьеру” рассматривается скорее как личность, имеющая ориентацию на реализацию профессионального потенциала.

Что это вертикальный и горизонтальный карьерный рост?

Долгое время удачной считалась только та карьера, которая подразумевала продвижение вверх. Однако для одного человека успех – это продвижение сообразно восходящим ступеням иерархии, для другого – вероятность творчества и мастерства в рамках занимаемой должности.

Потому сегодня понятие «карьера» в общем виде и в системе воспитания в частности понимается двусмысленно:

  1. Вертикальная карьера: предполагает продвижение вверх по служебной лестнице;
  2. Горизонтальная карьера: отражает продолжение профессиональных способностей преподавателя при отсутствии изменения его места в иерархии служебных должностей.

Некоторые исследователи считают, что горизонтальная и вертикальная карьеры представляют собой не только разные методы жизни в профессии, но и разные методы жизни в общем.

Профессиональный и карьерный рост по горизонтали сопровождается ощущением профессиональной самостоятельности, самоорганизованности и неисчерпаемости занимаемой должности.

Образец горизонтальной карьеры – это усвоение нетипичных для педагогов компетенций. Педагог иностранного языка создает собственный сайт в интернете, на котором общается со своими слушателями, тем самым он увеличивает свойство обучения предоставленного курса увеличения квалификации. Второй преподаватель осваивает новые технологии и становится создателем мультимедийного электронного учебника.

Горизонтальная карьера педагога может развиваться при конкретных организационно-педагогических критериях, к которым относятся:

  • Точка зрения руководителя;
  • Наличие внешних характеристик успеха перемещения в специальности (заслуги, результаты научно-исследовательской деятельности и другое);
  • Наличие адекватной системы оценки, ее сопоставление с ценностями определенного работника;
  • Помощь и стимулирование творчества;
  • Выработка рефлексивно-творческих качеств.

Сейчас, когда удачно выполняется государственная программа становления воспитания на 2011 — 2020 гг., раскрываются большие способности для преподавателей, которые не хотят уходить с любимой работы, искренне любят учить детей и понимают, как это делать умело. Осуществление представленной программы создает определенные условия для возможностей карьерного роста, к которым относится следующее:

  • Стимулирование преподавателей, деятельно внедряющих современные образовательные технологии;
  • Муниципальная помощь молодых и профессиональных преподавателей;
  • Одобрение наилучших преподавателей.

А это, между прочим, провоцирует преподавателей к освоению новейших способов методической работы, научному изучению, пониманию значимости собственной практической деятельности.

В последние годы значительно выросло число педагогов, которые решили заняться научно-исследовательской работой, что также способствует их карьерному продвижению. Конечно, пока данный критерий еще сравнительно небольшой в системе повышения квалификации, но все же существует заметный рост количества преподавателей, желающих нарастить собственную компетентность через научно-исследовательскую активность.

Это всего лишь некоторые возможности карьерного роста современных преподавателей. Естественно, имеются и другие пути генезиса карьеры в системе образования, поскольку карьеру необходимо рассматривать не только со стороны восхождения по административной лестнице, но и как вероятность становления успешным специалистом в своей деятельности.

Профессиональный рост

Если рассматривать карьерный рост преподавателя как динамический процесс, то нужно отметить, что он прямо связан с профессиональным ростом, как и личной готовностью к саморазвитию и самосовершенствованию в рамках собственной профессиональной деятельности.

Профессиональный рост учителя – это процесс развития, интеграции и осуществления в педагогическом труде профессионально важных личностных свойств и способностей, профессиональных знаний и умений; функциональное высококачественное преобразование человеком собственного внутреннего мира, что в результате приводит к сознательно новому способу жизни.

Главное значение в профессиональном росте имеет сам преподаватель, а также его ожидания, представления о своем рабочем будущем.

Сегодня карьера преподавателя требует особого внимания. Развивающемуся сообществу не все равно, кто будет работать с преподавателями: бесстрастный к занятию исполнитель или же стремящийся к большему выявлению собственного творческого потенциала профессионал. Именно это диктует необходимость исследований и реализации в образовательной сфере концепций, программ и моделей проектирования карьеры профессорско-педагогического состава ИПК, которые нацелены на помощь, сопровождение, побуждение и применение всех реальных навыков карьерного роста.

Выделяют следующие ступени профессионального роста преподавателя:

  • Педагогическая умелость;
  • Мастерство;
  • Творчество;
  • Новаторство.

Определение 4

Педагогическая умелость представляет собой ту базу мастерства преподавателя, при отсутствии которой невозможно обучать детей в школе. Педагогическая умелость основывается на необходимой теоретической и практической подготовке преподавателя, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает совершенствоваться в школе.

Следующая ступень профессионального роста преподавателя – это педагогическое мастерство.

Педагогическое мастерство представляет собой высококачественную характеристику учебно-воспитательной деятельности учителя, то есть это доведенная до высочайшей степени совершенства учебная и воспитательная умелость.

Конечно, для выработки педагогического мастерства учитель обязан владеть всеми необходимыми природными качествами, твердым голосом, хорошим слухом, наружным обаянием и пр. Однако несмотря на принципиальный смысл природных и личных данных, способствующих успешной педагогической деятельности, главное значение имеют приобретенные свойства.

Значительной спецификой обладает и педагогическое творчество.

Педагогическое творчество включает в себя конкретные составляющие новизны, но зачастую эта новизна имеет отношение не сколько к выдвижению новейших мыслей и основ изучения и обучения, сколько к видоизменению методов учебно-воспитательной работы, их конкретной модернизации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Высший уровень профессиональной деятельности учителя – это педагогическое новаторство. Оно включает в себя внесение и реализацию новых, современных мыслей, основ и методов в процесс обучения, значительно меняя и увеличивая их качество.

Источники


  1. CD-ROM. Юридические науки. Диск 2. Шпаргалки для студентов. — Москва: РГГУ, 2013. — 418 c.

  2. Чайковская, Ольга Закон и человеческое сердце / Ольга Чайковская. — М.: Московский рабочий, 2016. — 152 c.

  3. Бегичев, А. В. Обеспечение доказательств нотариусами. Теория и практика / А.В. Бегичев. — М.: Логос, 2014. — 396 c.
  4. Жанна, Владимировна Уманская История и методология науки. Учебник для бакалавриата и магистратуры / Жанна Владимировна Уманская. — М.: Юрайт, 2016. — 653 c.
Карьерный рост учителя
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here