Дисквалификация должностного лица

Статья на тему: "Дисквалификация должностного лица" от профессионалов для людей. Обязательно дочитайте до конца.

Дисквалификация руководителя организации

«Отдел кадров», 2009, N 1

Дисквалификация руководителя организации

Статья 419 ТК РФ предусматривает возможность применения за нарушение трудового законодательства не только специфических видов наказаний, свойственных трудовому праву (выговор, увольнение с работы и иные дисциплинарные взыскания), но и привлечения виновных к административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности. В последнее время широкое применение получило административное наказание в виде дисквалификации. Что такое дисквалификация, к кому она может применяться и за какие правонарушения, расскажем в данной статье.

Статья 3.11 КоАП РФ устанавливает такую меру наказания, как дисквалификация, которая заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Дисквалификация может быть применена к:

— лицам, осуществляющим организационно-распорядительные функции (например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий) ;

— лицам, осуществляющим административно-хозяйственные функции (например, управление и распоряжение имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организации и ее подразделений, принятие решений о начислении заработной платы, премий, определение порядка хранения и движения материальных ценностей) ;

— членам совета директоров;

— арбитражным управляющим (лицо, назначенное арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Постановление Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» (в ред. Постановления Пленума ВС РФ от 06.02.2007 N 7).

Обобщив весь перечень, можно сказать, что дисквалификация может быть применена к физическим лицам (руководителю или иному лицу, участвующему в управлении организацией, действующему на основании доверенности), действующим в организациях любой формы собственности, являющихся юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судом. Если после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат (административное расследование), в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ постановление о дисквалификации выносится судьей районного суда, если дополнительных действий не проводится — мировым судьей.

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Срок давности привлечения к данному виду ответственности установлен не позднее года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — года со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ).

Основания применения дисквалификации

Дисквалификация может быть применена к руководителю только в том случае, если она предусмотрена в санкциях статей КоАП РФ. В частности, предусмотрена возможность дисквалификации за следующие правонарушения:

— нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27);

— фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12);

— неправомерные действия при банкротстве (ст. 14.13);

— ненадлежащее управление юридическим лицом (ст. 14.21);

— совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий (ст. 14.22);

— представление в ИФНС документов, содержащих заведомо ложные сведения (ч. 4 ст. 14.25);

[3]

— невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства (ст. 19.5).

Рассмотрим подробнее нарушения законодательства о труде и охране труда, предусмотренные ст. 5.27 КоАП РФ:

— отсутствие локальных нормативных актов или при их наличии содержание условий, ухудшающих положение работника по сравнению с трудовым законодательством;

— нарушение оформления трудовых отношений (не заключаются письменные трудовые договоры, как требует ст. 67 ТК РФ, несвоевременное ознакомление работников с приказами, в частности, о привлечении к дисциплинарной ответственности (ст. 193 ТК РФ));

— несоблюдение порядка ведения и хранения трудовых книжек (не производятся записи о приеме на работу, отсутствуют журналы учета и движения трудовых книжек и вкладышей к ним и т.д.);

— необоснованное заключение срочных трудовых договоров при отсутствии обстоятельств, исключающих возможность заключения на неопределенный срок, подмена трудовых договоров гражданско-правовыми;

— непредставление ежегодных оплачиваемых отпусков более двух лет подряд;

— невыплата командировочных, компенсаций, окончательного расчета или неполная их оплата;

— выдача заработной платы один раз в месяц, расчетные листки не выдаются.

Установлен Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках».

Заметим, что количество норм трудового законодательства, которые может нарушить руководитель, очень велико и даже за незначительное нарушение инспектор ГИТ может поставить вопрос о дисквалификации. Обычно все-таки сначала руководителя привлекают к административной ответственности в виде штрафа.

Чаще всего перед судом ставится вопрос о дисквалификации за нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. Согласно п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» под аналогичным правонарушением, указанным в ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда.

Не стоит думать, что, если аналогичные правонарушения совершены за время работы в разных организациях, руководителя нельзя дисквалифицировать. Кодекс об административных правонарушениях наступление ответственности не ставит в зависимость от места работы руководителя — главное, что оно совершено в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (ст. 4.6).

При обнаружении нарушений норм трудового законодательства первым делом органы, осуществляющие контроль (в нашем случае Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда), составляют протокол об административном правонарушении.

Внимание! Поступившие из правоохранительных, государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, а также сообщения и заявления юридических и физических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, могут послужить поводом для возбуждения дела об административном правонарушении (ст. 28.1 КоАП РФ).

Протокол является основным документом, на основании которого судом может быть принято решение о дисквалификации. Его составляют немедленно при выявлении правонарушения в силу ст. 28.2 КоАП РФ. Необходимо обратить внимание на заполнение протокола. В нем должны быть указаны:

— дата и место его составления;

Читайте так же:  Испытательный срок при приеме на работу

— должность, фамилия и инициалы лица, его составившего, а также лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

— фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших (при их наличии);

— место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса или закона, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение.

Лицо, составившее протокол, в соответствии со ст. 28.8 КоАП РФ должно его направить на рассмотрение в суд в течение трех дней с момента составления. По результатам рассмотрения дела судья выносит постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу.

Исполнение постановления суда

Статья 32.11 КоАП РФ устанавливает порядок исполнения постановления о дисквалификации, в соответствии с которым оно должно быть немедленно после вступления постановления в законную силу исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом. Таким образом, постановление суда о дисквалификации является поводом для расторжения трудового договора с руководителем (п. 8 ст. 83 ТК РФ). Если работодатель не исполнит решение суда, то его могут привлечь к уголовной ответственности в соответствии со ст. 315 УК РФ — в виде штрафа до 200 000 руб. или иного наказания, предусмотренного данной статьей.

Сведения о приеме на
работу, переводе на
другую постоянную
работу, квалификации,
увольнении (с указанием
причин и ссылкой на
статью, пункт закона)

Наименование,
дата и номер
документа, на
основании
которого
внесена
запись

Дисквалификация должностного лица

неоплаченные штрафы при дисквалификации должностного лица

#1 Сообщение Льенка » 15 апр 2017, 14:12

Добрый день! И всех с наступающим светлым праздником Пасхи

Вопрос от неопытной к опытным: как и с кого происходит взыскание уже имеющихся штрафов по постановлениям об АП в отношении должностного лица, если это лицо дисквалифицируют?

Реально не знаю и не понимаю, с КоАПом на Вы и шепотом, и только начинаю. Штрафы есть в отношении должн.л с конкретным ФИО. Дисквалификация. и нет должностного лица, есть теперь физ. лицо с ФИО, но в отношении этого физ. лица с ФИО штрафов-то нет. Что дальше? Все свободны? не может быть. К юр.лицу тоже сроки вышли. Как взыскивать будут? с кого?

неоплаченные штрафы при дисквалификации должностного лица

#2 Сообщение Sergey_P » 16 апр 2017, 08:37

неоплаченные штрафы при дисквалификации должностного лица

#3 Сообщение Льенка » 16 апр 2017, 13:00

неоплаченные штрафы при дисквалификации должностного лица

#4 Сообщение Мира Н » 16 апр 2017, 20:40

Льенка писал(а): Добрый день! И всех с наступающим светлым праздником Пасхи

Вопрос от неопытной к опытным: как и с кого происходит взыскание уже имеющихся штрафов по постановлениям об АП в отношении должностного лица, если это лицо дисквалифицируют?

Реально не знаю и не понимаю, с КоАПом на Вы и шепотом, и только начинаю. Штрафы есть в отношении должн.л с конкретным ФИО. Дисквалификация. и нет должностного лица, есть теперь физ. лицо с ФИО, но в отношении этого физ. лица с ФИО штрафов-то нет. Что дальше? Все свободны? не может быть. К юр.лицу тоже сроки вышли. Как взыскивать будут? с кого?

Все о дисквалификации руководителей

  • Косульникова Марина | главный бухгалтер ООО «Галан»

Что такое дисквалификация?

О дним из видов административного наказания является дисквалификация работника (подп. 8 п. 1 ст. 3.2 КоАП РФ). Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление организацией в иных случаях (ст. 3.11 КоАП РФ). Дисквалификация относится к числу длящихся административных наказаний и устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет. При этом правом назначать данный вид административного наказания обладают только судьи. За административные правонарушения, влекущие дисквалификацию, лицо может быть привлечено к ответственности не позднее одного года со дня совершения правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения (п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ). За какие правонарушения предусмотрена дисквалификация должностного лица? Смотрите Таблицу 1.

Административные правонарушения, влекущие дисквалификацию

Наступление административной ответственности по статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях не ставится в зависимость от того, совершены ли аналогичные правонарушения о труде и об охране труда должностным лицом на одном предприятии или же за время работы в разных организациях (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года, утв. постановлением Президиума Верховного Суда от 29.11.2006 г.).

В свою очередь под аналогичным правонарушением, указанным в части 2 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях, следует понимать совершение такого же, а не любого нарушения ­законодательст­ва о труде и охране труда (п. 17 постановления Пленума Верховного Суда 24.03.2005 г. № 5).

Постановление о дисквалификации

После вступления в законную силу постановление о дисквалификации должно быть исполнено немедленно, путем прекращения лицом, привлеченным к административной ответственности, управления юридическим лицом (ст. 32.11 КоАП РФ).

В данном случае дисквалификация является основанием прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п. 8 ст. 83 ТК РФ). Образец заполнения см. в Примере 1.

В этом случае увольнение допускается, если невозможно перевести данного сотрудника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую он сможет выполнять с учетом состояния своего здоровья (ст. 83 ТК РФ). Дело в том, что согласно законодательству дисквалифицированное лицо не полностью лишается права заниматься предпринимательской деятельностью.

Прием на работу

При заключении договора на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом надо запросить информацию о наличии дисквалификации данного физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц (п. 2 ст. 32.11 КоАП РФ).

В свою очередь заключение трудового договора в нарушение постановления судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела о дисквалификации, само является основанием для увольнения (ст. 84 ТК РФ). В этом случае основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных Трудовым кодексом правил заключения трудового договора (подп. 11 ст. 77 ТК РФ) (см. Пример 2).

Учтите, что трудовой договор прекращается, если невозможно перевести сотрудника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (ст. 84 ТК РФ).

Читайте так же:  Листок нетрудоспособности по беременности и родам

Реестр дисквалифицированных лиц

Заинтересованные лица вправе получить за плату информацию из указанного реестра в виде выписок о конкретных лицах (п. 3 ст. 32.11 КоАП РФ). Срок предоставления информации составляет 5 дней с даты получения федеральным органом соответствующего запроса (п. 7 Положения о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, утв. постановлением Правительства от 11.11.2002 г. № 805, далее – Положение № 805). Образец заполнения запроса см. в Примере 3 . Отметим, что форма запроса утверждена приказом МВД именно в таком виде, и юристы не рекомендуют ее изменять во избежание отказа в предоставлении информации (приложение № 7 к Инструкции о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах, утв. приказом МВД РФ от 22.11.2006 г. № 957).

Уполномоченными органами, осуществляющими формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц, являются МВД России и МВД, УВД (ГУВД) по субъектам РФ (п. 2 Положения № 805). Плата за предоставляемую из реестра информацию составляет 100 рублей (п. 4 постановления Правительства от 11.11.2002 г. № 805). Вместе с тем органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также гражданам в отношении себя информация предоставляется ­бесплатно (п. 4 Инструкции).

В зависимости от указанного в запросе порядка получения информации справки (п. 25 инструкции о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах, утв. приказом МВД России от 22.11.2006 г. № 957 – далее Инструкция):

  • выдаются заявителям на личном приеме сотрудниками, осуществляющими прием граждан, под роспись при предъявлении паспорта или уполномоченному заявителем лицу при предъявлении доверенности;
  • направляются почтой в орган внутренних дел по месту обращения для вручения заявителю либо его доверенному лицу.

К указанному запросу прикладываются нотариально заверенные копии документов или выписки из документов, подтверждающих полномочия обратившегося с запросом лица, а также квитанция об оплате. При этом запросы, представленные с нарушением указанных требований, возвращаются без исполнения (п. 21 Инструкции).

В реестре указывают следующие сведения о дисквалифицированном лице (п. 3 Положения № 805):

  • фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства;
  • в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;
  • дата совершения правонарушения, его суть и квалификация, наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;
  • срок дисквалификации;
  • даты начала и истечения срока дисквалификации;
  • наименование суда, вынесшего постановление о дисквалификации;
  • сведения о пересмотре постановления о дисквалификации;
  • основания исключения из реестра дисквалифицированных лиц;
  • дата исключения из реестра дисквалифицированных лиц.

По истечении срока дисквалификации либо во исполнение вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации указанные лица исключаются из реестра (п. 9 Положения № 805).

Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению организацией влечет наложение административного штрафа в размере 5 000 рублей (п. 1 ст. 14.23 КоАП). В свою очередь за заключение с этим лицом договора на управление организацией, а равно за неприменение последствий прекращения его действия наказывается юридическое лицо (штраф составляет до 100 000 рублей).

Должностное лицо дисквалифицировано за участие в картеле

Вступило в законную силу решение Арбитражного суда города Москвы о привлечении генерального директора ООО «Компания ФИЛАКС» к административной ответственности в виде дисквалификации сроком на один год.

Ранее Московское областное УФАС России установило в действиях ООО «ТИРИОН» и ООО «Компания ФИЛАКС» картельный сговор, результатом которого являлось поддержание цен при совместном участии в электронных аукционах.

За это нарушение компании понесли ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, в виде административных штрафов.

Учитывая тяжесть и степень общественной опасности установленного нарушения, Московское областное УФАС России обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о привлечении генерального директора ООО «Компании ФИЛАКС» к административной ответственности в виде дисквалификации.

Арбитражный суд города Москвы поддержал позицию Московского областного УФАС России и вынес решение о дисквалификации генерального директора ООО «Компания ФИЛАКС» сроком на один год.

«Борьба с картелями является одним из приоритетных направлений деятельности антимонопольной службы. Решение Арбитражного суда г.Москвы о дисквалификации должностного лица за участие в картельном сговоре является прецедентом в области противодействия картелям и иным антиконкурентным соглашениям. Применение нормы в виде дисквалификации должно послужить наглядным примером для других участников рыночных отношений», — прокомментировал заместитель руководителя Московского областного УФАС России Алексей Азаренко.

Заместитель руководителя Московского областного УФАС России Сергей Муравьев обратил внимание, что это третий случай применения дисквалификации за нарушение антимонопольного законодательства в Московской области. В 2015 и 2016 году по заявлению Московского областного УФАС России за действия, ограничивающие конкуренцию, были дисквалифицированы два муниципальных чиновника. В настоящее время на рассмотрении суда находятся еще два заявления по которым возможна дисквалификация руководителей, уличенных в антиконкурентых соглашениях.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий, либо осуществлять деятельность в сфере проведения экспертизы промышленной безопасности, либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность.

Все о дисквалификации руководителей

Одним из видов административного наказания является дисквалификация работника (подп. 8 п. 1 ст. 3.2 КоАП РФ). Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление организацией в иных случаях (ст. 3.11 КоАП РФ).

Дисквалификация относится к числу длящихся административных наказаний и устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет.При этом правом назначать данный вид административного наказания обладают только судьи. За административные правонарушения, влекущие дисквалификацию, лицо может быть привлечено к ответственности не позднее одного года со дня совершения правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения (п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ). За какие правонарушения предусмотрена дисквалификация должностного лица? Смотрите Таблицу 1.

Таблица 1. Административные правонарушения, влекущие дисквалификацию

Судебно-арбитражная практика

Видео (кликните для воспроизведения).

Наступление административной ответственности по статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях не ставится в зависимость от того, совершены ли аналогичные правонарушения о труде и об охране труда должностным лицом на одном предприятии или же за время работы в разных организациях (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года, утв. постановлением Президиума Верховного Суда от 29.11.2006 г.).

Читайте так же:  Что делать после регистрации ооо

В свою очередь под аналогичным правонарушением, указанным в части 2 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях, следует понимать совершение такого же, а не любого нарушения ­законодательст­ва о труде и охране труда (п. 17 постановления Пленума Верховного Суда 24.03.2005 г. № 5).

После вступления в законную силу постановление о дисквалификации должно быть исполнено немедленно, путем прекращения лицом, привлеченным к административной ответственности, управления юридическим лицом (ст. 32.11 КоАП РФ).

В данном случае дисквалификация является основанием прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п. 8 ст. 83 ТК РФ). Образец заполнения см. в Примере 1.

Пример 1

[2]

В этом случае увольнение допускается, если невозможно перевести данного сотрудника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую он сможет выполнять с учетом состояния своего здоровья (ст. 83 ТК РФ). Дело в том, что согласно законодательству дисквалифицированное лицо не полностью лишается права заниматься предпринимательской деятельностью.

Прием на работу

При заключении договора на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом надо запросить информацию о наличии дисквалификации данного физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц (п. 2 ст. 32.11 КоАП РФ).

В свою очередь заключение трудового договора в нарушение постановления судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела о дисквалификации, само является основанием для увольнения (ст. 84 ТК РФ). В этом случае основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных Трудовым кодексом правил заключения трудового договора (подп. 11 ст. 77 ТК РФ) (см. Пример 2).

Пример 2

Учтите, что трудовой договор прекращается, если невозможно перевести сотрудника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (ст. 84 ТК РФ).

Реестр дисквалифицированных лиц

Заинтересованные лица вправе получить за плату информацию из указанного реестра в виде выписок о конкретных лицах (п. 3 ст. 32.11 КоАП РФ). Срок предоставления информации составляет 5 дней с даты получения федеральным органом соответствующего запроса (п. 7 Положения о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, утв. постановлением Правительства от 11.11.2002 г. № 805, далее – Положение № 805). Образец заполнения запроса см. в Примере 3 . Отметим, что форма запроса утверждена приказом МВД именно в таком виде, и юристы не рекомендуют ее изменять во избежание отказа в предоставлении информации (приложение № 7 к Инструкции о порядке предоставления информации ­о дисквалифицированных лицах, утв. приказом МВД РФ от 22.11.2006 г. № 957).

[1]

Уполномоченными органами, осуществляющими формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц, являются МВД России и МВД, УВД (ГУВД) по субъектам РФ (п. 2 Положения № 805). Плата за предоставляемую из реестра информацию составляет 100 рублей (п. 4 постановления Правительства от 11.11.2002 г. № 805). Вместе с тем органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также гражданам в отношении себя информация предоставляется ­бесплатно (п. 4 Инструкции).

В зависимости от указанного в запросе порядка получения информации справки (п. 25 инструкции о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах, утв. приказом МВД России от 22.11.2006 г. № 957 – далее Инструкция):

  • выдаются заявителям на личном приеме сотрудниками, осуществляющими прием граждан, под роспись при предъявлении паспорта или уполномоченному заявителем лицу при предъявлении доверенности;
  • направляются почтой в орган внутренних дел по месту обращения для вручения заявителю либо его доверенному лицу.

Пример 3

К указанному запросу прикладываются нотариально заверенные копии документов или выписки из документов, подтверждающих полномочия обратившегося с запросом лица, а также квитанция об оплате. При этом запросы, представленные с нарушением указанных требований, ­возвращаются без исполнения (п. 21 Инструкции).

В реестре указывают следующие сведения о дисквалифицированном лице (п. 3 Положения № 805):

  • фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства;
  • в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;
  • дата совершения правонарушения, его суть и квалификация, наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;
  • срок дисквалификации;
  • даты начала и истечения срока дисквалификации;
  • наименование суда, вынесшего постановление о дисквалификации;
  • сведения о пересмотре постановления о дисквалификации;
  • основания исключения из реестра дисквалифицированных лиц;
  • дата исключения из реестра дисквалифицированных лиц.

По истечении срока дисквалификации либо во исполнение вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации указанные лица исключаются из реестра (п. 9 Положения № 805).

Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению организацией влечет наложение административного штрафа в размере 5 000 рублей (п. 1 ст. 14.23 КоАП). В свою очередь за заключение с этим лицом договора на управление организацией, а равно за неприменение последствий прекращения его действия наказывается юридическое лицо (штраф составляет до 100 000 рублей).

Защитите себя от налоговых проверок. Онлайн-курс от бывшего сотрудника ОБЭП, а ныне известного налогового консультанта сейчас со скидкой 50 %. Сейчас всего за 2750 руб.

Вы научитесь противостоять давлению налоговиков, грамотно вести себя на допросах и выемке, защищать себя от уголовки и субсидиарки.

Куча практических советов и минимум теории. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат. Успейте купить (у нас еще пять курсов со скидкой).

Что такое дисквалификация должностных лиц

  • Что такое дисквалификация должностных лиц
  • Штрафы для юридических лиц в 2018 году
  • Как уволить за хамство

Дисквалификация – это вид административного наказания, при котором физическое лицо лишается следующих прав:

  • занимать руководящие должности;
  • входить в состав совета директоров;
  • заниматься предпринимательской деятельностью, если она включает в себя управление юридическим лицом;
  • управлять юридическим лицом.

А причинами для дисквалификации должностного лица могут стать такие действия, как:

  • неоднократное нарушение законов о труде и охране труда;
  • незаконные действия по получению или распространению данных кредитной истории;
  • фиктивное банкротство, когда руководитель преднамеренно признает себя банкротом, на самом деле имея средства, чтобы удовлетворить требования кредиторов;
  • совершение неправомерных действий при банкротстве (сокрытие имущества, обязательств и т.д.);
  • предоставление в ЕГРЮЛ документов с ложными сведениями;
  • ведение недобросовестной конкуренции;
  • пренебрежение выполнениями законных предписаний в срок.
Читайте так же:  Производственная травма по дороге на работу и с работы домой

Поводом же к возбуждению дела об административном правонарушении, влекущим за собой дисквалификацию, обычно считается:

  • обнаружение информации, что указывает на присутствие административного правонарушения, лицами, уполномоченными составлять протоколы;
  • поступление материалов от госорганов, в том числе правоохранительных, содержащих данные о совершенном административном нарушении;
  • заявления физических и юридических лиц;
  • сообщения в СМИ.

Решение по делам о дисквалификации должностных лиц суд принимает на основании протокола об административном правонарушении. Такой протокол содержит данные и о совершенном проступке, и должностном лице, что обвиняется в нарушении. На протоколе обязательно должно быть две подписи: должностного лица, которое его составляло, и представителя юридического лица, выступающего ответчиком.

В течение суток после составления, протокол обязательно должен быть направлен в суд, где судья рассмотрит его и вынесет решение. Кстати, дисквалифицировать должностное лицо можно только через суд и никак иначе.

Помимо этого, надо помнить, что для дисквалификации существуют сроки:

  • при не длящемся административном нарушении ответчик дисквалифицируется не позднее года с того дня, когда проступок был совершен;
  • при длящемся административном нарушении – не позднее года со дня, когда проступок был обнаружен.

Срок дисквалификации устанавливается от полугода до трех лет. А решение суда обязывает работодателя расторгнуть трудовой договор с ответчиком. Если же он этого не сделает, то понесет уголовную ответственность по ст. 315 УК РФ. Если дисквалифицированное лицо не исполнит решение суда, то тоже понесет наказание – наложение административного штрафа.

Кроме того, в МВД РФ в специальном реестре содержится актуальная информация о дисквалифицированных лицах. И прежде, чем принимать человека на руководящую работу, организация должна запросить данные о нем. Это положено по закону — ст. 32.11 КоАП РФ.

Дисквалификация: правовые основания

«Отдел кадров бюджетного учреждения», 2010, N 6

Дисквалификация: правовые основания

Одним из распространенных в настоящее время наказаний за нарушение трудового законодательства становится дисквалификация. И данное наказание имеет наиболее серьезные последствия, поскольку устанавливает запрет на замещение в течение определенного времени руководящих должностей. Что такое дисквалификация, в каких случаях она применяется, каковы последствия дисквалификации — расскажем в настоящей статье.

Дисквалификация: понятие и порядок назначения

Наиболее часто встречаются такие нарушения норм трудового законодательства:

— невыполнение окончательного расчета в день увольнения работника;

— оплата командировочных не в полном объеме;

— выплата заработной платы один раз в месяц;

— выплата заработной платы работникам без выдачи расчетных листов по заработной плате;

— неознакомление работников с требованиями охраны труда;

— необеспечение учета сверхурочных работ и оплаты работ за пределами нормальной продолжительности рабочего времени работников;

— непредоставление ежегодных оплачиваемых отпусков более двух лет подряд;

— выплата отпускных позже чем за три дня до начала отпуска.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Производство по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ могут инициировать должностные лица государственной инспекции труда в форме протокола или прокурор — в виде постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

Протокол составляется по результатам выявленного факта совершения административного правонарушения. В протоколе об административном правонарушении должны быть указаны:

— дата и место его составления;

— должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

— сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

— фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;

— место, время совершения и событие административного правонарушения;

— объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;

— иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).

Кроме этого, должностные лица при составлении протокола об административном правонарушении обязаны разъяснить участникам производства по делу их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, и сделать соответствующую запись в протоколе.

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) (ст. ст. 23.1 и 28.8 КоАП РФ). В свою очередь, суд, рассмотрев представленные материалы, выносит постановление (решение) о назначении административного наказания в виде дисквалификации либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Копия постановления о дисквалификации (вступившего в законную силу) направляется судом в МВД России и в министерство внутренних дел, управление (главное управление) внутренних дел соответствующего субъекта РФ по месту вынесения постановления. Согласно п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.10.2006 N 115 «О некоторых вопросах, касающихся исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях» решение о назначении наказания в виде дисквалификации считается приведенным в исполнение с момента его вступления в законную силу. С указанного момента дисквалифицированное лицо не вправе осуществлять деятельность по управлению юридическим лицом.

В силу ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом, то есть дисквалифицированное лицо должно быть уволено по п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

Условия применения дисквалификации

В качестве меры ответственности

Необходимо обратить внимание на формулировку «аналогичное административное правонарушение», имеющуюся в ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ. Содержание данного положения было раскрыто в п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (ред. от 11.11.2008, далее — Постановление N 5). В частности, было указано, что под аналогичным правонарушением, указанным в ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее — при увольнении другого работника).

В то же время, если было совершено административное правонарушение в виде нарушения законодательства о труде или охране труда, но оно не аналогично совершенному ранее, дисквалификация как мера ответственности не может быть применена. В этом случае следует руководствоваться ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Рассмотрим пример из судебной практики.

Из Постановления ВС РФ от 28.02.2006 N 59-ад06-1 известно, что Л. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде дисквалификации сроком на один год. Судами апелляционной и кассационной инстанций судебное постановление мирового судьи по Благовещенскому городскому судебному участку N 7 Амурской области от 03.11.2004 о привлечении к административной ответственности в виде дисквалификации было оставлено без изменения. Но ВС РФ нашел данное решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

Читайте так же:  Акт о затоплении квартиры

Из материалов дела видно, что Л. являлся президентом Амурской торгово-промышленной палаты (далее — АТПП). По заявлению работника АТПП В. Государственной инспекцией труда в Амурской области проведена проверка соблюдения трудового законодательства, которая выявила нарушение ст. ст. 62, 282 ТК РФ в отношении В., принятой в АТПП на условиях совместительства. Нарушение заключается в том, что с ней не был заключен письменный трудовой договор.

Ранее президент АТПП Л. постановлением Государственной инспекции труда в Амурской области от 11.06.2004 N 63 был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 2000 руб. за нарушение ст. 116 ТК РФ (непредоставление работникам ежегодного дополнительного отпуска продолжительностью восемь календарных дней) и ст. 183 ТК РФ (неоплата листков нетрудоспособности).

Исходя из п. 17 Постановления N 5 вывод судьи о том, что действия Л. должны быть квалифицированы по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, нельзя признать обоснованным, поскольку нарушения трудового законодательства, допущенные Л., не являются аналогичными. Значит, Л. субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, не является и его действия не могут быть квалифицированы по этой статье. При таких обстоятельствах постановление мирового судьи по Благовещенскому городскому судебному участку N 7 Амурской области от 03.11.2004 и решение судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 07.02.2005 были отменены.

Кроме того, необходимо помнить о дате совершения первого из аналогичных правонарушений, поскольку для квалификации действий должностного лица по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ имеет значение совершение им нарушения законодательства о труде и об охране труда в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за аналогичное административное правонарушение. Это следует из ст. 4.6 КоАП РФ. По ее норме лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Данная позиция Президиума ВС РФ была изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за IV квартал 2006 года, утвержденном Постановлением от 07.03.2007. Истечение указанного годичного срока к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении (а не к моменту совершения аналогичного правонарушения) на квалификацию действий лица по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ не влияет.

Поскольку ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ наступление административной ответственности не ставится в зависимость от того, совершены ли аналогичные правонарушения должностным лицом на одном предприятии или же за время работы в разных организациях, руководитель, ранее привлеченный к административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в одной организации, а затем в течение одного года совершивший аналогичное нарушение, являясь руководителем другой организации, может быть привлечен к ответственности согласно ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ вне зависимости от указанных выше обстоятельств.

Проверка лица на наличие дисквалификации

Заключая трудовой договор с руководителем, уполномоченное лицо должно запросить в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц, информацию о наличии у нового руководителя дисквалификации, пользуясь Инструкцией о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах, утвержденной Приказом МВД России от 22.11.2006 N 957 (далее — Инструкция).

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 11.11.2002 N 805 «О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц» (далее — Постановление N 805) этот реестр формируется и ведется МВД России и министерствами внутренних дел, управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов РФ в целях обеспечения учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в силу постановлений судов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных.

В реестре указываются следующие сведения о дисквалифицированном лице (п. 3 Постановления N 805):

— фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства;

— в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;

— дата совершения правонарушения, его суть и квалификация (указывается статья КоАП РФ);

— наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;

— срок дисквалификации, даты его начала и истечения;

— наименование суда, вынесшего постановление о дисквалификации;

— сведения о пересмотре постановления о дисквалификации;

— основания исключения из реестра дисквалификационных лиц;

— дата исключения из реестра дисквалифицированных лиц.

Информация, содержащаяся в реестре, является открытой для ознакомления. Заинтересованные лица вправе получить ее за плату в виде выписок о конкретном лице. Непосредственное исполнение запросов на получение информации из реестра в отношении конкретных лиц осуществляется главным информационным аналитическим центром МВД России и информационными центрами МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ. Срок предоставления информации, содержащейся в реестре, составляет не более пяти дней с даты получения указанными центрами соответствующего запроса. При наличии в реестре сведений о проверяемом лице инициатору запроса выдается выписка из реестра, а при отсутствии сведений — справка.

Запросы, направляемые с нарушением предъявленных требований, возвращаются заявителю без исполнения.

Рассмотрим подробнее условия получения сведений о наличии дисквалификации конкретного лица.

Во-первых, непосредственно гражданин, в отношении которого необходимо получить сведения о наличии дисквалификации, может самостоятельно обратиться в управление внутренних дел субъекта РФ с соответствующим запросом и бесплатно получить данные сведения в порядке, указанном выше. Образец заявления установлен в Приложении 4 к Инструкции.

Начальнику ИЦ г. Пермь

(наименование субъекта РФ)

Видео (кликните для воспроизведения).

(настоящая фамилия, в скобках имевшиеся ранее)

Источники


  1. Кудинов, О.А. Обязательства вследствие причинения вреда и неосновательного обогащения: Юридический комментарий / О.А. Кудинов. — М.: Городец, 2015. — 128 c.

  2. Практика адвокатской деятельности / Под редакцией Л.И. Трунова. — М.: Юрайт, 2016. — 748 c.

  3. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Дело, 2013. — 528 c.
Дисквалификация должностного лица
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here