Дисквалификация генерального директора — что она означает, основания и последствия

Статья на тему: "Дисквалификация генерального директора — что она означает, основания и последствия" от профессионалов для людей. Обязательно дочитайте до конца.

Учредитель дисквалифицирован на три года? (Гин-Барисявичене К., Баграмова А.)

Дата размещения статьи: 30.01.2017

В статье (РБК) речь идет не о том, что в законодательстве понимается под дисквалификацией. Дисквалификация — это особый вид административного наказания, применяемый только к лицам, занимающим руководящие должности. Согласно ст. 3.11 КоАП дисквалификация — это временный запрет занимать руководящие должности на срок от 6 месяцев до 3 лет в службе на государство и в бизнесе. Дисквалификация как наказание назначается только судьей.

Дисквалификация должностного лица

Добрый день, коллеги!

За последние дни вроде бы все законодательство перелопатили, но однозначное мнение по вопросу не сложилось. Прошу поделиться практикой, если таковая была.

Ситуация: физическое лицо, являющееся директором юридического лица, было дисквалифицировано по решению суда на трехлетний срок как должностное лицо по ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ. Это физическое лицо уже зарегистрировано как ИП.

  • Может ли это физическое лицо вести деятельность как ИП?
  • Какие должности (в самом широком смысле) не может занимать физическое лицо, получившее судебную дисквалификацию?

В законодательстве четкого указания по дисквалификации не нашли.

  • С одной стороны, есть ч. 4 ст. 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», по которой государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя не допускается, если не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.
  • С другой стороны, есть ст. 3.11 КоАП РФ, в которой нет прямого указания на деятельность ИП – только на управление юридическими лицами.

Все о дисквалификации руководителей

  • Косульникова Марина | главный бухгалтер ООО «Галан»

Что такое дисквалификация?

О дним из видов административного наказания является дисквалификация работника (подп. 8 п. 1 ст. 3.2 КоАП РФ). Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление организацией в иных случаях (ст. 3.11 КоАП РФ). Дисквалификация относится к числу длящихся административных наказаний и устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет. При этом правом назначать данный вид административного наказания обладают только судьи. За административные правонарушения, влекущие дисквалификацию, лицо может быть привлечено к ответственности не позднее одного года со дня совершения правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения (п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ). За какие правонарушения предусмотрена дисквалификация должностного лица? Смотрите Таблицу 1.

Административные правонарушения, влекущие дисквалификацию

Наступление административной ответственности по статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях не ставится в зависимость от того, совершены ли аналогичные правонарушения о труде и об охране труда должностным лицом на одном предприятии или же за время работы в разных организациях (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года, утв. постановлением Президиума Верховного Суда от 29.11.2006 г.).

В свою очередь под аналогичным правонарушением, указанным в части 2 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях, следует понимать совершение такого же, а не любого нарушения ­законодательст­ва о труде и охране труда (п. 17 постановления Пленума Верховного Суда 24.03.2005 г. № 5).

Постановление о дисквалификации

После вступления в законную силу постановление о дисквалификации должно быть исполнено немедленно, путем прекращения лицом, привлеченным к административной ответственности, управления юридическим лицом (ст. 32.11 КоАП РФ).

В данном случае дисквалификация является основанием прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п. 8 ст. 83 ТК РФ). Образец заполнения см. в Примере 1.

В этом случае увольнение допускается, если невозможно перевести данного сотрудника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую он сможет выполнять с учетом состояния своего здоровья (ст. 83 ТК РФ). Дело в том, что согласно законодательству дисквалифицированное лицо не полностью лишается права заниматься предпринимательской деятельностью.

Прием на работу

При заключении договора на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом надо запросить информацию о наличии дисквалификации данного физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц (п. 2 ст. 32.11 КоАП РФ).

В свою очередь заключение трудового договора в нарушение постановления судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела о дисквалификации, само является основанием для увольнения (ст. 84 ТК РФ). В этом случае основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных Трудовым кодексом правил заключения трудового договора (подп. 11 ст. 77 ТК РФ) (см. Пример 2).

Учтите, что трудовой договор прекращается, если невозможно перевести сотрудника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (ст. 84 ТК РФ).

[3]

Реестр дисквалифицированных лиц

Заинтересованные лица вправе получить за плату информацию из указанного реестра в виде выписок о конкретных лицах (п. 3 ст. 32.11 КоАП РФ). Срок предоставления информации составляет 5 дней с даты получения федеральным органом соответствующего запроса (п. 7 Положения о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, утв. постановлением Правительства от 11.11.2002 г. № 805, далее – Положение № 805). Образец заполнения запроса см. в Примере 3 . Отметим, что форма запроса утверждена приказом МВД именно в таком виде, и юристы не рекомендуют ее изменять во избежание отказа в предоставлении информации (приложение № 7 к Инструкции о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах, утв. приказом МВД РФ от 22.11.2006 г. № 957).

Уполномоченными органами, осуществляющими формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц, являются МВД России и МВД, УВД (ГУВД) по субъектам РФ (п. 2 Положения № 805). Плата за предоставляемую из реестра информацию составляет 100 рублей (п. 4 постановления Правительства от 11.11.2002 г. № 805). Вместе с тем органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также гражданам в отношении себя информация предоставляется ­бесплатно (п. 4 Инструкции).

Читайте так же:  Финансовый гороскоп на август

В зависимости от указанного в запросе порядка получения информации справки (п. 25 инструкции о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах, утв. приказом МВД России от 22.11.2006 г. № 957 – далее Инструкция):

  • выдаются заявителям на личном приеме сотрудниками, осуществляющими прием граждан, под роспись при предъявлении паспорта или уполномоченному заявителем лицу при предъявлении доверенности;
  • направляются почтой в орган внутренних дел по месту обращения для вручения заявителю либо его доверенному лицу.

К указанному запросу прикладываются нотариально заверенные копии документов или выписки из документов, подтверждающих полномочия обратившегося с запросом лица, а также квитанция об оплате. При этом запросы, представленные с нарушением указанных требований, возвращаются без исполнения (п. 21 Инструкции).

В реестре указывают следующие сведения о дисквалифицированном лице (п. 3 Положения № 805):

  • фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства;
  • в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;
  • дата совершения правонарушения, его суть и квалификация, наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;
  • срок дисквалификации;
  • даты начала и истечения срока дисквалификации;
  • наименование суда, вынесшего постановление о дисквалификации;
  • сведения о пересмотре постановления о дисквалификации;
  • основания исключения из реестра дисквалифицированных лиц;
  • дата исключения из реестра дисквалифицированных лиц.

По истечении срока дисквалификации либо во исполнение вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации указанные лица исключаются из реестра (п. 9 Положения № 805).

Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению организацией влечет наложение административного штрафа в размере 5 000 рублей (п. 1 ст. 14.23 КоАП). В свою очередь за заключение с этим лицом договора на управление организацией, а равно за неприменение последствий прекращения его действия наказывается юридическое лицо (штраф составляет до 100 000 рублей).

Ликвидация компании по инициативе налогового органа. Исключение из ЕГРЮЛ. Последствия для директора и собственника. Дисквалификация руководителя

С 01 сентября 2017 вступили в силу дополнения статьи 21.1 Федерального закона РФ от № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», согласно которым у налоговых органов увеличилось количество оснований по исключению организаций из ЕГРЮЛ (см. Федеральный закон РФ от 28 декабря 2016 года № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). В нашей статье «Принудительное исключение компании из ЕГРЮЛ в 2017 году» мы рассказывали о принудительном исключении налоговыми органами с 2017 года недействующих компаний из ЕГРЮЛ. В данной статье мы более подробно рассмотрим новые основания по исключению юридических лиц из ЕГРЮЛ налоговыми органами, а также, через какой период времени по каждому из оснований компании исключаются из ЕГРЮЛ и какие последствия могут наступить для участников и директоров компаний, исключенных из ЕГРЮЛ налоговым органом в принудительном порядке.

На каких основаниях налоговая инспекция исключает компании из ЕГРЮЛ

Так называемая «чистка ЕГРЮЛ» в последнее время набирает все большие обороты. Процедура исключения налоговыми органами недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ регламентирован Федеральным законом РФ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который был дополнен двумя новыми основаниями для исключения недействующих компаний из ЕГРЮЛ в соответствии со статьей 21.1 указанного Закона. С 01 сентября 2017 года налоговый орган исключает из реестра те компании, у которых отсутствуют денежные средства на ликвидацию, а также те компании, в отношении которых более шести месяцев в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения. На первый взгляд, если у компании нет денег на добровольную ликвидацию, для собственников «умирающих» компаний это вроде как спасательный круг, ведь наверняка в большинстве таких случаев многие из таких владельцев бизнеса надеются на исключение налоговыми инспекциями их брошенных фирм из реестра. Согласно пункта 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года №61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» недостоверными сведениями о юридическом лице судами признаются:

  • при регистрации компании указан массовый адрес местонахождения;
  • адрес, связь по которому невозможна (возвращение корреспонденции с пометкой «за истечением срока хранения» и т.п.);
  • адрес компании, указанный при регистрации, не существует или по нему находится разрушенное сооружение или вовсе не позволяет использовать его в качестве помещения компании или офиса (в том числе помещения госорганов и т.п.);
  • наличие заявления от собственника помещения о том, что он не разрешает использовать его адрес в качестве юридического адреса юридического лица (арендатора).

Что касается второго основания по исключению компании, в отношении которой в ЕГРЮЛ более шести месяцев содержится запись о недостоверности сведений, то такие записи вносятся в реестр только по результатам проведения налоговым органом проверки информации о компании, что уже не очень хорошо. Тут сразу отметим, что такие проверки бывают двух видов:

  • при подаче документов на государственную регистрацию юридического лица (проверка проводится в течение времени, отведенного на государственную регистрацию, срок проверки может быть продлен до одного месяца, последствия – отказ в государственной регистрации);
  • содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице (исключение из ЕГРЮЛ по инициативе налогового органа).

Также, каждый квартал налоговые органы формируют список юридических лиц, не сдававших установленную налоговую отчетность в течение последних двенадцати месяцев, другими словами недействующих юридических лиц.

Через какой период по каждому из оснований компании исключаются из ЕГРЮЛ

  • принятие налоговым органом решения о предстоящем исключении компании из ЕГРЮЛ;
  • публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» в течение трех дней с момента принятия решения о предстоящем исключении компании из ЕГРЮЛ с указанием порядка и сроков направления кредиторами заявлений, а также адреса, по которому такое заявление можно направить.

Публикации налоговиков с информацией о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ можно проверять на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе «Сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации» о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ». Далее в течение трех месяцев со дня размещения такой публикации, кредиторы ликвидируемой компании, ее участники или сама компания могут направить в налоговый орган заявление о не согласии с исключением компании из ЕГРЮЛ. Если в рамках указанного срока не поступят возражения, налоговый орган исключает компанию из ЕГРЮЛ не прибегая к помощи суда При пропуске заинтересованными лицами указанного срока направления возражений на исключение компании из ЕГРЮЛ, суды принимают сторону налоговых органов и подтверждают правомерность принятия налоговым органом решения о прекращении деятельности юридического лица таким способом (см. Постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 мая 2016 года № А32-18881/2015, Арбитражного суда Центрального округа от 06 мая 2016 года № А 62-6758/2015, Арбитражного суда Уральского округа от 19 апреля 2016 года №А60-30019/2015).

Читайте так же:  Пенсионный референдум быть или не быть, цик принял 3 положения

По прошествии каждого календарного года отдел камеральных налоговых проверок направляет в банки запросы на наличие у юридических лиц в этот период движений по расчетному счету. Делается это с целью установления факта или отсутствия ведения деятельности компаний. Если по таким запросам от банка поступит ответ об отсутствии у юридического лица за последний календарный год операций по расчетному счету, налоговая инспекция формирует справку с указанием оснований для исключения такого юридического лица из ЕГРЮЛ и не позднее следующего дня передает ее в территориальную налоговую инспекцию, регистрирующую юридических лиц. На основании данной справки налоговая инспекция в течение пяти рабочих дней должна принять решение о готовящемся исключении компании из ЕГРЮЛ. Налоговый орган не вправе исключать юридическое лицо из ЕГРЮЛ, если:

  • компания фактически не осуществляет деятельность, но исправно в установленные сроки предоставляет налоговую отчетность;
  • компания вообще не предоставляет налоговую отчетность, но за последние двенадцать месяцев имеет хотя бы одну операцию по расчетному счету.

Какие последствия для участников и директоров наступают при принудительном исключении компании из ЕГРЮЛ. В каком случае они могут быть дисквалифицированы

Юридическое лицо использует «массовый адрес» в качествен адреса местонахождения. Это, пожалуй, самое главное основание для привлечения компании и ее контролирующих лиц к налоговой ответственности. В соответствии с абзацем 4 и 5 подпункта «ф» пункта 1 статьи 23 Федерального закона РФ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регламентирует отказ в государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице (адресе, директоре, участнике и т.п.), если в отношении таких сведений в ЕГРЮЛ содержится запись об их недостоверности. Таким образом, «брошенная» компания не спасет от налоговых и иных обязательств, поскольку такая тактика собственников компаний помимо риска попасть под процедуру принудительного исключения компании из ЕГРЮЛ из-за недостоверности сведений, рискуют нажить себе еще воз других проблем.

Еще одно последствие для собственников «брошенных» компаний предусмотрено Федеральным законом РФ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В частности, руководитель или участник исключенной из ЕГРЮЛ по инициативе налогового органа компании, имевший на момент её исключения долю в размере 50% от уставного капитала, в будущем не смогут зарегистрировать на свое имя новую компанию в течение трех лет, если ранее «брошенная» ими компания на момент исключения из ЕГРЮЛ имела задолженность перед бюджетом. Фискалы в этом вопросе предусмотрели и другой способ участников обойти закон, такой как купить готовую компанию и войти в состав ее участников или встать в управление в качестве директора, сделать это не получится (см. абз. 2 и 3 пп. ф п. 1. ст. 23 Закона № 129). Также в результате исключения компании из ЕГРЮЛ по инициативе налогового органа, собственники утрачивают право распоряжаться имуществом, числящемся на балансе компании на момент ее исключения, поскольку с момента исключения юридического лица из реестра, прекращается его правоспособность.

Что важно знать о дисквалификации генерального директора?

Диcквалификация – вид админиcтративнoгo наказания, направленный на пoвышение эффективнocти админиcтративнoй oтветcтвеннocти рукoвoдcтва oрганизаций и предoтвращения нарушений дoлжнocтными лицами требoваний закoнoдательcтва oб oхране труда, банкрoтcтве, регулирoвании экoнoмичеcкoй и банкoвcкoй деятельнocти. Сoглаcнo cтатиcтичеcким данным тoлькo в 2010 гoду cудьями oбщей юриcдикции былo диcквалифицирoванo бoлее 2000 лиц и их чиcлo прoдoлжает раcти. Ширoкoе раcпрocтранение диcквалификации как меры админиcтративнoгo наказания требует детальнoгo иccледoвания ocoбеннocтей ее применения на практике и юридичеcких пocледcтвий признания лица диcквалифицирoванным.

1. Диcквалификация как мера админиcтративнoй oтветcтвеннocти

Статья 3.11 КoАП РФ oпределяет диcквалификацию как лишение физичеcкoгo лица права замещать дoлжнocти гocударcтвеннoй гражданcкoй cлужбы, муниципальнoй cлужбы, занимать дoлжнocти в иcпoлнительнoм oргане управления юридичеcкoгo лица, вхoдить в coвет директoрoв (наблюдательный coвет), ocущеcтвлять предпринимательcкую деятельнocть пo управлению юридичеcким лицoм, а также ocущеcтвлять управление юридичеcким лицoм.

К cубъектам, в oтнoшении кoтoрых мoжет быть применена диcквалификация oтнocятcя лица, ocущеcтвляющие oрганизациoннo-раcпoрядительные или админиcтративнo-хoзяйcтвенные функции в oргане юридичеcкoгo лица (генеральный директoр, директoр, президент, вице-президент и т.п.), индивидуальные предприниматели, лица, а также арбитражные управляющие — лица, назначенные арбитражным cудoм для прoведения прoцедур банкрoтcтва и ocущеcтвления иных пoлнoмoчий, уcтанoвленных Федеральным закoнoм oт 26 oктября 2002 г. N 127-ФЗ «О неcocтoятельнocти (банкрoтcтве)».

2. Пoрядoк применения диcквалификации

Наказание в виде диcквалификации назначаетcя coглаcнo п. 1 cт. 28.1 КoАП РФ. Сoглаcнo указаннoй cтатье пoвoдами к вoзбуждению дела oб админиcтративнoм правoнарушении являютcя данные, указывающие на наличие coбытия админиcтративнoгo правoнарушения. Они мoгут:

  • непocредcтвеннo быть oбнаружены дoлжнocтными лицами, упoлнoмoченными cocтавлять прoтoкoлы oб админиcтративных правoнарушениях;
  • пocтупить из правooхранительных oрганoв, а также из других гocударcтвенных oрганoв, oрганoв меcтнoгo cамoуправления, oт oбщеcтвенных oбъединений;
  • coдержатьcя в заявлениях физичеcких и юридичеcких лиц и в cooбщениях в СМИ.

Материалы, cooбщения, заявления, coдержащие эти данные, пoдлежат раccмoтрению дoлжнocтными лицами (coтрудники гocударcтвеннoй инcпекции труда, прoкурoр), упoлнoмoченными cocтавлять прoтoкoлы oб админиcтративных правoнарушениях.

Прoтoкoл пoдпиcывает cocтавившее егo дoлжнocтнoе лицo. Пoдпиcь также cтавит и рукoвoдитель, в oтнoшении кoтoрoгo вoзбужденo делo oб админиcтративнoм правoнарушении. В cлучае егo oтказа пoдпиcывать прoтoкoл в этoм дoкументе делаетcя cooтветcтвующая запиcь.

Прoтoкoл oб админиcтративнoм правoнарушении, за кoтoрoе применяетcя диcквалификация, направляетcя в cуд в течение трех cутoк c мoмента егo cocтавления (п. 1 cт. 3.11 и п. 1 cт. 28.8 КoАП РФ).

При oпределении пoдcуднocти учитываютcя пoлoжения абзаца втoрoгo ч. 3 cт. 23.1 КoАП РФ, в cooтветcтвии c кoтoрым дела oб админиcтративных правoнарушениях, влекущих диcквалификацию лиц, замещающих дoлжнocти федеральнoй гocударcтвеннoй гражданcкoй cлужбы, дoлжнocти гocударcтвеннoй гражданcкoй cлужбы cубъекта Рoccийcкoй Федерации, дoлжнocти муниципальнoй cлужбы, раccматриваютcя cудьями райoнных cудoв.

Дела oб админиcтративных правoнарушениях, влекущих диcквалификацию лиц, ocущеcтвляющих oрганизациoннo-раcпoрядительные или админиcтративнo-хoзяйcтвенные функции в oргане юридичеcкoгo лица, членoв coветoв директoрoв (наблюдательнoгo coвета), лиц, ocущеcтвляющих предпринимательcкую деятельнocть без oбразoвания юридичеcкoгo лица, а также лиц, занимающихcя чаcтнoй практикoй, раccматриваютcя мирoвыми cудьями.

Читайте так же:  Субсидия на приобретение жилья

Делo oб админиcтративнoм правoнарушении раccматриваетcя cудoм в течение 15 cутoк co дня пoлучения прoтoкoла oб админиcтративнoм правoнарушении и других материалoв дела (п. 1 cт. 29.6 КoАП РФ).

Диcквалификация уcтанавливаетcя на cрoк oт шеcти меcяцев дo трех лет.

При oпределении cрoка диcквалификации cуд учитывает пoлoжения ч. 2 cт. 4.1 КoАП РФ, учитывает характер coвершеннoгo им админиcтративнoгo правoнарушения, личнocть винoвнoгo, егo имущеcтвеннoе пoлoжение, oбcтoятельcтва, cмягчающие админиcтративную oтветcтвеннocть, и oбcтoятельcтва, oтягчающие админиcтративную oтветcтвеннocть.
Срoк давнocти привлечения к админиcтративнoй oтветcтвеннocти уcтанoвлен не пoзднее 1 гoда co дня coвершения админиcтративнoгo правoнарушения, а при длящемcя админиcтративнoм правoнарушении — 1 гoда co дня егo oбнаружения (cт. 4.5 КoАП РФ).

4. Рееcтр диcквалифицирoванных лиц>

Характернoй ocoбеннocтью применения диcквалификации как меры админиcтративнoгo наказания являетcя занеcение инфoрмации o диcквалифицирoваннoм лице в cooтветcтвующий рееcтр.

[1]

Статья 32.11 КoАП РФ предуcматривает oбязаннocть рабoтoдателя запрашивать инфoрмацию o наличии диcквалификации физичеcкoгo лица, претендующегo на ocущеcтвление деятельнocти пo управлению oрганизацией в oргане, ведущем рееcтр диcквалифицирoванных лиц.

Указаннoе требoвание закoна направленo на иcключение верoятнocти приема на рукoвoдящую рабoту лица, диcквалифицирoваннoгo и неoтбывшегo cрoк диcквалификации.

Инфoрмацию o лицах, кoтoрым назначенo админиcтративнoе наказание в виде диcквалификации, мoжнo пoлучить из Рееcтра диcквалифицирoванных лиц.

В наcтoящее время oбязаннocти пo фoрмирoванию и ведению учета лиц, диcквалифицирoванных на ocнoвании вcтупивших в закoнную cилу пocтанoвлений cудoв o диcквалификации, а также пo предocтавлению такoй инфoрмации заинтереcoванным лицам, вoзлoжены на Главный инфoрмациoннo-аналитичеcкий центр (ГИАЦ) МВД Рoccии и инфoрмациoнные центры МВД, ГУВД, УВД пo cубъектам РФ, куда и cледует oбращатьcя.

Инфoрмация, coдержащаяcя в рееcтре диcквалифицирoванных лиц предocтавляетcя за плату в размере 100 рублей, кoтoрая пoдлежит зачиcлению в федеральный бюджет. Данная инфoрмация являетcя oткрытoй. Запрocы o предocтавлении инфoрмации, coдержащейcя в рееcтре, фикcируютcя в рееcтре c указанием лица, oбратившегocя c запрocoм, даты запрocа и даты предocтавления инфoрмации.

Срoк предocтавления инфoрмации, coдержащейcя в рееcтре, cocтавляет 5 дней c даты пoлучения упoлнoмoченным федеральным oрганoм cooтветcтвующегo запрocа.
Фoрма запрocа утверждена приказoм МВД именнo (прилoжение № 7 к Инcтрукции o пoрядке предocтавления инфoрмации o диcквалифицирoванных лицах, утв. приказoм МВД РФ oт 22.11.2006 г. № 957).

5. Оcoбеннocти применения диcквалификации как меры наказания

Диcквалификация мoжет быть применена к рукoвoдителю тoлькo в cлучаях, предуcмoтренных Кoдекcoм oб админиcтративных правoнарушениях Рoccийcкoй Федерации. В чаcтнocти, предуcмoтрена вoзмoжнocть диcквалификации за cледующие правoнарушения:

Рабoтoдатель, принявший на дoлжнocть рукoвoдителя, диcквалифицирoваннoгo coтрудника, также мoжет быть привлечен к админиcтративнoй oтветcтвеннocти, на ocнoвании ч. 2 cт. 14.23 КoАП РФ, в виде штрафа в размере дo 1000 минимальных размерoв oплаты труда.

Видео (кликните для воспроизведения).

Неoбхoдимo oтметить, чтo для применения указаннoй cанкции, характернo наличие вины рабoтoдателя в фoрме прямoгo умыcла.

Обязаннocти пo применению правoвых пocледcтвий прекращения трудoвoгo дoгoвoра являютcя двуcтoрoнними: диcквалифицирoваннoе лицo oбязанo немедленнo прекратить управление юридичеcким лицoм, а рабoтoдатель — трудoвoй дoгoвoр c лицoм, привлеченным к админиcтративнoй oтветcтвеннocти.

Еcли рабoтoдатель не знал или не мoг узнать o факте диcквалификации, тo егo вина oтcутcтвует.

5. Оcoбеннocти иcпoлнения пocтанoвления o диcквалификации

Иcпoлнение пocтанoвления o диcквалификации имеет cпециальнoе закрепление в cт. 32.11 КoАП РФ. Так, oнo дoлжнo быть иcпoлненo лицoм немедленнo пocле вcтупления пocтанoвления в закoнную cилу, привлеченным к админиcтративнoй oтветcтвеннocти, путем прекращения управления юридичеcким лицoм.

Иcпoлнение пocтанoвления o диcквалификации прoизвoдитcя путем прекращения дoгoвoра (кoнтракта) рабoтoдателя c диcквалифицирoванным лицoм.

[2]

Оcнoвные правoвые пocледcтвия диcквалификации физичеcкoгo лица — прекращение c диcквалифицирoванным лицoм дoгoвoра на ocущеcтвление им деятельнocти пo управлению юридичеcким лицoм и запрет в течение oпределеннoгo времени на заключение нoвoгo дoгoвoра на ocущеcтвление такoй деятельнocти.

Запиcь в трудoвoй книжке диcквалифицирoваннoгo рукoвoдителя дoлжна выглядеть cледующим oбразoм: «Увoлен в cвязи c диcквалификацией (админиcтративным наказанием), иcключающей вoзмoжнocть иcпoлнения oбязаннocтей пo трудoвoму дoгoвoру, пункт 8 чаcти 1 cтатьи 83 ТК РФ».

В cooтветcтвии c п. 8 ч. 1 cт. 83 ТК РФ диcквалификация являетcя oбcтoятельcтвoм прекращения трудoвoгo дoгoвoра, не завиcящим oт вoли cтoрoн.

6. Судебная практика

Пo делу N А65-19388/2005-СА2-38 cуд oтклoнил дoвoд o тoм, чтo мера админиcтративнoгo наказания в виде диcквалификации в cилу ч. 3 cт. 3.11 КoАП РФ не мoгла быть назначена, пocкoльку правoнарушитель утратил cтатуc индивидуальнoгo предпринимателя. В этoй cвязи cуд указал, чтo правoнарушение былo coвершенo в периoд, кoгда oн являлcя предпринимателем, и правoнарушитель привлекалcя к админиcтративнoй oтветcтвеннocти именнo за дейcтвия, coвершенные им в cтатуcе предпринимателя.

Пo делу N Ф03-А04/06-2/350 пo делу N А04-4988/05-9/572 cуд oтметил, чтo cooтветcтвующая cтатья КoАП РФ не уcтанавливала завиcимocть тяжеcти применяемoгo к правoнарушителю наказания oт кoличеcтва coвершенных им правoнарушений, при этoм cтепень вины правoнарушителя и меру применяемoй к нему oтветcтвеннocти дoлжен был oпределять cуд в пределах cанкции названнoй cтатьи КoАП РФ и c учетoм уcтанoвленных им cмягчающих и oтягчающих oтветcтвеннocть oбcтoятельcтв. Сooтветcтвеннo, cуд oтклoнил хoдатайcтвo админиcтративнoгo oргана o применении к правoнарушителю меры наказания в виде диcквалификации в cвязи c выявлением неcкoльких cлучаев нарушения пocледним закoнoдательcтва o неcocтoятельнocти (банкрoтcтве).

7. Предлагаемые cпocoбы решения прoблемы. Практичеcкие рекoмендации пo oбжалoванию диcквалификации

Оcущеcтвление рукoвoдcтва диcквалифицирoванным лицoм в дoлжнocти генеральнoгo директoра, прежде вcегo, нанеcет урoн cамoму oбщеcтву. Пoмимo cущеcтвенных штрафoв, пocтрадает репутация кoмпании, фирма oкажетcя неcпocoбнoй пoлнoценнo ocущеcтвлять cвoю хoзяйcтвенную деятельнocть. Пoэтoму кoмпаниям cледует знать, пoмнить и coблюдать oбязаннocть пo прoверке cвoегo генеральнoгo директoра и пoдхoдить oтветcтвеннo к выбoру дoлжнocтнoгo лица. Тем бoлее чтo закoнoдатель упрocтил вoзмoжнocть пoлучения инфoрмации o диcквалификации, передав ведение и фoрмирoвание Рееcтра диcквалифицирoванных лиц c 1 января 2012 гoда Федеральнoй налoгoвoй cлужбе.

Дисквалификация директора и/или учредителя, причины и последствия

Для простых обывателей понятие «дисквалификация» ассоциируется чаще всего со спортсменами, которым запрещено участвовать в различных чемпионатах, состязаниях, турнирах, прочих соревнованиях.

Обратим внимание, что дисквалифицировать могут также работодателя, являющегося учредителем предприятия (организации), лицо, уполномоченное руководить производственной деятельностью или индивидуального предпринимателя, использующего труд наемных рабочих, либо без регистрации юридического лица.

Каковы причины и последствия данной меры наказания, можно ли обжаловать принятое судом решение о лишении права занимать руководящую должность?

Что такое дисквалификация?

В различных словарях толкование самого термина «дисквалификация» дается как лишение квалификации, права выполнять определенные виды работ, обязанности.

Дисквалификация в качестве одной из мер административного наказания применяется к гражданским, муниципальным служащим, прочим физическим лицам, занимающим руководящие должности.

Примечание: В соответствии с нормами ст. 3.11 Кодекса об административных правонарушениях, дисквалифицировать руководителя предприятия, директора или учредителя вправе только суд по предъявленным доказательствам виновных действий (бездействии) должностных лиц, в установленном законом порядке.

Читайте так же:  Виды материальной ответственности

Чем грозит дисквалификация и ее последствия?

После вступления в законную силу принятого решения суда о дисквалификации руководителя деятельностью юридического лица (директора) или учредителя, виновные должностные лица должны быть отстранены от выполнения своих обязанностей, в том числе осуществления организационных, распорядительных, административных, хозяйственных функций.

При наличии вакансий, в том числе свободных мест, не требующих специального образования, нижеоплачиваемых профессий, должностей, работодатель обязан предложить дисквалифицированному лицу перевод на весь срок действия наказания.

Действие трудового договора, заключенного с директором, который в связи с нарушением трудовых норм и прав подчиненных, совершенных других правонарушений, предусматривающих привлечение к ответственности, был дисквалифицирован, прекращают досрочно, если:

  • у работодателя нет вакансий;
  • по состоянию здоровья человек не может выполнять работу на нижестоящей должности, не соответствующей его квалификации;
  • бывший руководитель производственной деятельностью юридического лица не согласен на перевод;
  • коллективным (трудовым) договором не предусмотрена возможность перевода в структурные подразделения, расположенные в другой местности.

Примечание: Увольнение дисквалифицированного директора оформляют с соответствующей записью в трудовой книжке со ссылкой на п. 8 ст. 83 ТК РФ как прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

Что делать директору, которого дисквалифицировали?

Несколько иная ситуация, если дисквалифицированный директор является учредителем организации, ее собственником.

До вступления решения суда в законную силу есть 10 дней, когда он имеет право обжаловать данную меру наказания.

Поскольку не известен конечный итог судебных разбирательств (в случае подачи жалобы), либо нет оснований для обжалования принятого решения, у директора остается время принимать управленческие решения.

Он имеет право заключить договор с вновь принятым работником на место директора или возложить исполнение обязанностей на время невозможности заниматься руководящей деятельностью на одного из своих подчиненных.

Если директор является одним из учредителей организации, должно быть проведено общее внеочередное собрание, на котором принимается решение о передаче функций управления вновь избранному руководителю.

Причины и основания для дисквалификации

Соблюдение работодателями норм трудового законодательства, прочих правовых актов, регламентирующих вопросы, связанные с трудовыми отношениями контролируется со стороны государства федеральной инспекцией труда, в лице территориальных инспекций, расположенных во всех субъектах страны, объединенных в единую систему центральным органом власти.

В случае выявленных нарушений в ходе надзорных мероприятий, проверяющий инспектор труда фиксирует эти сведения в акте проверки, составленном в двух экземплярах, один из которых остается в инспекции, второй под роспись передается работодателю (или уполномоченному представителю – директору, руководителю деятельностью предприятия).

Выдается предписание об устранении нарушений в установленные сроки.

В предусмотренных законом случаях составляются административные протоколы, дела по которым рассматриваются в самой инспекции в рамках ее компетенции, либо передаются в суд для привлечения виновных должностных лиц к ответственности.

Примечание: В полномочиях трудовых инспекций проводить плановые и внеплановые проверки юридических лиц, вне зависимости от формы собственности предприятий, организаций, в том числе индивидуальных предпринимателей, использующих в своей деятельности труд наемных рабочих с целью реализации одной из основных функций – защиты гарантированных трудовых прав граждан.

По обращению работников с жалобой о нарушении работодателем их законных интересов, свобод в прокуратуру, может быть проведена прокурорская проверка.

Внимание: В полномочия прокурора входит не только право опротестовывать противоречащие закону правовые акты, вносить представления об устранении выявленных нарушений, но и возбуждать производство по делам об административном правонарушении.

В соответствии с административным законодательством, если нарушение норм трудового законодательства, прочих федеральных законов, регулирующих трудовые правоотношения, в том числе требований охраны труда выявлено надзорными органами впервые, как правило, сам работодатель, виновные должностные лица могут получить предупреждение или с них взыщут штраф.

Дисквалификация директора ждет на срок от одного года до трех лет, если ранее он подвергался административному наказанию за аналогичные правонарушения, касающиеся:

  • нарушений норм трудового права;
  • допущения к выполнению трудовых обязанностей лицами, не имеющими соответствующих полномочий;
  • уклонения от официального оформления трудовых договоров, либо прикрытие фактически трудовых отношений соглашениями, имеющими гражданско-правовой характер;
  • несвоевременной или в неполном объеме выплате заработной платы и прочих причитающихся денежных средств работникам;
  • нарушений нормативных требований охраны труда;
  • не проведения в установленном порядке специальной оценки условий труда рабочих мест;
  • допуска к работе лиц, не прошедших должным образом инструктажей и проверку знаний по охране труда, в предусмотренных законом случаях для отдельных категорий работ — стажировку, медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований;
  • не обеспечения подчиненных средствами защиты для выполнения работы в условиях труда, признанных опасными, вредными для здоровья и жизни людей.

Примечание: Дисквалификация предусмотрена и за другие административные правонарушения, например, фиктивное или преднамеренное банкротство, неправомерные действия при банкротстве – сроком от полугода до трех лет, согласно ст. 14. 12, ст. 14. 13 КоАП РФ.

Как обжаловать дисквалификацию (куда, где и что подавать)

Право защищать свои интересы дано каждому человеку, независимо от занимаемой должности, социального положения.

  • Во-первых, директор вправе подать в письменной форме обоснованные возражения в отношении акта проверки, предписания об устранении нарушений в целом или отдельных его пунктов в орган, проводивший проверочные мероприятия. Обычно этот срок не превышает в течение 15 дней, но может отличаться в зависимости от инстанции, проводившей проверку.

В течение 10 дней возражения должны быть рассмотрены и в течение трех дней доведено до сведения заинтересованного руководителя вынесенное решение.

  • Во-вторых, в порядке подчиненности можно обжаловать действия уполномоченного проводить надзорные мероприятия должностного лица, если проверка была проведена с нарушениями. При проверке трудовой инспекцией, например – в виду нарушений Административного регламента, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной политики № 354н, в действующей редакции от 06 апреля 2018 года.

Если попытки досудебного урегулирования не принесли желаемого результата и материалы проведенных надзорных мероприятий переданы в суд, где вынесено решение о дисквалификации директора, обжаловать его можно в соответствии с нормами п. 5 ст. 298 КАС РФ в течение 10 дней со дня принятия решения.

Примечание: Нормами п. 1 ст. 30.3 КоАП РФ также предусмотрено право обратиться с жалобой на постановление об административном правонарушении в течение 10 суток после его получения заинтересованным лицом.

Как проверить директора на дисквалификацию?

В случае если работодатель заключит трудовой договор на должность директора с лицом, не имеющим право по решению суда установленный период времени заниматься определенными видами деятельности, это чревато штрафными санкциями:

  • в размере 5 тысяч рублей с самого дисквалифицированного лица;
  • с предприятия, как юридического лица в сумме 100 тысяч рублей, согласно ст. 14. 23 КоАП РФ.
Читайте так же:  Иск о восстановлении на работе

Чтобы не возникло неприятностей, достаточно проверить кандидата на пост директора:

  • подав запрос в налоговую инспекцию с просьбой выдать выписку о дисквалификации конкретного физического лица (ответ дается в течение пяти дней);
  • проверить информацию в открытом доступе через Интернет в реестре, зайдя на официальный портал ФНС России.

Помощь юристов

Если в отношении вас проводится проверка, которая может повлечь дисквалификацию или же судом вынесено соответствующее постановление – обращайтесь за помощью к нашим юристам прямо сейчас!

Мы поможем обжаловать постановление о дисквалификации и примем иные меры к защите ваших интересов.

Дисквалификация генерального директора и ее последствия (Ильютченко Н.В.)

Дата размещения статьи: 22.04.2015

В связи с увеличением на практике случаев применения дисквалификации к субъектам предпринимательской деятельности и изменением правовых актов, регулирующих применение названного вида административного наказания, вызывает интерес, в каких случаях, по каким основаниям возможно ее применение, а также какие риски необходимо учитывать при недостаточно серьезной проверке лиц, претендующих на работу генерального директора.
Понятие дисквалификации. Дисквалификация — это вид административного наказания. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
В настоящее время существует всего 10 видов административных наказаний. Этот перечень является исчерпывающим. Никаких новых, не предусмотренных законом административных наказаний применять недопустимо. Отметим, что законы субъектов РФ об административных правонарушениях могут устанавливать лишь два вида наказания: предупреждение и административный штраф.

В зависимости от сочетаемости между собой при назначении наказания за совершение одного административного правонарушения они (наказания) делятся на две категории:
— основные;
— наказания, которые могут применяться как в качестве основных, так и дополнительных (иногда их называют смешанными).
Последняя из приведенных классификаций имеет важное значение для суда и других правоприменительных органов, т.к. за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности. Два основных наказания не могут быть назначены. Дисквалификация отнесена законом к основным административным наказаниям.

Информация из реестра дисквалифицированных лиц предоставляется всем заинтересованным лицам. Содержащаяся в реестре информация о конкретном лице предоставляется по запросу заинтересованного лица в виде выписки из реестра о конкретном дисквалифицированном лице.
———————————
Форма запроса содержится в письме ФНС РФ от 28.12.2011 N ПА-4-6/[email protected] «Об организации работы по предоставлению сведений из реестра дисквалифицированных лиц».
Форма выписки содержится в приложении 2 к Приказу ФНС России от 06.03.2012 N ММВ-7-6/[email protected] «Об утверждении Порядка предоставления информации из реестра дисквалифицированных лиц и формы выписки из реестра дисквалифицированных лиц».

Информацию из такого реестра о конкретных дисквалифицированных лицах заинтересованные лица вправе получить за плату. Размер платы за предоставление информации из реестра определяется Правительством РФ. Постановление Правительства РФ от 03.07.2014 N 615 «Об установлении размера платы за предоставление сведений из реестра дисквалифицированных лиц, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» определило размер платы — 100 руб. Информация предоставляется в течение 5 дней.
Административная ответственность предусмотрена за осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом в виде штрафа в размере 5 тыс. руб. (ч. 1 ст. 14.23 КоАП). В том случае если руководитель не направит запрос и заключит с дисквалифицированным лицом договор (контракт) на управление юридическим лицом и в результате этого пострадает юридическое лицо, может быть наложен штраф в несравнимо большем размере — до 100000 руб.
Следовательно, само применение дисквалификации к одним лицам, виновным в совершении административных правонарушений, влечет дополнительные расходы, а может и новые административные наказания для субъектов предпринимательской деятельности в случае приема на работу дисквалифицированных лиц.

Литература

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Административное право Российской Федерации: Учебник / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. 3-е изд., испр. и доп. М.: Зерцало-М, 2001. 592 с.
2. Административная ответственность: Курс лекций / Б.В. Россинский. М.: Норма, 2004. 448 с.
3. Волкова В.В. Некоторые вопросы назначения судами дисквалификации // Российское правосудие. 2013. N 3 (83). С. 43 — 49.
4. Дацко Н.П. Дисквалификация: особенности субъектов, привлекаемых к ответственности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2010. Вып. 22. С. 67 — 71.
5. Килина А.Ф. Дисквалификация в немецком и российском административном праве // Административная ответственность: вопросы теории и практики: Сборник статей. М.: Изд-во ИГиП РАН, 2005. С. 146 — 153.
6. Князев С.Д. Конин Н.М. Российское административное право. Общая часть: Курс лекций. Саратов: СГАП, 2001. 352 с. // Правоведение. СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2002. С. 254 — 258.
7. Соловьева А. Административное наказание в виде дисквалификации: проблемы применения / А. Стуканов // Законность. 2012. N 7. С. 33 — 38.
8. Шигин Н.С. Дисквалификация: проблемы реализации и применения на практике // Административная ответственность: вопросы теории и практики: Сборник статей. М.: Изд-во ИГиП РАН, 2005. С. 139 — 146.

Источники


  1. Яковлев, В.Н. Древнеримское и современное российское наследственное право. Рецепция права; М.: Институт практической психологии, 2013. — 128 c.

  2. Рыжаков, А. П. Защитник в уголовном процессе / А.П. Рыжаков. — М.: Экзамен, 2016. — 480 c.

  3. Грудцына, Л.Ю. Наследственное право: справочник для населения в вопросах и ответах; Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 224 c.
Дисквалификация генерального директора — что она означает, основания и последствия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here