Акт служебного расследования дтп на предприятии

Статья на тему: "Акт служебного расследования дтп на предприятии" от профессионалов для людей. Обязательно дочитайте до конца.

Заполненый акт служебного расследования дтп

Если же ущерб, нанесенный пострадавшему, расценен как тяжкие телесные повреждения, наказание уже будет не административным, а уголовным.

Федеральным законодательством 196-ФЗ, действующим на территории России, утвержден порядок проведения мероприятий, направленных на выявление виновных в происшествии. Служебное расследование ДТП позволит определить причины аварии, положение машины в момент столкновения, и установить все нарушенные правила дорожного движения.
Причиной дорожного происшествия может стать не только человеческий фактор, но и плохое качество дорожного покрытия. При его осмотре должны присутствовать представители дорожной службы, обслуживающей данный участок полотна, которых вызывают на место события представители ГИБДД.

ДТП на предприятии: служебное расследование

Практически каждая компания, имеющая на своем балансе единицы транспортной техники, имеет и свою систему безопасности. Поэтому в таких организациях есть внутренние инспекторы, которые обучают водителей, как правильно действовать, чтобы не допустить аварийной ситуации на дороге. В этом случае руководителю предприятия важно сразу же приступить к служебному расследованию по факту дорожно-транспортного происшествия, чтобы определить причины такой аварии и виновника столкновения.

Закон обязывает юридические лица анализировать ситуацию для минимизации последствий и для устранения причин ДТП. Данный закон актуален для всех организаций, на балансе которых имеются автотранспортные средства независимо от наличия или отсутствия пострадавших и масштабов ущерба.

У специалиста должна быть определенная схема, согласно которой он действует при ДТП с участием служебного транспорта. Сведения вносятся в специальный бланк, разработанный лично или позаимствованный у других специалистов.

На месте происшествия следует зафиксировать сведения:

  • дата и точное время происшествия;
  • место происшествия;
  • особенности дорожного полотна (если есть повреждения, ухудшающие управляемость автомобилем);
  • сведения о транспортном средстве;
  • количество пострадавших (если есть), погибших, краткое описание телесных повреждений;
  • сведения о водителе, являющегося работником предприятия;
  • сведения о других участниках аварии;
  • график работы водителя, и в какой период произошло ДТП;
  • цель поездки водителя;
  • вид поездки;
  • использовалось ли ТС по назначению, не было ли отклонений от маршрута;
  • вид происшествия;
  • дорожные условия;
  • климатические условия.

Составление Акта по факту ДТП на предприятии

Ответственность описана в Уголовном Кодексе, статье 264. Конечно, некоторые обстоятельства учитываются. Однако значительный вред здоровью и жизни других людей наказывается по заслугам.

В соответствии с требованиями российского законодательства, любое предприятие, на котором есть транспортные средства, обязаны периодически проводить аналитику происшествий на дорогах, чтобы иметь возможность своевременно определять и устранять причины появления ДТП на дорогах. Оптимальный вариант такой проверки – проведение служебного расследования.

Автотранспорт задействуется не только на логистических предприятиях. На заводских территориях часто курсируют разнообразные транспортные средства, при помощи которых решаются те или иные профессиональные задачи. Если организация располагает собственным складским ангаром, то его обслуживает грузовой транспорт. Особенная активность отмечается на погрузо-разгрузочных площадках. В местах с большой пропускной способностью эксплуатация ТС строго регламентируется. Кроме того, заводские или фабричные автомобили используются для коммуникаций между подразделениями.
Задача служебного расследования — выявление всех сопутствующих обстоятельств. Кроме того, внутреннее дознание преследует цель устранить саму причину возникновения происшествия и предотвратить аналогичные инциденты в будущем.

Руководитель компании и другие ответственные лица должны проводить аналитику частых аварий, что позволит им предупреждать причины возможных ДТП. Важно!
Авария с участием транспортных средств предприятия учитывается по форме, установленной Министерством транспорта. Обязанность работодателя — сообщить о данном инциденте в ГИБДД.

В большинстве случаев ответственность за дорожно-транспортное происшествие возлагается на автомобилиста, который, находясь за рулем транспортного средства, нарушил правила дорожного движения. Но в некоторых случаях ситуация может быть осложнена различными обстоятельствами. Под актом служебного расследования ДТП подразумевается локальный материал, который считается отдельной частью пакета норм, необходимых для обеспечения безопасности дорожного движения на дорогах.

Стоит отметить, что если в происшествии пострадавшие получили лишь царапины или легкие ушибы, но была вызвана скорая помощь, такое ДТП подлежит обязательному расследованию.
Осмотр дороги должен быть проведён в течение суток с момента аварии. По результатам осмотра на месте происшествия заинтересованной стороной составляется акт, который подписывают стороны конфликта (представители предприятия, чья машина пострадала в результате дефектов дорожного полотна и сами «дорожники»), а также сотрудники ГИБДД.

Наиболее печальное последствие дорожного происшествия – когда в нем гибнут, или получают вред здоровью люди. В таком случае в ГИБДД назначает группа разбора и проводится расследование.
К примеру, если автолюбитель попал в ДТП на служебном автомобиле, помимо обычного разбирательства с сотрудником дорожной инспекции, может потребоваться проведение служебного расследования.

За этот период необходимо получить:

  • медицинские заключения пострадавших;
  • свидетельские показания очевидцев;
  • заключения необходимых экспертиз.

Если же трудоспособность была утрачена на более длительный срок, расстройство здоровья была длительной, но не опасной для жизни, обычно речь идет о причинении вреда средней тяжести.

Независимо от тяжести произошедшего ДТП, законодательством устанавливается срок служебного расследования – 5 дней.

В особых случаях, когда насчитывается более 7 погибших и/или более 14 пострадавших человек, расследование проводится на региональном уровне и отводится на данную процедуру 10 суток.

Сроки для расследования невелики, но указанного количества дней вполне достаточно для завершения процесса. Стоит заметить, что отсчет начинается с даты ДТП.

Действия сотрудника предприятия аналогичны поведению обычного водителя при аварии:

  • оказание помощи пострадавшим;
  • вызов сотрудников ГАИ;
  • сохранение следов аварии;
  • предотвращение вторичных столкновений;
  • содействие в составлении протокола и извещения о ДТП ;
  • поиск очевидцев, сбор показаний и контактных данных свидетелей происшествия.

Каждый субъект предпринимательской деятельности, на балансе которого числится одно или несколько автотранспортных средств, обязан предпринимать все меры для предотвращения дорожно-транспортных происшествий. Руководитель компании и другие ответственные лица должны проводить аналитику частых аварий, что позволит им предупреждать причины возможных ДТП.

Акт служебного расследования дтп образец заполнения

На предприятии комиссия проводит собственное расследование, направленное на выяснение обстоятельств, повлекших нарушение правил дорожного движения.

  • соблюдения правил перевозки, эксплуатации служебного транспорта;
  • соблюдения режима труда водителей;
  • личных характеристик водителя: фиксировались ли ранее нарушения дисциплины или ПДД;
  • организации обучения персонала и повышения квалификации водителей;
  • дисциплинарных мер, которые применяются к водителям, нарушающим действующие правила;
  • своевременного изучения маршрута и состояния дорожного полотна для устранения возможных трудностей;
  • нормирование скорости автомобилей на маршрутах;
  • технического состояния автомобиля до поездки, своевременного устранения неполадок;
  • технического обслуживания автотранспорта на предприятии.
Читайте так же:  Социальное пособие на погребение

Расследование начинается после того, как руководство доводит до сведения персонала приказ о начале работы комиссии. В ней должно быть не менее 3-х человек. Чаще всего в работу комиссии привлекаются сотрудники кадровой службы предприятия. Также в составе комиссии должно быть лицо, отвечающее за БДД. Руководителем назначается ответственное лицо из числа персонала (не обязательно непосредственно руководитель).
При дорожно-транспортном происшествии (ДТП), в котором были задействованы служебные машины, обязательно проведение расследования всех обстоятельств не только сотрудниками дорожной полиции. В таких ситуациях также надлежит осуществить внутреннее служебное расследование и в обязательном порядке составить акт служебного расследования при ДТП. Причем в данном случае не имеет значения формат предприятия. Это может быть и юридическое лицо и ИП.
Когда же необходимо проведение служебного расследования? Для многих водителей этот вопрос остается загадкой, равно как и то, зачем проводить дополнительное расследование, если ДТП уже было рассмотрено сотрудниками ГИБДД.

Таким образом, служебное расследование дорожно-транспортного происшествия – дело недолгое, но ответственное, требующее командной деятельности и чёткой организации. Групповая аналитическая работа по изучению обстоятельств аварии поможет сделать оргвыводы, разработать стратегии повышения безопасности труда и использования транспорта субъектов предпринимательской деятельности, организаций. Служебное расследование на предприятии необходимо для того, чтобы установить, виновен ли автомобилист в дорожно-транспортном происшествии, и нужно ли привлекать его к ответственности.

Перед тем, как приступить к оформлению этого документа, уполномоченное лицо должно своевременно оформить приказ о назначении комиссии, которая будет заниматься расследованием и дальнейшим оформлением служебного следствия по ДТП от имени организации.

В состав комиссии, рассматривающей аварию с пострадавшими, входят:

  • следователь из полиции;
  • инспектор ГИБДД;
  • криминалист.

Если автотранспортное средство субъекта предпринимательской деятельности стало участником дорожно-транспортного происшествия, то этот факт должен быть оформлен документально. Для этого на предприятии в обязательном порядке начинается служебное расследование, по окончании которого составляется акт (образец размещен ниже). Эти мероприятия предусматривают проведение экспертами осмотра места дорожно-транспортного происшествия. Нахождение в непосредственной близости от места аварии позволит специалистам понять, кто является ее виновником и какие факторы поспособствовали произошедшему.
Служебное расследование позволяет определить причины дорожно-транспортных происшествий, лиц, виновных в аварии, правила, несоблюдение которых и привело к ДТП.

Все полученные сведения заносятся в бланк акта. Дополнительно членами рабочей группы по расследованию собираются копии справок о ДТП, протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении и другие документальные подтверждения обстоятельств аварии. Заместителем министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь – дорожно-транспортных происшествий, повлекшие тяжкие телесные повреждения группы людей (из восьми человек) или гибель группы людей (из пяти и более человек) – в течение 7 суток.

Акт служебного расследования дорожно-транспортного происшествия

_____________ М.М. Михайлов

Акт служебного расследования дорожно — транспортного происшествия

Название организации: ООО «Предприятие»

Дата составления акта: ______________

Комиссия в составе:

Председателя: Козлова К.К. — директор по производству;

Членов комиссии: И.И. Иванова — специалиста по ОТ и ППБ;

Петровой М.И. — экономиста по планированию.

Комиссия, назначенная приказом от «__» _______ г., № __, ознакомилась с документами, осмотрела транспортное средство, опросила участников ДТП и свидетелей, установила следующее:

Происшествие произошло: __.__.______г.

Место происшествия: ___________, ________, 400 м от складского помещения.

Модель, государственный регистрационный знак, расположение рулевого управления автомобиля принадлежащего организации: ___ рег.№ ________

Вид происшествия: Дорожно-транспортное происшествие.

Другие участники происшествия: Отсутствуют.

Пострадавшие: Отсутствуют.

Материальный ущерб от повреждения транспортного средства составляет: 3000 руб.

Водитель, управлявший транспортным средством: Антонов Антон Антонович; ____ года рождения; трудовая деятельность в качестве водителя автомобиля на ООО «Предприятие» с __.__.___г.

Состояние водителя (по заключению врача): Здоров (противопоказаний к управлению автотранспортного средства не выявлено)

Дата и время проведения предрейсового медицинского осмотра: 8 часов 30 минут

Количество случаев совершения ДТП 0 нарушений Правил дорожного движения 3, нарушений трудовой дисциплины 0

Лишался ли ранее водительских прав: Нет

На автомобиле перевозилось: Груз (рулонная сталь весом 10 тонн); пассажиры отсутствовали; установленный маршрут движения отсутствует

Техническое состояние транспортного средства перед выездом на линию, наличие неисправностей в момент ДТП (если есть), кто проводил технический осмотр: Автотранспортное средство исправно. Основание договор на проведение предрейсового осмотра автотранспорта № 55 от 01.01.____ г.

Дата проведения последнего ТО или ремонта (ответственный за его проведение), обнаруженные дефекты и перечень неисправностей, соблюдался ли межсервисный пробег, наличие письменных обращений водителя к организации о неисправностях транспортного средства в процессе эксплуатации: Техническое обследование автотранспорта проводилось __.__.____г. Дефектов опасных для эксплуатации автотранспортного средства обнаружено не было. Жалоб со стороны водителя не поступали. Дата последнего инструктажа по охране труда проводилась __.__._____г. Дата последней проверки знаний по безопасным приемам и методам работы проводилась __.__.____ г.

Дорожные условия: Дорожное покрытие гравийное, отвечает требованием безопасности при движении автотранспортных средств.

Описание обстоятельств происшествия: __.__.____ г. в 08 часов 00 минут водитель автомобиля ___ рег.№ ______ Антонов А.А. прошел медицинское обследование, получил путевой лист, произвел осмотр автомобиля, получил задание от своего руководителя, мастера погрузочно-разгрузочных работ Одинцова О.О. Работа в этот день заключалась в перевозке рулонной стали с ________________ на предприятие ООО «Предприятие».

В 09 часов 00 минут по прибытию на склад _______, водитель автомобиля Антонов А.А. встал под погрузку рулонной стали, около 11 часов водителю сообщили, что груз погружен в автотранспортное средство. В нарушение п.3.1.20; п.3.1.28 «Инструкции по охране труда № 5» утвержденной директором от « » 20___ г. водитель автомобиля А.А. Антонов не произвел проверку надежного крепления груза и отправился со склада в сторону _________. Примерно в 400 метрах от слада, водитель автомобиля А.А. Антонов не рассчитал скоростной режим и начал производить поворот в правую сторону, в этот момент не закрепленный груз начал движение в кузове автотранспортного средства в сторону поворота.

Читайте так же:  Индексация пенсий как это происходит и когда ожидается

В результате сложившихся обстоятельств и не соблюдение скоростного режима, не закрепленного груза, произошло опрокидывания автотранспорта ___ рег.№ ______ на правый бок.

Нарушения, в результате которых произошло ДТП:

  1. Водитель автомобиля не произвел крепление груза в кузове автомобиля; Превысил скоростной режим при вхождении на автотранспорте в поворот.

Виновные в ДТП: Водитель автомобиля Антонов Антон Антонович

Выводы комиссии:

Водитель автомобиля Антонов Антон Антонович нарушил:

  1. п.3.1.20; п.3.1.28 «Инструкции по охране труда № 5» утвержденной директором от « » . 20__г., а именно не произвел проверку надежного крапления груза в кузове автомобиля;
  2. раздел 10.1. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения», а именно превысил допустимую скорость движения автотранспорта ___ рег.№ _____ при заходе в поворот.

Мастер по погрузочно-разгрузочным работам Одинцов Олег Олегович нарушил:

  1. Приказ Министерства России от 18.09.2008 г. № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», а именно отсутствует номер путевого листа; отсутствует задание водителю и т.д.
  2. п.9. ГОСТ 12.0.004-2015 г. «Система безопасности труда (ССБТ). Организация обучения безопасности труда. Общие положения», произвел допуск водителя автотранспортного средства Антонова А.А. без прохождения обязательной стажировки.
  3. РД-26127100-1070-01 «Программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных предприятий», произвел допуск водителя автотранспортного средства Антонова А.А. без прохождения обязательного ежегодных занятий по 20 часовой программе обучения

Предложения комиссии:

  1. На основании ТК РФ ст.192 «Дисциплинарные взыскания» объявить водителю автотранспортного средства Антонову А.А. выговор.
  2. На основании ТК РФ ст.192 «Дисциплинарные взыскания» объявить мастеру погрузочно-разгрузочных работ Одинцову О.О. замечание.

Приложения:

  1. Фотографии в количестве 5 шт., частей автотранспортного средства с повреждениями.
  2. Справка о причинении материального ущерба предприятию.

Председатель комиссии:

Директор по производству ____________________ К.К. Козлов

Члены комиссии:

Специалист по ОТ и ППБ ____________________ И.И. Иванов

Экономист по планированию ____________________ М.И. Петрова

Методика служебного расследования дорожно-транспортного происшествия, составление и образец акта о результатах

При дорожно-транспортных происшествиях с участием транспортных средств, которые числятся на балансе предприятий, представители компании, так же как и сотрудники дорожной полиции, обязаны реагировать на случившееся и действовать в рамках методики расследования.

Для этого ими проводится независимая аналитическая работа, в результате которой составляется акт служебного расследования данного ДТП. Проведение служебного расследования и оформление акта производится как юридическими лицами, так и индивидуальными предпринимателями, имеющими транспорт в распоряжении.

Что это такое?

Акт служебного расследования дорожно-транспортного происшествия – это специальная форма, которая заполняется во время мероприятий по расследованию ситуации на дороге. Он является внутренним документом фирмы, фиксирующим обстоятельства аварии, участником которой стало средство перевозки, числящееся за предприятием (автомобиль, грузовая машина, автобус, троллейбус и любые другие средства передвижения).

Для чего нужен этот документ?

Вся собранная информация относительно общей картины и причин происшествия, фактов нарушения трудовой дисциплины, а также правил внутреннего распорядка компании, согласованного действия сотрудников при выполнении должностных обязанностей, должна быть соответствующим образом письменно зафиксирована. Эта официальная бумага необходима:
  • для выяснения причин происшествия;
  • определения виновных лиц;
  • разработки соответствующих рекомендаций по предотвращению аналогичных ситуаций в будущем и проведения разъяснительной работы в коллективе.

Документ может пригодится также:

  1. для предоставления официальной информации вышестоящим инстанциям, изучающим обстоятельства аварии или инспектирующим деятельность фирмы;
  2. в случае жалоб и судебных разбирательств по делу, связанному с аварийной ситуацией на дороге.

Акт служебного расследования ДТП является составляющей внутренней служебной документации и храниться в кадровой службе или бухгалтерии 5 лет.

Кто должен составлять акт при ДТП?

После получения извещения о том, что служебная машина стала участником ДТП, издается специальный приказ по организации о создании экспертной комиссии, которая будет расследовать ситуацию. Она представляет собой группу должностных лиц, в состав которой входят:

  • председатель;
  • члены комиссии из числа работников компании.

В комиссию могут быть включены:

  1. руководитель предприятия;
  2. заместители руководителя;
  3. специалист по охране труда или технике безопасности (если имеется);
  4. бухгалтер (для произведения рассчётов относительно убытков);
  5. кадровые работники (которые могут предоставить сведения о водителе);
  6. любые другие должностные лица (согласно распоряжению администрации).

При необходимости могут быть задействованы независимые специалисты, имеющие соответствующие сертификаты (например, автоюристы, медэксперты).

Правила составления

Существуют определенные нюансы, которые составитель акта и руководитель организации должны учесть при проведении служебного расследования по факту ДТП и подготовке документа:

Видео (кликните для воспроизведения).

  1. Акт составляется, когда расследование завершено и члены экспертной комиссии обменялись мнениями, придя к определённому выводу.
  2. Данные могут вписываться в форму в виде бланка, а могут оформляться на бумаге формата А4 от руки (для составления документа не предусмотрена единая форма).
  3. Стиль написания – деловой, информационный.
  4. В документе должны указываться точные фактические данные, отсутствовать грамматические ошибки.
  5. Информация подаётся исчерпывающе, но ёмко и лаконично.
  6. Служебная бумага должна содержать название предприятия, порядковый номер, дату оформления, адрес по которому составлялась, данные о транспортном средстве, включая техническую информацию, о его водителе, о месте происшествия, наличии пострадавших.
  7. Обязательными являются выводы и заключение представителей экспертной группы.
  8. Акт считается действительным, если он засвидетельствован подписями председателя, всех членов комиссии и утверждён печатью предприятия.

Служебное расследование ДТП осуществляется на основании «Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий» (утверждено Приказом Минтранса РФ № 49 от 26 апреля 1990 г.).

Непосредственно после получения известия об аварии, должностные лица, выезжающие на место согласно приказу руководства предприятия, должны проконтролировать вызов скорой медицинской помощи и сотрудников полиции на место ДТП. Если представители компании прибыли на место раньше указанных служб, они должны оказать первую медицинскую помощь потерпевшим, оградить место аварии.

Комиссия в процессе расследования должна собрать максимум информации о ДТП. Для этого используют:

  • фотографирование (до окончания расследования сотрудниками ДПС, положение транспортного средства не меняют);
  • показания свидетелей аварии;
  • заключения экспертизы;
  • видеосъёмку на камеру или любой гаджет;
  • схему ДТП, составленную с помощью компьютерной техники;
  • устные объяснения, письменные объяснительные водителя.
Читайте так же:  Семьям с детьми сбербанк снизит ставку по ипотеке

В случае отказа работника давать какие-либо объяснения, это фиксируется отдельным документом с подписями всех членов комиссии и прикладывается к акту. Для анализа происшествия могут понадобиться также протокол, акт или другие документы, составленные представителями ДПС.

Получить их можно, составив запрос. Для сбора информации и выяснения обстоятельств между членами комиссии разделяются полномочия и производятся такие действия:

[3]

Далее комиссия устанавливает круг должностных лиц, находящихся в поле ответственности по данному транспортному средству и производственному процессу. В связи с этим отмечается:

  • в исправном ли состоянии находилось транспортное средство (с уточнением всех его технических характеристик);
  • заявлялось ли водителем перед выпуском на линию о каких-либо неисправностях;
  • в распоряжение какого заказчика было направлена техника;
  • было ли у водителя водительское удостоверение, кем выдавался и проверялся путевой лист;
  • сколько времени было выделено на работу с заявкой;
  • заполнены ли все графы путевого листа, фактическое время выезда водителя;
  • кто из должностных лиц информировал водителя об особенностях работы на линии.

Экспертная группа также производит анализ работы транспорта на линии:

  1. как выполнялась работа на с момента официального выезда и до момента ДТП;
  2. на каком часу работы произошло ДТП.

Члены комиссии проводят оценку дорожных условий и условий видимости и состояния дороги в день ДТП:

  • в тёмное или светлое время суток произошло ДТП;
  • возможный туман, задымленность;
  • какой была температура воздуха;
  • присутствовал ли уклон проезжей части;
  • наличие мокрого асфальта, снежного наката, гололёда.

На основании полученной доказательной базы комиссия делает выводы, в которых указываются наиболее важные сведения об обстоятельствах:

  1. предшествующих ДТП;
  2. присутствующих в момент ДТП.

Результатом служебного расследования считается заключение о том:

  • есть ли вина водителя в ДТП (с обоснованием);
  • что послужило причиной ДТП (с указанием нарушенных пунктов ПДД и их конкретных формулировок);
  • какие были сопутствующие факторы, например, возможное алкогольное опьянение водителя.

Все полученные сведения заносятся в бланк акта. Дополнительно членами рабочей группы по расследованию собираются копии справок о ДТП, протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении и другие документальные подтверждения обстоятельств аварии.

Сроки проведения

Исключение из правил предусматривается в случае человеческих жертв или большого количества травмированных:

  1. Если погибло два и более человека (либо же четверо и более получили серьёзные травмы), срок расследования увеличивается до 7 дней.
  2. Если количество жертв достигло семи либо же травмировано четырнадцать и более человек, определяется десятидневный срок.
  3. При особо тяжких аварийных ситуациях с многочисленными жертвами, расследование ДТП переходит на более высокий уровень. В таких случаях оно затягивается.

Акт о состоянии дороги при аварии

Причиной дорожного происшествия может стать не только человеческий фактор, но и плохое качество дорожного покрытия. При его осмотре должны присутствовать представители дорожной службы, обслуживающей данный участок полотна, которых вызывают на место события представители ГИБДД.

Осмотр дороги должен быть проведён в течение суток с момента аварии. По результатам осмотра на месте происшествия заинтересованной стороной составляется акт, который подписывают стороны конфликта (представители предприятия, чья машина пострадала в результате дефектов дорожного полотна и сами «дорожники»), а также сотрудники ГИБДД.

Таким образом, служебное расследование дорожно-транспортного происшествия – дело недолгое, но ответственное, требующее командной деятельности и чёткой организации. Групповая аналитическая работа по изучению обстоятельств аварии поможет сделать оргвыводы, разработать стратегии повышения безопасности труда и использования транспорта субъектов предпринимательской деятельности, организаций.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Акт служебного расследования ДТП на предприятии

Если автотранспортное средство субъекта предпринимательской деятельности стало участником ДТП, то этот факт нужно оформить документально. Для этого на предприятии начинается служебное расследование. В конце составляется акт (образец находится ниже).

Важно! Для проведения служебного расследования по ДТП отводится лишь 5 дней. Поэтому на предприятии нужно создать комиссию, которая составит объективный акт.

Комиссия в ходе расследования должна собрать максимум информации относительно дорожно-транспортного происшествия. Что может выступить в качестве доказательной базы?

  • фотографии (пока сотрудники ДПС проводят расследование нельзя менять положение авто);
  • показания свидетелей ДТП;
  • заключение экспертов;
  • видеосюжет, который снят на камеру либо телефон;
  • схема ДТП, составленная при помощи компьютерной техники;
  • объяснение водителя, который был за рулем авто;
  • при отказе участника ДТП давать объяснения это нужно зафиксировать на бумаге и приложить ко всем собранным документам;
  • протокол, акт и другие документы, которые составлены представителями ДПС.

Если автотранспортное средство сильно пострадало в дорожно-транспортном происшествии, то его необходимо переместить на ближайшую стоянку либо к месту привычной дислокации.

Как собрать доказательную базу

Сформированная на предприятии комиссия для проведения внутреннего служебного расследования может столкнуться с некоторыми проблемами, особенно при получении в органах ДПС и иных госинстанциях важных документов. Для этого рекомендуется составить письмо на имя начальника ГИБДД, в котором кратко изложить просьбу о получении копий, необходимых для проведения внутренней проверки ДТП.

[2]

Организационные моменты

Каждый субъект предпринимательской деятельности своим приказом определяет штатных или сторонних специалистов в состав комиссии. В документе нужно указать:

  • сроки проведения служебного расследования;
  • цели проверки;
  • порядок оформления;
  • полномочия членов комиссии и т. п.

По окончании проверки составляется акт, который является внутренним документом. Однако может быть использован на суде в качестве доказательства невиновности водителя.

Особенности акта

Документ должен содержать следующую информацию:

  • номер акта (порядковый);
  • дату оформления;
  • адрес, по которому составляется документ;
  • модификацию автотранспортного средства, ее государственный и инвентарный номер, всю доступную техническую информацию;
  • срок ввода авто в эксплуатацию;
  • сумму начисленного до момента ДТП износа;
  • личные данные водителя;
  • описание места происшествия, положение машины;
  • наличие пострадавших в ДТП;
  • вывод-заключение экспертной группы и т. п.

Правила оформления

  1. Первая часть акта содержит информацию относительно членов комиссии.
  2. Вторая часть документа предназначена для информации, которая касается водителя, управляющего авто во время аварии.
  3. В третьем разделе документа члены комиссии описывают дорожные и погодные условия во время ДТП, положение авто, наличие дорожной разметки и знаков.
  4. Четвертая часть акта содержит сведения о техническом состоянии авто, его исправности на момент дорожно-транспортного происшествия.
  5. Пятый раздел заполняет комиссия, когда готова сделать выводы о проведенном служебном расследовании.
Читайте так же:  Бесплатная консультация по алиментам

После оформления документа все члены комиссии ставят свою подпись. Директор организации заверяет акт, который на протяжении 5 и более лет нужно хранить в отделе кадров либо в бухгалтерии.

Расследование ДТП на предприятии

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодняшняя статья посвящена не очень приятной, но очень нужной теме в жизни специалиста по БДД – расследованию дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП).

Немного поясню, почему эта тема не очень приятна для специалиста по БДД. Служба организована, профилактикой занимаемся регулярно – все идет, «как по маслу», все довольны и собой, и своей работой. Но в один прекрасный момент мы получаем информацию о произошедшем с автомобилем вашей организации ДТП. В этот момент в голове крутится много вопросов: как так? В чем причина? Почему? Где недоработка в профилактической работе? Что нужно делать, чтобы этого больше не произошло?

Закон (196-ФЗ) обязывает нас, специалистов, «анализировать и устранять причины ДТП». Но чтобы «анализировать и устранять», нужно провести его всестороннее расследование.

Расследование начинается на месте ДТП. Необходимо собрать максимум информации о данном происшествии. Можете поверить моему опыту: в зависимости от увиденного не только у начинающего специалиста по БДД, но даже у «видавшего виды» волосы на голове встают дыбом. Начинается мандраж до такой степени, что тут же забываешь, зачем приехал.

Поэтому, приехав на место, не стоит судорожно бегать, пытаясь поговорить со всеми участниками ДТП, выяснить какие-то детали происшествия, что-то запомнить. Как говорится, «тупой карандаш лучше острой памяти». Поэтому все, что увидели, все, что узнали, необходимо записать на бумагу ту информацию, которая в дальнейшем пригодится при расследовании.

А чтобы облегчить сбор информации о ДТП, предлагаю Карточку осмотра места ДТП. Она разработана мной (для собственного пользования), но, как показала практика, бланк очень удобен. Писанины в нем минимум, зато излагается самая суть. Можете свободно скачивать бланк, использовать его в работе при расследовании.

Первая страница карточки не вызывает никаких вопросов, все интуитивно понятно. Но к заполнению оборотной стороны нужно отнестись серьезно. От грамотного составления схемы ДТП зависит правильная оценка действий его участников. Желательно поговорить со всеми участниками происшествия, выяснить детали происшествия, изложить их в разделе «Подробные обстоятельства ДТП».

Кроме сбора информации, относящейся к ДТП, нужно сделать максимальное количество фотографий. Что нужно снять: расположение транспортных средств на проезжей части; повреждения, неповрежденные части транспортных средств-участников ДТП; расположение относительно линий разметки, дорожных знаков; следы торможения; осыпи грязи или снега с транспортных средств, ближе-дальше; общий вид всех транспортных средств, участвовавших в ДТП; не забыть, чтобы в кадр попали регистрационные знаки транспортных средств-участников происшествия и т. п..

При сложных, с точки зрения расследования, ДТП нужно проводить видеосъемку. В дальнейшем может оказаться так, что незначительная с виду фотография может потом оказать помощь при разборе дорожного происшествия в органах ГИБДД или суде. На ней могут быть зафиксированы определенные доказательства невиновности (или вины) водителя вашего предприятия.

На месте аварии также будут работать и сотрудники ГИБДД, которые тоже будут составлять схему ДТП, опрашивать его участников, составлять Протоколы осмотра и т. п. Советую вам лично присутствовать при составлении Схемы ДТП сотрудниками ГИБДД, чтобы вы могли проверить правильность ее составления. Второй участник дорожного происшествия может быть их знакомым, рулетка у них может начинаться не с «нуля» и т. д.

Если что-либо для вас будет не ясно в их Схеме, нужно потребовать исправить неточности. Только после этого разрешаете водителю вашего предприятия расписываться в ней.

Если самостоятельное передвижение автомобиля вашего предприятия невозможно, нужно организовать либо техническую помощь по устранению неисправностей, либо буксировку на место дислокации автомобиля (база, гараж) с соблюдением установленных ПДД требований при буксировке.

Следующий этап расследования — сбор документации, составленной сотрудниками ГИБДД на месте аварии. Для этого составляется письмо на имя начальника ГИБДД с просьбой предоставить копии документов по дорожному происшествию, мотивируя тем, что данные документы необходимы для внутреннего расследования и проведения профилактической работы с водительским составом.

Когда собрана необходимая документация (как составленная вами, так и сотрудниками ГИБДД) приступают непосредственно к расследованию ДТП. Для этого нужно проанализировать действия каждого из участников в момент, предшествующий ДТП, оценить эти действия с точки зрения соблюдения Правил дорожного движения, сделать выводы относительно причин, способствовавших дорожному происшествию, и вынести заключение о виновности того или иного участника аварии.

Результаты расследования должны быть оформлены Актом служебного расследования, который составляется комиссионно, подписывается членами комиссии. Пример оформления Акта вы можете посмотреть здесь.

Не стоит предвзято относиться к оформлению Акта расследования, т. к. в определенных случаях (когда имели место тяжелые последствия или у работников ГИБДД вызывает сомнение определение степени виновности участников) ваш Акт могут потребовать органы следствия.

Акт расследования может послужить серьезным аргументом, доказывающим невиновность водителя вашего предприятия. Сотрудники ГИБДД могут не заметить каких-либо доказательств, деталей, а вы в ходе своего расследования их обнаружите.

Но не стоит откладывать расследование надолго. Срок расследования всех дорожно-транспортных происшествий, произошедших с принадлежащими предприятию (ИП) транспортными средствами, установленный законодательством, составляет не более 5 суток.

На сегодня всё. До новых встреч. Комментируйте. Задавайте вопросы.

Порядок и сроки проведения служебного расследования ДТП

Многими бизнес-субъектами, напрямую не связанными с пассажирскими или грузовыми перевозками, используются в производственных целях легковые автомобили. К сожалению, они не застрахованы от аварий на дорогах. И когда таковые случаются, важно оперативно и грамотно провести служебное расследование ДТП. Игнорирование этой необходимости чревато привлечением к ответственности компании вне зависимости от ее формы собственности.

Служебное расследование – понятие, цели, регламентация

В случае аварии сотрудники ГИБДД, приезжающие на место, а также представители следственных органов (если последствия ДТП тяжелые) обязаны выяснить причины случившегося, определить виновность водителя транспортного средства и других участников в целом.

Если автомобиль принадлежит бизнес-субъекту, то в дополнение к этому проводится локальное служебное расследование, в ходе которого изучаются:

  • обстоятельства, предшествующие аварии;
  • причины происшествия;
  • имеющиеся последствия;
  • участники аварии, их действия и вина.
Читайте так же:  Изменение правил обеспечения охраны здоровья работников

Следовательно, целями проведения данного мероприятия являются:

  • установление обстоятельств и причин случившегося;
  • определение нарушений правил, локальных инструкций и нормативов;
  • принятие мер по недопущению ДТП в будущем.

Локальным нормативным актом, регулирующим процесс проведения расследования, является соответствующее Положение. Оно должно содержать методику разбора происшествия и документальное сопровождение.

Положение о порядке проведения служебного расследования ДТП

Форма документа на законодательном уровне не проработана. При его составлении следует руководствоваться делопроизводственными нормами.

На практике, Положение может включать такие смысловые блоки:

  • Понятие служебного расследование, его целевая направленность и документирование.
  • Ответственные за расследование лица.
  • Действия сотрудника, попавшего в ДТП, руководителя бизнес-субъекта и его представителей.
  • Действия представителей компании на месте ДТП.
  • Порядок составления Акта служебного расследования ДТП.
  • Порядок донесения итогов расследования и разработанных превентивных мер до трудового коллектива.

Кто проводит служебное расследование ДТП

По каждому ДТП издаётся административное распоряжение, в котором указаны конкретные сроки и ответственные лица (в составе комиссии).

Чаще всего, комиссия включает трех членов (один из них – председатель, в роли которого выступает административное лицо компании или предприятия, либо же его зам). Обязательно включение лица, ответственного за БДД (безопасность дорожного движения). В качестве иных членов выступают, чаще всего, кадровики, сотрудники бухгалтерии, сторонние специалисты.

Сроки проведения служебного расследования ДТП руководителем предприятия

Процедура расследования происшествия имеет четкие временные рамки, равные 5 дням с даты ДТП. На них не влияют никакие факторы (даже тяжесть аварии).

Администрации территориальных производственных коопераций на расследование ДТП с 2 погибшими или четырьмя и больше пострадавшими, дается на расследование 7 дней.

Аварии, повлекшие смерть 7 и больше лиц, а также травмирование более 14 человек, расследуются 10 суток.

Порядок проведения служебного расследования ДТП

Свое начало расследование берет на месте происшествия. Руководство компании, чей сотрудник стал участником ДТП, обязано в кратчайшие сроки делегировать туда своего представителя (чаще всего – специалиста по БДД) или комиссию для оказания помощи пострадавшим и доставки их в медицинские учреждения, а также фиксирования следов аварии и поиска свидетелей.

Сбор информации считается первым этапом процедуры. Для качественного анализа следует собрать как можно больше данных, включая:

  • время происшествия;
  • место аварии и имеющиеся погодные условия;
  • дорожные условия, обстановку;
  • характеристику транспортного средства;
  • наличие и число пострадавших, характер травм;
  • информацию о подчиненном-водителе, его состоянии;
  • цель и вид поездки;
  • документы (на автомобиль, путевой лист);
  • наличие или отсутствие отклонений от заданного маршрута;
  • вид ДТП.

Фиксировать их стоит в заранее продуманной бумаге на протяжении осмотра места происшествия и опроса участников.

Также можно вести фото- и видеосъёмку. На ее основании должны четко определяться:

  • место аварии;
  • положение автомобиля в пространстве;
  • следы транспортного средства и его повреждения;
  • номера автомобилей-участников ДТП.

В процессе следует контактировать с работниками ГИБДД (не только для выяснения нюансов, но и контроля правильности составления ими документов). В случае несогласия с их мнением следует внести поправки и коррективы.

После сбора данных наступает второй этап – само расследование. В ходе него анализируются полученные сведения, определяются намерения и действия водителей, а также их соответствие правилам, выясняются причины происшествия, делаются выводы.

Особо тщательно нужно проводить расследование, если сотрудник за рулем был пьян. Кроме того, важно установить связь между инцидентом и недоработками организации по обеспечению БДД. Для реализации последнего проверяются:

  • следование нормам перевозок и рабочего режима;
  • репутация и трудовая дисциплина водителя;
  • организация обучения и повышения квалификации водителей;
  • меры, применяемые к нарушителям;
  • скоростной режим;
  • состояние автомобиля до поездки, характер его проверки, ответственные за нее лица, наличие заявок о неполадках;
  • техническое обслуживание ТС.

Заключительным этапом расследования станет составление Акта, визируемого членами комиссии. К его оформлению нужно подходить грамотно, так как он может стать доказательством невиновности подчиненного в суде ил понадобиться следственным органам.

[1]

Структурно документ включает 7 разделов. В первом указывается состав комиссии, данные о ТС, пострадавших и обстоятельствах происшествия.

Во втором отмечается, на каких основаниях водитель отправился в поездку, проходил ли он медосмотр, маршрут следования.

Третий раздел содержат информацию о дорожных и природных условиях.

Информация о водителе указывается в следующем разделе. Это должен быть его стаж работы, повышение квалификации, состояние здоровья, репутация и так далее.

Пятый раздел отводится под указание данных о пострадавших ТС.

6 раздел показывает работу, проводимую на предприятии по обеспечению БДД. Здесь указываются выявленные в процессе расследования недостатки и дается оценка системе.

Заключительный раздел содержит выводы и предложения. Указывается, что комиссия считает предпосылками происшествия, какие меры предотвращения повторной ситуации предлагаются.

К акту нужно приложить:

  • копии бумаг из ГИБДД (особенно схему);
  • документы, уточняющие обстоятельства, в том числе свидетельские показания;
  • данные об участниках аварии.

После этого заполняется форма учёта ДТП, включающая две части: первую, которая ежемесячно уточняется в органах внутренних дел, и вторую, используемую на локальном уровне.

Видео (кликните для воспроизведения).

Подытоживая вышенаписанное, следует еще раз акцентировать внимание на том, что любое ДТП, в котором задействован легковой автомобиль компании и ее сотрудник, подлежит расследованию специально созданной комиссией. Его продолжительность зависит от тяжести происшествия. В процессе расследования уточняются обстоятельства и причины ДТП с целью предотвращения подобного в будущем.

Источники


  1. Мархгейм, М. В. Правоведение / М.В. Мархгейм, М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков. — М.: Феникс, 2009. — 416 c.

  2. Безуглов, Анатолий Встать! Суд идет: моногр. / Анатолий Безуглов. — М.: Детская литература. Москва, 2014. — 224 c.

  3. Кудрявцев И. А., Ратинова Н. А. Криминальная агрессия; Издательство МГУ — Москва, 2013. — 192 c.
Акт служебного расследования дтп на предприятии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here